Великой отечественной войны (1941–1945)



Живопись. В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение победы. На передовой между боями выпускались газеты, плакаты, придумывались карикатуры. В тылу были организованы две всесоюзные выставки («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В блокадном Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш».

Главная пропагандистская роль отводилась плакату и политической карикатуре. Вскоре после начала войны по инициативе М. Черных стала выходить серия «Окна ТАСС». В первые два года плакат имел драматическое, даже трагическое звучание (В.Г. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»). После перелома в ходе войны изменилось и настроение плаката (Л. Голованов «Дойдем до Берлина!»). За 1941–1945 гг. только центральные издательства выпустили свыше 800 плакатов общим тиражом более чем 34 млн. экземпляров.

Широчайшую известность приобрели работы Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). 24 июня москвичи увидели плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. Слева, снизу, как бы из норы вылезает Гитлер с когтистой лапой и ощеренной мордой хищника. Он порвал лист – договор о ненападении, заключенный между СССР и Германией, и готовится схватить добычу, рядом, сброшенная маска. Путь претенденту на мировое господство преграждает советский воин, направляющий штык в чудовище.

Кукрыниксы. Фашистская псарня.

С художниками сотрудничали поэты С. Маршак, Д. Бедный, О. Брик. С. Маршак так прокомментировал плакат Кукрыниксов, разоблачающий бесчеловечную жестокость фашизма: «Не нужна мне кровь овечья, а нужна мне человечья».

В искусстве плаката господствует яркий и лаконичный язык, используются определенные живописные приемы. Главари фашизма обязательно изображались так, чтобы внушить к ним отвращение, презрение, показать их моральное убожество, вызвать неодолимое желание уничтожить, изгнать фашистов. Именно такими изображают Кукрыниксы Гитлера и его окружение, одно слово – «Фашистская псарня».

В годы войны были созданы и крупные произведения живописи и скульптуры, также носящие, пропагандистский характер. Это картины «Мать партизана» С. Герасимова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, скульптура «Зоя Космодемьянская» М. Манизера. К исторической военной тематике обратились П. Корин, Е. Лансере, А. Бубнов.

А. Пластов. Фашист пролетел.

Современники утверждают, что зрители буквально застывали перед картиной А. Пластова «Фашист пролетел» экспонированной на выставке «Великая Отечественная война». Удивительно лирический, знакомый каждому осенний пейзаж – порыжелая трава, молодые тонкие березки, багряная осенняя листва, серое небо и, не будь в небе улетающего фашистского самолета, можно было бы подумать, что распростертый на земле мальчуган просто спит. Жестокое, бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Ни одно из произведений военных лет так не кричало, не взывало к мщению за миллионы загубленных врагом мирных людей.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

 

 

Сергей Васильевич Герасимов 1885–1964

 

"Один из крупнейших советских живописцев С.В. Герасимов о времени и о себе: "Родился я в городе Можайске, в 1885 году… Как ни странно, но вспоминаю, что среди нужды, забот, хлопот в семье была какая-то атмосфера интереса к искусству; видимо, она исходила от отца, человека начитанного, хотя учившегося у дьячка всего три-четыре месяца. В семье выписывалась Нива, она не сходила со стола в осенние и зимние вечера. Все сидели за большой лампой, кто работал, кто готовил уроки, кто рисовал. Мы все, нас было четыре брата, рисовали. Синий карандаш и какая-то акварель в деревянных ящичках почти никогда не переводились…

…В 1900 году я приехал в Москву, держал экзамен в Строгановское училище… С 1905 года я стал участвовать на общественных выставках… В 1907 году, по окончании Строгановского училища, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1911 году, и получил звание художника первой степени за мужской акварельный портрет…

Меня всегда привлекала тема "Жизнь русского народа, русского человека"… Написал картины "Обед", "Три крестьянина", "Кожевники"… Затем "Сельсовет" и "Рыбаки на Волхове"… Для более широкого ознакомления с жизнью русского крестьянина я ездил несколько раз в Новгород, Псков, Ростов, Суздаль, Владимир, по деревням Вологодской и Архангельской губерний. Это было в 1913 году.

…Мои картины следующего периода — "Клятва партизан" и "Колхозный праздник". В первой — суровая борьба за революцию, а во второй — праздник нашего колхозного крестьянства…

…Очень люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном случае…

…Во время Великой Отечественной войны написал картину "Мать партизана" и "Восстание" Пугачева. Для юбилейной выставки 1947 года написал картину "Сын вернулся".


«Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ. Герасимов в этой картине добился чрезвычайно высокого уровня художественного мастерства. Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа.

 

…В 1943 году мне было присвоено звание народного художника РСФСР.

…В 1947 году постановлением Совета министров СССР я был утвержден в звании действительного члена Академии художеств СССР..."

 


 

Александр Невский

Корин Павел Дмитриевич

Центральная часть триптиха, 1942 г

«В годы Великой Отечественной войны Корин создает монументальный живописный триптих – произведение, исполненное веры в грядущую победу. В центральной части этой трилогии изображен новгородский князь, стоящий с мечом в руках под развевающимся стягом на берегу Волхова. Статичность торжественной композиции, выразительность выбранной художником точки зрения, благодаря которой фигура величественно возвышается над простертым у ее ног пейзажем, придают произведению особую суровую героичность. Однако в образе новгородского князя за приметами исторического прошлого проступает драгоценное для художника волевое, действенное начало» .


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!