ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДОВ АФРИКИ  В ДОКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. ДИСКУССИЯ ОБ «АЗИАТСКОМ СПОСОБЕ ПРОИЗВОДСТВА»



В Новое время социальная организация народов Африки отличалась пестротой. Наряду с крупными по местным масштабам государствами существовала так называемая «первобытная периферия» - народы, не создавшие иных социальных структур, кроме общинно-родовых. При этом большую роль играл географический фактор – плодородие почв, близость к внешним очагам цивилизаций и пр. Новое время в Африке – это период миграций, активных процессов формирования народов и государственности.

В советской историографии Африки проблемы, связные с социальной организацией ее народов, долгое время ставили исследователей в тупик: при внимательном рассмотрении африканский материал не укладывался в прокрустово ложе марксистской «пятичленки» первобытность – рабовладение – феодализм – капитализм - социализм. В африканских обществах, выходящих за пределы первобытности, рабы если и были, то по количеству и месту в производстве такие общества все равно никак нельзя было назвать рабовладельческими. Для объявления же этих обществ феодальными не хватало главного – частной собственности на землю. До классического феодализма даже самые развитые африканские государства (кроме Эфиопии) «не дотягивали» и по целому ряду других параметров.

        

Эти параметры и представляли в комплексе специфические черты доколониальных африканских государств. Суммируя исследования целого ряда специалистов, их можно свести к следующему:

Африканские доколониальные государства возникали при отсутствии частной собственности на землю, так как в Африке практически повсеместно считалось, что земля не может быть чьей-то собственностью. Свободной земли было всегда достаточно практически везде; землю обрабатывали мотыгами, выжигая при необходимости новый участок тропического леса.

В африканские государства гармонично вросли институты родового общества, большую роль играла родовая аристократия и родственные связи.

В Тропической и Южной Африке образование государств опережало образование классов, потому в африканских государствах границы между господами и подчиненными, как правило, были нечеткими, и простолюдин мог в любую минуту стать важным сановником, а вельможа - простолюдином. Специалисты говорят об «открытой системе классов» в доколониальной Африке.

В африканских государствах помимо господ и простолюдинов были и рабы, но заняты они были в основном в непроизводственной сфере и занимали зачастую высокое положение в обществе.

В государствах Тропической и Южной Африки ремесло отделилось от сельского хозяйства, выделились и другие «профессии» - чиновники, военачальники, жрецы.

Как правило, в доколониальных африканских государствах велось активное городское строительство, в поселениях городского типа возводились обширные дворцовые и храмовые постройки, представлявшие собой, подчас, целые архитектурные комплексы.

 

Все это вместе взятое не давало возможности говорить о феодализме в Африке в «чистом» виде. Поэтому в советской историографии Африки было принято писать о «раннефеодальном» или «феодально-патриархальном» характере африканских государств.

Однако в конце 60-х – начале 70-х годов в нашей стране вновь развернулась дискуссия об «азиатском способе производства», т. е. официально допускались некоторые отступления от «пятичленки» (не выходя за рамки марксизма!). В этой дискуссии активное участие приняли не только востоковеды, как было в дискуссии 20-х-30-х годов, но и африканисты. Африканский материал подталкивал их к отходу от рамок феодальной формации, к нему оказались в значительно большей степени применимы идеи об азиатском способе производства, кое-кто заговорил даже об особом «африканском способе производства». Однако в середине 70-х годов идеи азиатского способа производства были признаны ошибочными, и ученым было велено вернуться в лоно «пятичленки».

В то же время эмпирического материала по доколониальной Африке накапливалось все больше. Все более понятным становилось, что частной земельной собственности там не наблюдалось, и все менее охотно советские африканисты оперировали феодальными терминами по отношению к африканским государствам. В 80-е годы до отмены цензурных ограничений они старались найти наиболее обтекаемые формулировки – например, «раннеклассовые общества (государства)».

Но уже в межвоенный период на Западе опять же в основном на африканском материале разрабатывалась теория раннего государства, оказавшаяся плодотворной. Действительно, изучая доколониальную Африку, сплошь и рядом можно было констатировать, что классы там еще четко не оформились, а государство со всеми присущими ему основными признаками (наследственным верховным правителем, административным делением, несколькими уровнями управления, армией и пр.) уже было. Понемногу, а с отменой политико-идеологических ограничений все шире и шире эта идея пробивала себе дорогу и в нашей стране.

Какие формы социальной организации предшествовали раннему государству в Тропической и Южной Африке? Ученые сломали множество копий в различных спорах по этому поводу, начиная с терминологии. Любая из предложенных моделей вряд ли может считаться окончательной. Здесь предлагается некая рабочая модель, применимая к многообразию социальных структур доколониальной Африки в Новое время, которая и дает возможность их как-то классифицировать.

Прежде всего, следует отказаться от слова «племя». Многие специалисты показали, что классического племени в африканской реальности Нового времени не существовало. Основной ячейкой африканского общества была и остается община, а все остальные структуры являются разными формами объединения общин.

Однако община возникла не сразу. Начальной стадией социальной организации была так называемая локальная группа, состоявшая из парных семей и насчитывавшая 25-50 человек. Это была непрочная структура, срок ее жизни – не более одного года, Все члены локальной группы имели внутри нее равные права и обязанности, хотя ролевые функции молодежи и стариков, мужчин и женщин были различны. Лидер такой группы – человек, обладавший наибольшими личными способностями. Он первым шел по тропе, руководил всеми работами. Единственный рычаг власти, которым он обладал – престиж. Вся добыча локальной группы шла в общий котел, взаимоотношения внутри группы определяются термином реципрокность, то есть взаимный обмен благами и услугами.

Следующая структура – семейно-клановая группа. Это – потомки общего предка. Наиболее часто встречающаяся в Африке форма такой группы – большая патриархальная семья. Во главе ее стоит наследственный старейшина, обладающий в силу возраста наибольшими знаниями и опытом. Старейшина, или отец, перераспределяет весь продукт, который создается внутри семьи. Таким образом, на место реципрокности постепенно приходит редистрибуция – централизованное перераспределение средств, которыми располагает коллектив. Отец большой патриархальной семьи ведет борьбу за положение своей семьи и свое собственное в общине.

Община и представляет собой, как правило, объединение нескольких таких групп. Первоначально общину населяют родственники, ведущие свое происхождение от общего предка, и она представляет собой клан, или, у скотоводческих народов, крааль. Исследователи считают, что в новое время у большинства народов Африки переход общины от родовой к соседской не был полностью завершен.

Во главе общины стоит общинный лидер, как правило, избираемый. При этом определяющим в выборе общинников является не имущественное положение кандидата, а его личные достоинства.  Правда, избирается старейшина общины из привилегированных групп старших по возрасту, главной привилегией которых являются знания и опыт. Ему принадлежит право принимать важнейшие для общины решения и осуществлять редистрибуцию имеющихся в распоряжении общины благ.

Именно совокупность таких практически самодостаточных общин, говорящих на одном языке и восходящих к общему предку, часто называют племенами. На самом деле более корректно в данном случае говорить об этнической группе.

Надобщинные структуры возникали первоначально временно, в случае опасности, и возглавлял их харизматический лидер, то есть, человек, обладавший в глазах большинства авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

Возникновению более прочных надобщинных структур способствовал ряд причин. Экологические факторы – рациональное использование пастбищ, долин рек и пр., а также необходимость объединения для ведения войн с соседями являлись важнейшими из них. Лидером такого надобщинного объединения становился, как правило, лидер одной из общин. Таким образом, в надобщинной структуре такого типа выделялась лучшая община, из которой и выдвигались надобщинные лидеры. Структуру такого типа называют конический клан (иногда можно встретить английский термин рэмидж), поскольку в ней существует неравенство между «основной» и «боковыми» ветвями. В коническом клане власть лидера становится наследственной, его основная функция – редистрибуция всех благ внутри этой большой надобщинной структуры. Хотя старейшина конического клана часто сакрализуется, т.е. обожествляется, его власть утрачивает персональный характер: главными становятся ни его личные качества, а принадлежность к «лучшему» роду.

Следующей надобщинной структурой, универсальной, как считают специалисты, для всего человечества на пути к созданию государства, является вождество. Вождество – структура этнически гомогенная, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и возглавляемая лидером, зачастую сакрализованным. Как правило, главой вождества становится глава наиболее сильного из входящих в него конических кланов.Именно главу вождества и только его в доколониальной Африке и следует называть вождем.

Вождество - относительно сложная структура, имеющая несколько уровней управления – центральный, региональный и местный. Соответственно в населении вождества выделяется профессиональный управленческий слой. В то же время, социальное неравенство в вождестве выражено не сильно - жизнь вождя не сильно отличается по качеству от жизни его подданных.

Вождь обладает следующими функциями: организационно-управленческой, редистрибутивной, контроля над ресурсами, контроля над ремесленным производством (оно на этой стадии отделяется от земледелия) и военно-организационной. В зависимости от характера власти вождества подразделяют на военные, теократические и тропико-лесные. В первом случае во власти вождя преобладает военно-организаторская функция, во втором – сакральная, а в третьем – контроль над ресурсами.

Грань между вождеством и ранним государством в Тропической и Южной Африке Нового времени недостаточно четкая, однако все же существуют черты отличия:

· Раннее государство - более крупное объединение – не несколько тысяч, как в вождестве, а десятки и даже сотни тысяч человек

· Раннее государство, как правило, этнически гетерогенно, а не гомогенно, как вождество

· В раннем государстве более четко, нежели в вождестве, выделяются три уровня управления – общегосударственный, региональный и местный

· В раннем государстве происходит специализация власти – из общего управленческого слоя выделяются «военачальники», «жрецы» и «канцеляристы»

· В раннем государстве ведется урбанистическое строительство, то есть возникают поселения городского типа.

Итак, государства, возникавшие в Новое время в Африке, специалисты относят к так называемым ранним государствам. Для африканских ранних государств характерны следующие черты:

- африканские ранние государства имели четкое административно-территориальное деление, выделялся общегосударственный, «областной» и «районный» уровень управления.

- во главе государства стоял наследственный верховный правитель, часто обожествлявшийся своими подданными или являвшийся верховным жрецом.

- население африканских ранних государств как правило принадлежало к разным народам – «основному» и покроенных, т.е. африканские ранние государства были, выражаясь современным языком, империями в широком смысле слова.

- в африканские ранние государства гармонично вросли институты родового общества, большую роль играла родовая аристократия и родственные связи.

- в Тропической и Южной Африке образование государств опережало образование классов, потому в ранних государствах границы между господами и подчиненными, как правило, были нечеткими, и простолюдин мог в любую минуту стать важным сановником, а вельможа - простолюдином.

- в африканских ранних государствах помимо господ и простолюдинов были и рабы, но заняты они были в основном в непроизводственной сфере и занимали зачастую высокое положение в обществе.

- в ранних государствах Тропической и Южной Африки ремесло отделилось от сельского хозяйства, выделились и другие «профессии» - чиновники, военачальники, жрецы

- велось активное городское строительство, в поселениях городского типа возводились дворцовые и храмовые постройки.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1768; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!