ЧАСТЬ 4. Голландское искусство XVII в.



Духовные основы медицины.

Задание, связанное с виртуальным посещением музеев.

Задание 1

Виртуальный квест по Эрмитажу

ЧАСТЬ 1. Искусство Древнего Египта.

Задания:

 1)Выясните, когда жил жрец Падиисет и какие экспонаты связаны с его личностью?

Жрец Падиисет, мумифицированное тело которого можно видеть в центральной витрине, жил во второй половине 7 века до н.э. Его погребальный комплекс включал три антропоморфных деревянных саркофага. По форме саркофаги близки к запеленатой мумии; хорошо различимы парик на голове, искусственная бородка, лицо с открытыми глазами.

2)Что изображено на поверхностях саркофагов и зачем нужны эти изображения?

Поверхности саркофагов заполнены полихромной росписью с изображениями и погребальными текстами – фрагменты из глав Книги Мертвых.

3)Найдите деревянный ящик с изображением шакала. Выясните, почему на нем изображено именно это животное? Зачем ящик использовался? Каково было назначение того, что там хранилось?

На деревянном ящике изображён шакал– священное животное бога- бальзамировщика Анубиса– хранилище для ушебти, они помещались в могилу для выполнения особенных обязанностей. Ушебти- специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещёнными на груди руками, либо с каким-нибудь орудиями труда)

ЧАСТЬ 2. Искусство Древней Греции

Задания:

1)В части экспозиции 121.1 найдите и опишите экспонат[*], который имеет отношение к медицине.

Гигиея — дочь Асклепия и его жены Эпионы, дарительница здоровья и воплощение его.

В мифах особой роли не играла, зато античные художники часто изображали ее в виде молодой женщины, которая поит змею из чаши. Этот символ до сих пор сохранился в здравоохранении, а имя Гигиеи— в слове «гигиена» и производных от него.

2)Перейдите в часть экспозиции 113.1, найдите и опишите экспонат, аналогичный предыдущему.

Это тоже богиня Гигиея. Голова и руки не сохранились. Мы можем понять, что это Гигиея по змее, сползающей по девушке. Возможно, в руке она тоже держала чашу.

3) Перейдите в соседний «зал Геракла», в части экспозиции 114.3 найдите и опишите экспонат, представляющий бога, в жертву которому приносили петуха. Какой символ объединяет три последних экспоната и какой смысл (предположительно) в него вкладывали древние греки?

Статуя Асклепий создана в I-II вв. римским мастером по греческим образцам V-IV вв. до н. э. «Асклепий изображен в виде зрелого мужа с мощным, атлетическим телом. Его спину прикрывает плащ, спадающий спереди с левого плеча вертикальными складками. Драпируя ноги, он укрепляет нижнюю часть статуи, придавая ей устойчивость. Формы тела трактованы обобщенно, и вся фигура монументальна и несколько статична. Лицо Асклепия с идеально правильными чертами отличается мягким выражением». Для всех экспонатов характерно присутствие змеи - символа мудрости, чистоты и неприкосновенности.

 

ЧАСТЬ3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

Задания:

1)Обратите внимание на часть экспозиции 221.2. Найдите и опишите картину, изображающую святого, к которому жители Италии обращались за помощью во время эпидемии чумы. Раны на его теле напоминают чумные язвы. Это одна из последних работ художника, скончавшегося от чумы в 1576 г.

Выдвинутая вперед фигура юноши занимает всю высоту холста и предстаёт перед нашим взором подобно монументу. Но лицо героя, его глаза, с мольбой к небесам и мученически приоткрытый рот выражают глубокое страдание. Кажется, что со всех сторон летят стрелы, вонзающиеся в его тело.

Автор: Тициано Вечеллио. Страна: Италия. Дата создания: около 1576 г.

2)Перейдите в зал 214. Найдите и опишите картину, на которой изображена мадонна, кормящая младенца грудью. Пользуясь любыми интернет источниками, найдите дополнительную информацию об этом произведении и ответьте на вопрос – почему именно это изображение мадонны (среди других, находящихся в зале) можно считать в наибольшей мере выражающей идею материнской любви, доброты и милосердия?

Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Композиция картины лаконична и уравновешенна. Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Автор: Леонардо да Винчи. Страна: Италия. Дата создания: середина 1490-х гг.

 

ЧАСТЬ 4. Голландское искусство XVII в.

Задания:

 1)В зале 249.3  найдите и опишите картину с «медицинским сюжетом». Ответьте на вопрос: больна ли «больная» и каким способом врач «привел ее в чувство»?

Название: Больная и врач

Автор: Стен Ян

Страна: Голландия

Дата создания: 1660 г.

Описание: «В кресле полулежит молодая женщина. Она только что оправилась после легкого обморока. Старая служанка привела ее в чувство применявшимся народным средством — запахом сжигаемого шерстяного шнура, полуобгоревший огарок которого ещё заметен в стоящей на полу горелке.

Врач, толстый и обрюзгший, отвлечённо прислушивается к словам старухи с ехидным выражением лица, красноречиво ухмыляется, предполагая «причину» болезни молодой женщины, мечтающей о любви. Характерная для творчества художника в эти годы цветовая гамма в сочетании красного и белого, выделяет фигуру женщины среди других персонажей, подчеркивая иной, чем у двух других участников сцены, строй ее мыслей и чувств. Как всегда, блестяще передана фактура ткани и пушистого меха.

Кристально прозрачный графинчик на оловянной тарелке, голубая фаянсовая чашечка, серебряная ложка, возможно, пергаментный и сафьяновый переплеты книг и другие предметы, находящиеся на столе, покрытом фиолетовой бархатной скатертью, составляют один из лучших натюрмортов, включённых в картину».

2) В зале 245.4 найдите и опишите картину, изображающую сцену лечения больного знахарем-шарлатаном. Ответьте на вопрос: чем болен «больной»?

Название: Деревенский шарлатан (Извлечение камня глупости)

Автор: Браувер Адриан

Страна: Фландрия

Дата создания: 1620-е гг.

Описание: В этой картине больного лечит шарлатан прямо на улице. Под дружный смех окружающих лекарь-шарлатан лечит голову больного, которому явно не до смеха, хотя он изо всех сил показывает вид, что ему тоже смешно. Улыбается и сам лекарь. как бы разделяя мнение окружающих о своих способностях. Художник здесь все-таки скорее веселится вместе с окружающими, чем огорчается в данной ситуации. Абсурдность происходящего подчеркивает дополнительная сцена за спиной шарлатана, где из 2-го этажа мужчина льет воду из кувшина. которую пытается поймать руками другой мужчина снизу. Шарлатан не больной.

 4)В зале 254 найдите и опишите картину, отражающую христианскую идею всепрощения и милосердия. Ответьте на вопрос: к какому евангельскому сюжету она восходит?

Название: Возвращение блудного сына

Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн.

Страна: Голландия

Дата создания: около 1668 г.

Описание: Сюжет картины основан на новозаветной притче о блудном сыне. Младший сын после долгих лет распутной жизни и мучительных скитаний возвращается в родительский дом в раскаянии. Он сознается в своих грехах и даже не надеется вернуться в лоно семьи. Чувствуя, что недостоин больше называться сыном, хочет стать наемником своего отца, лишь бы не умереть от голода. Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. В этом

жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!