Средства художественной выразительности



Лексическое значение слова

Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности.

Прямым значением называется такое, которое непосредственно связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.п.

Переносным является такое значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет вследствие различных ассоциаций.

Примеры:


нос – орган обоняния, находящийся на лице человека, морде животного (прямое);


– передняя часть судна, летательного аппарата (переносное);

– клюв птицы (переносное);

– носок (носы ботинок).

 

Синонимы.

Синонимы – близкие или тождественные по значению слова, которые по-разному называют одно и то же понятие. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенком значения, стилистической окраской и др.

подарок, дар, подношение, презент, гостинец

нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться, расфуфыриться

 

Антонимы.

 Антонимы - слова разного звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия.

Нет ничего на свете сильнее и бессильнее слова.

Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека.
Контекстуальные синонимы и антонимы – это слова, которые в общем употреблении не являются синонимами/антонимами, но приобретают схожие или противоположные значения в контексте.

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (антонимы).

 

Фразеологические обороты

Фразеологизмы.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением.

* работать засучив рукава

* броситься очертя голову

Прямое и переносное значение слов.

Прямое значение слова — это его основное лексическое значение без дополнительных оттенков.

Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.

В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:

Над лесом, над полем, над деревушками раскинулось синее небо.

Небо манит будущих космонавтов.

По небу лениво плывут белые мохнатые облака.

Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.

ПРИМЕРЫ

дочь, дом, трава, вежливый, огромный.

Переносное значение слова — это вторичное, производное значение, возникающее на основе сходства предметов, их признаков и функций.

К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».

В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.

Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:

  • синее море — море пшеницы — море народу;
  • лёгкая ноша — легкая рука — легкая промышленность.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы.

Средства художественной выразительности

Метафора

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.

 

 

Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:

  • озеро как зеркало — зеркало озера;
  • руки как золото — золотые руки;
  • волосы как серебро — серебряные волосы.

Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.

Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.

Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:

1. часть лица человека, морды животного;

2. клюв птицы;

3. выступающая часть чайника, кувшина;

4. передняя часть ступни, обуви и чулка;

5. передняя часть морского судна, самолёта и т.д.

На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).

Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:

баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.

Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:

  • безмолвная женщина — безмолвная улица;
  • деликатный человек — деликатный вопрос;
  • бойкий мальчик — бойкий спор;
  • мудрый старик — мудрое решение;
  • любопытная соседка — любопытный вопрос.

Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:

1. подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;

2. цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;

3. общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);

4. похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.

Примеры литературных метафор

И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)

Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)

Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)

Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)

И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)

Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)                                                       

 

 

Олицетворение

Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы и явления природы наделяются человеческими способностями, даром речи, чувствами и мыслями.

В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека неодушевленным предметам и явлениям окружающей действительности. В русской литературе олицетворение является одним из видов метафоры. Писатель, используя этот художественный приём, может нам сообщить в своём произведении, что


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!