ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВУ



Типология государства.

Многие мыслители искали пути общественного вырабатывания, при которых государство выступало бы инструментом установления социальной справедливости. Из этого принципиального утверждения исходила передовая политико-правовая мысль, которая образовывая типологию.

Классификация по типам, способствует более глубокому выявлению свойств, признаков, сущности государств, разрешающая проследить закономерности их развития, структурные трансформации ипредсказать дальнейшее существование. Классификация может проводиться по разным критериям. Под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, которыехарактерные конкретной группе государств, которые раскрывают закономерности их развития. Решение проблем изначально предполагает акцентирование внимания, как на вопросах содержания, так и процесса типологии. Классификация правовых систем представляет собой закономерный процесс познания государственно-исторического процесса развития государства. Она выдаетсякак отражение исторически неизбежной системы одних типов государства другими.

Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем её форму, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев – типу государств[7].

Социальная значимость типологии.

 Типология вооружает исследователя постижением закономерностей процесса и логикиисторического развития государства, выступает как основа будущего права и государства России, также, как и многих других стран. Процесс типизации позволяет сочетать исследования общих закономерностей развития государств; изучение процесса исторического развития государства в целом.

 Тип государства определяется на основании того, интересам какого господствующего класса оно служит, какой экономический базис — это государство защищает. При этом развиваемые идеи дают источникдля правильного понимания процесса исторического развития рассматриваемых явлений и перехода от одной ступени к другой. В процессетипизации создаются необходимые невозможности и предпосылки для широкого анализа и обобщения всего научного и фактического материала, который касается всех сторон процесса возникновения и развития общества. Типология создаёт основу для научного исследования исторического развития права и государства, позволяетразграничить псевдонаучные и научные государственно-правовые теории. Можно сказать, что в настоящее время среди различных государственно-правовых систем распространённымикритериями государства являются, подходы.[8]

Формационный подход

Основан на объединении государств конкретной общественно-экономической формации.Критерием служит способ производства, который, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Содержаниеи смысл формационного подхода заключается в том, что в процессе типологии за основу государства принимается их принадлежность к общественно-экономической формации. Подход был разработан классиками марксизма и господствовал в юридической советской науке. Классовая сущность государства определяется экономическим фактором, способом производства в целом, а само государство лишь надстройка над экономическим базисом. По форме и по существугосударство обусловлено экономическим строем общества.

Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, основой которой служит несоответствие характера отношений уровню развития производительных сил общества. Рабовладельческое государство - это орудие поддержания власти над рабами. Рабовладельческий тип первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности — это организацияполитической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Главная функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Древнимибыли рабовладельческие государства, образовавшиеся в конце IV – начале III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте - Шумерийски государства, Ассирийское государства, государства Индии и многие другие. К позднимотносят государства Древней Греции и Рима[9]. Рабовладельческая собственность – это первая форма частной собственности. Рабовладельческое государство создано в целях развития и укрепления собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, в целях охраны. Рабство- это юридическое состояние, оно выступаетв своём единстве. Оно имело место на определённых последующих этапах развития раннеклассового государства, но не было социально- экономической основой в процессе государства. Рабовладельческое государство выполнялоряд внешних функций, которые были связаны с управлением, завоеваниемзахваченных в результате войн территорий, обороной страны от внешних противников. Феодальное государство- это средство диктатуры класса феодаловкрупных собственников земли, эксплуатировавших труд экономически зависимых крестьян. Феодальный тип государства является результат гибели рабовладельческого строя. Такое государство, согласнотеории, есть орудие классового господства помещиков, главное средство подавления и угнетениязависимого крестьянства, важнейшее средство охраны.

Политическая организация- это атрибуты феодального землевладения. Собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений крепостных крестьян и помещиков. Для удержания господства феодалы имели свой аппарат, своирепрессивные органы, который имел в подчинении большоеколичество людей и заставлял повиноваться законам. Феодальному государство присущ ряд функций. Внутренние функции были в удержании крестьян в полной зависимости от феодалов. Внешние функции отражали характер его деятельности на международной арене. Функции состояли в захвате чужих территорий и в защите своей территории от нападения.

Капиталистическое государство - инструмент поддержания власти буржуазии над рабочим классом, который обладал свободой и был вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Именно такой типгосударства приходит на смену феодальной государственности. Этот тип государства действует на базе производственных отношений, которые основаны наюридической независимости и частной собственности. Подтверждали, что на всех этапах своего развития государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом. Экономическую основу этого государства составляла частная собственность на орудия труда и средства производства. Возникновение буржуазного государства — этодвижение вперёд по сравнению со Средневековьем. При капитализме внеэкономические средства не применяются по принуждению к труду. Первымздесь выходит экономическое принуждение. В формационной теории государство предстаёт сложным социальным организмом неего слоями или организацией господствующего класса в целом. Основоположники утверждают, буржуазный тип государства — это последний тип эксплуататорского государства. Противоречия капиталистического общества определяют неизбежность пролетарской революции, возникновение социалистического типа государства, перехода государственной власти в руки трудящихся масс.

 Социалистическое государство основано на общественной собственности на средства производства, которое выражает в своей политике интересы широких слоёв населения. Такой типгосударства отрицает тип производственных отношений как эксплуататорский, и новое государство создаёт такую систему отношений, которая основывается на общественной собственности ипредполагает сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Орудие политической власти трудящихся классов — это социалистическое государство. Согласно теории (формационной), в отличие от перечисленных вышетипов государств, социалистическое государство выявляет свою сущность в чертах:

1. Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, чем любой выше названый тип государства. Социалистическим государством управляют не представители эксплуататорского меньшинства, а трудящиеся массы.

2.  Социалистическое государство становится орудием уничтожения всякойэксплуатации и причин, её порождающих.

3. Экономическую базу социалистического государства составляют социалистическая система хозяйства и общественные социалистические формы собственности и.

Следовательно, в рамках формационной типологии тип государства характеризует, его экономическую основу и социальную сущность.

 

Цивилизационный подход

Понятие «цивилизация» утвердилось в эпоху Просвещения. Учёные Востокаи Западав своих исследованиях опиралисьна труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин, М. Вебер, и т.д. Понятие цивилизации в развёрнутом виде было сформулировано историком А. Тойнби. Цивилизация определялась им в виде относительно устойчивого состояния общества, которое отличалось общностью: психологических, религиозных, культурных. Заслугой является попытка сделать цивилизационный подход инструментом познания истории развитии общества.

Суть цивилизованного подхода заключается в том, что за основу классификации государств берет не принадлежность государства, а их причастность к той или иной цивилизации. В совокупности факторыобразуют понятие культуры, которое предназначается способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности, ародственные культуры образуют цивилизацию. Этот подход к изучению общества позволяет объяснить много вариантностьисторического развития, в том числе и почему все государства, и обществанеодинаково развиваются и избирают разные пути достижения к прогрессу. По цивилизационному подходу исходят из таких типов цивилизаций, какпервичный и вторичный.

Для первичных цивилизаций характерны:

Соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе.

Длявторичных цивилизаций характерно:

1. Двойственное положение правителя, олицетворявшего государство: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой – его власть должна соответствовать сакральнымзаконам, а иначе она незаконна.

2. Отчётливое отличие между культурно-религиозным комплексом и государственной властью; власть оказывалась уже не такой всепроникающей и всемогущей, какой она была в первичных цивилизациях.

Следовательно, государство в политической системе выдается, как фактор социально - экономического и духовного развития общества.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!