Роль категории гражданство в этнополитике



Практика стран Балтии показывает, что в этнополитике существенную роль играют не только собственно этнические категории, но и гражданство, которое представляет собой политический институт, выражающий систему отношений государства и индивидов . Институт гражданства служит во многих странах не только способом реализации идеи политической гегемонии этнического большинства, но и своеобразным ≪этническим сепаратором≫ в миграционной политике, соответствующим образом фильтруя потоки мигрантов.

Гражданский статус стал принципом организации политических единиц, начиная с греческого полиса, но только со становлением национальных государств этот принцип приобрел важное значение для внутренней политики государства. До конца ХIХ в. через институт гражданства выделялись категории политически значимых, привилегированных индивидов, которые имели право участвовать в политике. С развитием индустриализации и распространением демократических идей после Французской революции гражданство перестало определять только привилегированные социальные группы. Гражданский статус получили широкие слои населения, которые освобождались от лояльности сословию, капиталу и общине. В гражданском статусе закреплялись принадлежность не только к политическому, но и национально-государственному сообществу. ≪“Национализация” идеи гражданства включила в гражданский статус идею о ≪культурном≫ индивиде с родным языком и историческими корнями. Затем в понятие ≪гражданство≫ включается демократический принцип организации политики, специальные социальные права, обеспечивающие институциональную поддержку публичного равенства. Таким образом, в современных национальных государствах через институт гражданства закрепляются как основные индивидуальные и политические права, так и принадлежность к национальному сообществу, институционализируется социальное равенство.

Гражданство чаще всего понимается, во-первых , как принадлежность человека к нации в качестве гражданина, наделяющая его правами и обязанностями гражданина; во-вторых, как принадлежность к той или иной культуре, фиксируемая через категорию ≪ национальность ≫ . Второе понимание гражданства нередко трактуется как нечто природное, естественное, и здесь, очевидно, происходит столкновение республиканских принципов равенства и свободы и скрытого примордиализма, пытающегося представить названную категорию врожденной культурной характеристикой.

Понимание категории ≪ гражданство ≫ у сторонников гражданского и этнического национализмов разное. Это отчетливо просматривается в идейных позициях многих этнонациональных организаций, заявляющих о стремлении отстаивать интересы тех или иных народов РФ.

Учитывая значимость института гражданства в процессе нациестроительства и в политическом статуировании членов территориального сообщества, в начале 1990-х гг. в программных документах ряда этнонациональных организаций и движений в России появилось требование к властям союзных республик ввести институт республиканского гражданства, и первыми об этом заявили народные фронты Прибалтийских республик. По мысли идеологов этнополитических движений, этот институт обеспечивал бы политические преимущества постоянным жителям (гражданам) республик и через ценз оседлости отсекал от участия в политической жизни значительную часть нетитульного населения. Реально же институт гражданства означал бы проведение внутренних границ в государстве и формирование новых групп политических меньшинств.

Но гражданство предполагает наличие у человека культурной солидарности с другими гражданами страны и общих с ними культурных ценностей. Неслучайно миграционная политика многих современных государств строится таким образом, чтобы побудить вновь прибывающих в страну переселенцев осваивать культурные нормы принимающего сообщества и на их основе воспитывать в мигрантах гражданскую идентичность.

Гражданство нередко связывается с этнической принадлежностью. Многие национальные государства, в которых доминирует одна этническая группа населения, считают ее представителей, проживающих за пределами государства, своими потенциальными гражданами данной страны и потому принимают специальные (облегченные) правила получения гражданства для тех из них, кто желает вернуться на ≪историческую≫ родину и стать ее гражданами. Некоторые страны идут дальше и предоставляют права двойного гражданства этнически родственному населению других стран. К примеру, Румыния предоставляет румынское гражданство молдаванам, исходя из того принципа, что молдаване не являются самостоятельным народом, а составляют органическую часть румын как этнического сообщества.

Объявило о введении упрощенного порядка получения российского гражданства для соотечественников и Российское государство, хотя в данном случае подразумевается не только этническая принадлежность, но и общее историческое прошлое. Поэтому довольно много жителей стран СНГ (граждан бывшего СССР) обрели российское гражданство, несмотря на чрезмерную сложность данной бюрократической процедуры, определенной российским Законом о гражданстве 2002 г.

В свою очередь те страны, которые видят для себя угрозу этнического сепаратизма, часто болезненно относятся к практике двойного гражданства и предоставления второго гражданства представителям определенных этнических групп. В частности, власти на Украине возражают против предоставления российского гражданства проживающим здесь русским. Грузия была резко против выдачи российских паспортов жителям Абхазии и Южной Осетии.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!