Составление исторических сочинений и изобретение подвижного металлического шрифта



 

В начале периода Корё была систематизирована история периода Трех государств и написана книга по истории под названием «Самгукса» («История Трех государств»). Хотя эта книга до наших дней не сохранилась, и подробно ее содержание узнать не представляется возможным, согласно написанным в конце периода Корё «Тонмёнван пхён» («Повествованию о ване Тонмёне»), а также «Самгук юса» («Забытые деяния Трёх государств») Ирёна и «Чеван унги» («Рифмованная история императоров и ванов») Ли Сынхю, там были главы о Тангуне и Когурё. Это позволяет предположить, что эта книга представляла собой полное изложение истории, начиная с Чосона времен Тангуна до Трех государств и Пархэ (Бохая). Из Трех государств были выделены Когурё и Пархэ, что означало, что Корё изображалось как преемник этих государств. Похоже, что основной идеей исторического описания в «Самгукса» являлась политика Корё по продвижению на север и поглощению Пархэ, а также величественное заявление Со Хи во время переговоров с киданями о том, что Корё является наследницей Когурё, и отсюда происходит его название. То, что Сюй Цзин в «Гаоли туцзин», представил Корё наследником Пархэ, отражает исторические представления в Корё раннего периода.

Известно, что в начале периода Корё существовала книга «Пхённён тхонджэ» («Полное собрание летописных материалов»); при Еджоне она была переработана Хон Гваном, написавшим на ее основе «Пхённён тхонджэ сокпхён» («Продолжение полного собрания летописных материалов», 1116 г.), а в дальнейшем, при Ыйджоне, Ким Гвани написал «Пхённён тхоннок» («Собрание погодных записей»), но все эти книги не сохранились.

С начала Корё систематически велись погодные хроники – силлок (истинные записи) результатов правления ванов из поколения в поколение. Эти записи свидетельствуют о том, что степень исторического сознания в Корё была чрезвычайно высока; в ранний период Чосона (династии Ли) они использовались в качестве справочного материала при составлении «Корёса» («Истории Корё»). Однако «Корё силлок» (погодные записи Корё) до нашего времени не сохранились.

Самым ранним из сохранившихся до настоящего времени произведений является «Самгук саги» («Исторические записи Трёх государств», в 50-ти квон), написанные по приказу вана к 1145 г. (23 год Инджона) Ким Бусиком и еще 11-ю сановниками. Эта книга, созданная после подавления бунта Мёчхона для укрепления конфуцианской политики и обеспечения безопасности международных отношений, заново систематизировала историю Трех государств, широко использовав в качестве материала разные книги периода Трех государств и китайские исторические труды. В отличие от написанной в начале Корё «Самгукса», особенность этого труда заключалась в том, что он критиковал преклонение перед Когурё, описывал историю Трех государств с позиций наследника Силла и опустил период Древнего Чосона и Трех Хан. Кроме того, он внес вклад в укрепление конфуцианского исторического мировоззрения критикой буддизма и первобытных верований Трех государств и утверждением политики, основанной на конфуцианской морали.

Особо в развитии науки и техники Корё следует отметить изобретение впервые в мире металлического наборного шрифта. Достигшая высокого уровня уже в период Силла техника ксилографии развивалась и в период Корё; о ее масштабах и уровне говорит то, что этим способом были напечатаны свыше 6 тыс. томов «Тэджангён» («Трипитаки») и свыше 4700 томов «Сокчангён» («Продолженной Трипитаки»). Издание книг в Соджокпхо осуществлялась ксилографическим методом.

Однако ксилографическая печать требовала большого количества материала и огромных усилий. Поскольку в средний период Корё повысился интерес к образованию, и возникла необходимость печатать разные книги небольшими тиражами, то появился интерес к печати подвижным шрифтом. Сначала был изготовлен и использовался деревянный наборный шрифт, который впоследствии был усовершенствован и изготовлен из металла. Поскольку ведомство Чуджон тогам, занимавшееся чеканкой медных монет, было создано еще в 1097 г., то был накоплен определенный опыт, поэтому вопрос о литье металлического шрифта разрешился естественным образом.

Предполагается, что впервые в Корё подвижным шрифтом книга была напечатана в ХIII в. Согласно труду Ли Гюбо «Тонгук исангук чип» («Собрание сочинений Тонгук Ли Сангука»), в правление Инджона (1122-1146 г.) в период с 1234 по 1241 гг. подвижным шрифтом было напечатано 28 экземпляров «Санджон когымне» («Установления древних и современных обрядов», в 50-ти томах). Хотя, к несчастью, эта книга до сегодняшнего дня не сохранилась, напечатанная подвижным шрифтом в монастыре Хындокса (Чхонджу) в 1377 г. (3 год вана У) «Чикчи симчхе ёджоль» («Главное в прямом высказывании идей»») сегодня признана как самая старая в мире книга, напечатанная подвижным шрифтом. Сейчас она находится во Франции.

Печатание книг с помощью подвижного шрифта приобрело еще больший размах к концу ХIV в. В 1392 г. (4 год Конъяна) было учреждено управление Соджогвон, которому было поручено литье шрифтов и печатание книг, причем с приходом к власти династии Чосон эта техника стала развиваться стремительно.

Подвижной шрифт был изобретен в период Корё на 220 лет раньше, чем немец Гуттенберг в Майнце напечатал подвижным шрифтом «Библию» в 1454 г. В ХI в. в Китае человек по имени Бишэн изготовил подвижной шрифт из глины, но широкого распространения он не приобрел.

 

 


[1] В числе корёских монахов, развернувших деятельность в Сунском государстве, были Чинган, принявший сан в 947 г. на горе Дацзышань в Ханьчжоу, Чегван, который поехал в 960 г. в Ханьчжоу, 30 монахов, поехавшие в Ханьчжоуский монастырь Юнминьсы в 982 г., и приближенные тэгак кукса, также ездившие в Ханьчжоу в 1089 г.

[2] Девять факультетов (чэ) назывались Аксон, Тэджун, Сонмён, Кёноп, Чодо, Юльсон, Чиндок, Мунхва, Тэбин и специализировались по различным отраслям знаний, что свидетельствует о большой специализации конфуцианского образования.

[3] Хотя девять канонов не были уточнены, похоже, что они включали «Шицзин», «Шуцзин», «Ицзин», «Лицзи», «Чуньцю», «Сяо Цзин», «Лунь Юй», «Мэнцзы», «Чжоули». Три истории – это «Шицзи», «Ханьшу» и «Хоуханьшу».

[4] Названия 7 чэ (джэ) были таковы: ЁтхэкИцзин»), ТэбинШуцзин»), КёндокШицзин»), КуинЦюйли»), ПогынЛицзи»), ЯнджонЧуньцю»), Канъе (военное дело). Похоже, что 7 чэ испытали влияние школы 9 чэ Чхве Чхуна.

[5] Среди буддийских церемоний периода Корё, кроме Ёндынхве и Пхальгванхве,были празднества в день рождения вана (Кибок тоджан); в день кончины вана (Киджан тоджан); в день рождения Будды Шакьямуни (Сокка) – Сокка тханиль попхве в 8 день 4-го месяца; в день получения ваном благословения бодхисатвы в 15 день 6-го месяца; день молитв, посвященных памяти умерших родителей (Уранбун торян) в 15 день 7-го месяца; Чея торян в 30 день 12-го месяца; Инванхве, посвященный молитвам о спокойствии в государстве; Мучха тэхве, когда во всех монастырях организовывали трапезы и раздавали подарки; Пансын, когда раздавали монахам еду; Сурюкхве – по утешению одиноких духов; Пансонхве, когда выпускали скот и сжигали сети; Соджэ тоджан, для предотвращения стихийных бедствий, и др.

[6] В связи с Пхальгванхве существовало восемь запретов: «Не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, будь осторожен со словами, не стремись к роскоши, не помышляй о высоком месте, не пьянствуй, не развлекай себя зрелищем и слухами». Эти заповеди составляют стержень исконной национальной морали, идущей с древних времен.

[7] Чегван написал в Китае книгу «Чхонтхэ са кёый» («Четыре учения и обряда [секты] Чхонтхэ»), разделив суть учения Чхонтхэ на учение и созерцание [образа] и объяснив это. Эта книга широко распространилась в Китае и Японии как основополагающее учебное пособие по буддизму.

[8] Именами восьми святых являлись следующие: 1) Хогук Пэктуак (гора Пэкту, покровитель государства), Тхэбэк сонин (святой Тхэбэк), Сильток мунсу сарипосаль (бодхисаттва истинной добродетели, учитель выдающейся учености); 2) Ёнвиак (драконья гора), Юктхон чонджа, Сильток Соккабуль (Будда Шакьямуни истинной добродетели); 3) Вольсон чхонсон (небожитель Вольсон), Сильток тэпхан чхонсин (небесный дух истинной добродетели); 4) Курё Пхёньян сонин (дух курёского [когурёского] Пхеньяна), Сильток Ёндынбуль (бодхисаттва истинной добродетели, которому посвящаются факельные празднества); 5) Корё мокмёк Сонин, Сильток Пибасибуль; 6) Сонак чинджу коса, Сильток кымгансэк посаль; 7) Чынсонак синин, Сильток ныгу чхонван; 8) Туак чхорё, Сильток пудон убаи.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!