Роль России в современном мировом культурном процессе.



 

В составе общечеловеческого единства решающая роль принадлежит взаимообогащаемому диалогу различных культур, мировому культурному процессу. Русская культура издавна играла важную роль в этом процессе. У России особая цивилизация и организующая функция в мировом социокультурном пространстве.

Россия- страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира. В связи с открытой вестернизацией мировой культуры, многие европейские мыслители заняты поиском идеала материалистической в своей основе культуры, имеющей перспективу в будущем. Их поиск в направлении возрождения базисных ценностей христианской культуры- совпадает с усилиями тех православных мыслителей и ученых, людей искусства, практиков и политиков, которые отстаивают не «самобытность», России ради нее самой, но традиционную для русской культуры идею ее принципиальной духовности. Именно этой своей духовностью как уже признанным вкладом русской культуры в мировую, наследием Пушкина и Достоевского она может помочь и себе самой, своему народу и государству, и тем напряженным исканием, которые ?????? в своем культурном самоанализе и самопознании западноевропейская цивилизация.

Коллективное бессознательное, как культурный опыт человечества. (К.Ю. Юнг)

 

Карл Густав Юнг (1875—1961), критикуя фрейдовский «пансексуализм», в работе «Метаморфозы и символы «либидо» (1912) трактует понятие либидо как психическую энергию вообще. Юнг считал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного, на котором построен весь психоанализ Фрейда, существует и более глубокий слой — «коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах — изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека. «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, вечных тем и образов мировой культуры.

«Как у отдельных индивидов, у народов и эпох есть свойственная им направленность духа или жизненная установка, — писал Юнг.

По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Архетип — это не образ, а некое фундаментальное переживание, «тяготение» человеческой психики, которое само по себе лишено какой-либо предметности (образ же всегда предметен).

Архетип — это психический смысл в чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и направляющий жизнь нашей души. (В этой связи стоит заметить, что вообще психический смысл сам по себе лишен предметности; например, один из смыслов — жажда любви, которая не связана изначально с каким-то конкретным образом или человеком).

Самой древней, исходной формой психического опыта является миф, поэтому все архетипы так или иначе связаны с мифологическими образами и переживаниями. Миф лежит в самой основе человеческой души, в том числе и души современного человека, — таков вывод Юнга. Именно миф дает человеку чувство единения с первоосновами жизни, приводит душу к согласию с ее бессознательными архетипами. Отсюда, по Юнгу, вытекает универсальная роль мифа: «Мифы религиозного происхождения можно интерпретировать как вид ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества в целом — голод, война, болезнь, старость, смерть»

 

Постмодернизм, как культурное понятие.

 

Постмодернизм-состояние духовной культуры и искусства в котором пребывает заподное человечество по сей день. Главной ценностью постмодернизма является “радикальная множественность”. В мире постмодернизма происходит деиерархизация культуры, стирание границ между центром и периферией, между создателем ценностей и их потребителем.

Новая система ценностей в рамках постмодернизма невозможна - современный человек находится в состоянии духовной аморфности. Он обозрит все, но его ничто не оформляет изнутри. Поэтому западный мир всячески укрепляет внешние формы ограничения человека. В постмодернизме исчезает требование категорической новизны, такое важное в модернизме. Появляется системность, которая сочетает рациональные и нерациональные начала. Факт приравнивается к фикции, а жизнь к искусству.

Как основные черты постмодернизма можно выделить:

1)стилевой плюрализм

2)направленность и на массу и на элиту

3)использование игровых приемов при творение произведений искусства

4)поиски универсального художественного языка

5) коллажность, монтаж

6)иранизм образов

7) широкое обращение к произведениям предыдущих эпох

8)влияние искусства на политику, религию

 

Характерные признаки:

-деканонизация (отказ канонов) традиционных ценностей

-цитатность как метод художественного творчества

-открытость

-гедонизм

-внедрение принципов ИТ (информационных технологий)

 

Постмодернистская эстетика чужда жестокости.

наиболее существенным философским отличием постмодернизма является переход с позиций классического антропоцентристского гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, чье экологическое измерение обнимает все живое - человечество, природу, космос, Вселенную. В сочетании с отказом от европо- и этноцентризма, переносом интереса на проблематику, специфичную для эстетики стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Латинской Америки, такой подход свидетельствует о плодотворности антииерархических идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1029; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!