Идейно-художественное своеобразие романа «Сто лет одиночества»



Роман «Сто лет одиночества» увидел свет в 1967 году в Буэнос-Айресе. К этому произведению писатель шёл 20 лет. Успех был ошеломляющим. Тираж составил за 3,5 года более полумиллиона экземпляров, что является сенсационным для Латинской Америки. В мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных работ замелькал термин «магический реализм». Именно так определили повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей.

«Магический реализм» характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сравнивают сферу заземлённости быта и сферу сокровенных глубин сознания.

Городок Макондо, основанный родоначальником семейного клана Буэниа, любознательным и наивным Хосе Аркадио, на протяжении ста лет остаётся центром действия. Это знаковый образ, в котором слились воедино местный колорит полудеревенского селения и черты города, характерные для современной цивилизации.

Используя фольклорно-мифологические мотивы и пародируя разные художественные традиции, Маркес создал фантасмагорический мир, история которого, преломляющая реальные исторические черты Колумбии и всей Латинской Америки, осмысляется и как метафора развития человечества в целом. Чудаковатый Хосе Аркадио Буэндиа, зачинатель разветвлённого рода Буэндиа, в основанном им селении Макондо поддался соблазну цыгана Мелькиадеса и поверил в чудесную силу алхимии.

Автор вводит в роман алхимию не только для того, чтобы показать чудачества Хосе Аркадио Буэндиа, увлекавшегося попеременно волшебством магнетизма, лупами, подзорными трубами. На самом деле Хосе Аркадио Буэндиа, «самый толковый человек в деревне, распорядился так поставить дома, что никому не приходилось тратить больше усилий, чем остальным, на хождение за водой к реке; он так разумно наметил улицы, что в жаркие часы дня на каждое жилье попадало равное количество солнечных лучей». Алхимия в романе – своего рода рефрен одиночества, а не чудачества. Алхимик настолько же чудаковат, насколько и одинок. И все-таки первично одиночество. Вполне можно сказать, что алхимия – удел чудаков-одиночек. Кроме того, алхимия – разновидность авантюризма, а в романе почти все мужчины и женщины, принадлежащие к роду Буэндиа, – авантюристы.

Действие романа продолжается в течение XIX века. Однако время это условно, так как автор преподносит события как происходящие в данный конкретный отрезок времени и всегда. Контуры дат расплывчаты, от этого возникает ощущение, что семья Буэндиа зародилась во времена архаические.

Одно из странных потрясений связано в романе с потерей памяти стариками и молодыми Буэндиа, а затем и всеми жителями Макондо. Утрата прошлого грозит народу лишением самоценности и цельности. Функцию исторической памяти выполняет эпос. В Колумбии, как и в других странах этого континента, не было героического эпоса. Маркес берёт на себя исключительную миссию: компенсировать отсутствие эпоса своим творчеством. Автор насыщает повествование мифами, легендами, поверьями, которые бытовали в латиноамериканском обществе. Всё это придаёт роману простонародный колорит.

Героический эпос разных народов посвящён становлению рода, а затем семьи. Сплочение отдельных кланов в единый род происходило в результате войн, которые разделяли людей на своих и чужих. Но Маркес – писатель ХХ века, поэтому, сохраняя этически нейтральную манеру воссоздания батальных событий, он тем не менее убеждает, что война, а в особенности война гражданская, – величайшее бедствие современной цивилизации.

Стилистическое многообразие романа «Сто лет одиночества», сложное соотношение фантастики (важнейшего конструктивного элемента художественного мира писателя) и действительности, смешение прозаичности тона, поэзии, фантазии, гротеска отражают, по мнению автора, саму «фантастическую латиноамериканскую реальность», невероятную и обыденную одновременно, наиболее ярко иллюстрируя метод «магического реализма», декларированный латиноамериканскими прозаиками второй половины ХХ.

Литература Азии конца 20 - начала 21 века (Борисова А.)

Процесс социально-политических изменений в странах Bocтoчнoй Азии, подъем национального самосознания после длительного застоя в общественной жизни и общественной мысли привели к большим переменам в литературе.

Крупнейшие азиатские прозаики и поэты, воссоздавая сложившийся на протяжении многих столетий уклад жизни и особенности ментальности, в своём творчестве использовали типологические модели французского романа и американской научной фантастики, а также приёмы психологического анализа русского классического романа. В произведениях выдающихся писателей-новаторов заметно слияние национальных традиций с опытом иностранных авторов, что вызывает интерес у сограждан и зарубежных читателей, которых привлекает в прозе узнаваемое «своё» и достаточно экзотическое «чужое».

Особенности азиатской прозы:

· Развитие "иностранной темы"

· Объективное и правдивое отражение реальности

· Сохранение эстетических принципов литературы

· Переход от религиозного содержания к светскому

Представители: Банана Ёсимото, Дзюнъитиро Танидзаки, Харуки Мураками, Каори Экуни, Кобо Абэ

Первым среди японских писателей ХХ века мировое признание завоевал Акутагава Рюноскэ. Его лирические притчи напоминали европейцам новеллы его современника Ф. Кафки. Акутагава очень хорошо знал русскую литературу, особенно близок был ему Н. В. Гоголь. Так, в рассказе «Нос» совпадает не только название, но и ситуация. Только персонаж японского автора не потерял нос, наоборот, нос вырос у него до невероятных размеров. Когда же нос перестал расти, человек перестал быть самим собой. Коллизия другого рассказа писателя – «Бататовая каша» – заставляет вспомнить о крахе мечты гоголевского Акакия Акакиевича.

Ярким литературным явлением стало и творчество японского писателя и переводчика Харуки Мураками (род. 1949). На родине писателя, в Японии, Мураками считают человеком запада, так как своим творчеством писатель разрушает традиционные и современные японские ценности, например, такие, как жизнь в гармонии с природой, соединение со средой, одержимость карьерным ростом. Мураками пытался посмотреть на свою страну глазами европейца. «То, что интересует меня, — это некая живая тема темноты внутри человека», — отмечал Мураками. Герой писателя не приспособлен к жизни в мире Системы, в которой он всего лишь маленький винтик или гаечка. Выход — уход в собственное подсознание и служение людям. Харуки Мураками — настоящий романтик, который убеждён в силе добра. «Сочинять музыку и писать романы — это замечательное право, подаренное человеку, и в то же время великий долг», — писал японский постмодернист.

 

Японская литература 21 века: влияние эпохи глобализации на японскую литературу, исчезновение различий между культурными традициями, изменения литературной иерархии. Тема бренности бытия в рассказах К. Нисидзаки. Тема памяти в произведениях М. Каваками и К. Фудзино. Сюрреалистическая проза Б. Ёсимото («Радуга», «Озеро», «Дельфин», «Тень человека»). Пессимизм романов Рю Мураками («Мир в пяти минутах от нашего», «Токийский декаданс»). Тема художника и искусства в романе К. Китаки «Зимний сон». Постмоедрнистское творчество Х. Мураками («Кафка на пляже», «Послемарк»).

Появляется также манга - вид японских комиксов. Манга по графическому и литературному стилю заметно отличается от западных комиксов, несмотря на то, что развивалась под их влиянием. Сценарий и расположение кадров строятся по-другому, в изобразительной части акцент делается на линиях рисунка, а не на его форме. Рисунок практически всегда чёрно-белый, хотя отдельные иллюстрации могут быть цветными; он может варьироваться от фотореалистичного до гротескного, однако главенствующим направлением является стиль, характерной особенностью которого считаются большие глаза.

 

Корейская литература 21 века. Новая творческая волна в корейской литературе.

Экзистенциальный герой в прозе Пак Мин Гю. Национальная трагедия разделения страны в романах Чо Хэ Чжин «Я встретила Ро Кивана» и Ли Хо Чхолья «Южане и северяне». Традиционная Корея в повестях Ли Мун Ёля. Жанр психологической новеллы в творчестве Чон Ун Ён (сб. «Как она использует свои слезы»). Жанр социального романа в творчестве Чхве Ин Хо («Город знакомых незнакомцев»).

 

Китайская литература 21 века. Исторические романы Су Туна («Бину и Великая китайская стена».). «Литература поиска корней» в Китае (Дэн Юмэй, Ван Цзэенци, Чжан Чженчжи и др.). Роман Влияние рыночных отношений на китайскую литературе сегодня: коммерческая и некоммерческая литературы. Запрещенная китайская литература. Мо Яня. «Перемены». Анализ психологии молодежи в романах Го Цзинмина «Город грез» и «Река печали». Жизнь современного Пекина в творчестве Цю Хуадун.

 

Особенности поэзии:

· Отделение поэзии от обыденного и вульгарного

· Направленность на тонкий ум

· Поднятие острых тем

· Образность

· Философские мотивы

· Патриотическая направленность стихов

Представители: Цю Цзинь, Таникаво Сюнтаро, Камбара Ариак

Таникаво Сюнтаро "Облака"

Утром сегодняшним красивые густые облака.

Облака без души, но как будто

Живые светятся божественной силой…

Сияют поневоле,

Как недолгое утешение уходят...

Есть на свете так много вещей,

Что люблю я и во что верю,

Они помогают мне жить,

Отдавая мне душу...

В бренности этого мира,

Не измерить человеческую душу:

То слишком далеко, а то слишком близко...

Но деревья живут и люди тоже

Существуя в реальном времени и пространстве.

Утром сегодняшним я пишу письмо, не душе адресованное…

 

4.Американская литература (Пикина Е.)

Несмотря на сравнительно короткую историю, американская литература внесла неоценимый вклад в мировую культуру. Именно на XX век приходится расцвет американской литературы.

Рубежом, меняющим ХХ век после второй мировой войны еще раз, стал 1968 год, когда университетские городки Франции, США, Англии, Германии захлестнули студенческие бунты. Сам факт выступления анархиствующих студентов Сарбонны разрушил миф об устойчивости общества потребления и обострил проблему всеобщей дегуманизации. Осмысление последствий студенческих “революций” пришло позднее (Р. Мерль “За стеклом”), но безнадежный, на первый взгляд, бунт обнажил устрашившую европейцев глубину противоречий технологической и потребительской цивилизации, утрату идеалов и падение духовности.

Виртуальный мир, телевизионная или мультимедийная картинка заменяют слово, в мировой коммуникативной сети изображение зачастую теснит последнее. Все это приводит к тому, что возникает серьезнейшая проблема: потребляя информацию, а искусство тоже начинают относить к информации, реципиент рискует потерять навык понимания слова. Массовая продукция, усредненная, рассчитанная на более чем средний уровень интеллекта, нивелирует все и всех, создавая при этом собственную иконографию, когда ценности потребительского общества сакрализируются и объявляются фундаментом культурологического ритуала современного общества.

Кроме этого, интертекстуальность в широком смысле слова обращена к признанию нового для конца столетия феномена, когда необходимо говорить не о резком противостоянии различных литературных направлений или эстетических систем, а об их взаимопроникновении и об обогащении. Литература - это не застывшая догма, в которой эстетические вершины зачастую определяются субъективно, исходя из своеобразного устойчивого “учебного” стандарта, а постоянное движение, для которого свойственна перекличка и симфонизм.

Начало ХХI века характеризуется не только кризисом веры в поступательность прогресса, который, как это было определено традиционным знанием, должен развиваться по спирали. Этому периоду явно присуща внутренняя интенция, направленная на переосмысление гуманистической традиции. Наше время знаменуется возвращением к историчности мышления, потому что того требует подведение итогов развития современной цивилизации. Без переоценки прошлого, без высоких нравственных идеалов и ценностей, способных противостоять агрессивному воздействию потребительского общества, человек действительно обречен на трагичное существование в абсурдном мире.

Критики выделяют три историко-литературных этапа: «молчаливое десятилетие» (1950-е годы), «бурные десятилетия» (1960-1970-е годы), «альтернативные десятилетия» (1980-2000-е годы).

Последние десятилетия ознаменованы усложнением международных отношений с катастрофами нового века. Новое поколение американских писателей – Норманн Мейлер, Джон Гарднер, Уильям Стайрон, Джон Апдайк, Филипп Рот, То Вулф – обращаются в своей изящной прозе не только к «среднему классу», охотно откликаясь на злободневные темы, на исторические «вызовы» прошедшей войны и событий начавшейся «бойни» во Вьетнаме и Ираке.

Как реакция на пестроту и сенсационность социальной реальности, а та же на увлеченность постмодернистов «внутричерепными играми», возникает «новый журнализм» (или «литература сырого факта»). Том Вулф (1931), один из зачинателей «нового журнализма», в своем романе «Костры амбиций» (1989) не скрывает свой субъективный позиции, а подчеркивает ее путем драматизации истории богатого финансиста Шермана и его амбициозных «преследователей» - юристов, газетчиков, политиков, обывателей, изощренно описывая «говорящие мелочи» современного бытия.

80–90-е годы – новый этап в развитии фантастического жанра – в стиле «фэнтези» (У.Ле Гуин, Р. Желязны и др.), в котором наметилось стремление к «очеловечиванию», гуманитаризации фантастического мира. Расцвет жанра «фэнтези» тесно связан с укоренением в американской культуре конца ХХ века неомифологии, которая явилась следствием наметившегося в обществе ухода от реальной жизни. Всё это свидетельство явного влияния массовой культуры. Самый популярный американский автор фэнтези в XXI веке — Джордж Р. Р. Мартин, создатель «Игры престолов», квазиреалистического исторического романа о вымышленном средневековье. Среди других заметных представителей жанра в конце XX и начале XXI веков — Роберт Джордан, Тэд Уильямс, Глен Кук.

К жанру «фэнтези» тесно примыкает литература «кошмаров и ужасов», которая в лице романов С. Кинга, В. Блетти, Ф. Вильсона и других авторов заняла ведущее место на рынке «массовой» продукции.

Популярностью пользуется так называемая «феминистская литература» (Э. Джонг «Фэнни», Э. Уокер «Цвет багряный») – один из современных вариантов «карманного» чтения для женщин.

Свидетельством ослабления реализма в современной американской литературе, как и в литературе Европы, является тот факт, что ведущим направлением в духовной жизни Америки стал постмодернизм. Он существует как отражение новой действительности конца ХХ века и распространяется на все сферы культуры.

 

Рассмотрим более подробно такого известного писателя как Стивен Кинг.

Стивен Эдвин Кинг (род. 21 сентября 1947, Портленд, Мэн, США) — американский писатель, работающий в разнообразных жанрах,включая ужасы, триллер, фантастику, фэнтези, мистику, драму; получил прозвище «Король ужасов». Продано более 350 миллионов экземпляров его книг, по которым был снят ряд художественных фильмов, телевизионных постановок, а также нарисованы комиксы. Кинг опубликовал 56 романов, в том числе 7 под псевдонимом Ричард Бахман, и 5 научно-популярных книг.

Он написал около 200 рассказов, большинство из которых были собраны в девять авторских сборников. Действие многих произведений Кинга происходит в его родном штате Мэн.

В семилетнем возрасте он написал рассказ о приключениях капитана Кейси. Большая часть текста была переписана из облачков комикса. Рут, прочитав произведение, посоветовала сыну создать что-нибудь своё: «Кто-то всегда выбивает кому-то зубы. Готова поспорить, ты можешь лучше». После этого Стивен написал рассказ «Мистер Хитрый Кролик», который повествовал о белом крольчонке и трёх его приятелях-зверьках, разъезжающих по городу в поисках попавших в беду детей, чтобы выручить их. Матери понравилось прочитанное, после чего Стив написал ещё четыре рассказа о кролике, за что получил по 25 центов за рассказ, что стало его первым писательским гонораром. Позже Кинг придумал рассказ о динозавре, который крушил всё вокруг, пока один из ученых не догадался о его аллергии на кожу. Он закидал хищника кожаными башмаками, и тот отступил.

В 1959 году вместе со старшим братом Дэвидом Кинг решил издавать собственную местную городскую газету. Братья создали информационный вестник под названием «Листок Дэйва. Дэйв отвечал за местные новости, а Стив писал рецензии на любимые телешоу и фильмы, а также короткие рассказы. Примерно в то же время мальчик ознакомился с творчеством Говарда Филлипса Лавкрафта, ставшего одним из его любимейших авторов. Уже в 1960 году вышел сборник рассказов «Люди, места и вещи», написанный совместно с Крисом Челси.

Осенью 1971 года Стивен Кинг устроился учителем английского языка в одной из школ Хэмпдена в штате Мэн. Он продолжал писать, но, кажется, начал терять уверенность в своих литературных способностях. Однажды супруга нашла в мусорном ящике выброшенную Стивом рукопись романа «Кэрри». Он выкинул черновик, не дописав произведение до конца. Жена прочитала роман и упросила мужа дописать его. В 1974 году одно из издательств взялось за публикацию романа «Кэрри» и заплатило писателю гонорар размером в 2500 долларов. Неожиданно для Стива роман понравился читателям.

Писатель оставил учительство и переехал в соседний штат Колорадо. Здесь, в городе Боулдер, был создан его второй успешный роман «Сияние».

В конце 1970-ых Стивен Кинг творил под псевдонимом Ричард Бахман. Под псевдонимом Ричард Бахман была опубликована книга «Ярость». Но Кинг изъял её из продажи после того, как у малолетнего преступника, расстрелявшего одноклассников в Канзасе, нашли его роман.

Имя Ричард Бахман появилось под ещё несколькими романами Кинга: «Долгая прогулка», «Дорожные работы», «Бегущий человек» и «Худеющий». В 1980-90-ых появляются лучшие книги Стивена Кинга. Прежде всего, это роман «Стрелок», ставший первым в цикле «Тёмная Башня». В том же 1982-ом за рекордных 10 дней он написал 300-страничный роман «Бегущий человек».

В 1996 году появилась на свет книга «Зелёная миля». Это один из наиболее любимых романов Стивена Кинга. Через год литератор заключил контракт с издательством «Саймон энд Шустер», которое выплатило ему аванс размером в 8 миллионов долларов за роман «Мешок с костями», а также обязалось отдавать 50 % доходов от продажи. В 2004 году вышла последняя часть эпопеи «Тёмная Башня». А спустя 2 года романист подарил новое произведение под названием «История Лизи».

С 2008-го по 2016-ый Стивен Кинг порадовал читателей сборником рассказов «После заката» и романами «Дьюма-Ки», «Под куполом», «Доктор Сон», «Мистер Мерседес» и «Возрождение». Летом 2016 года «Король ужасов» презентовал третью часть романа «Мистер Мерседес», которая называется «Пост сдал».

Таким образом, мировая литература постмодернизма, расцвет которой приходится на конец ХХ — начало ХХI ст., выражает особенное постмодернистское мировосприятие и связана с зарождением литературы нового типа — литературы третьего тысячелетия, которая значительно отличается от классических произведений. Современная мировая литература настолько разнообразна, настолько непривычна и нетрадиционна, что сегодня и в литературоведении, и среди поклонников современного искусства не утихают дискуссии по поводу её существования и дальнейших путей развития.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!