Тема 5. Западноевропейское средневековье как конфликт бездуховной телесности с бестелесной духовностью



Религиозно-теологическая доминанта средневековой культуры. Духовные предпосылки и источники христианского миропонимания. Новый Завет и проблемы его толкования. Многообразие трактовок основных положений христианского учения. Толкование христианства как идеологии мироотречения и нигилизма: взгляды К. Леонтьева, В. Розанова. И. Ильин о жизнеутверждающей сущности христианства. Исторические и социальные условия утверждения христианства в Европе. Разрушение Римской империи и варваризация культуры. Сочетание христианства с традиционными языческими верованиями варварских народов. Средневековая христианская духовность в свете учения Н. Бердяева о спасении и творчестве. Официально-церковное христианство и раскол бытия на «сакральное» и «профанное». Идея греховности земного мира. Утверждение ущербного статуса телесности. Средневековье как «цивилизация мужчин» (А.Я. Гуревич). Средневековая духовность в свете христианской аскетики. Противоречия христианского аскетизма. Институт монашества и его место в формировании и утверждении христианской духовности. Отрицание природно-космического в официально-церковном средневековом христианстве и современная экологическая проблема. Официально-церковная и народная («низовая») христианская духовность. Народная культура европейского средневековья как духовный феномен. Образ человека и мира в европейской средневековой философии. «Ересь» как духовное явление средневековья.

Отрицание мирского, пафос потустороннего и символизм - основные черты средневекового европейского искусства. Эволюция искусства как эволюция духовности.

Европейская средневековая духовность как осмысление, переживание и созидание абсолютной власти Единого, Целого (Бога) в ущерб части (личности).

Тема 6. Европейское Возрождение как духовная реабилитация телесного. Новое время: от рационализации духовного к овеществлению человеческого

Общие черты духовного Европейского Возрождения. Художественно-эстетическая доминанта духовности Ренессанса. Ренессанс как возрождение античного типа духовности. Реабилитация и одухотворение телесного. Духовный смысл ренессанского гуманизма. Утверждение ценности личности. Восстановление господствующей роли разума и формирование новой картины мира. Утверждение пантеизма. Пантеизм как возвращение идеи полноценности (целостности) мира и «примирения» природы с Богом. Мир как гармоничное целое в зеркале искусства Ренессанса. Тематические и стилистические особенности искусства Возрождения. Формирование прямой линейной перспективы в живописи и ее духовный смысл. Синтез духовного и телесного как основа ренессансной эстетики. Возрожденческий «титанизм» как духовное явление. Обратная сторона «титанизма». Развитие ренессанского искусства как эволюция духовности. Духовность Ренессанса как неудавшаяся попытка восстановления целостности человека. Ренессанская духовность как осмысление, переживание и созидание целостного мира как гармонии частей.                                                                                         

Формирование и утверждение новоевропейского рационализма. Становление субъектно-объектной парадигмы в научном мышлении и ее значение для развития духовности. Человек и мир в свете научного рационализма. Вера во всесилие разума и его ключевую роль в преобразовании мира: от целостного мира как механического соединения частей и «предустановленной гармонии» (Лейбниц) к миру как абсурду и хаосу (философия XIX - XX в.). Суверенность личности как ценность. От суверенитета личности к ее отчуждению от общества. Секуляризация общественной жизни и культуры и ее аспекты. Секуляризация как освобождение от внешней церковно-религиозной регламентации; секуляризация как узурпация человека миром повседневности и утрата способности трансцендирования. Секуляризация как «расколдовывание мира» (М. Вебер). Культура Нового времени и «Фаустовская душа» (О. Шпенглер). Чистое, безграничное пространство - прасимвол западной (нововременной) духовности. Духовность в культуре классицизма как поиск всеобщих законов и норм, как рационально выстроенная гармония. Пропорциональность, равновесие, симметрия, строгая композиция. Характеристика героев вне их индивидуализации, подчиненность личности строгим нормам общественного долга. Архитектура классицизма: противоречие замкнутых, правильно выстроенных геометрических форм свободным линиям живой природы. Романтизм как культура распавшегося, утратившего гармонию мира. Конфликт реального и идеального: конституирующий принцип художественной культуры романтизма. Действительность как таинственная, иррациональная сфера, противостоящая разуму и личной свободе человека. Извечность и неразрешимость конфликта человека с миром. Утверждение прекрасного идеала как виртуальная гармонизация отношений человека с миром. Уход в природу, в историю, в свое «я» как формы «восстановления» утраченной гармонии в мире.

Естественнонаучный рационализм как основа материализации духовного.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 495; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!