Основные положения Римской конвенции об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.)

Понятие интеллектуальной собственности как результат творческой деятельности.

Понятие "интеллектуальная собственность" было впервые введено в международные правовые документы в 1967 г. Стокгольмской конвенцией, учредившей ВОИС - Всемирную организацию интеллектуальной собственности (однако уже в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. в аналогичном значении употреблялся термин "результаты интеллектуального творчества").
В соответствии со ст. 2 этой Конвенции понятие интеллектуальной собственности включает в себя все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Таким образом, основу интеллектуальной собственности составляют авторское и патентное право, однако они не исчерпывают это понятие, поскольку сюда же относится право на промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, ноу-хау, знаки обслуживания.
Термин "интеллектуальная собственность" применяется в правовой доктрине развитых стран и в международно-правовых соглашениях, однако внутреннее законодательство большинства зарубежных стран не содержит понятия интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная деятельность – умственная (мыслительная, духовная, творческая) деятельность человека в области науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна). Интеллектуальная деятельность отражает использование человеком способностей рационального познания. Понятие «интеллектуальная деятельность» не совпадает с понятием «творческая деятельность». Творческая деятельность предполагает только новизну результатов такой деятельности, тогда как интеллектуальная деятельность не любая, а именно рациональная деятельность человека, отражающая деятельность, осуществляемую при помощи рациональных, логических умозаключений. Интеллектуальная деятельность значительно влияет на развитие науки, техники, литературы и искусства и художественного конструирования (дизайна).

Признаки интеллектуальной деятельности:

1) интеллектуальная деятельность носит идеальный характер. Результат интеллектуальной деятельности продуцируется сознанием человека путем логического построения мысли и отражает новизну мысли;

2) результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом;

3) результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных либо художественных образов. То, в чем выражены результаты интеллектуальной деятельности (книги, аудиовизуальные носители), сами по себе не являются результатами интеллектуальной деятельности.

Подлежит защите не форма выражения интеллектуальной деятельности (книга, картина), а ее содержание (основная мысль произведения). Результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально;

4) продуктом интеллектуальной деятельности могут быть средства индивидуализации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также индивидуализации выполняемых работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров). Кроме того, что они являются плодом умственной и творческой деятельности, средства индивидуализации содействуют созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

2. Результаты интеллектуальной деятельности и условно приравненные к ней, охраняемые законодательством Российской Федерации.

Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

3. Объекты интеллектуальной собственности, признаваемые и охраняемые в Российской Федерации.

Охраноспособны в соответствие с действующим законодательством и,

следовательно, относятся к объектам интеллектуальной собственности следующие

результаты интеллектуальной деятельности:

n изобретения, полезные модели, промышленные образцы, охраняемые Патентным

Законом РФ;

n произведения науки, литературы и искусства, а также другие объекты

авторского и смежных прав, охраняемые законом РФ «Об авторском праве и

смежных правах»;

n программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые законом РФ «О правовой

охране программ для электронных вычислительных машин и бах данных»;

n топологии интегральных микросхем, охраняемые законом РФ « О правовой

охране топологий интегральных микросхем»;

n селекционные достижения, охраняемые законом РФ «О селекционных

достижениях».

Имущественные права на все перечисленные объекты, оборотоспособны, так как

передаются на основе авторских, лицензионных или иных договоров.

4. История законодательства об интеллектуальной собственности.

Первым правовым актом признавшим существование интеллектуальной собственности вполне достоверно можно считать - Декларацию Венецианской республики 1474 г. Согласно декларации любой гражданин, сделавший машину, раньше не применявшуюся на территории государства, получал привилегию, по которой всем остальным запрещалось на протяжении десяти лет изготавливать такие устройства. «Собственность на результаты творческой деятельности стала признаваться с XV в. Венецианская республика — крупнейшая морская и торговая держава того времени — первой сделала результаты творческой деятельности товаром. Другими словами, стали признаваться права собственности на результаты творческой деятельности. Впоследствии такое право собственности было установлено и в других странах. Так возникла система интеллектуальной собственности»1.

Сам термин "привилегии" использовался в современном значении слова "патент". Выдача привилегий на изобретения в России началась в середине 18 века, и первая из них была выдана в 1748 г. Окончательным и точным прототипом патента 19 века может быть признана выданная в 1752 году профессору М.В. Ломоносову привилегия на производство разнообразных стекол, и других галантерейных вещей. «Дабы Ломоносов как первый в России тех вещей сыскатель, за понесенный им труд удовольствие иметь мог бы впредь от нынешнего времени 30 лет никому другому в заведении тех фабрик дозволения не давать».

В выданной М.В. Ломоносову привилегии обозначались сразу несколько основных принципов патентного права. Во-первых, - монополия производителя, во-вторых, - право на использование патента и получение соответствующего вознаграждения, и в третьих, - срочность патента2.

Складывавшиеся еще в XVII - XVIII вв. институты авторского и патентного права (вспомним английские законы "Статут о монополиях" (1624 г.), "Статут королевы Анны" (1710 г.) и французский Патентный закон (1791 г.), положившие начало патентно-правовым и авторско-правовым законам) в XIX - XX вв., наряду с обобщенным наименованием "исключительные права", нередко стали называться "литературной", "научной", "художественной", "промышленной" либо "интеллектуальной собственностью". Иногда, правда, употребляются и другие понятия, такие как "охрана промышленных прав", "право нематериальных благ" или "право на духовное благо"3«принято считать, что происхождение понятия «интеллектуальная собственность» связано с французским законодательством конца XVIII века. Во вводной части патентного закона Франции 1791 года говорится, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца»4.

Конституция США 1787 г, была враждебна всем и всяческим монополиям и привилегиям, однако давала Конгрессу право "поощрять развитие наук и полезных искусств посредством выдачи на ограниченные периоды времени авторам и изобретателям исключительных прав на их сочинения и открытия". По сей день эта норма является основополагающей, постоянно цитируется во время слушания патентных и копирайтных тяжб. На основании этой конституционной нормы в 1790 году принял закон об авторском праве, а в 1792 - закон о патентах.

Обязательно следует упомянуть, что немаловажным толчком в развитии права интеллектуальной собственности и авторского права в частности, стал бурный рост книгопечатания.

В конце XX века особенно остро встал вопрос о возмездности отношений по использованию интеллектуальной собственности. По настоящее время существуют две диаметрально противоположные правовые концепции по этому вопросу. Первая сводится к тому, что право на интеллектуальную собственность сводится к обычному праву собственности и соответственно обеспечивается аналогичной правовой защитой, вплоть до уголовной ответственности за ее нарушение. Так в США неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности приравнивается к краже чужого имущества. Вторая концепция сводиться к тому, что интеллектуальная собственность является особенным видом собственности принадлежащей всему обществу «public domain». Это очень упрощенное содержание обоих позиций отражающая их основополагающие идеи.

Теперь обратимся к самому понятию - интеллектуальная собственность. Под интеллектуальной собственностью, следует понимать – объекты, являющиеся результатами творения человеческого разума, человеческого интеллекта, творческой и интеллектуальной деятельности, представляющие совокупность (комплекс) прав, обладающих полезностью5.

В уставе Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС) говорится, "интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в торговле". Легальное определение интеллектуальной собственности, содержится в части 4 Гражданского кодекса РФ.

В ст. 1225 ГК РФ говориться, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

Кроме указанных выше объектов, российская судебная практика фактически приравняла доменные имена к самостоятельным средствам индивидуализации и отнесла их к охраняемым объектам интеллектуальной собственности.

Можно выделить следующие признаки интеллектуальной собственности:
1. Результат интеллектуальной деятельности.
2. Деятельность в сфере: искусства, науки иных видов творчества.
3. Наличие специфических и неотчуждаемых прав (например, право авторства.)
4. Имеет идеальную природу.
5. Не подлежит амортизации, может устареть только морально.
6. Возникает либо с момента регистрации либо одновременно с появлением результата интеллектуальной деятельности.

5. Национальное законодательство России и Международные договоры Российской Федерации, касающиеся интеллектуальных прав.

Международные договоры, администрируемые ВОИС, в которых принимает участие Российская Федерация

 

Название документа

 

Начало действия в отношении Российской Федерации

 

Промышленная собственность

 

Парижская конвенция по охране промышленной собственности

 

с 1 июля 1965 г.

 

Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности

 

с 26 апреля 1970 г.

 

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков

 

с 1 июля 1976 г.

 

Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков

 

с 10 июня 1997 г.

 

Договор о патентной кооперации (PCT)

 

с 29 марта 1978 г.

 

Договор о законах по товарным знакам (TLT)

 

с 11 мая 1998 г.

 

Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры

 

с 22 апреля 1981 г.

 

Страсбургское соглашение о Международной патентной классификации

 

с 3 октября 1976 г.

 

Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков

 

с 26 июля 1971 г.

 

Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов

 

с 15 декабря 1972 г.

 

Найробский договор об охране олимпийского символа

 

с 17 апреля 1986 г.

 

Международная конвенция по охране новых сортов растений (администрируется ВОИС совместно с Международным союзом по охране новых сортов растений — UPOV)

 

с 24 апреля 1998 г.

 

Договор о патентном праве (PLT)

 

с 12 августа 2009 г.

 

Сингапурский договор о законах по товарным знакам

 

с 18 декабря 2009 г.

 

Авторское право и смежные права

 

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

 

с 13 марта 1995 г.

 

Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники

 

с 20 января 1989 г.

 

Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм

 

с 13 марта 1995 г.

 

Римская конвенция по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов вещания

 

с 26 мая 2003 г.

 

Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП)

 

с 5 февраля 2009 г.

 

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ)

 

с 5 февраля 2009 г.

К международным договорам, в которых участвует Российская Федерация, относятся, в частности, следующие:

- Парижская конвенция ;

- Бернская конвенция ;

- Стокгольмская конвенция ;

- Соглашение о взаимном признании авторских свидетельств и иных охранных документов на изобретения, заключено в Гаване 18 декабря 1976 года ;

- Страсбургское соглашение о Международной патентной классификации от 24 марта 1971 года ;

- Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 года "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав" ;

- Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 года .

Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, входят в ее правовую систему. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законами Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

В первую очередь охрана интеллектуальной собственности гарантируется нормами Конституции Российской Федерации. Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации:

"Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Интеллектуальная собственность охраняется законом".

Законодательство об интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации ).

Общие положения о закреплении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности за физическим или юридическим лицом в настоящее время содержатся в ГК РФ.

 До последнего времени нормы, детально регулирующие правоотношения, связанные с интеллектуальной собственностью, содержались в специальных законах, определявших виды объектов и условия охраны, права на такие объекты. Такими законами, в частности, являлись:

- Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3517-1 ;

- Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 "О товарных знаках, Правовое регулирование знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" ;

- Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон N 5351-1) ;

- Закон Российской Федерации от 6 августа 1993 года N 5605-1 "О селекционных достижениях" );

- Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (далее - Закон N 3523-1) ;

- Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем" (далее - Закон N 3526-1)

- Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) .

Кроме того, положения об ответственности за нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности содержатся в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

6. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.

Основные положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.)

 

Бернская конвенция касается охраны произведений и прав их авторов. Она основывается на трех основных принципах и содержит ряд положений, определяющих минимальный уровень охраны, а также специальные положения, предназначенные для развивающихся стран, которые пожелают ими воспользоваться.

 

Три основных принципа заключаются в следующем:

 

1. Произведения, страной происхождения которых является одно из Договаривающихся государств (т.е. произведения, автор которых является гражданином такого государства, или произведения, которые были впервые опубликованы в таком государстве), должны пользоваться в каждом из других Договаривающихся государств таким же объемом охраны, какой последние предоставляют произведениям своих собственных граждан (принцип «национального режима») [1].

 

2. Охрана не должна обусловливаться выполнением каких-либо формальностей (принцип «автоматической» охраны)» [2].

 

3. Охрана не зависит от наличия охраны в стране происхождения произведения (принцип «независимости» охраны). Однако, в случае если Договаривающееся государство предусматривает более длительный срок охраны, чем минимальный срок, предписанный Конвенцией, и охрана произведения прекращает свое действие в стране происхождения, то после прекращения охраны в стране происхождения в охране может быть отказано [3].

 

Минимальные нормы охраны распространяются на подлежащие охране произведения и права, а также на срок охраны:

 

a. Применительно к произведениям охрана должна распространяться на «все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены» (статья 2(1) Конвенции).

 

b. С учетом некоторых допустимых оговорок, ограничений или исключений, к числу прав, которые должны признаваться исключительными правами на выдачу разрешений, относятся следующие:

 

право на перевод;

право на адаптации и аранжировки произведения;

право на публичное исполнение драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений;

право на публичное чтение литературных произведений;

право на передачу для всеобщего сведения исполнений таких произведений;

право вещания (с возможностью для Договаривающегося государства предусматривать вместо права выдачи разрешений лишь право на вознаграждение);

право на воспроизведение произведений любым способом и в любой форме (с возможностью для Договаривающегося государства разрешать, в некоторых особых случаях, воспроизведение без разрешения, при условии, что воспроизведение не входит в противоречие с нормальным использованием произведения и не наносит неоправданного ущерба законным интересам автора, и с возможностью для Договаривающегося государства, применительно к звукозаписи музыкальных произведений, предусматривать право на справедливое вознаграждение);

право использовать произведение в качестве основы аудиовизуального произведения, а также право на воспроизведение такого аудиовизуального произведения, его распространение, публичное исполнение или ознакомление с ним публики [4].

Конвенция также предусматривает «личные неимущественные права», т.е. право автора требовать признания его авторства на произведение и возражать против любого извращения, искажения или иного изменения произведения, а также любого иного действия, умаляющего его достоинства, которые могли бы нанести ущерб чести или репутации автора.

 

c. Применительно к продолжительности охраны общее правило сводится к тому, что охрана должна предоставляться до истечения пятидесятого года после смерти автора. Однако из этого общего правила имеются исключения. Срок охраны произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом, истекает спустя 50 лет с того момента, как произведение было законным образом сделано доступным для публики, за исключением случаев, когда использованный автором псевдоним не оставляет сомнений в его личности, или когда автор раскрыл свою личность в течение этого срока; в последнем случае применяется общее правило. Для аудиовизуальных (кинематографических) произведений минимальный срок охраны истекает спустя 50 лет после того, как произведение стало доступным для публики (его «выпуска»), либо, если этого не происходит, после создания произведения. Для произведений прикладного искусства и фотографических произведений минимальный срок охраны составляет 25 лет с момента создания произведения [5].

 

Бернская конвенция допускает определенные ограничения и исключения в отношении имущественных прав, то есть ситуации, когда произведения, пользующиеся охраной, могут использоваться без разрешения правообладателя и без выплаты вознаграждения. Эти ограничения обычно именуются «свободным использованием» охраняемых произведений и регулируются положениями статей 9(2) (воспроизведение в определенных особых случаях), 10 (цитирование и использование произведений в качестве иллюстраций в учебных целях), 10bis (воспроизведение газетных или иных подобных статей и использование произведений в целях сообщения о текущих событиях) и 11bis(3) (записи краткосрочного пользования для передачи в эфир).

 

Приложение к Парижскому акту Конвенции также дает развивающимся странам право применять в определенных случаях принудительные лицензии для целей перевода и воспроизведения произведений в связи с образовательной деятельностью. В таких случаях предписанное использование допускается без разрешения правообладателя, при условии выплаты установленного законом вознаграждения.

7. Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах.

Всемирная конвенция об авторском праве (ВКАП) (иногда Женевская конвенция) (англ. Universal Copyright Convention) — международное соглашение по охране авторского права, действует под патронажем ЮНЕСКО. Принята на Межправительственной конференции по авторскому праву в Женеве 6 сентября 1952 года. Задача конвенции состояла в том, чтобы ни одна страна не оставалась вне рамок международной системы охраны авторского права.

 

Всемирная конвенция имеет более универсальный характер , чем Бернская конвенция, и поэтому более приемлема для стран с различным общественным строем, уровнем экономического развития, традициями и т. д. В этой Конвенции содержится небольшое количество материально-правовых норм, и она допускает менее согласованное внутренне законодательство странучастниц, т. е. предпочтение отдается вопросам национального права.

 

Все устанавливаемые Всемирной конвенцией прямые нормы в материальном смысле существенно ниже , чем в Бернской конвенции.

 

Согласно Всемирной конвенции минимальный срок охраны имущественных прав определен в границах жизни автора и 25 лет после его смерти. Право на перевод, которое подлежит обязательной охране во всех странах, присоединившихся к Всемирной конвенции, во внутреннем законодательстве может быть ограничено (например, в виде выдачи специальных лицензий на перевод).

 

Всемирная конвенция не касается прав владельцев фонограмм, не детализирует защиту кино и телефильмов, оставляя эти вопросы на усмотрение государств-участников.

 

Советский Союз подписал Всемирную конвенцию 1 июня 1973 г. После ее подписания во внутреннем законодательстве СССР произошли изменения. В частности, изменения коснулись охраны прав автора в отношении переводов его произведений . Было признано, что перевод произведения в целях выпуска в свет допускается не иначе как с согласия автора или его правопреемников. Перевод, как и некоторые другие формы использования произведения, предполагал заключение с автором договора, что означало отказ от многолетнего принципа «свободы перевода», отказ от безгонорарного использования произведений, написанных на других языках.

 

Изменились также сроки действия авторского права. Советские Основы гражданского законодательства устанавливали, что авторское право принадлежало автору пожизненно, а после его смерти законодательством союзных республик права владения определялись для разных видов произведений на сроки до 15 лет. Начиная с 1973 г. нормы советского права стали соответствовать Всемирной конвенции : 25 лет после смерти автор а– на литературные произведения и 10 лет– на фотографические произведения и произведения прикладного искусства. Новые нормы советского права интеллектуальной собственности стали применяться с 1 июня 1973 г., так как Всемирная конвенция обратной силы не имеет.

8. Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция).

 

Основные положения Римской конвенции об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.)

Римская конвенция обеспечивает охрану прав исполнителей в отношении исполнений, производителей фонограмм в отношении фонограмм и вещательных организаций в отношении передач.

1. Исполнители (актеры, певцы, музыканты, танцоры и исполнители литературных или художественных произведений) пользуются охраной от определенных действий, на которые они не давали своего согласия, таких как трансляция и передача для всеобщего сведения «живого» исполнения; запись «живого» исполнения, воспроизведение записи, если первоначальная запись была выполнена без согласия исполнителя или если воспроизведение осуществляется для целей, отличных от тех, на которые было дано согласие.

2. Производители фонограмм имеют право разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм. В Римской конвенции «фонограммы» определяются как любая чисто акустическая запись звуков исполнения или иных звуков. Если фонограмма, выпущенная с коммерческими целями, применяется для вторичного использования (например, для трансляции или сообщения для всеобщего сведения в любой форме), лицо, использующее фонограмму, обязано уплатить исполнителям, производителям фонограмм или тем и другим разовое справедливое вознаграждение. Тем не менее, Договаривающиеся государства вправе не применять это правило или ограничить его применение.

3. Вещательные организации имеют право разрешать или запрещать определенные действия, а именно: ретрансляцию их передач, запись их передач, воспроизведение таких записей, публичный показ их телевизионных передач, если такой показ производится в местах, за доступ в которые с публики взимается входная плата.

Римская конвенция допускает ограничения и исключения из вышеуказанных прав в национальном законодательстве применительно к частному использованию, использованию коротких отрывков в связи с репортажами о текущих событиях, краткосрочным записям, осуществляемым вещательными организациями на собственном оборудовании и для собственных передач, использованию исключительно в учебных целях или в научно-исследовательской деятельности и всем другим случаям, когда национальное законодательство предусматривает изъятия из авторских прав на литературные и художественные произведения. Кроме того, как только исполнитель дает свое согласие на включение исполнения в визуальную или аудиовизуальную запись, положения о правах исполнителя теряют свою дальнейшую силу.

Что касается продолжительности охраны, то она должна составлять не менее 20 лет начиная с конца года, в котором (i) была сделана запись - в случае фонограмм и содержащихся в них исполнений; (ii) состоялось исполнение - в случае исполнений, не содержащихся в фонограммах; (iii) состоялась передача в эфир. Тем не менее, в национальном законодательстве, по крайней мере для фонограмм и исполнений, все чаще предусматривается 50-летний срок охраны.

Административные функции Римской конвенции осуществляются ВОИС совместно с Международной организацией труда (МОТ) и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

9. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция).

Основные положения Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г.)

Брюссельская, или Спутниковая, конвенция предусматривает обязанность каждого из Договаривающихся государств принимать достаточные меры для предотвращения несанкционированного распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала, передаваемого через спутник. Распространение считается несанкционированным, если на него не было получено разрешения от организации – обычно вещательной организации – определившей содержание программы. Эта обязанность существует в отношении организаций, являющихся юридическими лицами Договаривающегося государства.

Конвенция допускает введение определенных ограничений в отношении охраны. Распространение несущих программы сигналов лицами, не имеющими соответствующего разрешения, допускается, если такие сигналы используются для передачи коротких выдержек, содержащих сообщения о текущих событиях или в качестве цитат коротких выдержек из программы, передаваемой при помощи таких сигналов, или, применительно к развивающимся странам, программы, передаваемой при помощи таких сигналов, если она распространяется исключительно в учебных целях, включая обучение совершеннолетних или научно-исследовательскую деятельность. Конвенция не устанавливает сроков охраны, оставляя этот вопрос на усмотрение национального законодательства.

Положения Конвенции не применяются в случаях, когда распространение сигналов производится со спутников прямого вещания.

10. Международные договоры, содержащие положения, посвященные вопросам охраны авторских и смежных прав.

В современном мире внутригосударственное правовое регулирование вопросов авторского права и смежных прав во многом предопределяется положениями международных договоров, действующих в данной области.

 

Характерной особенностью объектов авторских и смежных прав, как и иных объектов интеллектуальной собственности, традиционно признавался их территориальный характер: они возникают в соответствии с законами определенного государства, их действие при отсутствии международных договоров, как правило, ограничивается только территорией такого государства.

 

Заключение международных договоров позволяет обеспечить охрану и защиту прав российских авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций за рубежом. В свою очередь, вступая в международные договоры, Российская Федерация гарантирует предоставление на предусмотренных ими условиях и в установленных ими пределах охраны прав на произведения и объекты смежных прав иностранных правообладателей.

Согласно действующим международным договорам охрана произведениям и объектам смежных прав предоставляется на основании таких критериев, как гражданство, место опубликования, место первой записи и т.д., т.е. факторов, связанных, как правило, с созданием произведения или объекта смежных прав определенным лицом или организацией либо совершением в отношении таких объектов определенных действий (опубликованием, передачей в эфир и т.д.). Последующая передача прав и изменение правообладателя не влияет на решение вопросов предоставления охраны в той или иной стране.

 

Так, произведение, созданное иностранным автором и не охраняемое по каким-либо причинам на территории Российской Федерации, не станет охраняемым на территории нашей страны в случае приобретения за рубежом прав на него российским гражданином или юридическим лицом. Аналогичным образом переход прав на произведение российского автора к иностранному правообладателю не приведет к изменению условий охраны такого произведения, причем такая охрана будет предоставляться независимо от наличия или отсутствия какого-либо международного договора на основании непосредственно российского законодательства.

 

Российская Федерация участвует во всех основных международных договорах в сфере авторского права и смежных прав, которые условно могут быть объединены в несколько групп:

- международные договоры, регламентирующие вопросы охраны авторских прав;

- международные договоры по вопросам охраны смежных прав;

- иные международные договоры, содержащие положения, посвященные охране как авторских, так и смежных прав, либо регламентирующие более широкий круг вопросов, а также двусторонние соглашения по вопросам авторских и смежных прав.

 

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (вступила в силу в 1968 г.);

Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. (Россия совместно с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной; вступило в силу в том же году);

12. Система договоров в сфере интеллектуальной собственности.

ЛЕКЦИЯ. Система договоров в сфере интеллектуальной собственности

1. Договор отчуждения исключительного права и лицензионные договоры в сфере промышленной собственности

Закон не дает определения договору об отчуждении патента, раскрывая лишь некоторые его признаки, с учетом которых можно дать следующую дефиницию. Договор о передаче исключительных прав (отчуждении патента) — гражданско-правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (патентообладатель) обязуется передать исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец другой стороне (приобретателю патента). Закон устанавливает возможность отчуждения патента любому юридическому или физическому лицу. Единственным существенным условием договора является его предмет. Предмет договора составляет передача патента не как вещи, а как юридического документа, удостоверяющего приоритет, авторство на объект и исключительное право на его использование. Условие о предмете должно быть сформулировано таким образом, чтобы можно было установить имя или наименование патентообладателя, название объекта прав, номер патента и дату приоритета запатентованного объекта. Цена не является существенным условием данного договора, однако в случае возмездного отчуждения патента она должна быть указана в договоре, поскольку в данной ситуации не может быть применено правило пункта 3 ст. 424 ГК РФ. Договор должен быть заключен в письменной форме и подлежит обязательной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее – ФСИС). Закон не устанавливает требования о том, чтобы договор был заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, однако другие способы, предусмотренные статьей 434 ГК РФ, являются неприемлемыми ввиду необходимости регистрации договора в ФСИС. При несоблюдении правила о регистрации договор считается недействительным. Регистрации подлежат также изменение и расторжение договора об отчуждении патента. В соответствии с ст. 1366 ГК РФ заявитель, являющийся автором изобретения, при подаче заявки на выдачу патента на изобретение может приложить к ее документам заявление о том, что в случае выдачи патента он обязуется передать исключительное право на изобретение на условиях, соответствующих установившейся практике, лицу, первому изъявившему такое желание и уведомившему об этом патентообладателя и ФСИС, — гражданину Российской Федерации или российскому юридическому лицу. При наличии такого заявления патентные пошлины, предусмотренные указанным Законом, в отношении заявки на изобретение и патента, выданного по такой заявке, не взимаются. ФСИС публикует сведения об указанном заявлении. Патентообладатель обязан заключить договор о передаче исключительного права на изобретение с лицом, изъявившим такое желание. Лицо, заключившее с патентообладателем договор о передаче исключительного права на изобретение, обязано уплатить все патентные пошлины, от уплаты которых был освобожден заявитель (патентообладатель). В дальнейшем патентные пошлины уплачиваются в установленном порядке. Для регистрации в ФСИС договора об отчуждении патента к заявлению о регистрации договора должен быть приложен документ, подтверждающий уплату всех патентных пошлин, от уплаты которых был освобожден заявитель (патентообладатель). В отличие от договора об отчуждении патента, в рамках лицензионных договоров происходит не полная, а частичная передача исключительных прав патентообладателя.

Лицензионный договор — гражданско-правовой договор, в силу которого патентообладатель (лицензиар) передает право на использование охраняемого изобретения, полезной модели или промышленного образца в объеме, предусмотренном договором другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором. В ГК РФ данный договор регламентирован статьей 1367. К подзаконным актам, устанавливающим правила о лицензионных договорах, относится Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о передаче права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации1. Договор является консенсуальным, двустороннеобязывающим и, как правило, возмездным. Закон не устанавливает каких-либо специальных требований к лицензиару. В качестве лицензиата может выступать патентобладатель. Существенным условием договора является его предмет — предоставление права на использование запатентованного объекта. Предмет должен быть сформулирован таким образом, чтобы определить объем передаваемых прав. Договором может быть предусмотрено право лицензиара заключать сублицензионные договоры.

1 См.: Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о передаче права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации //

Цена договора не является существенным условием, однако само легальное определение лицензионного договора предусматривает возможность внесения лицензиаром лицензиату платежей в порядке, установленном договором. Выделяют две основные формы платежей: платежи на базе роялти и паушальные платежи. Паушальный платеж означает единовременно выплачиваемую твердую денежную сумму. Платежи роялти выплачиваются периодически. Допускается и сочетание различных форм внесения платежей. Вместо или вместе с внесением платежей на лицензиара может быть возложена обязанность по поддержанию патента в силе (уплате патентных пошлин) и другие обязанности имущественного или неимущественного характера. Закон ничего не говорит о сроке лицензионного договора. Лицензионный договор может быть заключен без указания срока действия, т.е. на период действия патента, либо с указанием этого срока. Таким образом, можно сделать вывод, что лицензионный договор всегда носит срочный характер. К форме лицензионного договора предъявляются требования, аналогичные требованиям к форме договора об отчуждении патента. Лицензионный договор также подлежит обязательной регистрации в ФСИС. Такие же требования предъявляются и к договорам, вытекающим из лицензионного договора, к дополнительным соглашениям к нему. В частности, Президиум ВАС РФ оставил без изменения решение арбитражного суда о признании недействительным договора о переводе долга, вытекающего из лицензионного договора (постановление Президиума ВАС РФ от 13 января 2004 г. № 13695/03). Существует несколько оснований для классификации лицензионных договоров: • по предмету: лицензионные договоры на изобретения; лицензионные договоры на полезные модели; лицензионные договоры на промышленные образцы; • по объему передаваемых прав: простые лицензии. Лицензиар передает и разрешает использовать лицензиату право на запатентованный объект в пределах территорий, обусловленных соглашением, и на определенный срок, оставляя за собой право как самому использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец, так и предоставлять аналогичные лицензии другим лицам; исключительные лицензии. Лицензиар передает и разрешает использовать лицензиату запатентованный объект единолично в пределах территориальных ограничений, установленных соглашением, и на определенный срок, отказываясь от права предоставления лицензий третьим лицам и от права самому использовать запатентованный объект в тех же пределах, что и лицензиат; полные лицензии. Лицензиар передает и разрешает использовать запатентованный объект без каких-либо ограничений на срок действия лицензионного соглашения, полностью отказываясь от самостоятельного использования запатентованного объекта на тот же срок; сублицензии. Лицензиат, обладающий правом на запатентованный объект в силу полной или исключительной лицензии, передает и разрешает использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец сублицензиату в объеме, обусловленном соглашением, и на определенный срок, в пределах предоставленных ему прав по полной или исключительной лицензии; • по свободе заключения договора: договоры, заключаемые на основе принципа свободы договора; открытые лицензии. Патентообладатель может подать в ФСИС заявление о предоставлении любому лицу права на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца (открытая лицензия). Размер патентной пошлины за поддержание патента в силе уменьшается в этом случае на 50%, начиная с года, следующего за годом публикации ФСИС сведений о таком заявлении. Лицо, изъявившее желание использовать указанные изобретение, полезную модель или промышленный образец, обязано заключить с патентообладателем договор о платежах. Если патентообладатель в течение 2 лет с даты такой публикации не получал предложений в письменной форме о заключении договора о платежах, по истечении 2 лет он может подать в ФСИС ходатайство об отзыве своего заявления. В этом случае патентная пошлина за поддержание патента в силе подлежит доплате за период, прошедший с даты публикации сведений о заявлении, и в дальнейшем уплачивается в полном размере. ФСИС осуществляет публикацию сведений об отзыве заявления (см. п. 2 ст. 1368 ГК РФ); принудительные лицензии. Если запатентованные изобретение или промышленный образец не используются либо недостаточно используются патентообладателем и лицами, которым переданы на них права, в течение 4 лет с даты выдачи патента, а запатентованная полезная модель — в течение 3 лет, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров или услуг на товарном рынке или рынке услуг, то любое лицо, желающее и готовое использовать запатентованные изобретение, полезную модель или промышленный образец, при отказе патентообладателя от заключения с этим лицом лицензионного договора на условиях, соответствующих установившейся практике, имеет право обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной неисключительной лицензии на использование на территории Российской Федерации таких изобретения, полезной модели или промышленного образца, указав в исковых требованиях предлагаемые им условия предоставления такой лицензии, в том числе объем использования, размер, порядок и сроки платежей. Если патентообладатель не докажет, что неиспользование или недостаточное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца обусловлено уважительными причинами, суд принимает решение о предоставлении указанной лицензии и об условиях ее предоставления. Суммарный размер платежей должен быть установлен не ниже чем цена лицензии, обычно определяемая при сравнимых обстоятельствах (см. п. 1 ст. 1362 ГК РФ). Если патентообладатель не может использовать изобретение, на которое он имеет исключительное право, не нарушая при этом прав обладателя другого патента на изобретение или полезную модель, отказавшегося от заключения лицензионного договора на условиях, соответствующих установившейся практике, патентообладатель имеет право обратиться в суд с иском к обладателю другого патента о предоставлении принудительной неисключительной лицензии на использование на территории Российской Федерации изобретения или полезной модели обладателя другого патента, указав в исковых требованиях предлагаемые им условия предоставления такой лицензии, в том числе объем использования, размер, порядок и сроки платежей, если изобретение, на которое он имеет исключительное право, представляет собой важное техническое достижение, имеющее существенные экономические преимущества перед изобретением или полезной моделью обладателя другого патента. При предоставлении в соответствии с решением суда указанной лицензии суммарный размер платежей должен быть установлен не ниже чем цена лицензии, обычно определяемая при сравнимых обстоятельствах. В случае предоставления принудительной неисключительной лицензии обладатель патента на изобретение или полезную модель, право на использование которых предоставлено на основании указанной лицензии, имеет право на получение неисключительной лицензии на использование изобретения, в связи с которым была выдана принудительная неисключительная лицензия, на условиях, соответствующих установившейся практике (см. п. 2 ст. 1362 ГК РФ). Переход исключительных прав патентообладателя может происходить в порядке универсального или сингулярного правопреемства. Сингулярное правопреемство осуществляется на основании гражданско-правового договора – договора о передаче исключительного права.

2. Договоры в сфере авторского права Исключительное авторское право, возникшее у автора с момента создания произведения, может передаваться другим лицам. Основанием, которое среди прочих предусматривает такой переход, является договор. В ранее действовавшем Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» применительно к отношениям по передаче исключительного авторского права использовался термин «авторский договор». Ныне действующее законодательство изменило подход к договорным отношениям, отказавшись от ранее действующей правовой конструкции и кардинально изменив определение договоров. В настоящее время отношения между авторами произведений или объектов смежных прав и пользователями созданных результатов интеллектуальной деятельности регулируются двумя видами договоров: 1) договором об отчуждении исключительного авторского (или смежного) права; 2) договором о предоставлении права пользования исключительным авторским правом (лицензионный договор). Эти договоры используются не только в авторском праве, но и в отношении других объектов интеллектуальной собственности. В связи с отменой предыдущего нормативного акта в области охраны авторских прав важное значение имеет вопрос о том, применяются ли положения о договорах, предусмотренные в части четвертой ГК РФ, к договорам, заключенным до его принятия. Ответ на этот вопрос содержится в ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». В ст. 7 названного федерального закона отмечается, что нормы части четвертой ГК РФ о порядке заключения и форме договоров, а также об их государственной регистрации применяются к тем договорам, которые были заключены после введения в действие части четвертой ГК РФ. Таким образом, нормы, касающиеся договорных отношений, в том числе и в авторском праве, не имеют обратной силы. Нормы, которые касаются оснований, последствий и порядка заключения договоров в авторском праве, обязательные для сторон договора, применяются ко всем договорам, продолжающим действовать на момент введения ГК РФ в действие. В данном случае не имеет значения, были ли договоры заключены после введения в действие новых норм или ранее этого срока. Новые нормы об ответственности за нарушение договорного обязательства применяются к договорам, которые были заключены после 1 января 2008 г., за исключением случаев, когда в договорах, заключенных ранее этого срока, предусматривалась иная ответственность (см. ч. 2 ст. 8 ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Так как вышеперечисленные договоры относятся к гражданско-правовым, на них распространяются общие правила, касающиеся гражданских договоров в целом (см. ст. 307–453 ГК РФ). Так, в соответствии с принципом свободы договора никто не может заставить автора передать свое исключительное право на произведение. Автор вступает в договорные отношения своей волей и в своем интересе (см. п. 2 ст. 1 ГК РФ). Он самостоятельно решает, с кем и какой договор будет заключен, какие усло-вия будут в него включены. Несовершеннолетние авторы могут самостоятельно заключить любой договор, где в качестве предмета выступает авторское произведение или имущественные авторские права. Они могут самостоятельно использовать авторское вознаграждение. За малолетних и недееспособных граждан договор заключают законные представители.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ использование результатов интеллектуальной деятельности может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Поэтому любое использование произведения без заключения с автором договора в отношении произведения является незаконным и порождает правовые последствия в виде гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. В качестве предмета обоих названных договоров выделяют то исключительное право на произведение, которое автор хочет передать по договору. Договор на отчуждение исключительного права на произведение. Статья 1285 ГК РФ, предусматривающая данный вид договора, является новой для авторского права. Ранее действовавший Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» не предусматривал такой разновидности авторских договоров. В большей степени эта разновидность гражданского договора была присуща патентному праву. Однако мнения о возможности применения указанного вида договоров в авторском праве высказывались еще задолго до появления подобных норм в авторском праве. По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на авторское произведение в полном объеме другой стороне (приобретателю). Данный вид договора может быть как реальным, так и консенсуальным. Консенсуальный договор начинает действовать с момента его заключения, реальный требует еще и совершения со стороны лица, передающего права, определенных действий, например по передаче материального носителя произведения. В качестве правообладателя и приобретателя могут выступать как физические лица, так и юридические лица. Для данного договора законом предусмотрена письменная форма. В случае несоблюдения этого правила договор считается недействительным и не порождает никаких правовых последствий, а имущественное право, являющееся предметом такого договора, остается у первоначального правообладателя и не считается переданным по договору. Данный договор предполагается возмездным, если в содержании договора не предусматривается иное. Возмездность означает уплату приобретателем предусмотренного договором вознаграждения. Если имущественное право передается на безвозмездной основе, это должно быть прямо отражено в до-говоре. Чаще всего подобная ситуация встречается в случае оформления договора между физическими лицами (гражданами), а цель приобретения права не предполагает извлечение прибыли. Существенными условиями данного вида договора являются предмет (т.е. охраняемое право, которое передается) и размер вознаграждения, если договор возмездный. Эти условия считаются существенными для данного вида договора, поэтому стороны, участвующие в заключении договора, должны прийти в отношении данных условий к взаимному соглашению. В случае, если условия о вознаграждении в договоре отсутствуют, договор считается незаключенным. При этом преду-смотренные ст. 420 ГК РФ правила определения цены договора в данном случае не применяются. Отчуждение исключительного права означает, что имущественные права на авторское произведение передаются в полном объеме приобретателю и у самого автора не сохраняются. Однако автор произведения сохраняет за собой все личные неимущественные права. Приобретатель вправе как пользоваться приобретенным правом самостоятельно, так и передавать это право другим лицам по лицензионному договору. Абсолютное право приобретателя может быть ограничено лицензионными договорами, которые были ранее выданы другим лицам первоначальным правообладателем или впоследствии самим приобретателем имущественного права. Содержание договора составляют права и обязанности, которые берут на себя участники договорных отношений. Стороны самостоятельно определяют все условия, которые должны быть включены в договор. В этом случае они являются обязательными для сторон по договору. В случае, если произведение принадлежит не одному, а нескольким авторам, то согласие на заключение договора об отчуждении имущественного права на произведение должны дать все авторы. Если хотя бы один из них не согласен, то передача исключительного права считается непроизведенной. Лицензионный договор на предоставление права на использование произведения. В соответствии со ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Данный вид договора ранее применялся в авторском праве. Он существенным образом отличается от договоров на отчуждение имущественных прав и имеет свои особенности. Сторонами договора являются лицензиар и лицензиат, в роли которых могут выступать как физические, так и юридические лица. В качестве лицензиара может выступать не только автор, чьим трудом было создано произведение, но и иные правообладатели, владеющие имущественным правом на законном основании (например, наследники, приобретатели права по договору отчуждения и т.п.). Если договор об отчуждении имущественного права предполагает исключительно письменную форму, то лицензионные договоры заключаются не только в письменной, но и в устной форме. Так как лицензионный договор представляет собой разновидность гражданско-правового договора, на него распространяются общие нормы ГК РФ, касающиеся порядка, формы и условий заключения договора, в частности ст. 160 ГК РФ, в соответствии с которой письменная форма предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Однако стороны могут заключить договор и путем обмена документами, по почте, телеграфу, телетайпу, электронной почте и другим подобным образом, который позволяет установить, что документ исходит от определенного лица. В пункте 2 ст. 160 ГК РФ сказано, что при заключении договора предполагается использование факсимильного воспро-изведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи, если это предусматривается законом или соглашением сторон. В случае отсутствия подписи одной из сторон договор считается незаключенным. Статья 1236 ГК РФ посвящена видам лицензионных договоров. Согласно названной статье ГК РФ выделяются два вида лицензий: 1) простая (неисключительная), в соответствии с которой лицензиату предоставляется право на использование произведения на определенный срок, но с сохранением за лицензиаром права выдавать лицензии другим лицам; 2) исключительная, которая закрепляет за лицензиатом монопольное право на использование произведения. Лицензиар в данном случае теряет право на выдачу лицензий другим лицам. Вид лицензии должен быть определен сторонами в договоре. В случае, если стороны не включили в договор подобное условие, лицензия предполагается простой (неисключительной). Закон не ограничивает стороны указанными в законе вариантами лицензионных договоров и предоставляет возможность в одном лицензионном договоре применительно к различным способам использовать условия, предусмотренные для лицензионных договоров разных видов. Статья 1238 ГК РФ предусматривает правило, в соответствии с которым лицензиат может заключить сублицензионый договор на право использования произведения. Рассматриваемый договор будет действительным только при соблюдении следующих условий. 1. К данному виду договора применяются все те условия, которые предусмотрены для заключения лицензионных договоров. 2. Для предоставления права использования произведения другому лицу по сублицензионному договору требуется согласие автора произведения (либо правообладателя). Причем это согласие должно быть обязательно выражено в письменной форме, например путем включения соответствующего условия в лицензионный договор. Если договор не содержит такого условия, это не означает, что у лицензиата автоматически возникает право на заключение сублицензионных договоров. Данное положение подтверждается и практикой. 3. В случае получения согласия на выдачу сублицензии необходимо иметь в виду, что предоставление права возможно только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для самого лицензиата. 4. Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата возложена на самого лицензиата, если в лицензионном договоре не предусмотрено иное. По общему правилу сублицензии должны выдаваться на период действия основного лицензионного договора, если же сублицензия была выдана на более длительный срок, это не делает ее недействительной. К такой сублицензии применяются правила, закрепленные в п. 3 ст. 1238 ГК РФ. Согласно названной статье сублицензионный договор, заключенный на срок, превышающий срок действия лицензионного договора, считается заключенным на срок действия лицензионного договора. Говоря о заключении лицензионных договоров, необходимо иметь в виду и такой важный момент: заключение лицензионных договоров может производиться не только правообладателем лично, но и через специализированные организации. Так, в соответствии со ст. 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может заключать с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (не исключительной) лицензии. Согласно п. 1 ст. 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказать пользователю в заключении договора без достаточных оснований. Указанное положение закона свидетельствует о том, что в данном случае имеет смысл говорить о наличии элементов публичного договора. Однако не все специалисты в области авторских прав разделяют это мнение. Некоторые считают, что заключаемые вышеуказанными организациями договоры следует относить к договорам присоединения2. Например, И.А. Силонов отмечает, что по своей юридической сути лицензионное соглашение является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ), поскольку организации, управляющие правами на коллективной основе, занимают монопольное положение, заключают договоры с правообладателями и пользователями на профессиональной основе и, вероятно, работают на основе предлагаемых ими форм договоров3. Рассмотрим существенные условия заключения лицензионных договоров. 1. Предмет договора. Из содержания договора должно четко усматриваться, какие права и в каком объеме передаются по договору. 2. Способы использования произведения. Пользователь должен осуществлять использование произведения теми способами, которые оговорены в соглашении между сторонами. Лицензиат может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Если право использования произведения прямо не указано в договоре, оно считается непере- данным. 2 См.: Моргунова Е.Л. Основы авторского права. / Е.Л. Моргунова, О.А. Рузакова. – М.: ИНИЦ Роспатента, 2006. 3 См.: Силонов И.П.. Авторское право в шоу-бизнесе: нормативные акты и комментарии. / И.П. Силонов. – М.: Норма, 2001. С. 19.

3. Размер вознаграждения (если договор возмездного характера) или порядок исчисления вознаграждения. Лицензионным вознаграждением могут являться роялти или паушальные платежи. На практике пользуются и такими формами лицензионного вознаграждения, как первоначальный платеж наличными, передача ценных бумаг и технической документации, участие в прибыли лицензиата. Стороны в договоре самостоятельно определяют условия, касающиеся вознаграждения. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений (см. п. 4 ст. 1286 ГК РФ). В случае если в возмездном лицензионном договоре отсутствует условие о вознаграждении, договор считается незаключенным. 4. Территория, на которой допускается использование произведения. Если данное условие в договоре не определено, считается, что лицензиат вправе осуществлять его использование на всей территории РФ. 5. Срок, на который заключается договор. Если в договоре срок отсутствует, то договор считается заключенным на пять лет. Однако в любом случае срок действия лицензионного договора не может превышать срока действия исключительного права. В случае прекращения у лица исключительного права лицензионный договор тоже подлежит прекращению.

13. Защита интеллектуальных прав.

Нарушивший интеллектуальные права другого лица несет наказание в соответствии с законом. При этом (ст. 1250 ГК РФ) отсутствие винынарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о допущенном нарушении и пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет.
В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.
Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

  • о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
  • о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;
  • о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
  • об изъятии материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
  • о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.

В порядке обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав к материальным носителям, оборудованию и материалам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, могут быть приняты обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы.
В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражен результат интеллектуальной деятельности, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаютсяконтрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены Гражданским кодексом РФ.
Оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

Согласно статье 1300 ГК РФ «информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».
В отношении произведений не допускается:

  • удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;
  • воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.

В случае нарушения указанных положений, автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со статьей 1301 ГК РФ.
Указанная компенсация предусмотрена двух видов:

  • компенсация «по усмотрению суда», т.е. окончательный размер компенсации определяет суд, данный размер должен соответствовать максимальному и минимальному пределам, установленным законодательством (от 10 000 до 5 000 000 рублей). Для определения размера компенсации суд может использовать размер понесенных правообладателем расходов на восстановление права, наличие умысла со стороны нарушителя, соразмерность компенсации, требования разумности и справедливости;
  • компенсация «в двукратном размере стоимости». Двукратный размер определяется или от стоимости экземпляров произведений, или от стоимости права использования произведения. При этом стоимость права использования определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Кроме того, нарушителям авторских прав следует помнить обадминистративной (ст. 7.12 КоАП РФ) и уголовной ответственности(ст. 145 УК РФ). Уголовная ответственность наступает в случае причинения правообладателю крупного ущерба (см. раздел 5.1.1. первой главы).

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!