ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» 4 страница



Когда происходит распад Римской империи, тогда исчезает по­нимание мира как космоса, и утверждается постижение человека как разумного животного существа (animal rationalis). Понимание человека как разумного животного, присущее «ментальности» им­перского Рима, негативируется в ходе распространения христиан­ства. В христианском универсуме человек есть просто странник, а его земная жизнь - это только испытание на пути к иному плану бытия. В силу грехопадения мир как «мирское» оказывается чуж­дым человеку в его божественном назначении. Мир и человек со­творены Богом. И поскольку произошло грехопадение человека, постольку и сам мир, включая телесную природу человека, оказы­вается неизбежно падшим. Грехопадение означает, что разумное в человеке призвано быть приобщаемым к божественному, тогда как его животность откосится к сугубо мирскому и подлежит непре­станному «взнузданию». Из человека следует устранять все при­родное, чтобы сохранить в нем только разумное и только духовное, которое верой определяется, в вере конструируется и через веру осуществляется. Все телесное в человеке следует постоянно пре­одолевать, поскольку даже Иисус Христос был распят на кресте в своем телесном естестве. Паскаль говорит о «вечной агонии Хри­ста», и пока длится агония Христа, а она длится вечно, христианин должен постоянно переживать крестную смерть Христа. Человек в идеале осознается не столько мирским, сколько метафизическим существом, поэтому он есть просто странник в своем земном пре­бывании. В земной жизни он проходит испытания ради сохранения себя и особенно своей души, чтобы в последующем пребывании жить уже вечно в райской благоустроенности. Помимо разного ро­да легенд и хроник средневековая история имеет в виду в первую очередь идею спасения. Горизонт средневековой «исторической» мысли был замкнут по отношению к будущему в том смысле, что само будущее постигалось как более или менее близкий конец земного пребывания человека в мире, хотя человеку не дано было знать «сроков и концов» времен. Время не было собственностью человека в его делах и вещах. Позиция по отношению к «бытию и времени» заключалась прежде всего в том, что прошлое было луч­ше всех нынешних времен. Действительно, какое может быть хо­рошее время после грехопадения и даже после агонии Христа на кресте? Само время гибельно для этого мира и для человека в его сугубо мирском положении. И вот Ренессанс обращается к антич­ному миру, к языческой мудрости Платона и Гермеса Трисмегиста, к римской республиканской доблести и к «эстетике» античного ми­ра в противовес средневековому моральному миропорядку и хри­стианской аскетике. Возвращение к «изначальным» и «простым» способам человеческого бытия, другими словами, к античности - как раз этот дух «возвращения к истокам» был присущ не только ренессансному гуманизму, но и религиозной реформации Мартина Лютера. Как и в период средневековья, имело место обращение скорее к прошлому, нежели к будущему. Возвращение к древности и стремление к ее восстановлению, включая греко-римское языче­ство, выражает тот внутренний логос ренессансного мышления, который во многом ориентирован на формирование новой социаль­ности. Ренессансный человек осознавал себя, можно сказать, ар­битром между достойной человека древностью и «промежуточным временем», получившим название «средних веков», вынашивая в себе первую форму более позднего новоевропейского историцизма, которая определялась стремлением человека освобождать себя от разного рода внешних зависимостей, чтобы иметь возможность быть самим собой, действовать и мыслить, исходя только из самого себя. И здесь важно отметить, что человек, начиная с эпохи Возро­ждения, утверждает себя в качестве сугубо земного существа. В философии бесконечности Николая Кузанского обосновывается тезис, гласящий, что в беспредельном универсуме Земля есть такая же благородная звезда и небесная планета, как и все другие звезд­ные светила. С этой идеей связано обоснование гелиоцентрической системы Коперника, и этой идеей вдохновлялся Дж. Бруно в своих пантеистических построениях. Размывается вертикально-иерархическая структура мироздания, поэтому человек уже не про­сто земной странник, а «вселенское» существо, центральное и свя­зующее звено всего вселенского миропорядка. Разрушалась верти­каль, «высота и низ становились относительными; вместо них акцент переходил на «вперед» и «назад». Этот перевод мира в одну плоскость, эта смена вертикали горизонталью (с параллельным усилением момента времени) осуществлялись вокруг человеческого тела, которое становилось относительным центром космоса. Но этот космос движется уже не снизу вверх, а вперед по горизонтали времени - из прошлого в будущее. «В телесном человеке иерархия космоса опрокидывалась, отменялась; он утверждал свое значение вне ее» (Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная куль­тура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. С.402).

Человек определяется уже не природным порядком вещей в его космологической конфигурации (античность) и не иерархической структурой мироздания, которая включала в себя санкционирован­ный церковью морально-юридический порядок всего ens creatum, a в мире как таковом, имеющем свое собственное историческое из­мерение. Человек, по словам М. Хайдеггера, есть существо, изна­чально «брошенное» в мир. Если только в мире человек может об­рести и осуществить себя, то вопрос уже не в том, как он может найти себя и свое место в мире, а, скорее всего, в том, как вообще обрести мир и где искать такой мир, в котором человек мог бы бла­гостно и вполне надежно устраивать самого себя. И здесь следует обратить внимание на трактат Данте «Монархия». В этом трактате Данте утверждает идею «светского», то есть всеобщего (universitatis) и юридически равноправного мира, в противовес «священному», исключающему в своей жесткой иерархии надле­жащую целостность подлинно человеческой «гражданственности» (civitatis). Но суть дела для Данте и Петрарки вовсе не состояла в так называемой «духовной эмансипации» и выходе за пределы хри­стианского миропорядка. Подчеркивалось уникальное своеобразие человека, но столь же настоятельно акцентировалось внимание на необходимости преобразовывать существующий порядок в сфере знания и в области морально-юридической жизни. Речь шла об «обновлении мира» и сохранении самой идеи Церкви; то есть о том, чтобы восстановить действенный смысл следующих слов Еванге­лия: «Воздайте кесарево Кесарю, а божье - Богу». Речь шла о мире, едином для всех людей и означающем необходимое для каждого индивидуума условие реализации всех тех потенций, которые чело­веческому бытию присущи изначально, вследствие чего вопрос о могуществе и назначении человека выдвигался на первый план.

Мир понимается как настоятельное условие для полного и подлин­ного осуществления идеи ttumanitas, причем примеры наличия та­кого рода условия и реализации человеческой сущности обнаружи­вают в древней истории. История тем самым обретает как бы статус секуляризируемой теологии, коль скоро она учит, чему следует подражать и что непременно следует восстанавливать. Ведь именно в ней постоянно присутствует божественное, позволяющее осуще­ствлять человеческое достоинство и совершенство через посредство создаваемой людьми справедливости. Требуется обязательно отме­тить, что нарождающееся чувство истории в период Возрождения невозможно редуцировать к какому-либо одному измерению, по­скольку многозначна уже сама по себе идея humanitas. Ренессансное сознание открывало для себя историю как фундаментальную реальность человеческого бытия не только в силу стремления воз­вратиться к «доблестной» и «светоносной» античности, но и в силу формирования нового, можно сказать, «антропологического типа» человеческого существа. В противовес «этической субстанции» человеческой жизни, присущей средневековой культуре, основной становится «эстетика» человеческого существования, в которой происходит формирование биографически ценностного сознания, позволяющего и даже требующего «объективировать себя самого и свою жизнь художественно» (М.М.Бахтин). К тому же и мирозда­ние в целом воспринимается художественно-поэтически, и такого рода миро-восприятие находило свой исток в античности. Греки говорили, что мир есть просто «Всё»; однако это «Всё» должно быть надлежащим образом устроено, коль скоро сам по се­бе мир не есть просто неисчислимое множество всяческих отдель­ных вещей и явлений. Все в мире - это всегда все в целом и в гар­монии. Гармонический порядок всего сущего греки называли кос­мосом, икосмос они воспринимали как такой гармонически сораз­мерным порядок всего сущего, который в ренессансный период ха­рактеризовался но типу художественного произведения. А наби­рающее силу биографически-ценностное сознание требовало и осо­бого устроения человеческого существа, важное как раз в тех ас­пектах и отношениях, в каких оно может служить для определенно­го рода само-объективации. В этой самообъективации ведущим яв­ляется не вопрос о том, кто есть «я», а вопрос о том, как я способен изображать самого себя. Само понимание человека в его биографи­чески значимом измерении позволяет не только создавать рассказ о жизни кого бы то ни было, не только составлять переживание жиз­ни как таковой, но и быть также «формой осознания, видения и вы­сказывания собственной жизни». «Биографическая форма наиболее "реалистична", ибо в ней менее всего изолирующих и завершаю­щих моментов... Биографические ценности суть ценности общие у жизни и искусства, то есть могут определять практические поступ­ки как их цель; это форма и ценности эстетики жизни. Автор био­графии - это возможный другой, которым мы легче всего бываем одержимы в жизни, который с нами, когда мы смотрим на себя в зеркало, когда мы мечтаем о славе, строим внешние планы жиз­ни...» (Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. М: Искусст­во, 1979. С. 133).

В конце средневековья и в эпоху Возрождения получает ши­рокое распространение авантюрно-героический тип человече­ской личности с присущим ему биографически-ценностным соз­нанием и соответствующим этому сознанию сюжетному оформ­лению жизни. В основе этого антропологического типа, или, го­воря словами М. Хайдеггера, Dasein'a, лежит следующее: «Воля быть героем, иметь значение в мире других, воля быть любимым и, наконец, воля изживать фабулизм жизни, многообразие внешней и внутренней жизни» (Там же, с. 136). Эти ценности в значительной степени эстетичны, поскольку они позволяют автору строить рас­сказ о своей жизни по типу художественного произведения. Первая ценность - это стремление к славе, стремление к прославлению; «это осознание себя в культурном человечестве истории (пусть на­ции), в возможном сознании этого человечества утвердить и по­строить свою жизнь, расти не в себе и для себя, а в других и для других, занять место в ближайшем мире современников и потом­ков» (там же). Вторая ценность - это любовь, жажда и стремление быть любимым, «осознание, видение и оформление себя в возмож­ном, чужом, любящем сознании»; это есть стремление сделать же­ланную любовь силой, организующей и движущей жизнь героя в целом ряде моментов. Таково лирическое выражение жизни и тот «сладостный новый стиль», в котором роль возлюбленной имеет определяющее значение: поэзия Гвидо Гвиничелли, Данте и Петрарки.«Жизнь героя для него самого стремится стать прекрасной... Но любовь переплескивается и в историко-героическую сферу жизни героя, имя Лауры сплетается с лавром (Laura - lauro), предвосхи­щение образа в потомстве - с образом в душе возлюбленной, ценностно формирующая сила потомков сплетается с ценностной си­лой возлюбленной...» (Там же, с. 137-138). Третьим моментом био­графической ценности является положительное приятие фабулизма жизни. Речь идет не о какой-то завершенной фабуле и не о каком-то заранее определенном сюжете жизни, а о жажде и стремлении «изживать фабулизм жизни»; «переживать бытийную определен­ность жизненных положений, их смену, их разнообразие, но не оп­ределяющую и не кончающую героя смену, фабулизм, ничего не завершающий и все оставляющий открытым» (Там же, с.138). Когда ценностно осознается и наполняется смысловым содержанием жиз­ненный процесс как таковой, тогда мы имеем фабулизм, то есть такой значимый ряд жизненных свершений и призваний, благодаря которому происходит ценностное утверждение жизненного мира -«этого мира с этим солнцем». Становится возможной «игра чистой жизнью как фабулической ценностью, освобожденной от всякой ответственности в едином и единственном событии бытия». В по­токе наивного жизненного фабулизма сливаются в единство ра­дость и страдание, ложь и истина, добро и зло. И в этом сюжетно переживаемом времени возникает авантюрный тип личности, не­возможный в божьем мире, на божьей земле и под божьим небом. Ценностно утверждается тем самым и оформляется природа в чело­веке, хотя в основе авантюрной личности с присущим ей непосред­ственным и наивным индивидуализмом еще не лежит «осознание единственности своего места в едином и единственном событии бытия перед лицом смыслового будущего» (Там же, с. 138-139).

Авантюрный тип личности получает широкое распространение, прежде всего в Италии. В XV столетии появляются кондотьеры, которые вскоре уже держат «в постоянном напряжении весь Апен­нинский полуостров» (Я. Буркхардт). Если кондотьеры становились опасными в результате своих успешных военных действий, то их физически устраняли; в случае неудачи им просто мстили. Способ­ные всегда на предательство и жестокость, полные презрения ко всему святому, они не вызывали доверия, поэтому им приходилось отдавать в заложники своих родных, жену и даже детей. Они и сами никому не доверяли, их не страшило вообще отлучение от церкви, они не признавали никаких сословных различий, если эти различия препятствовали осуществлению их планов или стремлению обрести популярность среди граждан того или иного города и у каждого человека в отдельности. Поэтому некоторые из них становились «героями самоотверженности», «в них развивался талант, доходя­щий до высочайшей виртуозности, что и встречало признание и восхищение солдат; это первые армии Нового времени, где доверие к полководцу без всяких иных соображений становилось движущей силой» (Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юрист, 1996. С.21). Вероятно, Франческа Сфорца «более всех других итальянцев соответствовал духу XV века. Нигде победа гения и индивидуальной силы не была выражена столь блистательно, как в нем, а кто не склонен был это признавать, мог тем не менее почи­тать в его лице любимца Фортуны. Милан открыто признал за честь получить столь знаменитого властителя; при вступлении в город толпа народа на руках внесла его на коне в собор, и он не смог спе­шиться» (Там же, с.32).

Присущая ренессансному человеку эстетика существования с трудом признавала, если признавала вообще, применимость нрав­ственных оценок и суждений. Как раз соединение силы и гения или просто таланта Макиавелли называет доблестью (virtu), которая вполне совместима со злодеянием. Авантюрный тип личности воз­никает не только в силу отсутствия надлежащей формы легитимно­сти, но и в силу духа предприимчивости и приключения, присущего всей атмосфере периода Возрождения. Не получивший поддерж­ку своему плану путешествия Колумб находит ее в Испании, од­нако не в идее главное и не в тщательной подготовке экспеди­ции. Самым трудным, несомненно, было решение «оставить всю известную до тех пор землю и плыть так далеко на запад, что возвращение назад с имеющимися припасами становилось уже невозможно» (В. Гейзенберг). И Америго Веспуччи, получивший звание «старшего капитана» после опалы Колумба, получил воз­можность совершить четыре плавания в Новый Свет. Стремление к прославлению вынуждает каждого, вовлеченного в поиск истины, красоты и блага, то есть в свободное исследовательское предпри­ятие, создавать свою науку, свою живопись, скульптуру и архитек­туру. И это есть стремление все начинать и все основывать заново. «Все подлежит восстановлению от первых оснований, это про­грамма Данте, осуществлявшаяся в изобретательстве Леонардо, в политической науке Макиавелли и Гвиччардини, стала лозунгом Хуана Вивеса и Френсиса Бэкона, неписанным законом всей ново­европейской науки...» (Бибихин. В.В. Новый Ренессанс.М, 1998. С.387). Раскрывая эту тематику, важно не упустить из виду творче­ское наследие Петрарки, в котором он выражал себя не только как новый поэт и нравственный философ, но и как обновитель класси­ческой древности. После поэтической коронации в Риме (ап­рель 1341 года) он в ореоле славы, в позе советчика и судьи своего времени намеренно конструировал новый тип человеческой лично­сти, то есть такой тип человека, который во многом и весьма суще­ственном уже только от мира сего. Родившись в изгнании и лишен­ный веры в отечество, он в классической античности обнаружил свою возвышенную родину. Но он обозревал античность не только снизу вверх, снизу «падшего времени», но и с высоты «неведомой древним истины Христа» (В.В. Бибихин). Подлинная новизна за­ключалась в «открытии» древности как абсолютной точки отсчета человеческой истории в ее «культурологическом» измерении. Ме­жду «светоносной» древностью, представленной в своих великих произведениях философии, искусства и науки, и «темным» нынеш­ним временем впервые возникает культурно-историческая дистан­ция, в которой современность потускнела в ярком свете антично­сти; но зато она выступала уже в резко отличительной новизне в сравнении с тем временем, которое получило название «средневе­ковья». Между древним миром и современным возникало особое пространство, лишенное священного измерения, - и это простран­ство «средних веков», уступающих место деятельности человече­скому субъекту, начинающему осознавать себя не только в качестве открывателя, но и в качестве созидателя совершенно новых жизнен­ных миров. Задолго до Леонардо, Микеланджело и Рафаэля в «творческом слове» Петрарки наметилась, по словам В.В. Бибихина, концепция «всеобъемлющей перспективы» с имманентным средоточием. Речь здесь идет о том, что как раз творчество Петрар­ки было такой активностью самосозидания, в которой и благодаря которой человек сам за себя ручался и становился сам за себя от­ветственным, когда все помимо веры, а не редко и само дело веры он считал делом внутреннего решения. Впервые в лице Петрарки утверждается «горделивое сознание» самоценности искусства в противовес прежнему пониманию художества как обычного и скромного ремесла. Понимание поэзии, художества и искусства в целом он стремился довести до предельной стадии осознания, когда даже самое глухое и потаенное чувство можно просветлить, наде­лив его своим собственным языком. Именно в такого рода осозна-вании ренессансный гуманизм вступил на путь своего духовного самоопределения, в котором мирское (в плане властвования, худо­жественного творчества и экономического обогащения) становится священным, тогда священное в некоторых аспектах оказывается уже мирским. Все это происходит в силу того обстоятельства, что ренессансный человек, причем не только в лице Петрарки, обретает ощущение своей исторической исключительности. Не о том идет речь, что нужно возвратиться к древности; речь идет о том, что нужно иметь достаточную широту души, чтобы вместить в себя древность и взять на себя решение как судеб античности, так и су­деб своего текущего времени. Формируется cultus humanitas, в котором человек становится для самого себя проблемой и задачей и в котором занятие свободным искусством есть уже культура, то есть «культивирование» такого человека, который призван отвечать чистоте и возвышенности своего божественного образа. Все выше сказанное о поэтическом и умудренном слове Петрарки подробно и блестяще раскрывается в книге В.В. Бибихина «Новый Ренессанс», которую непременно следует рекомендовать в лекционных курсах и при проведении семинарских занятий по философии эпохи Возрождения.

В биографическом аспекте история осознается как сила, орга­низующая смысл и назначение человеческого существования. История заключает в себе также подлинные примеры осуществления всечеловеческой гражданственности, выражающей высшую сущ­ность virtu. Вот почему Данте подкрепляет историей свой образ politia. Идея virtu, которую развивал впоследствии и Макиавелли, призвана была раскрывать способность человека самому строить гражданское общество в смысле res publica. Примеры реализации этой способности искали и находили в древней истории как «свето­носной» реальности, в отличие от помраченного «среднего» време­ни, предавшего забвению достойные примеры гражданственности. Однако подлинная гражданственность, воплощающая в действи­тельность идею virtu, невозможна вне искусства публичного крас­норечия и вне свободы, необходимой для обретения и беспрепятст­венного проявления этого искусства. Развитие и расцвет риторики имели место вместе с утверждающей себя и непрерывно набираю­щей силу предпринимательской деятельностью, которая развертывалась в «социальной лаборатории» городских коммун (Г. Ф. Сунягин). В средние века правосознание отталкивалось от образцовых прецедентов, которые следовало всегда помнить и сохранять их в присущей им «изначальной чистоте» и неукоснительности. Право­вой статус каждого отдельного индивида определялся сословной структурой общества. Все благородное и благородство как таковое связывались с высоким социальным статусом. Чем большей властью и чем большими земельными владениями располагал индивидуум, тем более он мог претендовать на «благородство» и знат­ность, поскольку он мог осуществить больше благих дел, одаривая благами преданных ему людей. Принцип личной зависимости был неотъемлемым от принципа дарения, поэтому строгая норматив­ность средневековой жизни общества вполне уживалась с почти неограниченной возможностью личного произвола; причем любой произвол, даже самый своекорыстный и деспотический, искал для своего оправдания аргументы, подкрепляемые символикой возвы­шенного и благородного. Сеньор, раздающий блага, то есть чины, звания, поместья, прощения и т. п., творил суд и мир в пределах своих владений. Такого рода произвол осуществлялся в особенном горизонте, в котором духовенство и рыцарское сословие, не говоря уже о папском престоле и монархах, оговаривали свое превосходст­во над всеми другими сословиями и право на самостоятельное и бесконтрольное существование своих собственных владений и вот­чин. Тем самым утверждалось право на установление своего особо­го мира в каждом отдельном поместье и владении. Каждый город был своего рода «огородом», ограждающим себя высокими камен­ными стенами и мощными каменными, вратами. И та общность, ко­торая утверждалась внутри городов, существенно отличалась от общинно-корпоративной и иерархической структуры средневеково­го общества, где человек познавал себя только как часть корпора­ции, семьи, или какой-либо другой традиционной формы общности. Городская жизнь возрождалась на основе, так сказать, искусствен­ных объединений. Здесь мир устанавливался как бы заново, объе­диняя людей не по их происхождению и родовитости, которой оп­ределяется социальный статус личности, а полезностью и специфи­кой практической деятельности. В силу этого обстоятельства воз­никала «презумпция» социального равенства людей, позволяющая открывать пространство для активности социального творчества. В городских коммунах создавалась новая форма социума, не совместимая ни с сельской общиной, ни с корпоративной структурой средневековых сословий. Не родовитость и не покровительство мо­гущественных сеньоров и священников являлось принципом город­ских объединений, а коллективная воля, которая слагалась на осно­ве богатства и полезности разного рода ремесел. Качественно изме­няется и сам характер собственности. Вместо собственности на не­движимость более предпочтительной становится уже движимая собственность на легко оцениваемые и обмениваемые вещи. Взамен «естественной» сращенности с землей, с дворцами и замками на первый план выступает вещный характер собственности, которой может располагать кто угодно, и как ему заблагорассудится. Рыцарь, присваивая себе землю, вынужден был подчинять себе и кре­стьян, поскольку без них земля бы не имела никакой ценности. Об­ладание движимой собственностью, с другой стороны, при меновой эквивалентности составляющих ее вещей, может быть личностно нейтральным, впрочем, как и отчуждение этой собственности. К тому же продаваемые или оцениваемые вещи уже сделаны, тогда как землю необходимо постоянно возделывать. В городской орга­низации совместной жизни людей быть - это значит что-либо про­изводить, продавать и обменивать или состоять на службе комму­нальных учреждений, включая институты городского самоуправле­ния. Вместо ордалий и рыцарских поединков формируется новое юридическое мышление, требующее иных форм судебных реше­ний, апеллирующих к обязательности свидетельских показаний, доказательности реконструкций разбираемых прецедентов и убедительности риторических выступлений. Городская коммуна стано­вилась гарантом юридических и гражданских прав всех имущих и деятельных жителей города; она имела выборный и подотчетный совет торгово-ремесленных объединений. Если сеньор обеспечивал «кормления» всем тем, кто был ему подвластен, то в городе каждый был вынужден сам питать и защищать себя. Коммунальные инсти­туты, призванные управлять и обеспечивать права граждан, полу­чали в свое распоряжение денежные поступления в форме строго учитываемых налогов и пожертвований. Влиятельные и уважаемые граждане города выбирались в коммунальный совет, участие в ра­боте которого было почетной привилегией. Однако помимо совета необходимо было наличие постоянно функционирующего институ­та исполнительной власти. Таковым был институт «подеста», воз­никший в итальянских городах еще в тот период времени, когда Фридрих Барбаросса при завоевании Ломбардии оставлял в городах своих наместников. Этот институт подеста сохранился в само­управляемых городах Италии. Нередко приглашались даже ино­странцы, профессионально владеющие искусством управления и способные непредвзято оценивать наличное и текущее положение дел и вещей. Особое значение обретало искусство дипломатии и вместе с ним искусство красноречия. О Леонардо Бруни говорили, что его дипломатические способности превышают возможности любой армии, поэтому отовсюду приезжали во Флоренцию люди, чтобы своими глазами полюбоваться на мессера Леонардо. Гени­альным дипломатом и политиком считался К. Салютти. В сфере политики, дипломатии и красноречия Бруни и Салютти были «virtuosi». (Эта тематика убедительно и подробно раскрывается в следующих работах: Гуревич. А.Я. Категории средневековой куль­туры. М.: Искусство, 1972; Сунягин. Г.Ф. Промышленный труд и культура Возрождения. СПб.: ЛГУ, 1987).


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!