Вспомните, кто из героев задавался этим вопросом, или страдал от бессмысленности жизни, или настойчиво искал в ней смысла?
Маленькая капелька того, что я хотела бы с вами обсудить по поводу «Палаты №6». Почитайте. Домашнее задание в конце документа.
«ДУШЕВНАЯ БОЛЬ ЧЕЛОВЕКА» В РАССКАЗЕ А.П.ЧЕХОВА «ПАЛАТА № 6»
«Ни в одном из прежних произведений автор не поднимался еще на такую высоту»
В «Палате № 6» Чехов дал обобщенную картину деспотизма в России. И это понимали даже далекие от революционных идей современники Чехова. Н. С. Лесков, например, писал: «В «Палате № 6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это — Россия».
Известно, как высоко оценил это произведение В. Ленин: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6».
В рассказе «Палата № 6» Чехов выступает врагом деспотизма и обличает равнодушие и пассивность, осуждает толстовскую теорию непротивления злу насилием.
Какого героя можно считать «типично чеховским»? Когда «сложился» в чеховской прозе этот тип героя? Чем он отличается от типичных героев Толстого и Достоевского?
-типичный чеховский герой – это обычный человек, провинциальный интеллигент, неглупый, образованный, нравственно чистоплотный, а главное – страдающий от бессмысленности жизни, от одиночества и неустроенности;
-в отличие от героев Толстого и Достоевского, он не мыслитель и не правдоискатель, никаких самостоятельных философских выводов он не делает, но философскими идеями увлекается и стремится с их помощью понять действительность и себя, но безуспешно;
|
|
Композиции повести «Палата №6».
«Палата №6» начинается с экспозиции, читатель попадает в обстановку больницы, знакомится с обитателями палаты №6.
Затем Чехов подробно описывает жизнь доктора Рагина, дает представление о его мировоззрении. Это и есть завязка рассказа, тот исходный материал, вокруг которого и развиваются последующие события: пресыщение Рагина работой, знакомство с Громовым.
Кульминацией рассказа является «заключение» доктора в палате для душевнобольных, переосмысление Андреем Ефимовичем своей философии примирения.
И завершается конфликт развязкой – смертью Рагина.
ТЕМА СУМАСШЕСТВИЯ
Поразительно то, что самые умные, благородные, порядочные люди становятся изгоями, пациентами палаты № 6. Тема сумасшествия в русской и мировой литературе не нова – достаточно вспомнить Чацкого, князя Мышкина или Гамлета. В одном случае герой объявляется сумасшедшим, в другом – действительно сходит с ума, но этот герой всегда выше, значительнее всех прочих – ему дано понять несовершенство жизни и испытать от этого глубокое страдание.
|
|
Что нового вносит в решения этой темы А.П. Чехов? В его произведениях основой сюжета становится не столько столкновение героя с грубой социальной средой, сколько внутренний конфликт его духовного мира. Однако конфликт спровоцирован именно социальной средой, тем несовершенным миром, в котором пребывают герои.
События происходят в глухом провинциальном городке, расположенном «за двести верст от железной дороги», действие развертывается в 60-80-е годы XIX века.
Время в повести прерывисто: мы узнаем о том, что происходит с героями сейчас, как складывалась их жизнь прежде, потом снова возвращаемся в «сегодня».
Но есть в повести место, где время останавливается или движется по замкнутому кругу, превращаясь в «дурную бесконечность». Это – больничный флигель.
ОПИСАНИЕ ФЛИГЕЛЯ
- «серый забор с гвоздями», тюремная постройка, «железные решетки», «кровати, привинченные к полу», закопченный потолок, «зверинец». Все эти образы создают ощущение безысходности, безнадежности. Самый резкий образ этого ряда – «зверинец» - ассоциативно связан с бездуховным, животным существованием, он вызывает отвращение.
|
|
С первых страниц повести начинает звучать сквозной мотив страдания:
эстетического (грязь, вонь),
нравственного (несвобода),
физического (боль).
К финалу повести он достигает своего апогея.
Прочтем описание флигеля в 18 главе. Картина похожа на АД.
Темнота, «багровая луна», «тюрьма», «далекий пламень в костопальном заводе» - все эти образы придают пространству символическое значение.
Палата № 6 – образ, созданный на пересечении пространства и времени. Образ «дурной бесконечности», бессмысленности бытия и страдания, образ несовершенного бездуховного мира, мира разобщенных людей, мира без надежды, радости, любви, без Бога.
Вопрос о смысле жизни – ключевой для каждого человека; в способности задавать себе этот вопрос – главное отличие человека от животного, и, конечно, это главный вопрос русской классической литературы.
Вспомните, кто из героев задавался этим вопросом, или страдал от бессмысленности жизни, или настойчиво искал в ней смысла?
Этот вопрос задавали себе в разное время и при разных обстоятельствах Печорин, Базаров, Обломов, Болконский, Пьер Безухов и многие другие герои.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!