Анализ характерных черт стихотворений в прозе «Тургенева»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38 им. В.М. Борисова»

 

Литературоведение

 

 

Сравнение стихотворений в прозе И.С. Тургенева с поэтическими стихотворениями

Автор: Тянгинская Анастасия Романовна

Класс: 10 «В»

ОУ:  Муниципальное Автономное  Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа № 38 им. В.М. Борисова»

Город: Калининград

Научный руководитель: Мурзина Мария Валерьевна, учитель русского языка и литературы

 

КАЛИНИНГРАД  2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

· Введение:
Подробное разъяснение поставленной задачи (объект исследовательской работы, предмет исследования, цель работы, задачи, методы исследования);

 

· 1. Теоретическая часть:
История создания стихотворений в прозе И. С. Тургенева;

1.1 Анализ жанра стихотворений в прозе в целом (его характерные черты, средства выразительности, композиция, объем и т.д.)

 

1.2 Поиск сходств и различий по сравнению с поэтическими стихотворениями других писателей.


· 2. Практическая часть:
2.1
Составление таблицы по представленному плану;

 

· 3. Заключение:
3.1
Вывод, подведение итогов и объяснение смысла названия жанра.

 

· Ссылки на использованную литературу:
Ссылки на материал, использованный в исследовательской работе.

 

ВВЕ ДЕНИЕ

 

· Понимание значения употребляемых терминов. Обозначение проблемы: На уроках литературе в 10 классе мы знакомились с таким жанром литературы, как стихотворения в прозе, и с примерами в виде произведений И. С. Тургенева. Почему жанр «стихотворения в прозе» называется именно так, нам объяснили довольно неполно, поэтому разберем эту тему поподробнее и разберемся, в чем у произведений Тургенева сходства и отличия с привычными нам стихотворениями.

 

· Объект исследовательской работы: стихотворения в прозе И. С. Тургенева

 

· Предмет исследования: средства выразительности, язык, композиция и другие отличительные признаки жанра.

 

· Цель работы: выявить сходства и различия стихотворений в прозе от привычных нам стихотворений.

 

· Задачи:
- Проанализировать характерные черты стихотворений и стихотворений в прозе Тургенева;

- Систематизировать полученные результаты в таблице «Сходства и различия»;

- Составить из полученной информации вывод и объяснить, почему стихотворения в прозе называются именно так.

 

· Методы исследования: Аналитический. Сбор данных, их систематизирование, практическая работа в виде таблицы.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

История создания стихотворений в прозе Тургенева

 

 

Невозможно глубоко понять произведение без хотя бы краткого экскурса в историю его написания. Короткие рассказы, похожие на эскиз, если выражаться языком художника, стали основой нового литературного жанра.

Стихи в прозе Тургенева, анализ которых представлен в сочинении, были написаны в 1882 году и изданы в «Вестнике Европы». Сначала Иван Сергеевич не собирался их опубликовывать. Его друг М. М. Стасюлевич, редактор журнала «Вестник Европы», однажды увидел стопку разнообразных листов с записями небольших текстов.

Опус относится к позднему периоду творчества автора и отражает зрелую жизненную концепцию писателя. Тургенев собирался их запечатать в конверт и отдать на хранение, чтобы их издали только после его смерти. Писатель не был уверен, что они заинтересуют читателя. Более того, строки создавались в период длительного нахождения за пределами родины и пронизаны патриотизмом и тоской по России и всему, связанному с ней.

Стихотворение «Русский язык», как и весь цикл «Стихотворения в прозе», в рамках которого оно было создано, написано Иваном Сергеевичем за несколько месяцев до собственной кончины. Именно в этот период писатель особенно остро испытывал гордость за родную страну и ее народ, сожалея, что уходит из жизни, так и не посетив России вновь.

Накануне создания стиха на Руси происходит тревожное событие — покушение на монарха, а затем и убийство императора Александра II. Подобный государственный форс-мажор приводит к появлению революционной реакции в стране и жесточайшей цензуры, коснувшейся близких друзей и коллег поэта по литературному цеху.

Анализ характерных черт стихотворений в прозе «Тургенева»

Разберем отличительные черты произведений И. С. Тургенева, ссылаясь на конкретные примеры из текста:

 

· Прозаичность текста: несмотряна то, что произведения Тургенева называются стихотворениями, привычных нам рифмы, ритма и размера мы не увидим: Тургеневские стихотворения написаны в форме прозы.

· Краткость: сравнивая размер с любыми другими прозаическими произведениями, мы заметим отличительную краткость. Стихотворения Тургенева больше похожи на своеобразные заметки или короткие рассказы, и даже в сравнении с последними читаются гораздо быстрее - всего за несколько минут. Тургенев сравнивал свои стихотворения с этюдами в живописи. Приведу пример из стихотворения «Попался под колесо», приведя его полностью:

— Что значат эти стоны?
— Я страдаю, страдаю сильно.
— Слыхал ли ты плеск ручья, когда он толкается о каменья?
— Слыхал… но к чему этот вопрос?
— А к тому, что этот плеск и стоны твои — те же звуки, и больше ничего. Только разве вот что: плеск ручья может порадовать иной слух, а стоны твои никого не разжалобят. Ты не удерживай их, но помни: это всё звуки, звуки, как скрып надломленного дерева… звуки — и больше ничего.

· Сквозная композиция: на протяжении всего текста в любом стихотворении в прозе прослеживается непрерывное течение главной мысли произведения. Тургенев задает тему стихотворения в первых предложениях текста, и уже к концу она раскрывается, приводя писателя и нас к своеобразному выводу или извлеченному уроку.

Начало: «— Почему вы так дорожите бессмертием души? — спросил я. — Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной…»
Конец: «На знании Истины вся жизнь построена; но как это «обладать ею»? Да ещё находить в этом блаженство?»
                                                                                        «Истина и правда»

· Членение на мелкие абзацы: в Тургеневских стихотворениях мы можем почти не найти ни одного крупного абзаца: весь текст разделен на мелкие, состоящие из трех-четырех коротких или двух-трех длинных предложений. Большие абзацы встречаются только в случаях, когда нужно выразить главную мысль в размышлениях главного или второстепенного героя: именно они во многих случаях играют главную роль.

Крупный абзац-размышление: «— Я проживал тогда в Швейцарии… Я был очень молод, очень самолюбив — и очень одинок. Мне жилось тяжело — и невесело. Еще ничего не изведав, я уже скучал, унывал и злился. Всё на земле мне казалось ничтожным и пошлым, — и, как это часто случается с очень молодыми людьми, я с тайным злорадством лелеял мысль… о самоубийстве. «Докажу… отомщу…» — думалось мне… Но что доказать? За что мстить? Этого я сам не знал. Во мне просто кровь бродила, как вино в закупоренном сосуде… а мне казалось, что надо дать этому вину вылиться наружу и что пора разбить стесняющий сосуд… Байрон был моим идолом, Манфред моим героем.»

Короткие абзацы:
«Я остановился наконец.

Какая страшная тишина!

Это царство Смерти.

И я здесь один, один живой человек, со всем своим надменным горем, и отчаяньем, и презреньем… Живой, сознательный человек, ушедший от жизни и не желающий жить. Тайный ужас леденил меня — но я воображал себя великим!..»
                                                                                              «У-а»

· Экспрессивность и эмоциональность стиля написания: в текстах Тургенева прослеживается непривычная экспрессивность, выражение чувств героя, его переживаний и мыслей. Все ощущения персонажа описаны ярко, передаются читателю и позволяют ему проникнуться переживаниями и посочувствовать.

«Что я намерен был там делать… я не знал… Быть может, покончить с собою?!»

«— Один! Я один! — повторял я, — один лицом к лицу со смертью! Уж не пора ли? Да… пора. Прощай, ничтожный мир! Я отталкиваю тебя ногою!»
                                                                                               «У-а»

«Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидал его — во мне.»
                                                                                              «Ты заплакал»

· Выражение субъективного мнения или впечатления: от имени лирического героя Тургенев описывает не столько факты, окружение или повествует о происходящих событиях, сколько рассказывает об отношении самого героя к происходящему и его собственные мысли и рассуждения.

«Байрон, Манфред, мечты о самоубийстве, моя гордость и мое величье, куда вы все делись?..»

«О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил!»
                                                                                             «У-а»

«…я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной… А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!»
                                                                                         «Истина и Правда»

· Формат рассуждения: в стихотворениях в прозе почти нету обширных повествовательных сюжетов, как и основного костяка из событий, на котором держится произведение. Текст завязан на рассуждениях и чувствах героя и духовных исканиях, приводя его к определенному выводу. На примере «Русского языка»:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

· Хронотоп: в стихотворении в прозе не затронут длительный промежуток времени, такой как несколько лет, месяц или даже день. События произведения происходят за несколько часов или даже минут, и чаще всего это событие всего одно. Так, например, в произведении «У-а» события происходят за пару часов, а в «Истине и Правде» - за пару минут обычного разговора героя с другим человеком.

· Схожесть с автобиографическими заметками и дневниковость: события в стихотворениях отражают собственные переживания автора, его мысли, сомнения и размышления (вероятно, поэтому опубликовать Тургенев их хотел только после собственной смерти). На протяжении произведения мы видим, как точка зрения писателя меняется, и в конце он приходит к определенному уроку, осознанию, и этот осознанный урок является заключением в произведении.

«У-а» - тема жизни и смерти;
«Истина и Правда» - тема пользы бессмертия в обладании истиной;
«Ты заплакал» - тема горя и жалости.

· Риторические вопросы: часто в произведениях встречаются риторические вопросы, отражающие переживания и сомнения героя. Эти вопросы – именно то, что беспокоит героя, и на что он на протяжении текста стихотворения найдет ответ, осозная важный для себя урок.

«Лежа в постели, томимый продолжительным и безысходным недугом, я подумал: чем я это заслужил? за что наказан я? я, именно я?»
                                                                                          «Куропатки»

«Что я намерен был там делать… я не знал… Быть может, покончить с собою?!»
«Байрон, Манфред, мечты о самоубийстве, моя гордость и мое величье, куда вы все делись?..»
                                                                                              «У-а»


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 527; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!