Становление и укрепление Московского государства

Древняя Русь

В становление и развитие нашей многонациональной Родины внесли вклад многие народы, издавна проживающие на ее территории. Однако, несомненно, доминирующим этносом, сыгравшим определяющую роль в истории России, были славяне, проживавшие к востоку от Карпат, вошедшие в историю как восточные славяне.

Первые сведения о восточных славянах содержатся в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет».

Восточные славяне проживали в бассейне Днепра, Днестра, Западной Двины и Верхней Волги. Основным видом их хозяйственной деятельности было земледелие. Занимались также наши предки и скотоводством, бортничеством, ловили рыбу, собирали на зиму дары леса и т.д.

Верховная власть в племенах восточных славян носила коллективный характер и принадлежала вече — общему собранию взрослых вооруженных мужчин племени. Со временем наблюдается развитие дружинного начала и возрастание роли князей.

До принятия христианства славяне, как и многие народы мира, прошли несколько этапов религиозного развития. На ранних этапах славяне поклонялись добрым и злым духам, которым они приносили жертвы. Постепенно с развитием племен и дифференциацией хозяйственной и социальной жизни славяне создают свой пантеон богов.

На территории восточноевропейской равнины жили также племена, принадлежавшие к финно-угорской группе. Это были предки современных венгров, карел, коми, марийцев, мордвы, чувашей, эстонцев и др.

В районе Прибалтики проживали балтские племена, из которых впоследствии образовались латыши, литовцы.

В районах Северного Кавказа, в междуречье Дона и Волги кочевали многочисленные тюркские племена.

Зарождение государства у восточных славян по традиции связывают с прибытием на Ладогу пришельцев — варягов. Как гласит летопись, наши далекие предки обратились к одному из варяжских князей — Рюрику — со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владейте нами».

Из того, что Рюрик прибыл на Ладогу с варягами, а варягов по историографической традиции, идущей еще от немецких историков, работавших в России в первой половине XVIII в., повелось отождествлять с норманнами, возникла известная норманнская теория. Однако из контекста летописи, в котором отражены эти события, ясно следует, что варяги, русь и норманны вовсе не являлись тождеством. Кстати, варяги — это воины, входившие в состав охранных вооруженных дружин, защищавших и занимавшихся проводкой этих торговых караванов. По-видимому, это была особая военная каста, куда могли входить представители различных племен и народов, которая занималась этим особым промыслом.

Согласно летописи, с Рюриком, прибывшим в 862 г. «из-за моря», был заключен «ряд», т.е. договор. Из чего следует, что пришелец пришел не как завоеватель, а как лицо, которого пригласили, и которому аборигены передали какие-то управленческие функции.

 

Наличие «ряда», о котором упоминает летопись, свидетельствует, что пришельцы обладали лишь служебной властью, т.е. были наделены только определенными военно-административными функциями. Их пригласили не властвовать, а решать с помощью меча какие-то важные дела, связанные с торговлей на знаменитых днепровских путях, проходивших с севера на юг, как тогда говорили «из варяг в греки».

Исходя из вышеизложенного, можно квалифицировать природу нарождавшегося государства как договорную. Первыми отметили эту важную особенность генезиса древнерусской государственности выдающиеся отечественные историки В.И. Сергеевич и В.О. Ключевский. Хочу особо обратить внимание студентов-юристов, что в рамках теории государства и права нет теории, объясняющей такой механизм образования государства. И это лишний раз подтверждает самобытность начала древнерусской государственности.

Поскольку известно, что высшим органом власти на территории племен было вече, то договорная природа нарождавшегося государства, а также идущая еще со времен Рюрика традиция сосуществования двух властей, некий своеобразный политический симбиоз древнерусского «двоевластия», дает нам основание сделать вывод, что власть князей в древнерусском государстве не носила монархического характера. Скорее князей можно представить главами военных администраций, выполнявших к тому же и представительские функции. Отсутствие монархических начал в древнерусском государстве убедительно подтверждается также тем, что среди Рюриковичей вопрос о передаче власти решался на основе так называемого лествичного права, которое свидетельствует о власти рода, а не о власти монарха. Киевский князь, на момент пребывания его на киевском столе, представлял собой всего лишь персонифицированную функцию власти рода.

Поскольку правил род, то все представители этого рода считали себя братьями. Отсюда в период Киевской Руси характер отношений между князьями рода Рюриковичей были весьма отличен от системы сюзеренитета и вассалитета, характерного для Европы. Это были отношения между братьями, то есть равными. В случае если между князьями возникали противоречия и конфликты, то тот, кто находился на службе у другого, мог спокойно отъехать от него. Это не считалось изменой или государственным преступлением. Поэтому нет оснований считать, что истоки русского самодержавия коренятся в политических институтах древней Руси.

Отсутствие монархического начала подтверждается и таким историческим фактом: пришельцы (Рюриковичи) долгое время, вплоть до конца XI в. землями в Киевской Руси не владели, а обладали лишь правом сбора дани с территорий, входивших в древнерусское государство. Сбор дани, в данном случае можно с полным правом рассматривать как особую форму платы, которую выделяла им земля за их военно-административные функции и службу, а также за оборону земель.

История Киевской Руси, как первой исторической формы развития древнерусской народности и существования русской государственности насчитывает примерно 250 лет. Она началась с княжения первого киевского князя Олега (882—912 гг.), который после смерти Рюрика спустился со своей дружиной вниз по Днепру и, захватив Киев, сделал его своей столицей. Олег заложил основы территориального объединения и этнической интеграции восточнославянских племен, заложил основы обороны зарождавшегося молодого государства. В результате длительных войн, которые он вел с хазарами и венграми, и продолжавшимися и при его преемниках, Русь сумела отстоять свое право на свое историческое существование и развитие. При Олеге Русь стала выступать как субъект международного права. При нем были подписаны и первые договоры Руси с Византией. В этот начальный период своего развития получили развитие ряд важных начал в эволюции древнерусского общества. Затем Киевская Русь прошла этапы дальнейшего становления и подъема, экономического и культурного. Особенно это относится к периоду княжений Владимира Святославича (980—1015 гг.) и его сына Ярослава Владимировича Мудрого (1019—1054 гг.).

В период зарождения и становления древнерусского государства происходил сложный процесс становления славяно-русской культурной общности. И в этой связи стоит отметить, что политическая, хозяйственно-экономическая и межплеменная интеграция, проходившая в рамках нового государственного образования, требовала и интеграции культурной, объединявшей людей, создававшей новую социокультурную среду. Этот процесс порождал новые импульсы и предпосылки для дальнейшего развития и зарождения качественно новых тенденций в древнерусском обществе.

В этой связи важным историческим моментом в развитии Киевской Руси стало принятие при князе Владимире христианства. После неудачной реформы языческого культа, которую пытался провести в 985 г. князь Владимир, спустя 3 года было принято решение о введении на Руси новой «заморской» религии, по аналогии с призванием варягов, которая, не будучи культом одного из племен, сыграла бы роль не только религиозного интегратора, но и создавала бы основы для вхождения Руси в европейскую культурную ойкумену, приобщала бы народ к общемировым духовным ценностям.

Принятие христианства создавало благоприятные основы формирования новой православной культуры формирующегося народа Древней Руси, на базе которой постепенно формировалось самосознание новой народности, происходила ее постепенная самоидентификация на основе новых ценностей («Святая Русь»). Новая культура и основанное на ее базе новое мировоззрение, в немалой степени формировали не только характер взаимоотношений внутри становящегося православного древнерусского общества, но и на долгие века определили отношения Руси к другим религиям, государствам и народам, формировали его геополитические ориентации. Недаром в древности говорили: «Выбираешь религию — выбираешь судьбу». Таким образом, избранное князем Владимиром византийское Православие, и формировавшаяся на его основе культура, в решающей степени заложили некий культурный геном, матрицу, которые определили вектор духовного и социокультурного развития русского народа, можно сказать, его историческую судьбу.

С введением и распространением православия на Руси стала формироваться новая культурная традиция. В этой связи здесь необходимо отметить распространение письменности, которая невозможна без создания системы обучения. С этого времени на Руси появились школы. Прежде всего, это относилось к монастырям. В них обучались не только представители тогдашней элиты: княжеские и боярские дети. Уже тогда грамотность была обычным явлением в городах. Об этом нам свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах. На многих ремесленных изделиях того времени обнаружены надписи.

 

С распространением письменности и грамотности на Руси появляется и рукописная книга. С появлением книги возникает важная культурная традиция чтения книг. Возникает и в дальнейшем играет все большую роль книжное знание. В литературных памятниках древней Руси подчеркивается ценность книг и знаний.

После принятия христианства на Руси возникает и культура перевода иностранных книг на русский язык. Достигает высокого искусства оформление рукописных книг.

С появлением письменности и книг зарождается и древнерусская литература. Ее художественная выразительность определяется в значительной мере тем, что на Руси довольно рано сложилась высокая культура устной речи.

С середины XI в. на Руси стали появляться не дошедшие до нас летописные своды. В начале XII в. на их основе был создан выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет».

Новая религия во многом определила и развитие древнерусского зодчества. Прежде всего, здесь стоит отметить зарождение традиции храмового строительства. Еще при Владимире Святославиче в Киеве была построена Десятинная церковь. При Ярославе Мудром, в честь победы над печенегами, в 1037 г. в Киеве был заложен знаменитый храм Святой Софии, который и поныне украшает этот город.

С распространением христианства на Руси появляются иконы. Со временем искусство русской иконописи достигло такого совершенства, что его можно смело поставить в один ряд с выдающимися образцами мировой художественной культуры.

Важной особенностью религиозной культуры древней Руси, зарождавшейся в те далекие времена, было сложное переплетение остатков старых языческих культов и верований и православия. Этот процесс носит в науке название «синкретизм», поэтому для русской народной религиозной культуры характерным являлось двоеверие. Здесь имеет место не только вера в единого бога, но сохраняются остатки языческих верований. Особенно это характерно для русской деревенской культуры. Наши предки верили в Христа и одновременно почитали домовых. Духовный мир русского человека был наполнен лешими, русалками и прочими языческими персонажами. Это отражалось во многих проявлениях общественной жизни.

Древняя Русь — это эпоха формирования не только государственных институтов, социальной интеграции, но и нашей национальной культуры, в рамках которой, шло формирование древнерусской народности. В целом Древняя Русь развивалась в рамках традиционализма — следования обычаям, традициям и почитанием старины. Гарантами традиций выступала не только семья, церковь, княжеская власть, а также и другие институты тогдашнего общества.

Вопросы для самопроверки

Какие факторы определили процесс славянской колонизации в период становления древнерусского государства?

Как складывались отношения славян, пришедших на территории Восточно-Европейской равнины, с аборигенными племенами?

Кто был создателем «норманнской теории»? Какова ее содержание и сущность?

Какие обстоятельства повлияли на характер и особенности становления древнерусского государства.

Подумайте, какие причины заставили князя Владимира осуществить принятие новой религии?

Что приобретала Русь с принятием новой веры?

Какие важные исторические последствия имело для Руси принятие христианства?

Назовите основные причины, определявшие тенденцию дробления древнерусских земель.

Где и когда проходил съезд русских князей, на котором был выработан принцип их взаимоотношений?

Кому принадлежала высшая власть в Великом Новгороде?

В чем были особенности взаимоотношений Новгорода с князьями?

Назовите имена киевских князей, начавших осваивать земли Северо-Восточной Руси.

Какими причинами можно объяснить довольно быстрый захват татаро-монголами русских земель?

Удельная Русь

Пережив фазу подъема и расцвета, Киевская Русь, уже в конце XI в. вступила в фазу нового политического порядка, который провоцировал дезинтеграцию и нестабильность, несмотря на наличие целого ряда сохранявшихся интегрирующих факторов (культура, религия, экономика). Причина распада древнерусского государства была, прежде всего, следствием дальнейшего развития древнерусского общества и его социально-политических институтов. Причем следует отметить, что причина эта была комплексная. Ее истоки коренились в самом характере политической системы, которая сформировалась при первых древнерусских князьях.

Тенденция к распаду, точнее, к трансформации древнерусской государственности, просматривается еще в период междоусобной борьбы за престол, после смерти князя Владимира, между его сыновьями. Однако она стала наиболее четко проявляться после того, как Ярослав Мудрый закрепил особый порядок престолонаследия. Согласно его завещанию, территория древнерусского государства была поделена между пятью сыновьями Ярослава. Причем раздел был основан на четком соотношении между старшинством и экономическим значением тех земель, которые переходили под власть того или иного князя.

Наследниками же и преемниками своего престола Ярослав назначил только троих старших сыновей. В сказании о Борисе и Глебе говорится о том, что Ярослав, призвав своего любимого третьего сына Всеволода, говорил ему перед смертью: «Если Бог даст тебе принять власть стола моего после своих братьев с правдою, а не с насилием, то когда придет к тебе смерть, вели положить себя, где я буду лежать, подле моего гроба». Думается, что традиция передачи власти, основанная на лествичном принципе, сложилась не просто как результат индивидуального творчества Ярослава Мудрого. Истоки такого правового решения коренятся, на наш взгляд, в обычном праве, характерном для того племени, из которого вышли представители правящей династии. Имеются ввиду русы, которые, постепенно «ославянившись», превратились в политическую элиту древнерусского общества.

Однако с дальнейшим количественным ростом потомков Ярослава Мудрого лествичный принцип передачи власти и связанное с ним так называемое коловращение, все больше давал сбои. Следствием этого было нарастание конфликтности в отношениях между князьями и рост междоусобной борьбы. Положение осложнялось еще и тем, что, начиная с 1054 г., в пределах русских земель появились кочевые племена, которых на Руси называли половцами (самоназвание — кипчаки). Пользуясь междоусобицей русских князей, половцы регулярно вторгались в пределы русских земель, убивали, грабили и уводили в плен население.

Чтобы предотвратить негативные последствия, порождаемые таким механизмом передачи власти, в 1097 г., по инициативе князя Владимира Мономаха в город Любеч съехались шестеро князей. На этом съезде был принят новый порядок наследования и владения. Он был выражен в известной формуле «Кождо да держать отчину свою». С этого времени коловращение прекращалось. Та земля, которой владел тот или иной князь становилась его наследственным владением — уделом. С этого времени на Руси возник новый политический порядок. В силу принятия данного принципа Киев, из стольного града всей державы, постепенно превращался всего лишь в центр одного из княжеских уделов. Появление и закрепление за отдельными линиями рода Рюриковичей, независимых друг от друга княжеств, или уделов, было важнейшей тенденцией в развитии Древней Руси, которая на века, вплоть до второй половины XV в. вошла в историю как эпоха удельной Руси.

Немалую роль в распаде древнерусского государства сыграла вечевая, общинная власть, действовавшая во многих городах и волостях Руси. Такая власть функционировала параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с князьями. Она имела свою юрисдикцию и определенные прерогативы. Пример тому — организация общественной власти в Великом Новгороде. У земель были свои интересы, которые нередко приходили в противоречие с княжескими. Городские общины нередко изгоняли князей, яркий пример этому — восстание горожан в Киеве в 1068 г. В 1113 г. киевляне, вопреки решению Любечского съезда, призвали на киевский престол переяславского князя Владимира Мономаха. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого киевляне отказались посадить на престол его сына, а пригласили на великое княжение его брата Ярополка Владимировича. В 1154 г. те же киевляне самовольно признали князя Ростислава Смоленского соправителем своего дяди, номинального великого князя Вячеслава. Они же признали его своим пожизненным князем, вопреки правам старших князей.

Немалую роль в дроблении русских земель сыграл фактор пространства. Значительно удаленные от Киева территории, переходившие в руки удельных князей, развиваясь преимущественно на базе натурального хозяйства, тяготели к замкнутости и были, в известной мере, самодостаточными хозяйственно-экономическими организмами.

Князья, родившиеся и выросшие далеко от Киева, воспринимали его как далекую родину их отцов и дедов. А себя они уже ощущали сыновьями той земли, на которой они родились и выросли. Яркий пример этому отношение владимиро-суздальских князей, и, прежде всего, Андрея Боголюбского к «отчине» своих предков — Киеву.

Важным фактором, способствовавшим раздробленности, был рост боярского землевладения, поскольку в XI в. в киевской Руси проходил активный процесс «оседания дружинников на землю». Появляются крупные боярские вотчины — боярские села. Бояре как особый социальный слой древней Руси приобретает экономическое и политическое могущество и влияние.

К моменту монгольского вторжения (30-е гг. XIII в.) некогда относительно единая Русь уже делилась на 18 крупных государственных образований, включавших в себя около десятка удельных княжеств.

Нередко в научной, учебной и популярной литературе политическая раздробленность Руси оценивается только как негативный момент, как шаг назад в истории. В качестве доказательства такой оценки приводят два известных факта русской истории. Прежде всего, это не прекращавшаяся на протяжении четырех столетий княжеская междоусобица. Действительно междоусобная борьба приносила много бед нашему народу, она сопровождалась жертвами, насилием и разорением. Следствием такого положения дел было резкое ослабление оборонного потенциала древнерусских земель и княжеств. Это сыграло определенно негативную роль в том, что напавшие на Русь монголо-татары относительно легко захватили русские земли.

Однако это утверждение основано на одностороннем подходе. Удельный период русской истории характеризуется не только междоусобицами. Это было время бурного развития городов и регионов. С XI до середины XIII вв. количество больших и малых города на Руси увеличилось более чем втрое и, по неполным данным летописей, достигало 300. Время удельной Руси — это строительство храмов, развитие ремесла и торговли, хозяйственного освоения новых земель, особенно на северо-востоке страны. Это был период развития вотчинного и монастырского хозяйства. Получают толчок в своем развитии и местные рынки, хотя, надо признать, они отличались узостью и нешироким набором товаров.

Особенно развивались центры уделов, поскольку столица — это лицо княжества. Если раньше средства, получаемые с земель, стягивались в Киев, то теперь был дан толчок регионам. Поскольку земля стала наследственной вотчиной, т.е. передавалась от отца к сыну, то ценность земли, как важнейшего средства производства и источника богатства, резко повышалась. В период удельной Руси продолжалось расширение пашенного земледелия. Более широкое применение получает новая аграрная технология — трехполье.

В удельных княжествах и землях формировались новые общественные отношения, складывались порой самобытные отношения между обществом и властью, зарождались новые общественные структуры и институты. Развивались региональные художественные школы и ремесла. В княжествах появляется свое местное летописание.

В дополнение к вышесказанному, следует подчеркнуть, что на Руси сохранялась власть рода Рюриковичей. Русь при этом продолжала оставаться относительно единым социокультурным пространством. На ее территории функционировал единый язык, что не исключало наличия местных диалектов. Население Руси помнило свои общие корни и единую культурную традицию, что подтверждается данными летописей. Это единство ярко выражено в произведениях древнерусской литературы.

Удельная Русь оставалась пространством, объединенным единой религией. Все княжества и земли находились под эгидой Русской православной церкви, которая, в свою очередь, делилась территориально на епископства и архиепископства.

Поскольку зарождались и получали развитие новые социальные институты, постепенно менялся и характер общественных отношений. На наш взгляд, можно, говорить о становлении нового общества периода удельной Руси, которое имело целый ряд особенностей и отличий от предыдущего периода. Княжества и земли этой эпохи отличались значительной самобытностью и своеобразием. Все это приумножало разнообразные и неповторимые образы в многоцветье русской истории. В рамках этого периода постепенно вызревали и новые тенденции общественного развития, которые в дальнейшем определяли вектор эволюции отечественной истории.

Таким образом, после того, как произошел распад древнерусского государства, и оно превратилось в конгломерат многочисленных земель и княжеств, историческая роль Киева, как «матери городов русских» на этом закончилась. Ее многочисленные «дети» широко разбрелись по пространствам восточноевропейской равнины, где каждый пошел своим историческим путем.

Наиболее значимыми землями и княжествами эпохи удельной Руси можно считать Владимиро-Волынское княжество, Северо-Восточную (или как ее называли тогда в Киеве — Залесскую Украину, т.е. «окраина») Русь. Наиболее интересным и самобытным, в плане разнообразия развития русского пространства предстает перед нами Новгородская вечевая республика.

Время основания Великого Новгорода до сих пор не установлено. По мнению академика В.Л. Янина, Новгорода в IX в. еще не существовало. Однако городище было с множеством предметов варяжского происхождения. Город расположен на реке Волхов, примерно в шести километрах от его истока из озера Ильмень.

В силу своего географического, ландшафтного и климатического положения город с самого основания играл важную роль в развитии торговли и ремесла. Новгород был важнейшим звеном на пути «из варяг в греки». Новгородцы на протяжении веков вели интенсивную торговлю, в частности, с северогерманскими городами Любеком, Бременом, входившими в так называемый Ганзейский союз.

Издавна, еще со времен Рюрика, у новгородцев сложилась традиция заключать с князьями договор (ряд). И в период существования древнерусского государства отношения Киева с Новгородом имели ряд особенностей. Во времена Олега Новгород платил ежегодно Киеву по 300 гривен на содержание его дружины. Однако уже в XI в. местное боярство начинает борьбу за ограничение власти киевского князя. Первоначально она принимает форму «вскормления собственного князя», а затем и урезания его прерогатив. Рядом с князем появляется контрольно-исполнительный орган — посадник, который уже не назначался из Киева, а избирался новгородским вече. В результате изгнания в 1136 г. из Новгорода князя Всеволода Мстиславича (ему было предъявлено обвинение в малодушии на поле боя и в том, что «смерд не блюдет») здесь побеждает принцип «вольности в князьях». С этого времени и по 1478 г. Новгород был фактически самостоятельным городом-государством.

Важнейшей особенностью Новгорода являлась самобытная организация общественной власти. В отличие от других земель и княжеств высшая власть здесь принадлежала вече. Этот древнейший институт прямого «народоправства» сохранялся в Новгороде вплоть до XV в. Со временем все большую роль в принятии политических решений стал играть Совет бояр («Господа», или «300 золотых поясов» — широкий ремень, изукрашенный золотом, в Новгороде был символом знатности и богатства).

Постепенно власть новгородского боярства росла. Новгородские бояре не были членами княжеской дружины, как это имело место, скажем, у бояр северо-восточной Руси. Они не зависели от милости князей. Источником экономического богатства новгородского богатства была не земля, весьма скудная в тех местах, а широко развитый пушной промысел, который велся на огромных территориях новгородских пятин. В обмен на пушнину боярство получало европейские товары — вина и серебряные изделия, оружие и драгоценную утварь, сукно и другие ценные предметы.

Весьма интересно была организована исполнительная власть в городе. Вся управленческая система была выборной. Высшим административным лицом был новгородский посадник, избиравшийся, как правило, из наиболее знатных боярских родов. Он ведал управлением и судом.

Особую роль в Новгороде играл князь. Князей в Новгород приглашало вече и заключало с ними ряд. Князь руководил вооруженными силами республики, и исполнял функции политического представительства. Однако постепенно, на протяжении двух столетий содержание договоров («ряда») неоднократно изменялось. Содержание документов свидетельствует о том, что к концу XIII — началу XIV вв. права князя в Новгороде были сильно ограничены. Хотя он имел право получать некоторые доходы от управления, суда и торговли, однако он не имел права проводить сделки с землею в пределах республики, и обзаводиться земельной собственностью.

Весьма непривычную, с нашей точки зрения, роль играл в Новгороде архиепископ. Он был высшим представителем правопорядка в республике. В Новгороде его называли «владыко». Он обладал правом собственного суда и огромной земельной собственностью. Помимо огромных вотчин, которыми владел Софийский дом, архиепископ управлял «черными» землями на территории, подвластной Новгороду. Он имел собственный так называемый «владычный полк». В его руках была также городская казна. Архиепископ ведал и внешними сношениями. При этом владыко выполнял и судебные функции. Свою должность он занимал не по решению церковных властей. Он избирался по жребию из кандидатов, намеченных вечевыми властями. Управлению землями, принадлежавшими Новгороду, была присуща двойственность начал — централизации и местной автономии

Крупными земельными собственниками были и новгородские монастыри. Их представителем в городской администрации был новгородский архимандрит, которого также избирало вече.

В заключение отметим, что жители Новгорода обладали равными гражданскими и политическими правами. Но это было сугубо формальное равенство. Экономическая и имущественная дифференциация нередко достигала опасного значения, что ярко выражалось острыми социальными конфликтами, характерными для общественной жизни этого города-государства. В этом таились угрозы будущему существованию этого государства. Примерно такое же общественное устройство было в Псковской вечевой республике, после того как в XIV в. Псков вышел из состава Новгорода, и в Вятке (современное название — Киров, старое название города — Хлынов).

Весьма интересной предстает перед нами и история Владимиро-Волынской (или Галицко-Волынской) Руси, с ее особым характером отношений между княжеской властью и боярством, городскими вече, наличием сильного культурного влияния со стороны Польши и Венгрии. Впоследствии эти земли войдут в состав Литовской Руси, которая после Кревской унии начнет свой исторический дрейф в стороны Польши, и войдет в XVI в. в объединенное польско-литовское государство — Речь Посполитую (Республика Польская)

Период удельной Руси можно охарактеризовать как время появления и развития значительного разнообразия форм общественно-политического устройства, хозяйственно-экономических укладов, развития особых форм региональной культуры. Это был период своеобразной исторической точки бифуркации, временем поиска Русью своего дальнейшего исторического пути, на котором смогли бы быть реализованы те цивилизационные составляющие, заложенные в предшествующий период русской истории.

Резюме

Подводя итоги изучения первой темы, можно отметить, что начала русской истории имеют весьма самобытный характер, определяемый в немалой степени географическим пространством, особым характером места развития славянских племен. Генезис древнерусской государственности отличался рядом существенных характеристик, отличавших его от европейских вариантов исторического развития. Особый способ десигнации (передачи) власти в решающей степени определил формирование нового политического порядка на Руси. Эволюция древнерусской государственности, трансформация ее в систему уделов, между тем, сохраняла главный принцип, заложенный в основание русской государственности — власть рода Рюриковичей. Недаром в литературе огромное пространство русской цивилизации нередко называют «державой Рюриковичей». В период удельной Руси вызревали разнообразные варианты исторического развития, Это был своеобразный период — точка бифуркации, в пространстве которой постепенно выкристаллизовывался вариант московского самодержавия.

Глоссарий к теме 1

Анты — термин, который применяли византийские писатели VI—VII вв. по отношению к восточно-славянскому племенному союзу, существовавшему в IV—VII вв. Есть предположение, что это видоизмененное название славянского племени «венты», «венды», «венеды». Эти племена проживали в районе Карпат (Венедские горы), Днепра и Северного Донца.

Ассимиляция— букв.: поглощение, растворение.

Белые хорваты— этноним «белые хорваты» известен в «Повести временных лет»: «А се ти же словени: хорвате бели и серьб и хорутане». Обычно исследователи называют «белыми» восточноевропейских хорватов, на что летопись, однако, не дает серьезных оснований. «Белыми» назывались именно западнославянские (чешские) хорваты. Данных о восточнославянских (прикарпатских) хорватах почти нет. «Повесть временных лет» дает некоторые события из истории прикарпатских хорватов, но только для Х в. О более ранних веках известно только из материалов археологии.

Бортничество— занятие по сбору меда диких пчел у славян.

Бояре, боярин— высшее (вначале жалованное, позднее наследственное) звание феодалов наряду с великими и удельными князьями, занимающими ведущее место в государственном управлении после великого князя. Происхождение слова «бояре» не выяснено. Возникновение бояр относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в VI—IX вв. В X—XI вв. бояре разделились на два слоя: княжеские — княжеские мужи (огнищане) и так называемые земские (старцы градские) — потомки родоплеменной знати.

Варяги —так новгородцы называли людей, прибывавших «из-за моря». Однако, вопрос о том, кого называли на Руси варягами, продолжает оставаться дискуссионным.

Венедские горы— древнее название Карпат.

Венеды— наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, восходит к концу I—II в. н.э. и принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья (в древности так назывался Венедский залив) между Штетинским заливом, куда впадает Одер, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Этот ареал в I—II в. н.э. занимали зарубинецкая и пшеворская археологические культуры.

Вервь— от слова «вервь» — веревка — участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно-родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально-экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно-родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей.

Весь— одно из угро-финских племен, живших в древности на территории восточно-европейской равнины.

Вече— высший орган власти у славян, собрание мужчин племени.

Волхвы— служители языческого культа у восточных славян.

Волыняне— восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в «Повести временных лет» и в баварских летописях. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремесла, в том числе ковка, литье и гончарство. В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Восточные славяне — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Составляли основное население средневекового государства Киевская Русь. К XVII в. на основе восточно-славянской общности сформировались (в порядке убывания численности) русский, украинский, белорусский народы.

Вотчина— от слова «отец» — земельное владение на Руси, принадлежащее потомственно и передававшееся от отца к сыну с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. В России Уложение о службе 1556 г. фактически приравняло вотчину к поместью («служба по отечеству»), затем, формально и окончательно, был издан Указ о единонаследии 1714 г., объединивший вотчину и поместье в единое понятие — «имение».

Вятичи— восточно-славянский племенной союз, обитавший в VIII—XII вв. в бассейне Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Липецкой областей). Согласно «Повести временных лет», вятичи и радимичи были «от рода ляхов», то есть западных славян. Название «вятичи» произошло от имени родоначальника племени Вятко: «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко... а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи».

Генезис— от греч. ген — род — зарождение.

Даждьбог— в славянской мифологии бог солнца и огня, сын Сварога (отсюда другое название — Сварожич). Неоднократно упоминается в русских летописях.

Древляне— восточнославянское племя, обитавшее в украинском Полесье (главным образом, в Житомирской и на западе Киевской области). Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах. Центром древлянской земли был город Искоростень (ныне г. Коростень в Житомирской области Украины). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. Окончательно вошли в состав Киевской Руси при Ольге в 946 г.

Дреговичи— от старославянского «дрягва» — болото, букв.: «люди, живущие на болоте» — восточнославянский племенной союз, обитавший в IX—XII вв. на правом берегу Верхнего Днепра и реки Припяти, в районе Гомельской, Брестской и Минской областей Белоруссии. Восточными соседями дреговичей были радимичи, северо-восточными — кривичи, южными — древляне. Упоминаются в «Повести временных лет».

Дружина— первоначально отряд конных воинов у восточных славян, объединенных вокруг племенного князя.

Дулебы (дулибы) — союз восточнославянских племен на территории Западной Волыни в VI — начале X вв. Под именем бужан и волынян в середине X в. вошли в состав Киевской Руси. Отдельные исследователи славянского объединения племен дулибов считают их предками летописных волынян, древлян, дреговичей, и, возможно, частично, — полян.

Залесская Русь (Залесская земля, Залесский край)— древнерусское название междуречья Оки и Волги; то же, что Владимиро-Суздальская (Ростово-Суздальская) земля.

Колбяги —так новгородцы называли прибывавших к ним по суше людей.

Коловращение— перемещение князей друг за другом из одного удела в другой, после того как в Киеве умирал князь, его место занимал старший в роду Рюриковичей.

Лествичный принцип— от слова «лестница» — способ передачи власти не от отца к сыну, а старшему в роду Рюриковичей. Был характерен для политической культуры Киевской Руси.

Майорат— порядок наследования, когда власть передается старшему сыну.

Мир— северорусское название общины. Впоследствии миром называли на Руси и городские общины.

Норманны— букв.: «северные люди», «люди с севера» — название, данное в Западной Европе северо-германским племенам, жившим на Скандинавском полуострове. Норманны — предки современных датчан, шведов и норвежцев.

Норманнская теория— направление в историографии, сторонники которого считают норманнов основателями древнерусской государственности. Норманская теория впервые была сформулирована членом Российской академии наук, историком Г.Ф. Байером. Основанием для такого вывода послужил известный рассказ «Повести временных лет» о призвании в 862 г. славянскими и финно-угорскими племенами князя Рюрика на княжение в Новгород.

Община крестьянская— территориальное объединение (деревня) отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес. Для крестьянской общины характерны регулярные переделы земли с XVI—XVII вв., круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Жизнь общины контролировалась помещиком и государством.

Отроки— одна из категорий служилых людей в Древней Руси в X—XI вв. Отроками называли младших дружинников князей, принимавших участие в походах и сборе дани. Отроки ведали также княжеским хозяйством и находились в личном услужении у князей. По Пространной Русской Правде (XII в.) отроки — это лица низшей княжеской администрации, осуществлявшей суд, сбор пошлин, взимание налогов.

Перун— бог грома и молнии у восточных славян и части балтских племен. Бог войны и покровитель воинов. В VIII—X вв. был главным богом языческого пантеона.

Погосты— первоначально торговые центры и места сбора дани. Термин происходят от слова «гость». Этим термином древние славяне называли иноземного богатого купца, который по поверьям того времени приходил издалека, «с того света». Поэтому не случайно, впоследствии этот термин закрепился за местом, где происходили захоронения умерших.

Полигамия— букв.: многоженство.

Половцы— (самоназвание — «кипчаки», европ. — «куманы») — народность тюркской группы, занимавшаяся кочевым скотоводством. В середине X в. половцы перешли вместе торками-огузами Волгу и распространились в степях северного Причерноморья и Кавказа. В середине XI в. половцы стали вторгаться на земли Киевской Руси. Впоследствии они составили основное население Золотой Орды. Часть половцев осела на Дунае и смешалась с венграми.

Полюдье— сбор дани в Киевской Руси с подвластных киевскому князю земель. Обычно полюдье начиналось поздней осенью или ранней зимой и проводилось в течение всей зимы до весны.

Поляне (поли)— букв.: «люди, живущие в поле» — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе она прилегала к деревской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей, на юго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Посадник— первоначально наместник киевского князя в Новгороде, позже — высшая государственная должность в Новгородской республике. Посадники избирались на вече из наиболее богатых и знатных боярских семей.

Смерды— наименование зависимого населения в Древней Руси. В отличие от рабов смерды имели свое имущество и платили штраф за совершенные проступки. Юридически смерд был неполноправным человеком. За убийство смерда виновные наказывались таким же штрафом, как и за убийство холопа.

Тысяцкий— новгородский военачальник, возглавлял городское ополчение. Тысяцкий избирался на вече из бояр на определенный срок и являлся помощником посадника.

Уделы— территории, которые передавались по наследству сыновьям великого князя.

Экзогамия— запрет брать жену в своем роду.

Эндогамия— запрет брать жену в чужом роду.

Этногенез— греч. этнос — народ, ген — рождение — рождение народа.

Становление и укрепление Московского государства

Возвышение Москвы

Первое летописное упоминание о Москве датируется 1147 г. В 1276 г. Москва стала центром удельного владения, который, был передан младшему сыну Александра Невского — Даниилу Александровичу (1276—1303 гг.). Князь Даниил и считается основателем династии московских князей, которых нередко называют «даниловичами».

Уже в этот период московское княжество начинает медленно, но верно расширять свои земельные владения. За время его княжения у рязанских князей была отобрана Коломна и ряд волостей. В 1302 г. к Москве отошли земли Переяславль-Залесского княжества и город Дмитров. К концу княжения Даниила территория московского удела увеличилась втрое.

После его смерти на московский престол вступил его старший сын — Юрий (1303—1325 гг.). Вскоре между ним и тверским князем Михаилом Ярославичем разгорелась междоусобная борьба. После гибели Юрия на Московский престол взошел его брат Иван Данилович, прозванный Калитой.

Княжение Ивана Калиты (1325—1340 гг.) в решающей степени определило тенденции развития московского княжества и обусловило его роль среди княжеств Северо-Восточной Руси. Оно создавало определенные предпосылки превращения Москвы в политического лидера. В период его княжения Москва стала религиозным центром Руси.

С 1328 г. московский удел превращается в Великое княжество Московское. Обладая большими богатствами, которые он приумножал разными методами и приемами, Иван Калита прибрел множество земельных владений.

В этот период на земли московского княжества с охотой шли многочисленные переселенцы с южной Руси. По мнению Л.Н. Гумилева, это было время зарождения великорусской нации, когда в пределы московского княжества переселялось множество татар — ариан по вероисповеданию, уходившим к своим славянским единоверцам, не желая принимать ислам, который насаждался в Золотой Орде ханом Узбеком.

В 1359 г. на московский престол взошел внук Ивана Калиты — Дмитрий. В этот период большую роль в укреплении власти малолетнего княжича сыграл московский митрополит Алексей, который неоднократно ездил с Дмитрием в Орду, добиваясь от ханов Золотой Орды поддержки молодого князя.

Время княжения Дмитрия Ивановича Донского (1359—1389 гг.) по-разному оценивается в литературе, однако главной тенденцией, явственно проступавшей в этот период, было дальнейшее возрастание политической роли и укрепление военного могущества великого княжества московского.

Традиционно важным условием возвышения Москвы считается удобство географического положения. Однако следует признать, что это всего лишь один из историографических мифов, которых так много в истории России. При объективном взгляде на предмет, можно увидеть, что на не менее удобных волжских, речных и торговых путях стояли тогда многие русские города, такие, например, как Тверь, Углич, Ярославль, Кострома. Чрезвычайно выгодное географическое положение занимала тогда Коломна — город, расположенный на месте впадения реки Москвы в Оку, а также Нижний Новгород, стоящий на месте слияния Оки и Волги.

При всей важности географического фактора, игнорировать который было бы глупо, стоит отметить, что историю, тем не менее, делают все-таки люди, поэтому важнейшим фактором, обеспечившим подъем Москвы, была последовательная, отличавшаяся преемственностью и удачливостью, нередко беспринципностью и удивительным упорством, политика московских князей. Именно они, подобно средневековым алхимикам, сумели превратить серебро обстоятельств в золото результатов.

Как это не покажется парадоксальным, определяющую роль в возвышении Москвы сыграла особая политика московских князей в отношениях с Золотой Ордой. Историческим фактом является проведение московскими князьями политики «мудрого смирения», позволившей им, на протяжении полутора столетий, сохранять особые отношения с ханами Золотой Орды. Москва широко использовала военно-административный потенциал Орды для укрепления своих политических позиций. Можно сказать, что пока Золотая Орда медленно хирела, Москва — крепла и развивалась.

Наиболее активная и последовательная политика московских князей по собиранию русских земель началась с княжения Василия Дмитриевича (1389—1425 гг.), старшего сына Дмитрия Донского. В период его княжения стала активно проводиться своеобразная практика получения с удельных князей клятвенных грамот, что свидетельствует о том, что пора «братских» отношений заканчивалась, а их место занимали отношения подданства и службы. При Василии I Дмитриевиче активно проводилась политика подчинения влиянию Москвы, юридически независимых в то время, Новгорода и Пскова.

Наиболее последовательное и масштабное формирование нового государства началось при сыне Василия II Иване III, которого уже при жизни величали «государь всея Руси». Накопив ресурсы, Москва, практически без сопротивления, присоединила многочисленные мелкие уделы, которые, все более мельчая, перестали быть реальной политической силой и исчерпали разумные пределы своего существования. Рубежным этапом в превращении московского княжества в обширное государство было присоединение к Москве огромных территорий новгородских пятин, раскинувшихся от Балтики до Камня (так называли новгородцы Урал). В 1485 г. в состав московского государства вошли земли старой соперницы Москвы — Твери.

Все эти процессы привели к зарождению и развитию на Руси качественно новых явлений. Здесь, прежде всего, стоит обратить внимание на изменившийся характер отношений между Москвой и бывшими уделами. В процессе объединения русских земель вокруг Москвы мы наблюдаем тенденцию нарастания жесткой централизации. На местах прекращали действовать старые органы власти, их место занимали новые, созданные на основе московских порядков. На территориях нового государства, разделенного на уезды, формировалась новая московская администрация. В бывших уделах и землях прекращалась чеканка местной монеты, и ликвидировались старые порядки.

Менялись и отношения между великим князем московским и бывшими удельными князьями. Отныне они становились слугами государя, его подданными, и отъезд кого-либо из них на службу к другим правителям, например, в Литву, без его разрешения, квалифицировался как измена, со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Прежние уделы все больше, по своему юридическому статусу, становились обычными вотчинами. Создание единого централизованного государства было в юридическом плане оформлено в первом общерусском законодательстве — Судебнике Ивана III.

Серьезные изменения произошли в военном строительстве. Большая страна требовали и иных подходов в вопросе формирования вооруженных сил, источниках их пополнения и содержания. Московское правительство развернуло практику призыва на службу «охочих людей» из дворян и «детей боярских. Используя, видимо, опыт Турции, московские князья, в качестве платы за военную службу, стали предоставлять воинам землю, с приданными к ней, в качестве особой инфраструктуры — крестьянами, прикрепленными к этой земле. Такая форма землевладения называлась «поместьем», и находилась в особом государственном поместном фонде. Она выдавалась воину за службу государю на особых условиях. Такое войско называлось поместной конницей. Поэтому с возникновением московского государства, на Руси, наряду с вотчинным землевладением, появляется условное, поместное землевладение, сыгравшее решающую роль в процессе закрепощения русского крестьянства.

С возникновением большого государственно-организованного общества, разбросанного на больших пространствах, возникает объективная потребность в создании новых институтов государственного управления. Уже в конце 70-х — начале 80-х гг. XV в. в Московском княжестве появляются управленческие структуры, которые первоначально назывались избами. Одной из первых появляется Посольская изба, впоследствии — Посольский Приказ. Для управления процессами военного строительства возникают два важных взаимосвязанных учреждения: Поместный Приказ и Большой Разряд, ведавшие распределением земель поместного фонда и распределением чинов и разрядов в вооруженных силах. Помимо непосредственно великокняжеской казны, появляется сугубо государственный финансовый орган — Приказ Большой Казны и т.д.

Таким образом, можно говорить о том, что во второй половине XV в. Московское княжество превратилось в крупное централизованное государство, с характерными для государства институтами власти, вооруженными силами, территориально-административным делением. Зарождались основы новой правовой системы. Традиционная княжеская власть по своему содержанию и характеру постепенно трансформировалась в монархическую и приобрела в России особую форму самодержавия. О генезисе и эволюции этого политического института, его идеологических истоках и содержании, функциях и исторической роли и пойдет речь в следующем параграфе.

Глоссарий к теме 2

Ближняя Дума — Совет приближенных к Великому князю, а затем к царю. При Василии III в Ближнюю Думу входило 8—10 бояр. В середине XVI в. Ближняя Дума была фактически правительством Ивана IV (Избранная Рада). Со второй половины XVII в. особо доверенных лиц стали жаловать «в комнату» (отсюда название — Тайная Дума, Комнатная Дума). В это время Ближняя Дума была опорой царя и во многом противостояла Боярской Думе.

Боярство — высший слой служилой знати в древней Руси.

Выборные головы — лица, избираемые из числа местного населения, как правило, из дворян или детей боярских, входившие в органы местного самоуправления.

Выход — фиксированная дань, которую выплачивали князья северо-восточной Руси золотоордынскому хану.

Дворяне — низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина, возникла в XII в. Свод законов Российской империи определял дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы». Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений.

Дети боярские — один из разрядов служилых людей в русских княжествах XIV—XV вв. В Московском государстве в XVI—XVII вв.

Земский Собор — центральное сословно-представительное учреждение, созывавшееся по мере необходимости. Земский Собор состоял из представителей различных сословий, представлявших разные области (земли) русского государства. Практика созыва Земских Соборов была в России на протяжении второй половины XVI и XVII вв. Соборы сыграли важную роль в истории России.

Избранная Рада (от древнерусского «рада» — Совет) — круг лиц, входивших в ближайшее окружение царя Ивана IV. До начала 60-х гг. XVI в. была неофициальным правительством и центром, где задумывались все реформы Ивана Грозного, проведенные в 50-е гг. В состав Избранной Рады в разные годы входили митрополит Макарий, думной дворянин А. Адашев, поп Сильвестр, дъяк И. Висковатый, князь А. Курбский и др.

Кормление — способ содержания должностных лиц за счет местного населения в московском государстве, существовавший до середины XVI в. Корм давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т.п.

Местничество — система феодальной иерархии в русском государстве. Местничество было институтом, официально регулировавшим служебные отношения между членами служилых фамилий на военной и административной службе и при дворе. По сути, это была система распределения служебных мест среди феодалов в Русском государстве XIV—XVI вв. при назначении на военную, административную, придворную службу по знатности рода, положению предков, приближенности к власти, часто без учета способностей, личных качеств. Местничество было окончательно отменено в 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче (1876—1682 гг.).

Монголо-татарское иго — система зависимости русских земель от ханов Монгольской империи со столицей в г. Каракоруме, затем от ханов Золотой Орды со столицей в г. Сарай. Монголо-татарское иго существовало 240 лет и выражалось в экономической, политической, культурной, военной сферах. Монголо-татарское иго отбросило Русь далеко назад, надолго затормозило ее развитие. В то же время оказало огромное влияние на различные аспекты русской жизни. В политической области русскими была перенята монгольская модель правления и управления — власть московского князя была намного выше, чем его суздальских предшественников. В области социальных отношений общество Киевской Руси можно было назвать свободным обществом, в XVI—XVII вв. в Московии — все — слуги великого князя. В практику судопроизводства введена смертная казнь. Русские вооруженные силы также испытали монгольское влияние: закладываются традиции всеобщей воинской повинности (как у монголов), русские военные силы стали делиться на пять подразделений (монгольская система): полк правой, левой руки, большой полк, передовой полк, сторожевой полк и т.д. После 240 лет монголо-татарского ига на Руси изменилось почти все: политическое устройство, управление, военные силы, внешность русских, язык, одежда, быт, культура. Но неизменным осталось главное — православная вера.

Опричнина — от «опричь» — кроме, особо — в XIV—XV вв. так называли особое владение, выделенное членами великокняжеской династии; название государева удела 1565 — 1572 гг., его территории, войска, учреждения; а также так называлась внутренняя политика репрессий правительства Ивана IV Грозного против верхушки оппозиционного боярства. В январе 1565 г. было осуществлено введение опричнины. По указу Ивана IV было объявлено об учреждении «особого» двора с особой территорией, войском (первоначально в 1 тыс. чел.), финансами и управлением (опричной Думой). Правительство ввело неподсудность опричников общественным органам власти и суда. Остальная часть государства получила название «земщина». Ею по-прежнему управляла Боярская Дума, вынужденная по всем важным вопросам испрашивать согласия царя. В результате опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придал ей черты восточного деспотизма. В 1572 г. царь отменил опричнину, вернув часть конфискованных земель их прежним владельцам. Таким образом, опричнина — это форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. Основным средством ее проведения был террор.

Пожилое — пошлина, которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после осеннего Юрьева дня. Впервые упоминается в Судебнике 1497 г. в статье 57.

Поместная система — обеспечение земельными владениями (поместьями) феодалов за несение военно-административной службы в конце XV в. (1714 г.). Поместная система возникла в Новгородской земле, к середине XVI в. — по всей основной территории государства.

Поместное войско — главный вид русских вооруженных сил в московском государстве в конце XV—XVI вв. Основу этого войска составляли дворяне и дети боярские. За свою службу государю им предоставлялись поместья — наделы земли размером от 150 до 3 тысяч га. Кроме того, полагалось денежное жалованье в зависимости от разряда — от 4 до 1200 руб. С каждых 100 четей (около 50 га) доброй земли должен был выступить в поход 1 воин «на коне и в доспехе полном».

Поместный приказ — центральное государственное учреждение в России середины XVIII в. — 1720 г. Наделял дворян поместьями, контролировал изменения в сфере феодального землевладения, производил описания земель и перепись населения, а также сыск беглых крестьян. Также являлся центральной судебной инстанцией по земельным тяжбам.

Поместье — условное земельное пожалование, которое давалось великим князем Московским за службу дворянам и детям боярским.

Помещики — 1) дворяне-землевладельцы, служилые люди, «испомещавшиеся», т.е. получившие в пользование землю (поместье) за выполнение государственной службы. Постепенно поместья стали наследственными, в 1714 г. — собственностью; 2) общее название в России крупных землевладельцев.

Приказ — орган государственного управления. Первые приказы возникают в Московском государстве в период правления Ивана III.

Самодержавие — особая форма монархического правления и организации общества.

Сервитут — от лат. servitus, род. падеж servitutis — рабство, подчиненность — особый вид вещного права, заключающийся в праве пользоваться в установленных пределах чужой вещью или ограничивать ее собственника в определенном отношении.

Сословия — большие группы людей в традиционном обществе, каждая из которых отличалась своим юридическим положением, особым, отличным от других групп, набором прав и обязанностей. Сословия отличались также принципом наследственности и замкнутости.

Стрельцы — в русском государстве XVI — начала XVIII вв. — служилые люди, составлявшие постоянное войско. Были вооружены огнестрельным оружием и служили в пехоте. Первоначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Получали жалованье деньгами и хлебом, иногда землей. Жили слободами, имели семьи, занимались ремеслами и торговлей. Стрелецкое войско было упразднено Петром I в связи с созданием регулярной русской армии.

Тягло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начала XVIII вв. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности — «государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т.д., нередко переводившиеся в деньги — «стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги». Термин «тягло» после введения в 1724 г. подушной подати был заменен словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 г. термин «тягло» исчезает.

Московское царство в XVI в.

XVI век можно считать переломным этапом в истории России. Это было время окончательного слома удельной системы, торжества государственного начала в стране и укрепления самодержавия. Развитие Московского государства и направленность этого развития, в решающей степени определялись потребностями страны, необходимостью концентрации ресурсов развивающейся нации для решения целого ряда внешнеполитических и внутренних задач, а также стремлением нарождавшегося самодержавия, найти адекватные для их решения, формы организации государственной власти.

После смерти в 1505 г. Ивана III дальнейшее укрепление московского государства было связано с деятельностью его сына Василия III Ивановича (1505—1533 гг.). Именно в эти годы был завершен длительный процесс консолидации основной массы русских земель под началом Москвы.

В годы княжения Василия III мы наблюдаем отчетливую тенденцию укрепления великокняжеской власти, трансформации ее в самодержавную. В эти же годы происходит дальнейшее развитие и укрепление централизованного государственного аппарата. Фактически в первой трети XVI в. был решен важнейший судьбоносный вопрос, определивший вектор исторического развития нашей страны — быть или не быть на Руси государству с сильной монархической властью.

Стоит отметить, что тенденция централизации государственного управления пробивала себе дорогу, преодолевая сильное сопротивление «старины», традиций удельной автономии, связанных с уходящей эпохой. В начальный период княжения Василия III еще достаточно сильны были права удельных князей. Традиции старины были еще настолько сильны, что великий князь, несмотря на свое новое положение в системе политической власти вынужден был считаться с ними и важнейшие политические решения принимались по известной формуле: «князь указал, а бояре приговорили». Однако уважение к старине не мешало Василию III настойчиво и последовательно проводить самовластную политику.

Не доверяя родовой аристократии, московский великий князь в проведении своей политики все больше опирался на людей незнатного происхождения из дворян и детей боярских. Нередко многие важные вопросы великий князь обсуждал и принимал по ним решения, в узком кругу своих ближайших помощников. Многие важнейшие государственные дела поручались именно им.

Правление Василия III было временем экономического и политического подъема страны. Страна практически не подвергалась опустошительным набегам иноземцев, а правительство не вело изнурительных войн.

В 1547 г. в Московском государстве произошло важное историческое событие. В январе этого года, молодой наследник московского престола, сын Василия III, 16-летний Иван, при активнейшем участии церкви, митрополита московского Макария, короновался на царствование и вошел в историю как царь Иван IV (Грозный). Иван Васильевич получил в свои руки непростое наследство

После боярского правления, в стране необходимо было провести целый ряд неотложных реформ в системе государственного управления. На местах усиливался произвол кормленщиков. Возрастало сопротивление крестьян. Начались восстания в городах. В самой Москве, в июне 1547 г., вспыхнул большой пожар, в результате которого сгорела вся Москва. Все эти «нестроения», переживаемые страной, требовали наведения элементарного порядка.

В этот период вокруг молодого царя сложился кружок из близких ему лиц, который с легкой руки Курбского вошел в историю под названием Избранная Рада. В ходе работы этого неофициального правительства были разработаны проекты государственных реформ. Реформаторы впервые заявили о себе после созыва так называемого Собора примирения 1549 г. — первого Земского собора, созванного по инициативе молодого царя.

В первое десятилетие царствования Ивана IV проходил процесс совершенствования и упорядочивание приказной системы, которая становилась важным звеном централизованного государственного аппарата.

В целях укрепления вооруженных сил было подготовлено и принято Уложение о военной службе. Отныне не только помещики, но и вотчинники должны были отбывать обязательную военную службу и выходить в поле.

Для поддержания порядка в стране и для проведения активной внешней политики в период подготовки к походу на Казань был образован трехтысячный корпус «выборных стрельцов». Таким образом, в вооруженных силах России появился новый вид войск.

В середине 50-х гг. было издано Уложение о службе, в котором были точно установлены объемы служебных обязанностей землевладельцев в зависимости от размеров их поместий и вотчин. Уложение явилось важным мероприятием, улучшавшим дело комплектования и материального обеспечения дворянского войска.

Однако вскоре после начала Ливонской войны и последовавших затем военных неудач, реформы были приостановлены, а члены Избранной Рады были подвергнуты репрессиям.

XVI век в истории России был не только временем развития и укрепления централизованного государственного аппарата, но и важным этапом становления нового, отличавшегося по многим параметрам от старого общества эпохи удельной Руси. Сами эти изменения, их содержание и направленность, были тесно связаны с развитием государства, и, в решающей степени, определялись его потребностями.

Власть последовательно и настойчиво добивалось того, чтобы крупное княжеское землевладение становилось составной частью государственного земельного фонда. В свою очередь, земли эти, становясь составной частью государевых земель, входили в состав уездов, станов и волостей московского государства. Сами же князья и бояре, несмотря на их крайнее недовольство, вливались в состав военно-служилого сословия. С изменением их имущественных прав, менялся и их правовой статус.

С этого времени они уже полностью зависели от государя и получали из его рук новые земельные владения — вотчины. Однако эти земельные «пожалования» уже не образовывали единого массива, а были разбросаны. Поэтому московская служилая аристократия, потерявшая значительную часть своих родовых вотчин, отчужденная от уездного дворянства, была слабо организована и не могла противостоять самодержавной власти. С этого времени благополучие аристократии определялось, прежде всего, ее близостью ко двору. Отныне старая удельная элита, или родовая аристократия, формировавшаяся некогда по принципу «породы», и на основании этого имевшая определенный правовой статус — с укреплением централизованного государства она стала постепенно превращаться в служилую аристократию, полностью зависевшую от пожалований самодержавной власти. Теперь главным ее назначением являлось служба государю. Бывшая аристократия постепенно превращалась в сословие, т.е. определенную социальную страту, слой, обладавший определенным набором, прежде всего, повинностей (обязанностей), перед государством и не всегда четко определенных прав.

Аналогичный процесс можно наблюдать и в отношении служилых людей, которые когда-то составляли слой боевых слуг удельных князей и бояр. Становление нового служилого слоя было неразрывно связано с потребностями формирования новых вооруженных сил московского государства, где в качестве платы за службу становилась земля, которую, на известных условиях, получал воин. Это условное землевладение, полученное служилым человеком от государства, называлось «поместьем»

Начало формирования поместной системы в России относится к 80-м гг. XV в. Есть предположение, что создание такой системы было обусловлено ознакомлением Ивана III с практикой военного строительства, проходившего в те годы в Турции. Там воины за службу султану получали участки земли — тимары. Отсюда сами воины назывались тимариотами.

Образование поместной системы, укрепление места и роли дворянства, как служилого сословия, в решающей степени определили эволюцию русского крестьянства, которое, во все большей степени, становилось так же своего рода «служилым», превращаясь в крепостную инфраструктуру, обеспечивавшую проживание дворянина и его семьи на поместных землях, где крестьяне обязаны были трудиться. Крестьяне, также как и дворяне, по велению государства были прикреплены к поместной земле, и обязаны были нести повинности в пользу помещиков. Но, в правовом отношении они лично помещику не принадлежали, и взаимоотношения между крестьянами и помещиками регулировались государством, через систему узаконенных им сервитутов.

Таков в общих чертах генезис зарождавшегося крепостного права в России. Таким образом, крепостное право в нашей стране рождалось не в ходе классовой борьбы между дворянами и крестьянами, а как результат подчинения их единой логике становления военно-служилого государства. Все должны были служить государю, и каждый должен был знать своей место, которое ему было указано самодержавной властью.

Таким образом, возникшая сословная структура русского общества, представляла собой некий социальный «каркас», основу военно-служилого государства, ради укрепления которого, собственно говоря, она и создавалась. Содержание служилого сословия являлось ведущим императивом во внутренней политике московского государства.

Сословная система давала возможность власти обеспечивать функционирование вооруженных сил. Служилые слуги помогали государю «собирать русскую землю», другие, неслужилые, эту армию обеспечивали, через прикрепление к земле, через доставку продовольствия для армии во время походов и военно-инженерное обеспечение боевых мероприятий.

Строго говоря, военная организация московского государства была тождественна всему русскому обществу. Принцип службы и тягла пронизывал все общество. В.О. Ключевский по этому поводу говорил: «Московское государство — это вооруженная Великороссия, боровшаяся на два фронта: на западе за национальное единство, на юго-востоке за христианскую цивилизацию, там и здесь — за свое существование».

Таким образом, процесс укрепления самодержавия, централизация государственного аппарата управления, реформы середины 50-х гг. по реорганизации армии и проведения в жизнь сословного принципа организации общества позволял власти достигать предельной концентрация ресурсов нации в решении целого ряда международных проблем и территориальных вопросов, характерных для этого периода.

Международное положение Московского государства в XVI в. было сложным и определялось той объективной расстановкой сил, которая возникла в результате распада Золотой орды, появлением на ее территориях независимых государств, которые проводили захватническую политику в отношении русских земель и держали под ударом южные и восточные окраины московского государства. На западе от Москвы находилось сильное Польско-Литовское государство, объединенное в 1569 г. в Речь Посполитую. На северо-западе на берегах Балтики находился Ливонский орден немецких рыцарей крестоносцев, филиал Тевтонского ордена. В середине XVI в., после укрепления монархии, в борьбу за господство на Балтике выступила Швеция.

Первоочередной задачей Московского государства к середине XVI в. стала борьба с Казанским ханством, которое непосредственно граничило с русскими территориями, держало в своих руках волжский торговый путь, требовало больших средств на оборону восточных границ. Казанское ханство, по словам современника, «более чем какое-либо иное государство причиняло затруднения русским». После длительной борьбы, которую Москва вела с Казанью на протяжении многих десятилетий, русские войска под командованием Ивана IV октябре 1552 г. взяли Казань. Отныне земли бывшего Казанского ханства вошли в состав становящейся России.

Присоединения земель Казанского ханства, привело к добровольному вхождению в состав России Башкирии, и открывало благоприятные возможности для дальнейшего движения русских на восток, в Сибирь. Вскоре в состав Московского государства вошли земли Астраханского ханства.

Присоединение территорий Поволжья имело важное историческое значение для русского государства и всех народов, живущих в этом регионе.

В конце 50-х гг. XVI в. московское государство приступило к решению балтийской проблемы, без успешного разрешения которой нельзя было достичь нормальных экономических связей с Западной Европой.

Начало Ливонской войны (1558—1583 гг.) было весьма успешным для России. Однако накануне полного разгрома Ливонского ордена русское правительство пошло на заключение перемирия, которое продолжалось с марта по ноябрь 1559 г. Это перемирие имело для Москвы фатальные последствия. В войну против России вступили Польша и Швеция, что привело к резкому изменению в соотношении борющихся сил. Русские войска стали терпеть поражения.

Последний этап Ливонской войны (1579—1583 гг.) был для Московского государства крайне неудачным. В 1582 г. в Запольском Яме, на берегу реки Плюссы, Россия заключила с Речью Посполитой перемирие сроком на 10 лет. В 1583 г. со шведами было заключено Плюсское перемирие на три года. Иван IV вынужден был отдать шведам Нарву, а также все захваченные шведами города — Ивангород, Корелу, Ям и Копорье. Россия сохранила лишь небольшой участок Финского залива с устьем Невы.

Несмотря на затяжную и разорительную войну московское правительство продолжала политику освоения земель, лежащих за Уралом. В 1581 г. с походов Ермака началось освоение русскими громадных территорий Сибири.

Таким образом, Россия к концу царствования Ивана Грозного представляла собой огромную империю, простиравшуюся от берегов Белого моря до Каспия и от Урала — до границ с Речью Посполитой.

Вопросы для самопроверки

Назовите имя древнерусского князя, с которым связывают рождение Москвы.

Кто был первым удельным князем Московского княжества?

Перечислите основные факторы, определившие быстрое возвышение Москвы среди других княжеств Северо-Восточной Руси.

Какими особенностями отличался процесс объединения русских земель под властью Москвы.

Правопреемницей какого государства считала себя Москва, взяв в качестве государственного герба изображение двуглавого орла.

В чем исторический смысл знаменитой теории «Москва — Третий Рим».

Назовите русские земли, которые вошли в состав Московского государства в период правления Василия III.

Как назывался кружок лиц, приближенных к Ивану IV? В чем заключается историческое значение деятельности этого объединения?

В чем заключается историческое значение присоединения к России Казанского и Астраханского ханств?

Каковы результаты Ливонской войны и ее последствий.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1635; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!