ПРОИЗНОШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ



ОСНОВЫ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ

Слово орфоэпия - интернациональное: оно существует во многих языках и обозначает одно и то же - систему правил произношения. В переводе с греческого orthos - "прямой, правильный", a epos - "речь"; "орфоэпия" буквально - "правильная речь".

Как известно, главным отличительным качеством литературного языка является его нормативность. Каждая сфера литературного языка имеет свою систему норм, обязательную для всех его носителей (например, лексические, морфологические нормы). Если система орфографических норм обеспечивает единое написание, то орфоэпические (произносительные) нормы призваны унифицировать произношение.

Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Норм, которые представляют собой единственную произносительную возможность, в языке много. Большинство явлений звуковой структуры языка реализуется на уровне нормы единообразно. Так, например, на месте орфографического о всегда произносится гласный, близкий к [а]: в[а]да′ (вода′), /о/кно′ (окно′), а на месте орфографических а, я, е - гласный, близкий к [и]: [ч'и]сы′ (часы′), [п'и]ти′ (пяти′), [в'и]ду′ (веду′). Обязательно в произношении оглушаются звонкие парные согласные на конце слова: го′ро [т] (го′род), ду [п] (дуб); местоимение что произносится как [што].

Однако многие орфоэпические нормы воплощаются одновременно в нескольких вариантах: бу′ло [шн]ая и бу′ло[ч 'н]ая (бу′лочная); ви [ж'ж']а′ть и ви [жж]а′тъ (визжа′ть); до[ш'ш'] и до[шт'] (дождь); [сэ′]ссия и [с'е′]ссия, творо′г и тво′рог , о′тдал и отда′л и т.д.

Как же возникают варианты произношения?

Произносительные нормы современного русского языка сложились ещё в первой половине XVIII века, но первоначально - как нормы московского говора, которые лишь постепенно стали приобретать характер национальных норм.

Русское литературное произношение закрепилось, приобрело характер национальной нормы в первой половине XIX века. Но уже во второй половине XIX века у московской нормы появился конкурент - петербургское произношение, которое постепенно усиливало свои притязания на роль общелитературного образца. Петербургское произношение не стало орфоэпической нормой, оно не было признано сценой, именно московской норме следовали артисты петербургских императорских театров. Некоторые особенности петербургского произношения оказали впоследствии существенное влияние на развитие системы русского литературного произношения.

Однако и московское произношение, сохранив свои главные черты (например, аканье), во многих случаях утратило былую роль произносительного канона.

Действительно, многие черты "образцового" московского произношения теперь практически утрачены литературным языком. Например, согласно старой московской орфоэпической норме большинство глаголов II спряжения в 3-м лице мн. числа произносились с окончанием -ут, -ют (т.е. так же, как и глаголы I спряжения): слы ′[шу]т, хо′[д'у]т, хва′[л'у]т. Изменение произношения пошло здесь по пути сближения с орфографией. Теперь говорят: слы ′[шъ]т, хо′[д'ъ]т, хва′[л'ъ]т, т.е. ближе к написанию -am, -ят.

По старой московской норме после согласных к, г, х в прилагательных "одинокий", "строгий", "тихий" и глаголах типа "постукивать", "отпугивать", "размахивать" произносится звук, близкий в произношении к очень краткому [а] (в транскрипции обычно передаётся как [ъ]). Говорили: одино ′[къ]й, стро′[гъ]й, ти′[хъ]й; посту′[къ]ватъ, отпу′[гъ]-ватъ, разма′[хъ]вать.

В поэзии прошлого века эта особенность произношения широко использовалась в точных рифмах. Эти окончания часто писались через о. Поэтому в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус" следует читать:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Сейчас у подобных прилагательных и глаголов распространяется орфографическое произношение: одино ′[к′и]й, стро′[г′и]й, ти′[х′и]й; посту [к′и]ватъ, отпу′[г′и]вать, разма′[х′и]ватъ.

Конкуренция твёрдого (старомосковского) и мягкого (старопетербургского) произношения возвратных частиц (в личных формах глагола и в формах прошедшего времени) сейчас практически закрепилась победой мягкого варианта. Общепринятым стало мягкое произношение возвратных частиц: бою′[с′], собра′л[с′а], а не бою′[с], собра′л[са], как это было свойственно старомосковской норме.

Таким образом, былое противопоставление московского произношения петербургскому потеряло прежний смысл и можно утверждать, что в современном русском языке сформировалась единая произносительная норма.

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА УДАРНОГО Е в О В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Употребление [е] или [о] после мягких согласных под ударением вызывает затруднения у носителей русского языка. В современной речи нередко можно услышать неправильное произношение слов современный, пе′кло, опе′ка, афе′ра, атле′т, бытие; бытие′м (философский термин) с гласным [о] вместо правильного произношения с гласным [е]: современный, пекло, опека, афера, атлет, бытиё, бытиём (вместо правильного совре [м'е′]нный, [п'е′]кло, o[п'е′]ка, а[ф'е′]ра, am [л'е′]т, быти[е"], быти[е′]м).

В других случаях имеют место произносительные варианты: жёлчь и желчь, белёсый и белесый, головешка и головешка, поблёкнуть и поблекнуть, манёвры и маневры. Хотя некоторые словари и признают подобные варианты если не равноправными, то допустимыми, естественно стремление говорящих выбрать наиболее правильную форму произношения.

Старая книжная традиция предполагала произнесение слов с е под ударением после мягких согласных (утомле′нный, сле′зный, коленопреклоненный). Так, например, у Пушкина находим расколе′нный , а не раскалённый:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.

("Анчар")

Однако с течением времени возобладала общая тенденция произнесения о и в этих словах. В нормализаторской практике наших дней возникла парадоксальная ситуация: словарям приходится теперь оберегать не только традиционное произношение с е от вторжения варианта с о (ле′ска, опе′ка, ненормативно: леска, опека), но и защищать уже также ставшее традицией произношение с о (жёлчъ, белёсый). Это как бы обратное направление в развитии произношения обусловлено, по-видимому, в первую очередь графическим восприятием напечатанного слова с буквой е.

Правила употребления букв е - ё сводятся прежде всего к предупреждению от неверного опознавания слова: все и всё, узнает и узнаёт, небо и нёбо, железка и желёзка, крестный (ход) и крёстный (отец), истекший (год) и истёкший (кровью), но не служит для указания на правильное произношение читаемого слова.

Как уже отмечалось, следует предпочесть, например: манёвры, манёвренный, блёклый, блёкнуть, поблёкший, белёсый, а также твёрже (тверже - неправильно).

Причастия ушедший, приведший, забредший произносятся с гласным [е] (после твёрдых шипящих - [э]), а причастия плётший, заплётший, а также принёсший, привёзший - с гласным [о].

 

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД УДАРНЫМ Е

В ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХ

В соответствии с законом русского произношения перед гласным [е] произносится мягкий согласный. Это правило распространяется и на заимствованные слова, прочно вошедшие в русский язык, например: аква [р'е′ль, ака[д'е′]мик, ба[р'е′]лъе′ф, [д'е]к[р'е′]т, [д'е]фици′т, [т'е′]ма, [т'е]традь, с[п'е]кта′клъ, [л'е′]кция, ли′[д'е]р, пио[н'е′]р, му[з'е′]й, га[з'е′]та, фа[н'е′]ра, п[р'е]зи[д'е′]нт, [д'е]са′нт, [р'е]ф[р'е′]н, эф[ф'е′]кт и т.д.

Однако в речевой практике мы встречаемся с фактами, противоречащими этому правилу. Даже давно освоенные русским языком иноязычные слова, вошедшие в широкий речевой обиход, произносятся некоторыми с твёрдым согласным. Нередко можно слышать: [тэ′]рмин вместо [т'е′]рмин, брю[нэ′]т вместо брю [н'е′]т, му[зэ′]й вместо му [з'е′]й, фа[нэ′]ра вместо фа[н'е′]ра, ко′[фэ] вместо ко′[ф'е].

Дело осложняется ещё и тем, что многие слова (обычно это книжные слова и специальные термины) в соответствии с литературной нормой продолжают произноситься с твердым согласным: алъ [тэ]рнати′ва, ас[тэ]ро′ид, апар[тэ]и′д, а[тэ]и′зм, ге[нэ′]тика, ге′[нэ]зис, гео[дэ′]зия, [дэ]ма′рш, [дэ′]мпинг, [дэ]ко′р, [дэ]номина′ция, [дэ][тэ′]ктор, дис-пан[сэ′]р, ин[тэ]рвью′ ин[тэ]гра′л, ка[пэ′]лла, кибер[нэ′]тика, компью′[тэ]р, кон[дэ]нса′тор, ла[тэ′]нтный, [мэ′][нэ]джер, метрополи [тэ′]н, мо[дэ′]рн, морали[тэ′], [нэ]ореали′зм, пан[тэ]о′н, па[э′]тика, по[тэ]нциа′л, про[тэ]и′н, [рэ]ле′, [рэ′]квием, резю[мэ′], [сэ′]псис, [сэ′]рвис, со[нэ′]т, си′н[тэ]з, супер[мэ′]н, [тэ′]зис, [тэ′]мбр, [тэ′]рмос, [тэ′]ст, ти[рэ′], тон[нэ′]ль, фила[тэ]ли′я, фо[нэ′]тика, ше[дэ′]вр, экзис[тэ′]нция, экс[тэ′]рн, эс[cэ′], эс[тэ′]тика, э[нэ′]ргия.

Некоторые иностранные имена и фамилии произносятся с твёрдым согласным: [Дэ]ка′рт, Ква[рэ′]нги, Лафон[тэ′]н, Воль[тэ′]р, Гё[тэ], Шо[пэ′]н и др.

С твёрдым согласным произносится немало "бытовых" слов, хорошо освоенных русским языком: а[тэ]лъе′ бижу[тэ′]рия, бифш[тэ′]кс, бу[тэ]рброд, [дэ]коль[тэ′], каба[рэ′], кок[тэ′]йлъ, ма[дэ′]ра, майо[нэ′]з, [нэсэсэ′]р, орхи[дэ′]я, па[нэ′]ль, пар[тэ′]р, портмо[нэ′], про[тэ′]з, пю[рэ′], [рэ′]гби, сар[дэ′]лъка, [сэ′][тэ]р, стюар[дэ′]сса, [тэ′]ннис, [тэ′]нт, тур[нэ′], хризан[тэ′]ма, шос[сэ′].

Всё же основная тенденция движения нормы у этого типа слов заключается в переходе от твёрдого произношения согласного к мягкому. Многие слова, которые прежде произносились только твёрдо, теперь допускают и мягкое произношение, например: артерия [тэ] и доп. [т'е], велотрек [рэ] и доп. [р'е], водевиль [дэ] и доп. [д'е], девальвация [дэ] и доп. [д'е], дедукция [дэ] и доп. [д'е], дезодорант [дэ] и доп. [д'е], демонтаж [дэ] и доп. [д'е], кратер [тэ] и доп. [т'е], критерий [тэ] и доп. [т'е], пантера [тэ] и доп. [т'е].

В большинстве слов основным вариантом становится мягкое произношение согласного, а вариант с твёрдым согласным является дополнительным, например:

агрессия [р'е] и доп. [рэ], аллитерация [т'е] и доп. [тэ], артезианский [т'е] и доп. [тэ], бактерии [т'е] и доп. [тэ], глинтвейн [в'е] и доп. [вэ], дебет [д'е] и доп. [дэ], декан [д'е] и доп. [дэ], демобилизация [д'е] и доп. [дэ], депрессия [д'е, р'е] и доп. [дэ, рэ], дефис [д'е] и доп. [дэ], дефицит [д'е] и доп. [дэ], конгресс [р'е] и доп. [рэ], конфедерация [д'е] и доп. [дэ], корнет [н'е] и доп. [нэ], крейсер [р'е] и доп. [рэ], креп [р'е] и доп. [рэ], либретто [р'е] и доп. [рэ], прогресс [р'е] и доп. [рэ], протекторат [т'е] и доп. [тэ], регресс [р'е, гр'е] и доп. [рэ, грэ], рейс [р'е] и доп. [рэ], ренессанс [р'е, н'е] и доп. [рэ, нэ], сентенция [т'е] и доп. [тэ], стратегия [т'е] и доп. [тэ], термоядерный [т'е] и доп. [тэ], федерация [д'е] и доп. [дэ], фланель [н'е] и доп. [нэ], экспресс [р'е] и доп. [рэ].

Однако у отдельных слов - артерия, инертный, тенденция, темп, согласно словарям последних лет, наблюдается укрепление твёрдого произношения: ар[тэ]рия, и[нэ]ртный, [тэ]нденция, [тэ]мп.

В "Орфоэпическом словаре русского языка" (М., 1989) варианты с твёрдым и мягким согласным перед е представлены как равноправные, например, в следующих словах:

аксессуары [сэ] и [с'е], бассейн [сэ] и [с'е], дегустатор [дэ] и [д'е], дезодорант [дэ] и [д'е], дефиниция [дэ] и [д'е], демонтаж: [дэ] и [д'е], демография [дэ] и [д'е], деморализация [дэ] и [д'е], деформация [дэ] и [д'е], гейзер [гэ] и [г'е], иглотерапия [тэ] и [т'е], игрек [рэ] и [р'е], кредо [рэ] и [p'e], маузер [зэ] и [з'e], нейлон [нэ] и [н'е], одесский [дэ] и [д'е], ретро [рэ] и р'е ], сессия [сэ] и [с'е], сейм [сэ] и [с'е], терапевт[тэ] и [т'е], террорист [тэ] и [т'е], трек [рэ] и [р'е], хорей [рэ] и [р'е].

В связи с отсутствием твёрдых правил в отношении подобных слов, их произношение следует выяснять из новейших орфоэпических справочников.

Следует обратить внимание на то, что сложносокращённые слова (аббревиатуры) произносятся так, как произносятся названия букв, их составляющих:

СНГ [эс эн гэ], ФРГ [эф эр гэ], ФСБ [эф эс бэ].

 

ПРОИЗНОШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ

На месте букв чн в одних словах произносится [ч'н] или [ч'н']: то[ч'н]ый, ве[ч'н]ый, пе[ч'н']ик; в других словах произносится [шн] или [шн']: коне[шн]о (конечно), ску [шн]о (скучно), праче [шн]ая (прачечная), двое[шн']ик (двоечник); в третьей группе допустимо употребление обоих вариантов: було [шн]ая и було [ч'н]ая (булочная), порядо [шн]ый и поря-до [ч'н]ый (порядочный). В некоторых случаях одно и то же слово может произноситься по-разному, в зависимости от сочетания, в котором оно находится: серде [ч'н]ое заболевание, но друг серде[шн]ый (сердечный); копее [ч'н]ая монета и копее [шн]ая душа (копеечная).

Существует это различие с давних пор, и вот как оно отражено в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина:

(1) Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

(2) - Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне.

Что, Таня, что с тобой? - Мне скучно.

Поговорим о старине.

В конце XIX - начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [ч'н]. Произношение [шн] стало одним из признаков старой московской произносительной нормы. В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова, отразившем в основном московское произношение, рекомендуется говорить було [шн]ая, будни[шн]ый, брусни[шн]ый, моло[шн]ый, взято[шн]ик и т.п.

В современной лингвистической литературе такое произношение характеризуется как уже устаревшее. Нормой теперь стало орфографическое произношение [ч'н]. Однако в некоторых случаях (конечно, скучно, нарочно, яичница, скворечник, прачечная, очечник, двоечник, пустячный) на месте орфографического чн должно произноситься [шн]. Это традиционное отступление от общей нормы произношения принято и узаконено словарями и справочниками. Кроме указанных слов произношение [шн] сохраняется и в некоторых женских отчествах: Ильини [шн]а (Ильинична), Никити [шн]а (Никитична).

На месте букв чт обычно произносятся в соответствии с написанием звуки [ч'т]: по [ч'т] а (почта), ма [ч'т]а (мачта). Но в слове "что" и производных от него произносится [шт]: [шт]о (что), [шт]обы (чтобы), кое-[шт]о (кое-что), но не [ч'т] о (нечто).

Сочетание щи во всех словах произносится, как написано: изящный, насущный, будущность, сообщник, произношение изя [шн]ый, насу[шн]ый, буду [шн] ость, сооб[шн]ик является отклонением от нормы под влиянием просторечия.

Единственное слово, в котором произношение [шн] на месте щн является нормой, - помо [шн]ик (помощник).

 

НОРМЫ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения.

Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: поня'ть , по'нял, поняла'.

Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: а'тлас и атла'с , за'мок и замо'к , му'ка и мука'.

Разноместность ударения в русском языке даёт возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: сте'ны и стены'; ру'ки и руки'; насы'патъ (соверш. вид) и насыпа'тъ (несоверш. вид), по'лка и полка'; сто'ит и стои'т .

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: творо'г и тво'рог , ина'че и и'наче , мышле'ние и мы'шление , ке'та и кета'; одновре'менно и одновреме'нно .


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!