Век и эволюция западноевропейской научной мысли

Век в мировом литературном развитии

XVII в. — особая эпоха в культуре стран Европы. В 1969 г. Институт миро­вой литературы выпустил коллективный труд под редакцией известного ученого Ю. Б. Виппера «XVII век в мировом литератур­ном развитии». В этом сборнике впервые доказывалось, что XVII в. — самостоятельная эпоха в литературном процессе. В прежних концепциях XVII в. обыч­но рассматривалось или как позднее Возрождение, или как ран­нее Просвещение. Во французском литературоведении XVII в. всегда рассматривался как отдельная эпоха; во Франции XVII в. называли эпохой Рационализма, но такое определение верно лишь для Фран­ции, где господствовал классицизм. Термин «эпоха Рационализма» не подходит для характеристики Испании XVII в., где на первый план вышла ли­тература барокко.

Термин «эпоха 17 века» условен: здесь нет указаний на ведущие черты, на смысл общественной и политической жизни эпохи. 17 век — сложная переломная противоречивая эпоха, когда разворачивается борьба и за феодальные устои, и против них, а также возникают заведомо обреченные попытки примирить старое и новое. Франция 17 века – абсолютистское государство. У королевской власти была прогрессивная роль: королевская власть была цивилизующим и консолидирующим центром. Политика монархии в целом отвечала интересам дворян и буржуазии.

Адекватное восприятие французской литературы 17 века требует также знакомства и с философским аспектом этого периода.

Центральной фигурой французской философии 17 века был Рене Декарт (1569-1650). Философия Декарта направлена против средневековой схоластики. Превыше всего Декарт ценил могучую силу человеческого разума. Только разум, по Декарту, дает человеку возможность познать объективный мир. «Я мыслю, следовательно, я существую», - говорил он. Рационалистическая система Декарта наложила неизгладимый отпечаток на развитие общественной мысли его времени.

Выдающимся представителем философии французского материализма был Пьер Гассенди (1562-1655). Он возродил материалистическое учение об атомах древнегреческого философа Эпикура.

С материализмом была связана и группа философов и поэтов, получивших название «либертены» (слово «либертен» означало одновременно и «вольнодумец», и «легкомысленный человек»). Либертены прославляли в стихах и прозе наслаждение жизнью.

В 17 веке укрепление и торжество абсолютизма, становление рационализма и вольномыслия происходит при резкой активизации консервативных кругов и стремлении оживить религиозное самосознание. Иезуиты ожесточенно боролись с вольнодумием и с теми религиозными течениями, которые были враждебны их ордену. Иезуиты боролись и с янсенизмом. Янесенизм получил свое название от имени голландского богослова Корнелия Янсения. Центром янсенистского движения был монастырь Пор-Рояль. Не выходя за рамки католической религии, Янсенисты проповедовали идеи, опиравшиеся на доводы разума и человеческой совести. Янсенисты считали, что благодать осеняет только тех, кто ведет строгую и праведную жизнь. Поэтому янсенисты призывали к нравственному самоусовершенствованию и добродетели. К янсенизму тяготели Расин и Буало. Янсенистом был математик Блез паскаль.

Утверждение абсолютизма влечет за собой появление новой структуры общества и зарождение капиталистических отношений. Возникает новая экономика: 17 век — период расцвета мануфактуры. В основном завершается процесс складывания наций, образования больших национальных государств на основе абсолютной монархии. Буржуазия занимает двойственное и неопределенное положение: идет взаимодействие и борьба буржуазии, дворянства и народных масс. Усиливается роль католицизма и одновременно растет светское начало в церковной политике.

В 17 веке неравномерно развиваются страны. Англия и Голландия выходят на первое место в Европе в области экономического развития. Во Франции капиталистические порядки утверждаются в промышленности, торговле и банковском деле, а в сельском хозяйстве преобладает феодальный уклад. В Италии, Испании и Германии — экономический упадок. В Голландии в конце 17 века буржуазная революция сливается с национально-освободительной борьбой против испанского владычества. В Англии буржуазная революция (несмотря на то, что она завершилась реставрацией монархии) оказывает сильнейшее влияние на политический и социальный уклад страны и производит такое впечатление на народы Европы, что от нее отсчитывается начало капиталистической эры. В Италии, Испании и Германии народные движения подавляются. Создается голландская колониальная система — и слабеет колониальная мощь Испании и Португалии. Наряду с централизованной Францией существуют раздробленные страны (Испания, Германия). Различна роль буржуазии и католической Церкви в европейских странах.

век и эволюция западноевропейской научной мысли

Отличительной чертой 17 века является последовательное накопление знаний. Основой научного познания становится эксперимент, цель которого — выявление закономерностей. Создаются экспериментальная физика, экспериментальная химия и экспериментальная биология. Математика приобретает статус ведущей области науки.

В 17 веке возникает тяга к интеграции научных знаний. Декарт, Гассенди и Спиноза стремятся создать всеобъемлющие философские системы. Происходит секуляризация философии, то есть обособление философии от религиозного сознания, пример тому — философские учения Декарта, Гоббса, Лейбница.

Главной приметой 17 века становится соприкосновение между научными и философскими исканиями эпохи и ее художественными открытиями.

Достижения в области космологии и астрологии (труды Кеплера и Галилея) позволили сделать вывод о множестве миров, о бесконечности Вселенной, где Земля - только малая частица, а не центр мироздания. Человек, перестав осознавать себя в центре мироздания, почувствовал сложность и противоречивость жизни и стал искать ключ к пониманию своей судьбы в макрокосме, в объективных противоречиях и закономерностях мира. В литературе 17 века личность рассматривается в более глубокой и широкой перспективе — в контексте страны и эпохи. Человек в художественных произведениях начинает изображаться как своеобразная точка преломления сил, которые находятся вне личности, но воздействуют на нее. Художники 17 века открывают, что социальная среда и материальные условия формируют нравственный облик человека.

Переворот в области динамики и термодинамики вызывает интерес к проблемам движения. Галилей, работая над проблемами скорости, доказывает, что совершенство проявляется не только в неизменном, но и в вечно меняющемся. С 17 века явления изучаются в их изменениях. Появляются диалектические тенденции в философии Лейбница.Движение и изменение становятся признаком совершенства и для писателей, а потому герой Корнеля внутренне растет, преображается душевно.

Успехи оптики, интерес к термодинамике, к проблемам безвоздушного пространства и давлению воздуха предопределяют увлечение живописцев 17 века воздушной перспективой.

Расцвет театра обусловливает разработку вопросов теории драматургического искусства (работы Корнеля, Буало).

В 17 веке, в отличие от Ренессанса, возникает антагонизм личного и общего, пропасть между возвышенными идеалами и реальной действительностью. Обостряются противоречия во внутреннем облике отдельных писателей (так, мироотношение Кальдерона представляет клубок идеологических и эстетических противоречий).

В 17 веке формируется новый метаязык литературы: определяющее для пре­жних эпох значение жанров отходит на второй план, рождается система художественных методов и соответствующих им направ­лении. Наряду с гуманистическим протореализмом (переходящим в так называемый бытовой реализм) формируются первые худо­жественные направления — барокко и классицизм.

 

 

Литература 17 века: общая характеристика

В литературе 17 века более сложное и драматичное представление о человеке и окружающей среде. Писателей начинает интересовать 1) взаимосвязь во внутреннем мире человека личного и общественного начал, 2) зависимость человека от объективных закономерностей бытия. В литературе французского классицизма личность стала соотноситься с неумолимыми велениями государственного долга. В пророческих видениях героев «Потерянного рая» Мильтона человек соотносится со стихийными движениями исторического процесса, который преисполнен жестоких внутренних противоречий, но неуклонно пробивает себе путь вперед. В романе немецкого писателя Гриммельсгаузена “Симплициссимус”(1664) дана панорама различных социальных и жизненных укладов. Тема народной судьбы и человека из народа приобретают большое значение (народ в творчестве Гриммельсгаузена, слуги в комедиях Мольера, крестьяне в баснях Лафонтена).

Отличительная особенность французской литературы 17 века – ее более тесная связь с политической борьбой, с формированием абсолютизма. Особенно отчетливо это проявилось в классицизме.

Литература 17 века не столько выдвигает положительную программу мирообновления, сколько воспроизводит и осмысливает реальные, во многом трагически неразрешимые противоречия действительности. Человек стремится улучшить свою участь, но это редко удается. Художник восхищается личностью, которая, чувствуя себя ничтожной песчинкой, проникает в тайны мироздания и возвышается над собой. Возникает “трагический гуманизм” - осознание трагедии человека в новом обществе, понимание всей тяжести и безнадежности борьбы с этим миром и убежденность, что борьба необходима.

Человеческая личность начинает восприниматься как сложное многоплановое явление. Ведя борьбу с миром и самим собой, человек непрерывно изменяется и развивается Личность переполняют противоречия, а потому в 17 веке в литературу входит герой, которого характеризуют не столько действия, сколько чувства и переживания. Возрастает тонкость психологического мастерства писателей, их воспроизведение сложной и напряженной борьбы чувств своих героев.

Для 17 века характерна неоднозначность разветвленного литературного процесса. Одни художники приветствуют социально-политические сдвиги и брожения в обществе, другие же их панически боятся.

Ряд литераторов (Корнель, Мольер и др.) считают, что новые жизненные реалии - явление огромного исторического значения, ибо человек стал творцом собственной судьбы и обрел способность к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. На первый план выдвигается сила духа, способность человека преодолеть себя и найти во внутреннем мире оплот, который позволит сохранить верность идеалам. Ставится акцент на ясных и отчетливых представлениях: благодаря им человек прозревает истину и порядок в хаосе жизни. Начинает цениться разум, который преодолевает страсти. Это путь к классицизму.

Другие художники воспринимают социально-политические катаклизмы как проявление острого и болезненного кризиса, порождающего страх и растерянность. Испанский писатель Кальдерон акцентирует хаотическую, иррациональную стороны жизни, иллюзорность психики; немецкий драматург Андреас Грифиус, писатели-“метафизики” подчеркивают чувственное начало в человеке. Это путь к барокко.

Классицизм и барокко - важнейшие направления западноевропейской литературы 17 века. При бесспорном несходстве классицизма и барокко их объединяет критическое отношение к ренессансному идеалу, понимание сложности взаимодействия личности и социума, идея подчинения страстей велениям разума. В первой половине 17 века классицизм и барокко развиваются параллельно, а со второй половины 17 века почти во всех странах главенствует классицизм.

Содержание и темпы развития отдельных литератур Запада в 17 веке различны и неоднородны, а потому сложно применить единую сквозную периодизацию к литературному процессу. В Германии в результате Тридцатилетней войны (1618 - 1648) прогрессивные силы терпят поражение; в немецкой литературе почти безраздельно главенствует барокко. Первая половина 17 века в Англии - время непосредственной подготовки и свершения английской буржуазной революции (1648 г.); в английской литературе преобладают тенденции классицизма. В политическом отношении Франция занимает промежуточное положение между Англией и Германией; во французской литературе главенствует классицизм.

Реалистические тенденции развиваются либо внутри классицизма, либо внутри барокко. Основа для развития реализма в литературах 17 века - в самой действительности: разрушается старый общественный строй. Лейтмотивом литературы 17 века становится переход от идиллии к жесткой правде жизни. Развитие реалистических тенденций идет в трех жанрах: в области романа (максимально), новеллы, драмы.

Рост общественно-политических катаклизмов, обострение и усложнение общественно-политической борьбы приводит к изменениям в системе жанров. На первое место выходит драматургия (изображение драматических конфликтов - прерогатива драмы). В Англии в 40 - 50-х годах большое значение приобретает публицистика (публицистическая стихия прорывается и в жанре утопии). Во всех жанрах возрастают критические и сатирические тенденции. Трагическое все настойчивее вторгается в область комического (пьесы Мольера, басни Лафонтена, плутовские повести Гевары и Кеведо). Трагическое и комическое переплетаются, и у смеха появляется новая функция: защита от страшного натиска общества.

Роман завоевывает все больший удельный вес. В литературе 17 века шесть типов романа.

1. Светский роман. 17 век - время формирования и утверждения “светского общества”. Возникает литература светского общества, так называемая «прециозная литература».

«Прециозный» — значит драгоцен­ный, изысканный, утонченный, жеманный (это последнее, негативное значение слово приобре­ло после критики прециозности Мольером). Центром прециозной литературы был салон маркизы Рамбулье в Париже. Там собирались представители феодальной знати, находившейся в оппозиции к абсолютизму. Прециозники хотели отгородиться от народа, «черни» особой культурой, особой манерой поведения. В «Большом сло­варе прециозниц» Сомез указывал: «Необходимо, чтобы прециозница говорила иначе, чем говорит народ, для того, чтобы ее мысли были понятны только тем, кто имеет ум более светлый, чем чернь». Прециозные литераторы сочиняли героико-галантные и пасторальные романы, салонные стихи (мадригалы, экспромты, сонеты). Язык этих произведений был условным, нарочито усложненным, с замысловатыми метафорами, каламбурами, почти недоступными непосвященному. Прециозная литература противостоит классицизму и является одной из форм литературы барокко.

Первоначально в прециозной литературе получил популярность пасторальный роман. Это была своеобразная реакция на политику абсолютизма, на новые веяния рационализма и здравого смысла. В пасторальном романе современная действительность трактовалась как враждебная; писатели творили идеальную, иллюзорную действительность, прекрасный мир пасторальной мечты.

Самым значи­тельным образцом пасторального романа во Франции стал пятитомный роман Оноре д'Юрфе «Астрея» (1607-1625). Героями этого романа, под видом пастухов и нимф, являются знатные молодые люди, которые удалились от общества на лоно природы. Главное в их жизни – идеальная одухотворенная любовь, изысканные чувства, доступные лишь избранным. Любовь, утверждает д'Юрфе, есть особый вид знания; любовь рождается из ясного понимания совершенства предмета чувств. Образ женщины в романе д'Юрфе обоготворяется, становится предметом возвышенного культа. Д'Юрфе осуждает грубое влечение страстей, столь обычное в обществе его времени, прославляет достоинства «порядочной приязни», идею которой воплощает в романе его главный герой - Селадон. В довольно простой сюжет о трепетной безответной любви пастуха Селадона к прекрасной пастушке Астрее автор включил около 80 вставных эпизодов, придав роману ба­рочную усложненность формы. Заповеди любви Селадона, во многом сходные кодексом любви у трубадуров, стали очень популярными в прециозных салонах. В романе д'Юрфе, несмотря на многие условности, есть стремление к правдоподобию: место действия романа – не химерическая Аркадия, а Галлия, любимые автором и хорошо ему знакомые места. Реальных признаков эпохи в романе д'Юрфе нет. В жизни пастухов отразился быт провинциального дворянства 17 века, а нравы при дворе королевы Амазис – это нравы придворной аристократии.

Начиная с 1630-х гг. пасторальный роман сменяется галантно-героическим, с рыцарской, военно-авантюрной или псевдоисторической тематикой. Появление нового романа обусловлено политическими событиями Франции тех лет. В условиях заговоров, смут, движения Фронды старинный куртуазный идеал начинает противопоставляться новым идеалам. У авторов галантно-героических романов безудержная и вычурная фантазия. В галантно-героической литературе изолированный от жизни идеализированный и манерный герой выступает в исключительных обстоятельствах (романы Лафайет “Графиня Тандская”, “Заида”, “Принцесса Монпансье”, “Принцесса Клевская”, романы Мадлен де Скюдери «Ибрагим, или Великий паша», «Артамен, или Великий Кир», «Клелия» и др.). Главные темы этих романов - любовь, страсть, ревность, предательство, угрызения совести. Авантюрный сюжет галантно-героического романа повествует о разнообразных приключениях и испытаниях, которые выпадали на долю героя, стремящегося завоевать сердце жестокой красавицы. Физическая и душевная красота души героя, благородство его поступков и изысканность речи побеждают дисгармонию жизни.

Галантно-героический роман ярче всего представлен в творчестве писательницы и хозяйки одного из знаменитых салонов Мадлен де Скюдери. Ее многотомные романы, появившиеся в середине века, привлекали прославлением подвигов, облаченных в галантную, изысканную форму. Самый известный роман Скюдери – «Артамен, или Великий Кир» (1649-1654). Герой его – историческое лицо, персидский полководец Кир. В этом романе, далеком от историзма, Кир превращен в галантного кавалера, вюбленного в царевну Мандану. Ради любви к царевне Кир поступает на службу к ее отцу, приняв имя Артамена. Скюдери выпустила 10 томов своего романа «Артамен, или Великий Кир». Хотя в нем рассказывается о персидском царе Кире, историзма в романе нет. В произведении повествуется о том, как Кир проник к своему врагу Киаксару под именем Артамена. Ему легко было бы расправиться с опасным противником, но он влюбляется в дочь Киаксара Мандану. После множества приключений и во­енных подвигов, окрашенных галантностью, Кир завоевывает руку и сердце Манданы, а Киаксар добровольно отдает ему свое царство. Так же, как у д'Юрфе, в романе Скюдери множество вставных эпизодов, придающих ему барочную пестроту.

Если пасторальные романы уводили от не­навистной аристократам действительности в облачный мир пасторали, то галант­но-героические романы возбуждали желание активно вмешаться в политику. Вот почему они пользовались успехом в среде фрондеров — участников Фронды. В годы Фронды (Фронда - гражданской войны 1648—1653 гг. между сторонниками королевского абсолютизма и аристократами, стремившимися к независимости от короля) Большую роль в галантно-героических романах играют исторические события. В романе Марена Леруа де Гомбервиля (1600-1647) «Изгнание Полександра», в романах Готье де Кост де Ла Кальпренеда «Кассандра» (1642-1650), «Клеопатра» (1647-1658), «Фарамон»(1661-1670), а также в романах Мадлен де Скюдери авторы переосмысливают исторические факты, исходя из морально-дидактического задания романов. История в этих романах условна, она прикрывает изображение нравов и отношений современного общества. Авторы романов хотели, чтобы их произведения имели воспитательное значение: учили добродетели, формировали хорошие нравы. В этих романах создавался идеальный тип «порядочного человека», главное для которого – долг. Любовная и героическая жизнь рисовалась идеализированно и не всегда убедительно. Создатели галантно-исторических романов хорошо описывали душевное состояние героев, но сюжет, композиция и язык романов были неправдоподобны. Благодаря именно этим романам само понятие «роман» скоро стало восприниматься как синоним невероятного вымысла.

В псевдоисторическом романе «Клелия» (1654-1661), действие которого происходит в древнем Риме, Скюдери не только изобразила галантные нравы, но и выработала галантный кодекс любви. Она прилагает к роману «Карту страны нежности» - правила поведения в обществе, которые должен знать каждый влюбленный аристократ. 

2. Пикарескный роман. Велика роль пикарескного, или плутовского романа. Герои пикарескного романа - обыкновенные люди, чаще всего низкого происхождения, воры, подкидыши, калеки, потаскухи, наемные солдаты, деловитые мещане, странствующие актеры, мужики, промотавшиеся дворяне, шарлатаны-врачи, попы, монахи. В этих романах даны сгустки действительности, нарисованы картины повседневного быта. Повествование ведется от первого лица (это роднит роман с мемуарами). Фабула пикарески - жизнеописание героя. После генеалогической предыстории повествуется о бегстве молодого человека из родительского дома и вступлении в большой мир, где и происходит обращение героя в плута. Особую роль в пикарескном романе играет город - сумма искусственных условностей, созданных людьми.

В романе испанского писателя Алемана “Жизнеописание Гусмана”(1598, 1604) герой пускается в странствия по свету в поисках лучшей доли. В Мадриде Гусман попрошайка, носильщик, поваренок и вор, в Толедо он - щеголь, неудачливый кавалер, промотавшийся слуга у капитана. В Риме Гусман вступает в братство, служит сначала у кардинала, потом - у французского посла, превращается в мошенника. В Испании он женится, становится вдовцом, наживает богатство при помощи спекуляции векселями, все теряет, учится на богословском факультете, снова женится, живет за счет любовников своей жены, пока жена не сбегает от него к капитану галеры. В конце романа Гусман поступает на должность эконома к богатой вдове. За хищения Гусмана приговаривают к пожизненной ссылке на галеры; там он выдает своих товарищей, замысливших побег, и Гусмана освобождают. Герой проходит по всем ступеням социальной лестницы, что превращает плута в эффективный инструмент социальной критики. Гусман - ловкий пройдоха, беспринципный эгоист. Прибиваясь к разным сословиям, Гусман всегда обособлен, у него позиция “наблюдателя жизни человеческой”. Герой претерпевает изменения, но нет внутренней эволюции его образа. Гусман последовательно выступает в трех качествах: простодушного юнца, ловкого пройдохи и праведника, раскаявшегося в былых прегрешениях. Каждая трансформация героя сопряжена с глубоким сном (традиционным аналогом смерти); пробудившись от сна, герой вступает в новую фазу жизни. Это уподобляет Гусмана (как и многих других последующих героев - плутов) умирающему - воскресающему божеству. Задача Алемана - наставить читателя на путь истинный, поэтому в конце романа Гусман узрел свет Божественной милости. Повествование стилизовано под жанр церковной проповеди. Плут стал яростным проповедником извечных истин. Но нравоучительная сверхзадача пикарескного романа возложена не на плута - морализатора. Над Гусманом стоит невидимый автор, который смеется (вместе с читателем) над героем и с самого начала уверен в непреложности нравственных законов.

Бытописательный роман

Особую роль в литературе 17 века сыграл бытописательный роман. Он шире, чем пикарескный роман, отражает жизнь. Особенность бытописательного романа – интерес к обыденному быту и жизни простых людей. Отсюда пародийная полемическая направленность и стремление изображать в литературе судьбу простого человека, реальность без всяких прикрас, изнанку жизни. В бытописательном романе среда перестает быть фоном, писатель начинает улавливать и отражать закономерности общественной жизни, социальные силы, которые предопределяют судьбу его героев. Интерес к будничному, обыденному, к жизни простонародья, приводил к детальным описаниям различных подробностей действитель­ности. Иногда эта действительность изображалась в карикатурно грубой форме, что было своего рода реакцией на изысканность прециозной литературы. Нарочитой «приземленностью», тягой к эмпиризму описаний бытописательный роман Франции XVII в. существенно отличался от произведений ренессансного реализма предшествующей эпохи, в которых правдивое изображение реалий жизни подчинялось поискам внутренней гармонии, культу красоты человека и природы.

Шарль Сорель (1599—1674) — автор большого числа сочинений, среди которых были и стихи, и романы, и теоретические трактаты. В истории литературы он остался, прежде всего, автором романа «Правдивое комическое жизнео­писание Франсиона» (1623—33), который отличается глубокой жизненностью содержания. Герой Сорпеля - обычный, заурядный человек («Франсион» — человек из Франции), действующий в обы­денных обстоятельствах, часто весьма неприглядных. В приклю­чениях его нет ничего героического. В романе изображены и Па­риж, и провинция; автор нарочито откровенен в изображении ха­рактеров и поступков персонажей. Со­рель отвергает условный мир добродетельных героев, лживые ве­ликосветские формы и обращается к правдивому повествованию. Его роман вырос из повседневной жизни, в нем использо­ван самый злободневный материал, притом — откровенно сати­рически. Приключения героя дают Сорелю возможность изобра­зить жизнь различных слоев населения. Сорель описывает и двор, и придворных, и поместное дворянство, и мещанский мир, не скрывая своего презрения к знати и сочувствия к обед­невшим деклассированным дворянам, каковым является его герой. Сорель сделал крестьянина полноправным литературным персонажем. В романе описаны парижское дно, целые корпорации воров, тем­ный, скрытый от посторонних глаз Париж; описаны коллежи, в которых обучение основано на уродливых, изживших себя традиционных устоях. Рисуя мир чиновников, Сорель доказывает, что подлинные преступления вершатся во Фран­ции именем закона. В романе Сореля дано широкое полотно французской жизни, на фоне которого активно действует главный герой, умный авантюрист, веселый, смелый и по-своему благородный, наделенный практическим здравым смыслом.

Роман Ш. Сореля «Экстравагантный пастух» (1627) направлен против господст­вующих литературных тенденций. Для этой цели Сорель вос­пользовался тем же приемом пародии, что и Сервантес. Герой по­вествования Сореля — Луи, сын парижского купца, подобно Дон Кихоту начитался романов, на этот раз галантно-пасторальных, и, подобно герою Сервантеса, решает действовать сообразно с требованиями любимых им произведений. В приключениях Луи высмеиваются ходовые приемы и штампы такого рода сочинений, в частности, «Астреи» д'Юрфе.

Описывая дей­ствительно происходящее, писатель, по мысли Сореля, должен отбирать такие лица и события, в которых воплощено типическое. Писатель должен исходить из опытного познания фактов, и его творчество принесет пользу лишь в том случае, если будет правдиво изображать свое время. Литература имеет общественное назначение — она должна поучать, воспиты­вать читателя. Таким образом, эстетические воззрения Сореля в чем-то существенном предвосхищали реалистическую эстетику, но в своей творческой практике писатель далеко не всегда мог подняться над прямолинейным, мелочно эмпирическим изобра­жением действительности. То же самое можно сказать и о прозе Скаррона.

Поль Скаррон (I610—1660), оригинальный бурлескный поэт, драматург, один из предшественников Мольера, автор «Трагикомических новелл» (1656), в своем основ­ном произведении — «Комическом романе» (1651—1657) описал странствования по провинции бродячей труппы комедиантов. Этот роман имел явную пародийную направленность, в нем высмеиваются создатели неправдоподобных романов, пародируются подвиги их героев с помощью изображения неприглядных сторон жизни и грубых комических ситуаций. Одно из глазных достоинств «Комического романа»— правдивое изображение провинциальной жизни с ее мелочностью, невежеством, скукой, духом накопительства. В этом бытовом романе достоверно описываются грязные дороги, постоялые дворы, площади и улицы города Манса и его обитатели: паразитическое поместное дворянство, неумело под­ражающее столичному; циничное и алчное духовенство; консер­вативные чиновники, у каждого из которых на совести немало темных дел; хозяева постоялых дворов, одержимые манией при­обретательства. Им противопоставлены актеры небольшой стран­ствующей труппы — Дестен, Этуаль, Анжелика, Каверн и другие. И хотя профессия актера в те времена все еще считалась презренной, недостойной уважения, Скаррон не скрывает своей симпатии к этим «людям вне общества». Благородные, честные, умные и скромные, актеры являются в романе носителями положительного начала.

Романы Сореля и Скаррона являются характерным выраже­нием художественных принципов «низовой» линии барокко: авантюрный сюжет, способы композиции (как правило, нанизывание случайных эпизодов, связанных с формированием героя или сообщества персонажей), неожиданные диссонансы, контрасты как в судьбе героя, так и в его отношении к жизни. Необходимо отметить и воздействие на творчество этих французских рома­нистов литературы испанского барокко, в частности плутовского романа. Эта связь с испанской литературной традицией особенно заметна в «Трагикомических новеллах» и пьесах Скаррона, сюжеты которых заимствованы у испанских писателей того времени.

Третий известный автор бытописательного романа — Антуан Фюретьер (1620 — 1688) — стоит не­сколько особняком среди представителей этого жанра. В твор­честве его можно обнаружить не только стремление к правди­вости, но и реалистические тенденции. Художественная организа­ция его романа явно отлична от системы его предшественников.

В «Мещанском романе» (1666) А. Фюретьер изобразил быт и нравы парижской буржуазии середины XVII в. Его литератур­ным принципом, эстетической нормой было изображение обыден­ного мира, заурядных людей и их привычных дел. Действительность воспроизводится Фюретьером без грубости и карикатурности, однако при этом преследуются сатирические цели. В романе изображены мещанские нравы, обычаи, стародавние устои; описан Париж, его улицы и дома. В романе обрисованы многие характерные типы. Таков прокурор Воллишон, нечестный и алчный, который наделен «врожденным отвращением к истине» и «смотрит на чужое добро, как кошка на птицу в клетке». Его жена — бережливая хозяйка, строгая мать, при всей своей огра­ниченности обладающая известным здравым смыслом. Их дочь — Жавотта, воспитанная в строгости и невежестве, а также хит­рая и проницательная Лукреция, воспитанием которой вообще пренебрегали,— всем своим обликом и поведением демонстрируют печальные последствия и той, и другой крайности. Перед читателем проходят судейские чиновники и различные типы сутяг; мар­кизы, писатели, посетители литературного салона. Фюретьер вни­мательно прослеживает роль человека в обществе и характеры своих героев объясняет их социальным положением и воздействием на них окружающей среды. Фюретьер стремится уловить закономерности общественной жизни и рисует человека как существо социальное, наделяя его чертами, типичными для определенной группы. Движущее начало поступков его героев — жажда денег. Автор романа показывает не только сословные различия, но и их стирание как результат исторического процесса. Неприятие Фюретьером самого духа прециозного романа обусловлено его реалистическими, а не пародийными установками. Эти реалистические принципы проявились при анализе социально-бытовых противоречий лич­ности и общества.

4. Мемуары. 17 веке большое распространение получают подлинные и фальшивые мемуары, авторы которых (Кларендон, Смит и др.) стремятся соединить атмосферу пикарескного и светского романов. Мемуары Смита “Подлинные странствия капитана Джона Смита” окажут большое влияние на Дефо.

5. Воровской роман. Несколько особняком стоит английский воровской роман (романы Гэда “Английский мошенник”, “Мошенник, пойманный, осужденный и повешенный, или история несравненного вора Ричарда Гайнама” и др.). В английском воровском романе показаны беспощадные условия нового общества, которое жестоко расправляется с посягающими на частную собственность. Английский вор - кавалер удачи, сумевший победить врага хитростью и сноровкой. Такой герой вызывает у писателя и восхищение, и убеждение, что вор должен быть повешен. От английского воровского романа тянутся линии к Филдингу и Диккенсу.

Утопический роман

Публицистические тенденции, свойственные литературе XVII столетия и связанные с критическим отношением к действительности, нашли выражение и в жанре утопического романа, имевшего глубокое историческое значение. В романах-утопиях подвергались переоценке традиционные воззрения, устои, институты, в них решались философские, естественно-научные вопросы. Сирано де Бержерак (1619— 1655), драматург и романист, в своих утопиях «Государства и империи Луны» (1657), «Государства и империи Солнца» (1662), опубликованных посмертно, выразил самые передовые научные и философские идеи своего времени. Его любознательные герои с помощью изобретенных ими механизмов попадают на Лу­ну, где общаются с ее обитателями. В первом романе речь идет о путешествии Сирано де Бержерака на луну. Сирано де Бержерак критикует общественные пороки своего времени: резко выступает против войны, осмеивает религиозные суеверия, развенчивает идеи о загробной жизни, излагает свои взгляды, связанные с материалистическим учением Гассенди о душе и устройстве вселенной. Во втором романе рассказывается о путешествии на Солнце, где писатель среди прочих государств посещает государство птиц с его разумными законами. В романе развивается пантеистическое представление о природе как о чем-то одушевленном и живущем самостоятельной жизнью. Герой романа оказывается в Царстве философов», где живут души великих мудрецов. Сирано беседует с великим утопистом Кампанеллой.

Основной интерес в романах Сирано де Бержерака представляют беседы и споры его героев с загадочными существами и с философами, с которыми их стал­кивает путешествие. Схоластической философии, религиозному мировоззрению Сирано де Бержерак противопоставляет веру в силу разума и науки. Убежденный сторонник передовой филосо­фии П. Гассенди, воззрения которого излагаются в его романах в беллетристической форме, Сирано де Бержерак — материалист, признающий вечность материи и ее атомное строение, единство материального мира; он сенсуалист в теории познания. В своих натурфилософских взглядах Сирано де Бержерак утверждает принцип гелиоцентризма. Взглядам Сирано де Бержерака был свойствен эволюционизм: для него эволюция материи проявляется в иерархии форм ее существования, возникших в результате ее развития; создание человека — это лишь изменение материи, свидетельство усложненности ее организации.

Сирано де Бержерак отрицал бессмертие души, высмеивал догматы Священного писания, сатирически рисовал духовенство, видя в нем душителя свободной мысли. Он выявлял политическую сущность церкви, которая вместе с государственной системой по­давляет человека. Главными пороками современного обществен­ного устройства он считал сословное неравенство, неограниченное господство частной собственности, невежество и предрассудки, которые тормозят прогресс. В идеальном государстве он хотел бы видеть всех граждан философами, которые руководствовались бы разумными началами. Главный путь к достижению общественного идеала Сирано де Бержерак усматривал в развитии наук и про­свещения.

Сирано де Бержерак был не единственным автором утопий. Дени Верас д'Алле (ок. 1630—ок. 1700), автор «Истории севарамбов» (1677—1679), и Габри­ель де Фуаньи (ок. 1630—1692), автор «Приключений Жака Садёра с открытием Южной земли» (1676), использовали прием путешествия в воображаемую ново­открытую страну. В «правдивых записках» капитана Седена Ве­рас рисует общество, основанное на коммунистических началах, без сословного деления и частной собственности; в идеальном го­сударстве Фуаньи также царит всеобщее равенство, все блага распределяются поровну, а отношения между людьми строятся на основах разума и справедливости.

В 17 веке возникает фантастический реалистический роман, где природа комизма социальна, а стихия сна обрамляет самые реальные ситуации. В цикле испанского писателя-сатирика Кеведо “Сновидения”(1607-1622) автор путешествует по загробному миру. Рассеиватель заблуждений помогает ему взглянуть на истинную суть вещей, людей и поступков. Со страниц кеведовского описания преисподней встает Испания 17 века. В дьявольском вихре проносятся продажные судьи, жуликоватые аптекари, невежественные лекари, франты, проститутки, портные, сапожники, короли, вельможи. В загробном мире люди, их поступки и побуждения предстают в своей неприглядной наготе и каждому воздается по делам его. В земном мире царят ложь и лицемерие. Главная улица мира называется Улица Двуличия. Все грехи ведут свое начало от лицемерия, - утверждает Кеведо.

В 17 веке изменяется литература, а также изменяется сама писательская среда. В начале века было немало литераторов дворянского сословия. Начинает формироваться профессиональная литературная среда, которая чаще всего выступает в облике своеобразной, колоритной, но обреченной на необеспеченное, часто жалкое существование богемы. В литературу приходит писатель-разночинец, живущий исключительно своим трудом; но эта прослойка литераторов зависима от аристократических меценатов с их подачками или от королевского двора с его премиями. В последней трети 17 века появляются народные писатели, в прошлом солдаты и самоучки (Гриммельсгаузен, Бэньян). В их произведениях близость к народным истокам словесного творчества, часто народность стиля.

Подлинную славу литературе 17 века принесла драматургия, трагедия и комедия.

Список литературы

1. Виппер Б.Р., Бояджиев Г.Н. Основные пути развития художественной культуры ХУ11 // История эстетической мысли: В 6 т. Т.2. С.216-228.

2. Гриб В.Р. Избранные работы. - М., 1956. С.336-355.

3. История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1987. Т. 4. С.7-36.

4. История зарубежной литературы ХVII века: Учеб. для филол. спец. вузов / Н.А. Жирмунская, З.И. Плавскин, М.В. Разумовская и др.; Под ред. М.В. Разумовской. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.; Изд. центр “Академия”, 1999.

5. ХVII век в мировом литературном развитии. - М., 1969.

6. Утопический роман ХVI - ХVII вв. - М., 1971.

7. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Возрождение. Барокко. Классицизм. - М., 1998.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!