Элементы актерского мастерства

Система воспитания актера К.С. Станиславского

 

Система Станиславского — теория сценического искусства, метода актёрской техники. Была разработана русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелем Константином Сергеевичем Станиславским в период с 1900 по 1910 год. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актёра в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актёрской игры.

 

В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии:

Ø ремесло,

Ø представление

Ø переживание.

 

Ремесло по Станиславскому основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр (древнегреческий театр, японский театр Кабуки)

 

Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.

 

Искусство переживания — актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.

 

Система в полной мере описана в книге К. С. Станиславского «Работа актёра над собой», которая вышла в свет в 1938 году.

 

Пять основных принципов системы К.С. Станиславского, на которые должно опираться профессиональное (сценическое) воспитание актера:

1. Принцип жизненной правды;

2. Принцип идейной активности искусства (учении о сверхзадаче);

3. Принцип, утверждающий действие в качестве возбудителя сценических переживаний и основного материала в актерском искусстве;

4. Принцип органичности творчества актера;

5. Принцип творческого перевоплощения актер в образ.

 

Главным принципом системы Станиславского является— жизненная правда. Режиссеру необходимо научиться отличать сценическую правду от лжи и подчинять требованию правды все творчество своих учеников. Чтобы застраховаться от ошибок, необходимо выработать в себе привычку постоянно сопоставлять выполнение любого творческого задания (даже самого элементарного упражнения) с правдой самой жизни. Дух системы К.С. Станиславского требует не прощать ни самому себе, ни своим ученикам ничего приблизительного, нарочито условного, ложнотеатрального, как бы это «условное» и «театральное» ни казалось эффектным и интересным. Это и есть путь к истинной театральности — живой, естественной, органической.

Однако, если на сцене не следует допускать ничего, что противоречило бы жизненной правде, это вовсе не означает, что на сцену можно тащить из жизни все, что только на глаза попадет. Необходим отбор.

 

Но что является критерием отбора? Вот тут-то и приходит нам на помощь второй важнейший принцип школы К.С. Станиславского — его учение о сверхзадаче. Что такое сверхзадача? Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему, художник стремится в конце концов, она — самое заветное, самое дороге, самое существенное его желание, она идейная активность художника, его целеустремленность, его страстность в борьбе за утверждение бесконечно дорогих для него идеалов и истин.

Учение К.С. Станиславского о сверхзадаче — это не только требование от актера идейности творчества, но и требование его (актера) идейной активности, которая лежит в основе общественно-преобразующего значения искусства. Помня о сверхзадаче, пользуясь ею, как компасом, художник не ошибается ни при отборе материала, ни при выборе технических приемов и выразительных средств.

 

Но что же Станиславской считал выразительным материалом в актерском искусстве? На этот вопрос отвечает третий основной принцип Станиславского — «принцип активности и действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли».

 

Принцип активности действия, как и вся Система Станиславского направлена на то, чтобы разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей актера.

 

Четвертый принцип – принцип органичности:

Ничего искусственного, ничего механического в творчестве актера не должно быть, все должно подчиняться в нем требованию органичности. Конечным этапом творческого процесса в актерском искусстве, с точки зрения К.С. Станиславского, является создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение актера в этот образ.

 

Пятый (последний) принцип - принцип перевоплощения является решающим принципом системы. Где нет художественных образов, там нет и искусства. Актер на сцене должен раскрывать перед зрителем создаваемый образ. Он Должен стать тем, кого играет, т.е. перевоплотиться.

 

Огромное значение придавал К.С. Станиславский внешней характерности и искусству перевоплощения актера. Он писал: характерность при перевоплощении — великая вещь. А так как каждый артист должен создавать на сцене образ, а не показывать себя самого зрителю, то перевоплощение и характерность становятся необходимыми всем нам. Другими словами, все без исключения артисты должны перевоплощаться и быть характерными. Нехарактерных ролей не существует». Принцип перевоплощения — один из краеугольных камней системы К.С. Станиславского, которая включает в себя ряд приемов сценического творчества.

 

Т.о. суть системы Станиславского заключается в том, чтобы совершенствовать внутреннюю и внешнюю технику актера. Внутренняя техника заключается в создании необходимых внутренних (психических) условий для естественного и органического зарождения действия, которое осуществляется через тренировку:

Ø сценического внимания

Ø сценической свободы

Ø сценической веры (оценки предлагаемых обстоятельств)

Ø действие

 

Воспитание актера в области внешней техники имеет целью сделать физический аппарат (тело) податливым внутреннему импульсу через тренировку техники речи, постановку голоса, гимнастики, акробатики, фехтования, ритмики, танце, сценического движения.

 

Элементы актерского мастерства

Сценическое внимание – способность сконцентрироваться на определенном объекте.

 

Воображение и фантазия

Воображение – способность воспроизводить образы, пережитые раньше в действительности. Комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая эти образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Фантазия – выдумка, то чего не было. Нечто неправдоподобное.

 

Сценическая вера (вера в П.О.) – по-настоящему относится к вымыслу (как к правде).

 

Сценическая свобода – отсутствие чрезмерных мышечных напряжение при выполнении физического действия на сцене (физических зажимов)

 

Отношение – эмоционально-волевые установки субъекта (актера, персонажа) по отношению к происходящему вокруг. Это восприятие и взаимодействие актера с предметом таким образом, как если бы это был другой предмет (н-р: отнестись к тексту газеты как к письму или к коробку спичек как к лягушке).

 

Оценка факта – эмоциональная реакция актера (персонажа) к тому, что происходит на сцене. При этом заранее известный факт актер воспринимает как неизвестный. действия выражающие отношение к предмету.

 

Сценическое общение – взаимодействие исполнителей между собой и со зрителем.

Этапы общения:

- ориентировка (с кем будем общаться);

- выбор объекта общения;

- привлечение внимания объекта общения;

- пристройка (выбор вариантов поведения при общении);

- воздействие на объект;

- получение обратной реакции от объекта.

 

Действие - прсихо-физический процесс направленный на достижение цели.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 1599; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!