Экономическая этика, этика бизнеса, управленческая этика, этика государственной службы: общее и особенное

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

 

Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Этика государственной службы»

Вариант 4

наименование темы или вариант задания

 

Выполнил (а) студент (ка) группы

2ГМУ1

Игликова Адина Толегеновна

Ф.И.О. студента

__________________________________

 

Проверил преподаватель

канд. пед. наук; доцент

уч. степень, должность

Аширбагина Наталья Леонидовна

Ф.И.О.

_____________________________

 

Дата поступления работы на кафедру «___»____________2020 г. Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено           подпись
  «___» ________________ 2020 г.

 

Омск 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                            3

Функции морали

1.1 Понятие и сущность морали                                                       5

1.2 Основные функции морали и их значение                                 7

Экономическая этика, этика бизнеса, управленческая этика, этика государственной службы: общее и особенное

2.1 Общие черты экономической этики, этики бизнеса, управленческой этики и этики государственной службы                                                         10

2.2 Особенности экономической этики, этики бизнеса, управленческой этики и этики государственной службы                                                         12

Заключение                                                                                       14

Список используемой литературы                                                15


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мораль является неотъемлемой частью жизни всех людей. Мораль есть общественное начало в человеке, она связывает людей воедино до всех их прочих связей. Ее можно назвать человеческой (общественной) формой всех связей и отношений между ними. Мораль - это фундамент, на котором только и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое.

Сегодня мораль играет важную роль в деле дальнейшего совершенствования общества, в решении актуальных политических, социальных, идеологических задач. Она выполняет такие важнейшие функции, как регулятивную, познавательную и воспитательную, без которых конструктивные отношения между людьми были бы невозможны.

Мораль наряду с нравственностью является объектом изучения такой философской дисциплины, как этика. Этика, в свой очередь, имеет несколько видов, одним из которых является профессиональная этика.

Определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями соответствуют определенному роду человеческой профессиональной деятельности. Однако существуют такие этические принципы, которые присущи всем видам профессиональной этики независимо от их направленности.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире каждый человек должен знать, что такое мораль, какие функции она выполняет в обществе, а также обладать знаниями профессиональной этики для успешного функционирования в трудовой сфере.

Объектом исследования в данной работе являются мораль и такие виды профессиональной этики, как экономическая, управленческая, этика бизнеса и государственной службы.

Предмет исследования – функции, которые выполняет мораль, а также особенности и общие черты таких видов профессиональной этики, как экономическая, управленческая, этика бизнеса и этика государственной службы.

Цель исследования – раскрыть сущность основных функций морали и выделить особенности и общие черты таких видов профессиональной этики, как экономическая, управленческая, этика бизнеса и этика государственной службы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- раскрыть понятие морали;

- определить основные функции морали и охарактеризовать их;

- рассмотреть такие виды профессиональной этики, как экономическая, управленческая, этика бизнеса и этика государственной службы, выявить их особенности и общие черты.

 


 

Функции морали

1.1 Понятие и сущность морали

Само слово (термин) «мораль» восходит к латинскому слову «mоrеs», которое можно перевести как «нрав», «обычай», «характер» [3, c. 8]. В этом плане слово «нравственность» является своеобразной калькой слова «мораль». Неслучайно и в повседневном общении, и в научной литературе слова «мораль» и «нравственность» употребляют как синонимы.

В этике существуют попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность – со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют.

Мораль представляет собой довольно сложное явление. В повседневном обиходе, в популярной литературе под моралью понимают совокупность правил, норм поведения, которые регулируют, направляют действия людей. Но подобное определение не выявляет специфики морали, ибо таким же образом можно охарактеризовать и право, и требования санитарии, и правила техники безопасности и др. Следовательно, прежде всего необходимо выделить специфику норм морали. Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека. Следует отметить, что норм морали достаточно много: от самых простейших, требующих деликатного обращения с окружающими до норм, предельно обобщенных, норм-принципов – уважай старших, не убий, не кради и т.д. [6, c. 268]

Представление морали совокупностью норм, правил, страдает определенной ограниченностью, так как сами нормы требуют определенного обоснования, в конкретных ситуациях требования различных норм могут вступать в противоречие друг с другом. Наконец, надо иметь в виду, что возникающие жизненные ситуации бывают столь многообразными и противоречивыми, что на каждый случай нормы не придумаешь, ибо их потребовалось бы «несчетное» множество. По этой причине в нравственной жизни присутствуют определенные авторитетные ориентиры – Высшие Ценности, которые служат своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве [6, c. 301]. К Высшим Ценностям можно отнести саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположным является смерть с несвободой, разложением, дисгармонией.

Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей – жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Быть вежливым может быть и индивид, с ограниченными устремлениями, и даже преступник. Но вести полнокровную, высоконравственную жизнь в состоянии только тот человек, который соразмеряет свои действия и помыслы с Высшими Ценностями.

Стремление к Высшим Ценностям связывают с духовностью. Объяснение духовности можно найти в Христианстве, которое, как правило, говорит о трехчастном строении человека: тело, душа и дух. Душа нередко «обслуживает» тело, устремлена на земные радости, общение с природой, другими людьми, так называемая душевность. Дух же всегда устремлен к Богу, к Высшему. У истинно Верующего человека, считают религиозные проповедники, дух господствует и над душой, и над телом.

Если рассуждения богословов «перевести» на светский язык, то под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения [3, c. 211].

1.2 Основные функции морали и их значение

Для понимания сущности морали далеко не последнюю роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область культуры установился определенный ряд функций, который для нее присущ в настоящее время.

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной, прогностической и др.

Наконец, мораль выступает и как особая форма общения людей, заключающего в себе ценное отношение к социальной среде, обществу и миру [3, c. 474].

Нравственный контакт людей неизмеримо обогащает опыт их жизни за счет моральных исканий других людей.

Общение людей друг с другом оказалось бы крайне неполноценным, даже ущербным, если бы оно было лишено эмоционально-нравственных моментов.

Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра - это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо [3, c. 496]. В поле этого стремления и реализуются функции морали.

1) Регулятивная функция утверждает, что мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.

Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом.

Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом.

Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам. Каждый человек сам предъявляет себе требования, и сам же их выполняет. Автономия нравственного сознания позволяет людям выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед смертью - когда дела уже не сделать и тело не спасти - остается спасать свое достоинство.

2) Познавательная функция говорит о том, что моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности.

Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность - человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то «нашего» мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Поэтому на нас ложится ответственность за себя и за других [6, c. 156]. Мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы пытаемся судить о ней, не имея полной и точной информации.

Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

3) Воспитательная функция. Мораль делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.


 

Экономическая этика, этика бизнеса, управленческая этика, этика государственной службы: общее и особенное

2.1 Общие черты экономической этики, этики бизнеса, управленческой этики и этики государственной службы

Прежде всего экономическую этику, этику бизнеса, управленческую этику и этику государственной службы объединяет то, что все они являются разновидностями профессиональной этики.

Все виды профессиональной этики основываются на общечеловеческих моральных нормах и принципах, хотя и имеют свою специфику. Их появление и развитие – объективный процесс как реакция общества на изменяющиеся условия, процессы и результаты или возможные последствия той или иной профессиональной деятельности [2, c. 18].

Все виды профессиональной этики объединяет общая нравственная основа в виде требований общественной морали, идеи профессионального долга и вытекающей из него ответственности как центрального понятия профессиональной морали, отношения к своему труду, отношения к другим коллективам и обществу в целом, участия профессионалов в процессе вербализации их требований.

Также можно говорить о сходстве некоторых отдельных видов профессиональной этики. Например, экономическую этику и этику бизнеса объединяет то, что они обе регулируют отношения в бизнесе, поведение его участников, так как экономическая этика включает в себя этику бизнеса, которая формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику, также и этика бизнеса – это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. [7, c. 79].

Эти два вида этики адаптируют к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека [7, c. 114]. Это и этика ведения переговоров с партнерами, и этика составления документации, использование этических методов конкуренции.

В свою очередь экономическую этику и этику бизнеса объединяет с управленческой этикой то, что они все регулируют деловое общение с людьми, поведение людей в определенной профессиональной сфере.

Бизнесмен, как известно, в первую очередь – руководитель. И особое, приоритетное значение этика бизнеса имеет именно в управлении. Ведь экономическая цель предпринимательства – опосредование личного интереса каждого сотрудника предприятия, которое обеспечивает интеграцию коллектива для достижения общей цели, создает основу для нравственного менеджмента. А управленческая этика способствует установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу, которые помогают достичь этой цели.

Эффективная деятельность организации во многом зависит от руководителя, его авторитета. На авторитет руководителя оказывает сильное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах управленческой этики. К ним относятся: демократизм общения руководителя с подчиненными, его внимательность, умение создать товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность в обращении, точность и ответственное отношение к данному слову. Все эти нормы применяются и в этике бизнеса [8, c. 84].

Также управленческая этика непосредственно связана с таким видом профессиональной этики как этика государственной службы, потому что государственная служба представляет собой профессиональную деятельность в аппарате государственного управления, который состоит из руководителей и подчиненных, а их деятельность регулируется управленческой этикой.

Управленческую этику и этику государственной службы объединяют такие принципы как социальная справедливость, гуманизм, уважение личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальная ответственность за их психологическую защищенность и т. д. [1, c. 55].

В условиях взаимодействия бизнеса и государственной службы, взаимодействия политиков и государственных служащих происходит сращивание этических норм этих групп. Например, в систему нравственных норм и принципов морали государственной службы все глубже, размывая ее, стал проникать принцип «делового макиавеллизма» - прибыль любой ценой. Проявляется это, прежде всего, нарастанием коррупционных явлений в среде государственных служащих.

2.2 Особенности экономической этики, этики бизнеса, управленческой этики и этики государственной службы

Различия видов профессиональной этики обусловлены характером, социальным смыслом и возможными последствиями данной профессиональной деятельности для жизни общества, граждан и их безопасности; спецификой целей и механизмов их достижения; характером профессионально-нравственных отношений [9, c. 193]. А также особенностями взаимоотношений между людьми в профессиональной среде; спецификой взаимоотношений профессиональной группы с внешней средой; характером внутренней противоречивости профессиональной деятельности.

Эти различия выражаются в переосмыслении принципов общественной морали, их переакцентировке; изменении иерархии нравственных требований по степени их значимости, как для общества, так и для самих профессионалов; в способе сцепления норм и ценностей между собой и с другими регулятивными средствами; наконец, в возникновении новых требований и норм, не имеющих аналогов в общественной морали.

Так, если рассматривать экономическую, управленческую этики, а также этику бизнеса и этику государственной службы, то можно обнаружить, что каждая из них имеет свои особенности.

Например, отличие экономической этики от этики бизнеса заключается в том, что первая является более широким понятием по отношению ко второй, как уже говорилось ранее. Экономическая этика содержит нравственные нормы и требования, предъявляемые к участникам экономических отношений. Она обращена к обществу, задает ориентиры и обосновывает нравственные принципы функционирования экономики в целом [7, c. 67]; а этика бизнеса – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться каждая организация и ее участники в сфере управления и предпринимательства.

Такой вид профессиональной этики, как управленческая этика имеет особенность в том, что в отношениях, которые она регулирует, всегда есть субъект управления – то есть тот, кто управляет; и объект управления – тот, кем управляют [1, c. 117]. Исходя из этого, управленческая этика всегда направлена на отношения людей, которые находятся в определенной иерархии по отношению друг к другу.

В сфере государственного управления также существует иерархия, но здесь отношения между подчиненными и руководителями строго регулируются правовыми нормами [5, c. 322].

Ведь государственный служащий – это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.

Право в обеспечении морали государственных служащих доминирует, прописывается устройство государственной службы, соподчинённость, циклы сменяемости, система наказаний, смещений и т.д. [4, c. 179].

Таким образом, главная особенность этики государственной службы – это то, что в государственной службе право является главным регулятором отношений между людьми внутри системы государственной службы и с внешним миром.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения работы было раскрыто понятие морали, определены и охарактеризованы ее основные функции: мораль – это совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде. В обществе мораль выполняет такие функции, как регулятивную, т.е. регулирует поведение людей и общества в целом; познавательную – мораль выступает как средство познания внутреннего мира человека; и воспитательную, которая помогает формировать личность в контексте моральных ценностей.

Также были рассмотрены такие виды профессиональной этики, как экономическая и управленческая, этика бизнеса и этика государственной службы, выявлены их общие черты и особенности.

Были выявлено, что все эти виды профессиональной этики объединяет общая нравственная основа в виде требований общественной морали, идеи профессионального долга и вытекающей из него ответственности как центрального понятия профессиональной морали, отношения к своему труду, отношения к другим коллективам и обществу в целом.

Но в то же время, каждый из этих видов этики имеет свои специфические черты, присущие только ему: к примеру, в этике государственной службы главную роль играет право; этика бизнеса, в свою очередь, входит в экономическую этику, а в управленческой этике всегда регулируются отношения между руководителем и подчиненным.

Таким образом, можно сделать вывод, что цель работы была достигнута, а все поставленные задачи – выполнены.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Громова, Л. А. Этика управления : учебно-методическое пособие / Л.А. Громова. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 183 с.

2. Дусенко, С. В. Профессиональная этика и этикет : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / С. В. Дусенко. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 224 с.

3. Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. М.; Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 528 с.

4. Кузнецов, А. М. Этика государственной и муниципальной службы : учебник / А.М. Кузнецов. - М. : Юрайт, 2017. - 256 c.

5. Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы: моногр. / Н.А. Омельченко. - М.: Юрайт, 2016. - 408 c.

6. Скворцов А.А. Этика : учеб. для студентов вузов / А.А. Скворцов. М.: Юрайт, 2015. - 320 с.

7. Смирнов, Г. Н. Этика деловых отношений : учебник / Г.Н. Смирнов. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 272 c.

8. Уткин, Л. П. Этика управленческого труда : учебное пособие / Л.П. Уткин, Ф.Х. Хабибуллин. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 131 с.

9. Цвык, В. А. Профессиональная этика. Основы общей теории : учебное пособие / В.А. Цвык. - М. : Издательство Российского Университета дружбы народов, 2016. - 292 c.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!