Предпосылки появления абсурда в русской культуре.



 

Основные идеи театра абсурда разрабатывались членами группы ОБЭРИУ ещё в 30-х годах XX века, то есть за двадцать лет  до появления подобной тенденции в западноевропейской литературе. Одним из основоположников русского театра абсурда был Александр Введенский, который написал пьесы «Минин и Пожарский», «Кругом возможно Бог», «Ёлка у Ивановых» и т.п. Кроме того, в подобном жанре работали и другие писатели,  например, Даниил Хармс.

Декларация ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) была опубликована в начале 1928 года. В нее входили Игорь Бахтерев, Александр Введенский, Константин Вагинов, Николай Заболоцкий, Борис Левин, Даниил Хармс, близок к ним был Николай Олейников.

«Истинное искусство стоит в ряду первой реальности, — писал Д. Хармс, — оно создает мир и является его первым отражением».

Обэриуты писали детские и взрослые произведения. Главной идеей  их творческого метода стало перенесение во взрослую литературу детских представлений, далеко не всегда самых хороших и добрых. Поэтому жизнь их героев напоминает жизнь кукол; действия разворачиваются, как будто в детской игре.

Перенесение кукольных отношений в мир реального формирует абсурдную поэтику обэриутов, основой которой, по словам А. Введенского, становится «ощущение бессвязности мира и раздробленности времени».

Абсурд — отсутствие связности повествования, логики сюжета, естественных психологических и физиологических рефлексов у кукольных героев, трагического восприятия смерти, непроясненность грани между живым и неживым — становится принципом построения художественного мира. Драма А. Введенского «Елка у Ивановых» завершается смертями всех персонажей, но это как бы смерть в игре: убитая разозлившейся нянькой девочка, лежа в гробу с отрубленной головой, вполне способна произносить реплики, жалеть себя.

Суть обэриутской эстетики: писатель вместе со своим персонажем отказывается от объяснений странного мира.

Даниил Хармс (1905-1942)

Даниил Иванович Хармс (настоящее имя Ювачев Даниил Иванович) — русский советский писатель, драматург, автор поэтических и прозаических произведений, один из основателей литературного «Объединения реального искусства» (ОБЭРИУ).

«Даниил Хармс - поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях. В момент действия предмет принимает новые конкретные очертания, полные действительного смысла. Действие, перелицованное на новый лад, хранит в себе «классический» отпечаток и, в то же время, представляет широкий размах обэриутского мироощущения.[5]»

 

Александр Введенский (1904-1941)

Русский поэт, драматург, детский писатель, член Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). Подавляющее большинство «взрослых» текстов Введенского было опубликовано посмертно. В философской лирике Введенского, по словам М. Б. Мейлаха, разрабатываются «эсхатологические мотивы времени и смерти, богооставленности и Божественного вмешательства».

Александр Введенский, разбрасывает предмет на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности. Введенский разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, то получается в результате — видимость бессмыслицы. Почему — видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет. Нужно быть побольше любопытным и не полениться рассмотреть столкновение словесных смыслов. Поэзия не манная каша, которую глотают не жуя и о которой тотчас забывают.[6]

 

В драматургии более позднего периода (1980-е года) элементы театра абсурда можно встретить в пьесах Людмилы Петрушевской, в пьесе Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», ряде других произведений.

Глава 2.

 «Приёмы абсурдизации в творческом почерке Ю. Бутусова.»

2.1. Творческий путь Ю. Н. Бутусова. Становление творческой программы

 

Начало творческого пути

Юрий Николаевич Бутусов родился в Гатчине. 24 октября 1961года, в его семье никто не был связан с театром. Во время поисков себя, он не сразу пришёл к профессии режиссёра, а даже наоборот он не хотел связывать себя с театром. После школы он поступил и окончил Ленинградский кораблестроительный институт, но по специальности практически не работал. В 1990 году Юрий Николаевич пробует поступить на актёрский факультет, но неудачно. Но он не опускает руки, зная, что успех впереди. Целый год он работает сторожем и занимается актёрским мастерством в театре «Перекрёсток».

1991 год становится для будущего режиссера решающим. Он поступает на режиссерский факультет на базе ЛГИТМиКА, его творческим руководителем становится Ирина Малочевская, которая долгие годы работала с Георгием Александровичем Товстоноговым.

Становление как режиссера

Во время учёбы в институте Бутусов ставит спектакль «Женитьба» и знакомится с будущими актёрами своих спектаклей, в число которых входят, Константин Хабенский, Михаил Трухин и Михаил Пореченков, они участвовали в дипломной работе спектакле «В ожидании Годо», по пьесе Беккета, который впоследствии принёс известность Юрию Николаевичу. А позже "В ожидании Годо" принесет мастеру такую награду, как "Золотая маска", а также сделает его обладателем главного приза в рамках фестиваля "Рождественский парад".

После окончания вуза, Бутусова приглашают работать в  театр Ленсовета, благодаря его работам театр  поднимается на новый уровень и приобретает всемирную известность.  Зрители влюблены в работы режиссёра, критики довольны.

Вторым своим «еще одним домом» он называет театр «Сатирикон», расположенный в Москве. Его туда пригласил работать Константин Райкин. Первой постановкой становится пьеса Э. Ионеско «Макбет».

В 2011 году Юрий Бутусов стал лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «Драма / Работа режиссёра» за спектакль «Чайка» по пьесе Антона Павловича Чехова.

Юрий Бутусов возвращается в театр им. Ленсовета  в феврале 2011 года в качестве главного режиссёра театра, где после долгого перерыва ставит преимущественно с молодой частью труппы спектакль «Макбет. Кино» по пьесе Шекспира «Макбет».

С 20 ноября 2017 года — художественный руководитель театра имени Ленсовета.

6 марта 2018 года уволился с должности художественного руководителя театра им. Ленсовета по собственному желанию, В сентябре 2018 года приглашён на должность главного режиссёра Театра им. Вахтангова.

В Москве так же он успел поработать в "Табакерке", театре Вахтангова, МХТ им. Чехова, а также в Александрийском театре.                        

 

В сентябре 2020 года набрал свой первый режиссёрский курс в ГИТИСЕ Преподавателями мастерской Бутусова стали Олег Долин, Александр Хухлин, Александра Урсуляк, Агриппина Стеклова, Надя Кубайлат

 

2.2. Авторские «фишки» режиссера Ю. Бутусова, создающие атмосферу абсурда.

Спектакли Юрия Николаевича Бутусова похожи на картины авангардистов нарисованные масляными красками, не понятные, но если посмотреть внимательнее. Они покоряют деталями, то беспорядочно разбросанными, то аккуратно собранными в пространстве единого смысла и, следуя своей особенной логике и интуиции, уводят за собой, предоставляя невероятное пространство для воображения. Режиссёр властвует над текстом. А точнее над подтекстом, вскрывает скрытые смыслы, избавляется от привычных штампов.

Пластика, язык тела, рассказывают намного больше, чем человеческий голос, который может под давлением факторов  дрогнуть или потерять интонацию.

Слово, заключённое в метафору, звучит по-новому. Как будто написанное и показанное на картонной табличке — так останавливает на себе мысль зрителя.

Бутусов ломает стереотипы и вместо привычной истерики актёр иронично улыбается и не заламывает руки и не рыдает судорожно, а танцует или показывает трюки на велосипеде.  

Приглушенные тона, дымка, витающая в воздухе, а вместо сильных и ярких персон — всего лишь намёки. Одной маленькой чёрточки достаточно исполнителю, чтобы стать действующим лицом. Так важно не смотреть, а рассматривать, пристально выглядывать друг в друге то, что скрыто за привычным выражением, не слушать, а прислушиваться к интонации, к ритму, выдающему действительную суть происходящего. Все миры, созданные режиссёром возвращают нас в прекрасную игровую органику театра. Новое пространство — новая маленькая вселенная, где всё придумано с точностью до шага, до взгляда, до ритма.

На сценическом пространстве для любого предмета предназначено своё место и своя особая «миссия». Предмет как горький компромисс между героем и словом, которое он не скажет. Каждый новый спектакль режиссёра это своеобразная история – тернистый путь побега героя от одиночества,  но каждый раз герой выбирает неправильную дорогу. Их горе зреет в них, рядом с ними, оно постоянно рядом с ними.

Своеобразно-парадоксальное чтение пьес режиссером, растворяет понимающего зрителя в этой красоте и абсурдной эстетике. В постановках Юрия Николаевича важно не то, что видишь, а что замечаешь. Очень важны даже малейшие   детали, которые сотворили режиссёр и художник оформитель. Большинство работ Юрия Николаевича оформлял Александр Шишкин-Хокусай. Каждая новая работа осуществляет самый необычный замысел режиссёра — иллюстрирует парадоксальность.
Парадокс для Бутусова не просто метод работы, но своеобразная религия. Но не та, что подчиняет себе волю зрителя, диктуя или навязывая отношение к происходящему, а та, которая преобразовывает мировоззрение человека в режиссёрский художественный метод.

Бутусова считают мастером мизансцены. Он действительно очень точно  ощущает природную динамику театра. В его руках сцена становится живой и приобретает новые непредсказуемые грани, давая возможность  зрителям дополнительное пространство для полёта мысли и фантазии.

Герои постановок Бутусова всё время находятся в ожидании, но ждут они не чуда. Это своеобразно-странный вид ожидания  одного и того же. Не нового и не лучшего, потому лучшего не существует, не другого, а такого же, как сейчас. Это бессмысленно и нелогично, но в этом и есть прелесть бутусовских героев, они неосознанные, обречённые и несчастные.  

Эпоха в его спектаклях не предстаёт понятной монолитной структурой, а скорее отражается в тысячах осколков огромного зеркала, разбитого непонятно кем и неясно зачем. Иррациональное движение и герои, чьи сомнения и фобии, комплексы и опасения не спрятаны вовнутрь, а выдвинуты наружу, придают работам Бутусова своеобразную неуязвимость. Подсознание решает за сознание, интуиция — за интеллект. Усталое отчаяние, в котором хочется раствориться, не прикасаясь к нему. Как будто что-то главное и существенное давно исчезло, но не повлекло за собой конца света, столь желанного и необходимого.

  Так же мне бы хотелось процитировать самого Юрия Николаевича, о том, как он начитает работу с новой пьесой.

« - С чего начинаете работу над пьесой?

 - Есть разные нюансы, я много читаю, думаю и постоянно слушаю музыку, пытаясь погрузить ситуации пьесы в какое-либо пространство, представить актерский состав... Спустя некоторое время начинаю слышать звуки, отдаваемые предполагаемым пространством и людьми, в них начинает возникать какая-то своя музыка, происходит включение в работу, и мы идем по пьесе все дальше и дальше... Важно найти в себе основание, личный смысл, ведущий к финалу, или же интерес к актеру, или разрешение внутреннего вопроса, без этого репетиции идут плохо и делаются бессмысленными. Другое дело, ты не всегда можешь заранее ощущать смысл, но, если не подводит интуиция, ты находишь его, и он тащит тебя дальше. Интуиция — это не мистика или волшебство, а способность так развить свои чувственные возможности, чтобы они откликались на все происходящее вокруг, — умение вобрать в себя звуки, слова, повадки, обстоятельства и накопить их таким образом, чтобы в нужный момент они вышли на поверхность…»[7]

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!