Информация о тексте (С1)                                  



РУССКИЙ ЯЗЫК

Разноаспектный анализ текста

ЕГЭ – 11 класс ГГК

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..           3

 

Текст .1 «Леса в Мещёре…» К. Г. Паустовский …………………………………       4-6

 

Текст 2. «Явления высокой поэзии…» В.Солоухин………………………………      7-8 

 

Текст 3. Шторм («Это произошло в … Атлантическом океане.»). Ю. Иванов…    9-10

 

Текст 4. «Есть много книг о «хороших манерах». По Д. Лихачёву…………… ...  11-12

 

Текст 5. Ромашка («Дети прибежали домой…). По Ю. Яковлеву………………   13-15

 

Текст 6. О чести («В письме к жене Пушкин удивлялся…»). По Д. Шеварову…  16-17

 

Текст 7. О чинопочитании. Н. В. Гоголь…………………………………………… 18-19

 

Текст 8. О наследственности. По Л. Серовой………………………………………  20-21

 

Текст 9. «Трудное и запутанное дело – писательство». По В. Вересаеву………… 22-23

 

Текст 10. Детская игрушка. По В. Абраменковой…………………………………… 24-25

 

Текст 11. Миф о малограмотности Есенина. По Е. Е. Осетрову…………………… 26-28

 

Текст 12. Полонез Огинского. («На задворках нашего села…»). По В. Астафьеву 29-30

 

Текст 13. «Берегись канцелярита». По Н. Галь……………………………………… 31-33

 

Текст 14. О роли телевизора в жизни человека («В редакции…»). По В. Солоухину 34-36             

 

Текст 15. «…Жизнь Гайдара была продолжением …его книг». По К. Паустовскому 37-39

 

Текст 16. На приёме в районной больнице. По К. Акулинину……………………… 40-42

 

Текст 17. О духовности и духовной жизни. С. Соловейчик………………………… 43-44

 

Текст 18. Имя человека – имя собственное. По В. В. Колесову. …………………… 46-48

 

Текст 19. «Как трудно быть учителем». По Ю Нагибину…………………………… 49-51

 

Текст 20. «Человек должен быть интеллигентен». По Д. С. Лихачёву…………….. 52-53

 

Ответы …………………………………………………………………………………..  54-68

 

Заключение………………………………………………………………………………    69

 

 

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку отводится 1 час 30 минут (90 минут). Работа включает в себя 11 заданий.

Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

                                                                                  

                                                 Текст №1                                                       4

 

Прочитайте текст

 

              (1) …Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. (2) Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.     (3) Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. (4) Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. (5) Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.      (6) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.  (7) Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. (8) Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.      (9) А вечером блеснёт, наконец, озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало.  (10) Ночь уже стоит над ним и смотрит в его тёмную воду, - ночь, полная звёзд. (11) На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.      (12) Всю ночь костёр то разгорается, то гаснет. (13) И слышно, как где-то очень далеко -- кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника.      (16)  В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. (17) Небо на востоке зеленеет. (18) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (19) Это лучшее время суток. (20) Ещё всё спит. (21) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.       (22) Котелок сердится и бормочет на огне. (23) Мы почему-то говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. (24) С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки. (25) Туман начинает клубиться над водой. (26) Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце – солнце бесконечного белого дня.                                                                                           (К. Г. Паустовский)

ОТВЕТЫ

Текст №1

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы 1) человек и природа; 2) эстетическое воздействие природы на человека
Позиция автора 1) любовь к Мещёрской стороне; 2) нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы

 

 

                                                                                                                                     

Текст 2                                                  

Прочитайте текст
       (1) Явления высокой поэзии определяются подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. (2) Случайно неподалёку от Тархан в детские годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес. (3) Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким, влажноватым, насыщенным зелёным светом и зелёной прохладой пологом дубравы. (4) И вот уж то и дело в лермонтовских стихах встречается дуб. (5) «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Надо мной чтоб,  вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел».         (6) У Есенина подобное пристрастие находим к берёзе. (7) И действительно, около Константинова росла (да, кажется, и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.         (8) У Блока – травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры, но в особенности туманы. (9) Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к ней вплотную. (10) Она течёт в берегах, поросших лесом и ольшаником. (11) Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) – появляются на дне долины белые пряди. (12) Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. (13) Река тумана превращается в озеро тумана. (14) Туман поднимается до середины холмов, своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт… (15) Великолепные шахматовские туманы!         (16) Однако пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами – это всё же мелочи по сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места. (17) Этим главным было ощущение родины. (18) Фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. (20) В детстве посеяны семена.     (21) Не все прорастут, не все расцветут… (22) Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.        (23) Таким ярким цветком, который медленно, на протяжении десятилетий, расцветал и распускался в душе Блока, было чувство родины, ощущение России как Родины и полное духовное слияние с ней.                                                                                                         (В. Солоухин)

                                                 

ОТВЕТЫ

Текст №2

Информация о тексте (С1)

                Основные проблемы 1) из чего вырастает любовь к Родине?
  Позиция автора   1) большое влияние природы на творчество российских поэтов; 2) детские впечатления самые яркие и прочные; 3) любовь к Родине начинается с любви к родным местам

Текст 3                                        

Прочитайте текст
     (1) Это произошло в северной части Атлантического океана. (2) При переходе из одного района промысла в другой наш рыболовный траулер попал в жестокий шторм.  (3) Трудно рассказать, что такое настоящий шторм, длящийся неделю подряд, неделю не дающий людям передохнуть. (4) Такое надо пережить, чтобы запомнить навсегда.      (5) Неделю мы не ели горячей пищи, потому что взбесившийся океан вышвыривал кастрюли из гнёзд электрической печи на камбузе; неделю не могли спать, потому что рисковали каждую минуту грохнуться с койки на палубу каюты; неделю с тревогой прислушивались к вою ветра, грохоту и плеску волн и думали об одном: только не вышел бы из строя двигатель.  (6) Сейчас нас спасало лишь то, что мы держались «носом на волну» – так легче устоять. (7) Да, только бы выдержала машина! (8) Остановись она, и судно тотчас перестанет слушаться руля. (9) Тогда – катастрофа. (10) Траулер развернётся боком к волне, и тысячетонные водяные холмы рухнут на палубу судна, снесут с него, как мусор, шлюпки, разобьют надстройки, сорвут трубу. (11) Вода потоком хлынет в машинное отделение – и …       (12) Двигатель выдержал. (13) На восьмые сутки ветер, израсходовав силы, начал стихать: он уже не выл, а лишь тоскливо поскуливал в вантах. (14) Наверное, досадовал, что не смог с нами ничего поделать. (15) Волны пошли на убыль, становились всё более пологими и уже не швыряли траулер, не валили его с борта на борт, а просто плавно раскачивали. (16) Да вот и чёрные,  лохматые тучи разорвались вдруг в разных местах, как старая прогнившая ткань, и сквозь эти прорехи хлынули к поверхности океана теплые лучи солнца. (17) Осунувшиеся, заросшие щетиной, мы выбрались на палубу из душных, тесных помещений и с жадностью вдохнули свежий, чуть солоноватый воздух. (18) Радостно было на душе, наверное, у каждого из нас: мы не поддались шторму. Выстояли!                                                                                                                                                                                                                       (Ю. Иванов)

ОТВЕТЫ

Текст №3

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1) человек и стихия; 2) проблема выживания в сложных ситуациях
                                 Позиция автора   1) в любых ситуациях нужно не сдаваться, идти до конца; 2) совместными усилиями можно противостоять беде; 3) человек, переживший трудное испытание, всегда поймёт и поможет

                                             Текст №4                                          11

Прочитайте текст
    (1) Есть много книг о «хороших манерах». (2) Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. (3) Но люди обычно мало черпают из этих книг. (4) Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.     (5) Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? (6) Простое ли это собрание «рецептов» поведения?     (7) В основе всех хороших манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку. Чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.      (8) Надо уметь не мешать друг другу. (9) Поэтому не надо шуметь. (10) Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. (11) Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. (12) И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. (13) Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.     (14) Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл.  (15) И воспитывать нужно в себе не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе.      (16) Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. (17) А тогда манеры сами придут к вам, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.                                                                                                                      ( По Д. Лихачёву)  

ОТВЕТЫ

Текст №4

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1) вопросы этикета; 2) что лежит в основе хороших манер?
  Позиция автора   1) люди мало черпают из книг про «хорошие манеры»; 2) не надо мешать друг другу; 3) надо уважительно относиться к другим

                                                 Текст №5                                         13

Прочитаёте текст и выполните задания уровня А, В, С.
 (1) Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:  (2) – Мама, мы нашли странный цветок!   (3) – Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.   (4) –Мы не знаем его названия. (5)Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой. (6) Он похож на маленькое солнце с белыми лучами… (7) Ты не знаешь, что это за цветок?    (8) И они зашагали к клёну с красными листьями. (9) Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. (10) Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.     (11) – Значит, не ты посадила этот цветок, -- сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование.           (12) И они стали ждать отца.     (13) Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. (14) Он долго рассматривал незнакомое растение. (15) Измерил рост стебля и диаметр колёсика. (16) Всё тщательно записал в книжечку и наконец сформулировал открытие своих детей. (17) А дети терпеливо ждали, что скажет отец.     (18) Он сказал:     - Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растёт много экзотических цветов.     (19) Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла.            (20) Одни говорили, что в природе появился новый вид. (21) Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. (22) Третьи глубокомысленно молчали. (23) Но никого цветок не оставил равнодушным.      (24) И тогда вспомнили о бабушке. (25) Бабушке было сто лет. (26) Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.       (27) Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. (28) Потом она сняла очки, словно они мешали рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.       (29) - Это ромашка, –  тихо сказала бабушка.       (30) – Ро-маш-ка, – по складам повторили дети. – (31) Мы никогда не слышали про ромашку. (32) Она из Африки или из Австралии?       (33) – Она из моего детства. (34)  Когда-то  давно  ромашек  было  очень  много.     (35) Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. (36) Людям казалось, что выпал снег. (37) Тёплый летний снег.   (38) Мы из ромашек плели венки. (39) Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. (40) Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. (41) От детства до старости светило человеку маленькое солнце с белыми лучами. (42) А потом ромашек становилось всё меньше. (43) Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.        (44) – Зачем? – Четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не зная, что ответить. (45) Потом покачала головой:        - Срывали просто так.       (46) Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. (47) Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими.       Мы виноваты перед вами, дети! (48) Не уберегли ромашку. (49) Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.                                                                                              ( По Ю. Яковлеву)  

ОТВЕТЫ

Текст №5

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1) нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы
  Позиция автора   1) вина людей за несохраненные виды растений; 2) призыв беречь природу                                                                                                                                                                                             

Текст №6                                            

Прочитайте текст и выполните задание уровня А, В, С.
      (1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.       (4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… Поле чести… Честь моя требует крови…»        (7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее – завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.           (14) А как же Пушкин?! 15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель…         (16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести!         (18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное – неважно. (21) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.                                                                                                  (По Д. Шеварову)

ОТВЕТЫ

Текст №6

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1) проблема толкования понятия честь во времена Пушкина и сегодня; 2) проблема сохранения и защиты во все времена нравственного достоинства человека, его чести
  Позиция автора   1)понятие чести, непреходящее и общечеловеческое, включает умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать клеветать, подличать; 2) автор не призывает к возврату дуэли, он лишь на этом примере утверждает, что честь необходимо защищать

Текст 7                                          

Прочитайте текст и выполните задания уровня А, В, С
      (1) Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться.         (2) Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.           (3) Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у кого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5) Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6) Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей!                  (7) Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) И тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9) В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10) «Да это не Иван Петрович, - говоришь , глядя на него. – Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (11) Подходишь ближе, глядишь – точно Иван Петрович! (12) «Э-хе-хе!» - думаешь себе…                                                                                                   (Н. В. Гоголь)

                                                    

ОТВЕТЫ

Текст № 7

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1) Проблема чинопочитания и угодливости по отношению к состоятельным лицам («можно ли назвать чинопочитание и угодливость «тонкостью обращения»? Как сочетается чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям с пренебрежением к людям более низкого достатка и служебного положения?); 2) Проблема чувства собственного достоинства человека (не подменяется ли это понятие другими? Совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение?); 3) Проблема свободы (как соотносятся чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям с чувством собственного достоинства человека? Можно ли такого человека назвать свободным?)
  Позиция автора   1) чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям закономерно сочетаются с презрительным отношением к тем, кто ниже по служебному положению или по достатку; 2) чувство собственного достоинства несовместимо ни с чинопочитанием и угодливостью по отношению к состоятельным лицам, ни с пренебрежительным отношением к тем, кто ниже по служебному положению или по достатку; 3) и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково несвободны.

                                                Текст 8                                     20

Прочитайте текст и выполните задания уровня А,В,С
    (1) Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые – старее научной биологии. (2) Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (3) Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребёнка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта.      (4) Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5) Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6) Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7) А главное, каждому признаку надо помочь развиться. (8) «…Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс и вся биография сделали его таким, - пишет известный генетик XX века Феодосий Добжанский. – (9) Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой».      (10) История знает много случаев, когда люди. Родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11) Самый известный пример – жизнь М. В. Ломоносова.       (12) Менее известна жизнь Д. И. Менделеева. (13) Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14) Они мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет. (15) Менее чем через год он остался сиротой и дальше всего добивался сам…      (16) Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова Иван Алексеевич Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17) Всё остальное сделали книги…      (18) Недавно в интервью для журнала «Человек» И. И. Иванову, дирек-тору Медико-генетического центра, был задан вопрос: Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, по-добно, например, анализу крови?» (19) Учёный ответил: «Мы наверняка узна-ем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч вер-сий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата. (20) Только это».                                                                                            (По Л. Серовой)

ОТВЕТЫ

Текст №8

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1)Проблема нравственности и воспитания (может ли человек вырваться за рамки наследственности?)
  Позиция автора   1) наследственность определяет лишь задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано природой

 

Текст 9                                           

Прочитайте текст и выполните задания уровня А, В, С.
    (1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание – и бросает обычную работу, и становится профессионалом. (4) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда ему нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уже писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством.(9) Придёт время, и то же писательство самотёком начнёт кормить тебя произведениями, написанными раньше.     (10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная теперь для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».      (14) Нужно в жизни жить, работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.      (15) – Хорошо, а когда же работать? – спросите вы.      (16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.       (20) – Много ли тогда напишешь?       (21) – И очень хорошо, что немного. (22) Всё, что тогда напишешь, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?      (24) – Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (27) И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.                                                                                                  (По В. Вересаеву)

ОТВЕТЫ

Текст №9

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1) Проблема истинного литературного таланта; 2) Проблема творчества и денег (можно ли творить ради денег?).
  Авторская позиция   Одной из главных причин появления литературного произведения должна стать потребность что-то сказать людям.

 

Текст 10                                         

Прочитайте текст и выполните задание уровня  А, В, С.
   (1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребёнка. (2)Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных связях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3)Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4)Кроме того, игрушка ещё и средство обучения, развлечения и даже лечения.       (5)Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? (6)Конечно, теперь каждый малыш живёт в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм.  8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируется.        (11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто  реализуемых ребёнком в  жизни  по  отношению к  более  слабым.     (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществлял познание мира.        (15)Но ведь игрушка – это не забава. (16)Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18)Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.                                                                                           (По В. Абраменковой)

ОТВЕТЫ

Текст №10

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1)Проблема значения игрушки в формировании личности (влияние детской игрушки на воспитание души, развитие интеллекта, представлений о мире); 2) проблема игрушки современной (в современной игрушке содержится идея обладания, а не радостного постижения мира).
  Авторская позиция   1)Игрушка – это дело очень серьёзное (нравственное, творческое, развивающее значение детской игрушки); 2)современная игрушка становится антиигрушкой (детская психика не справляется с предложением; ребёнок «запрограммирован на служение тем, …с чьей помощью осуществлял познание мира).

                                                                                                         

Текст 11

Прочитайте текст и выполните задание уровня А, В, С.
       (1)Зарубежные истолкователи Есенина, да и некоторые наши мемуаристы, не раз высказывали недоумённые замечания по поводу того, каким образом малограмотный рязанский паренёк, явившись в город, начал создавать изумительные стихи. (2)Эти толки вскружили не одну горячую голову. (3)Иные юные стихотворцы решили, что «любимцам богов» учиться вовсе не обязательно, что поэту высокая культура и глубокие знания не нужны; дело, мол, в том, чтобы уметь чувствовать и воспринимать жизнь «нутром».         (4)Современные исследователи развеяли миф о малограмотном мальчике-поэте. (5)Знатоками поэта доказано, что юный Есенин чрезвычайно любил книги, был начитанным человеком, увлекался искусством, использовал все возможности общения с образованными людьми, людьми высокой культуры и интеллекта.        (6)Но и поныне ещё недостаточно учитывается одно, немаловажное, на мой взгляд, обстоятельство. (7)На художественное воспитание поэта, вне сомнения, оказали решающее влияние народные эстетические идеалы, народный эстетический вкус, атмосфера семьи, в которой любили трудиться, любили петь, любили детей. (8)И здесь особенно сильным было влияние матери.         (9)Русские женщины – носительницы народной культуры – пестовали детство многих замечательных поэтов и музыкантов. (10)Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним бабушку Максима Горького… (11)По всеобщей молве, такой же необыкновенной женщиной была и мать Есенина – Татьяна Фёдоровна. (12)Говорят, что не было народной песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала бы и не пела Татьяна Фёдоровна. (13)Она прекрасно владела народным языком: крупные художники слова восхищались её колоритной речью          (14)Надо помнить, что в деревнях Есенину приходилось слышать передаваемые из уст в уста предания о героических сражениях далёких предков с полчищами Батыя, о рязанце-богатыре Евпатии Коловрате, об Авдотье Рязаночке. (15)Легендами окутан здесь каждый приокский курган.           (16)В ночном, лёжа у костра, мальчик не мог не слышать преданий о таинственных кладах, о загадочных героях народной мифологии, о фантастических сказочных персонажах, приходящих на помощь людям в трудные минуты.            (17)А сколько накопленных веками наблюдений содержал в себе земледельческий календарь, различных народных примет, показывающих, как сообразителен и умён русский народ, как много и своеобразно думает он о земле и природе!             (18)Сколько народной мудрости, лихости и таланта в частушках, пословицах и поговорках, этих образцах зернистой русской речи!             (19)Сколько чистой поэзии в окружающей природе – полноводной реке, высоких песчаных косогорах, уходящих за горизонт знаменитых Мещёрских лесах, воспетых Паустовским!             (20)Всё это вместе воспитывало душу поэта – будило воображение, фантазию, развивало и обостряло чувства, закладывало представления о добре и зле – и послужило основой его поэтического таланта.                                                                                          (По Е. Е. Осетрову)  

ОТВЕТЫ

Текст №11

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1) Проблема необходимости образования, высокой культуры и глубоких знаний для развития поэтического таланта (опровержение мифа о малограмотности Есенина); 2) проблема значения семьи, матери, народной культуры, родной природы в формировании души поэта.
  Позиция автора   1)Чтение, общение с людьми высокой культуры, увлечение искусством, наслаждение природой создают настоящего поэта; 2) поэтический талант складывается из всего, что окружает чуткого талантливого человека с раннего детства: песни матери, поэзия родной природы, народные эстетические идеалы, наблюдательность и талантливость народа.

 

Текст 12                                        

Прочитайте текст и выполните задания уровня  А, В, С.

 

 (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!    (9)Вася, не переставая играть говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, – но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».    «(17)Спасибо вам, дяденька», – прошептал я. «(18)За что, мальчик? –«(19)За то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я.  (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине!..(24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, – это была моя родина.     (25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слышал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.                                                                                          (По В. Астафьеву)                    

ОТВЕТЫ

Текст №12

Информация о тексте (С1)                                  

  Основные проблемы   1) Проблема роли искусства в жизни человека (на что способно истинное произведение искусства?); 2) Что такое чувство родины?
  Авторская позиция   1) произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию; 2) чувство родины всегда с человеком, оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы её защитить.

 

 

Текст №13                                                

Прочитайте текст и выполните задания уровня А, В, С.
     (1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.       (2) – Пожалуйста, – вполне серьёзно говорит он крохе, – можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.      (3)Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.      (4)Или серьёзно пишут в статье о работе космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!      (7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ  КАНЦЕЛЯРИТА!      (8)Это самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова.        (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое и полезное ядро.       (15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».      (17)Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?      (18)Хорошо поёт, собака,      Убедительно поёт…      (19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.      (20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…      (21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры. Бережное отношение к родному языку? (22)А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?     (23)Кто, если не мы сами?!                                                                                                                                                          (По Н. Галь)         

ОТВЕТЫ

Текст №13

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1) Проблема канцелярита (что такое канцелярит? Как он влияет на нашу речь? В чём опасность штампов?); 2) проблема сохранения чистоты нашей речи (кто должен прививать людям бережное, уважительное отношение к языку?); 3) проблема ответственности и бережного отношения к собеседникам и к языку (как соотносится вкус, чувство языка и уважение к людям?).
  Авторская позиция   1) Канцелярит – самая опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают «живое ядро» языка, они опасны и в живой речи людей и в речи персонажей литературных произведений; 2) только мы сами можем привить себе и другим бережное, уважительное отношение к языку; 3) бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке.

                                          Текст № 14                                         34

Прочитайте текст и выполните задания уровня  А, В, С.

 

     (1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете некоторое время там жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал.       (3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.       (6) – Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер, – (7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и – всё . (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом…       (12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью»Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.       (13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.       (14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний – неделю назад.       (18)Оказалось, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи.  (20)На третьем месте – футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».       (21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (34)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.                                                                                          (По В. Солоухину)

ОТВЕТЫ

Текст № 14

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1) Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека (как влияет телевидение на познавательную и творческую активность человека?); опасно ли это влияние и почему?); 2) проблема интереса людей к различным передачам (какие передачи вызывают наибольший интерес? Что лежит в основе этого интереса?).
  Авторская позиция   1) Всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность Человека; 2) Наибольший интерес вызывают развлекательные передачи; специальные передачи скорее заинтересуют неспециалиста.

                                                    

 

Текст №15                                     

Прочитайте текст и выполните задания уровня А, В, С.
       (1)…Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было.        (5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.        (6) – Пришлите сейчас же ко мне, – сказал он, – всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду.       (8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (10)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.        (12) – Вот что, – сказал им Гайдар. –  (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же – во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?        (19) – Понятно, Аркадий Петрович! – закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице.        (20)Вскоре начались звонки.        (21) – Аркадий Петрович! – кричал в трубку взволнованный детский голос. – (22)В аптеке на Моросейке нету.        (23) – Поезжай дальше. (24)На Разгуляй.        (25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:        (27) – Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!        (29) – Где?        (30) – В Марьиной роще!        (31) – Вези сюда. (32)Немедленно.        (33)Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.        (34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36)Он считал помощь человеку таким же …делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.        (38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.       (42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпусти, пока не перекрыли воду.       (46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен – не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.       (49)Мне очень не хватает Гайдара – большого, доброго, талантливого человека.                                                                                                                                                                    (По К. Паустовскому)                                     

ОТВЕТЫ

Текст №15

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия (какого человека можно назвать «хорошим человеком»?).
  Авторская позиция   Добрые, талантливые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь, и действуют они всегда бескорыстно, не ожидая благодарности.

                                                   Текст №16                                               40

Прочитайте текст и выполните задания уровня  А, В, С.
     (1)Во время командировки я поскользнулся на обледенелой лестнице и сильно повредил руку. (2)Запястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённой чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение.  (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.      (8)Время шло, а приём всё не начинался. (9) И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.      (12)»Господи, зачем я здесь!» - думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.      (18) – Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!      (20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.       (21) – Отойдите от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:      (23) – Сейчас вас вызовут!      (24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.       (29) – Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!       (30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:      (33) – Никитин, на приём!      (34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.                      (36) – Никитин кто? (37)Где он?      (38)Медсестра недоумённо пожала плечами и сказала:      (39) – Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!      (40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.       (44) – Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди…                                                                                                 (По К. Акулинину)

                                                    

ОТВЕТЫ

Текст № 16

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1) Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? Как ведут себя люди, сидящие в очереди? Как автор относится к окружающим?); 2) проблема совести (кто «напоминает» автору текста о его нравственном долге? Какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев?); 3) проблема гуманного отношения к больным в медицинских учреждениях (допустимо ли подвергать таким испытаниям больных людей? К  каким последствиям приводит равнодушное отношение к больным людям?).
  Авторская позиция   1) В самых, казалось бы, обыденных ситуациях, когда нужно уступить место пожилому человеку в общественном транспорте или помочь больному перейти улицу, наиболее ярко проявляется нравственная сущность человека; 2) доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в душе автора текста, и он понимает, что нечестно решать свои проблемы за счёт других людей; 3) бездушное, формальное отношение к больным людям красноречиво свидетельствует о том, что человек до сих пор не воспринимается в нашем обществе как высшая ценность.

 

Текст №17                                             

 Прочитайте текст и выполните задание уровня  А, В, С.
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:                          Духовной жаждою томим,                            В пустыне мрачной я влачился… (3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда? (5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре или кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение. (14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот. (17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье». (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутомима жажда правды, ненасытен голод по красоте…                                                                                                     (С. Соловейчик)

ОТВЕТЫ

Текст №17

Информация о тексте (С1)

  Основные проблемы   1) Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие? Что значит «жить духовной жизнью» в современную эпоху?); 2) проблема истинного содержания понятия духовности (не подменяется ли сегодня это понятие другими?); 3) проблема духовности в искусстве (можно ли говорить о духовности/ бездуховности искусства?).
  Авторская позиция   1) Духовность – то качество, к которому многие стремятся, часто бессознательно; духовность – это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте; поиски идеала; посещение театров и чтение книг может быть и бесполезным для души человека; 2) не зная, в чём проявляется духовность, многие путают это понятие с другими – с интеллигентностью, воспитанностью, образованностью; однако в каждом их них - собственное содержание; 3) искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений.

 

                                                     Текст №18                                                46

Прочитайте текст и выполните задания уровня  А, В, С.
     (1)Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2)Чужое имя – другая судьба. (3)Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого.       (4)Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.         (5)История же такова. (6)В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. (7)Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8)Одна дочь – Румяна, другая – Беляна, хороша и та, и другая…   (9)Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку.         (10)Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11)Смысл слова прозвище ясен: про – зов – ище. (12)Корень -зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. (13)Зовом призывают человека, зовут его. (14)Важнее приставка про-. (15)Про – это то, что будет, что находится «перед» чем-то.  (16)Про- – в движении (поэтому всегда при глаголе). (17)Того, что в будущем, нужно ещё достичь. (18)Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. (19)Потому имена давались хорошие, добрые, светлые.        (20)Потом появилось отчество. (21)Слово то же, что и отечество.  (22)Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23)У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24)У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество. (25)Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагательным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26)В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27)Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя        (28)Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и по отчеству? (29)Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о ценностях национальной традиции.       (30)Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31)Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже – бояр, ещё позже – именитых купцов. (32)Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» XVIII века.       (33)Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслуживаешь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена.       (34)Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. (35)Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36)Так и с именем. (37)У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее. (38)Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?        (39)Не имя, конечно, создаёт личность. (40)Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41)Я убеждён в этом.                                                                                                (По В. В. Колесову)

ОТВЕТЫ

Текст №18


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!