Литературно-эстетические взгляды Остапа Вишни

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 20

Дисциплина: Родная литература

Тема: Крым в творчестве Остапа Вишни.

1. Биография поэта

2. Литературно-эстетические взгляды Остапа Вишни

3. "Вишневые усмешки крымские"

 

Цель занятия: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Остапа Вишни; пробудить в обучающихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии о своем крае, прививать любовь к Крыму.

Планируемые результаты

предметные: развитие навыков глубокого осмысления лирических произведений, анализа стихотворений и умение делать выводы из прочитанного, навыки воссоздания картины, запечатленной поэтом;

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

личностные: развитие навыков исследовательской работы, логического мышления, необходимого для будущей профессиональной деятельности, воспитание любви к родному краю, к его природным богатствам.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция

План занятия:

1. Биография поэта

2.  Литературно-эстетические взгляды Остапа Вишни

3. "Вишневые усмешки крымские"

 

Оснащение: доска, мультимедийный комплекс, презентация

 

Литература:

1. Гирняк И. С Остапом Вишней в лагерях. // Україна. – 1999. - № 43. – С. 17-19.

2. Донской Д. Засуджений до розстрілу // Радянська Україна. – 1989. – 26 листопада.

3. Дузь И. Смешного слова чародей. – Одесса, 1999. – С. 16-18.

4. Кальченко С. Горький путь О. Вишни // К. – 1999. - № 41. – С. 1-3.

 

Тема: Крым в творчестве Остапа Вишни.

 

 

План

1. Биография Остапа Вишни

2. Литературно-эстетические взгляды Остапа Вишни

3. "Вишневые усмешки крымские"

 

Вопрос 1.

Задание.

1. Опираясь на поданный ниже материал, кратко законспектируйте в рабочей тетради биографию Остапа Вишни.

Оста́п Ви́шня (настоящее имя — Павел Михайлович Губенко, 13 ноября 1889 — 28 сентября 1956) — украинский советский писатель, юморист и сатирик. Начальник медико-санитарного управления Министерства железных дорог УНР.

Родился 13 ноября 1889 года в хуторе Чечва близ села Грунь Зеньковского уезда Полтавской губернии (ныне Ахтырский район Сумской области) в многодетной (17 детей) крестьянской семье. Один из братьев Остапа Вишни, Василий Губенко, также стал писателем-юмористом и получил известность по псевдониму Василь Чечвянский, взятому в честь хутора Чечва. Сам Павел, до того, как прославиться под именем «Остап Вишня», использовал также псевдоним Грунский по городу Грунь.

Окончил начальную, затем двухклассную школу в Зенькове. Продолжил обучение в военно-фельдшерской школе в Киеве, после окончания которой (1907) работал фельдшером, сначала в армии, а со временем — в хирургическом отделе больницы Юго-Западных железных дорог. Но, как вспоминал сам писатель, он не собирался посвятить себя медицине, и потому, работая в больнице, старательно «налегал» на самообразование. В 1917 году, сдав экстерном выпускные гимназические экзамены, поступил в Киевский университет, однако вскоре оставил обучение и полностью посвятил себя журналистской и литературной работе. Университет не окончил в связи с Гражданской войной

С 1918 — мобилизован в медицинскую часть армии УНР. Сделал быструю карьеру — в плен к большевикам попал в 1919 году в ранге начальника санитарного управления Министерства железных дорог УНР. В его распоряжении были все железнодорожные госпитали, в которых лежали больные офицеры и воины Галицкой армии, действующей армии УНР.

Первое напечатанное сочинение Остапа Вишни — «Демократические реформы Деникина» — увидело свет 2 ноября 1919 года в газете «Народная воля» под псевдонимом «П. Грунский».

В этой же газете было напечатано ещё несколько фельетонов молодого писателя, а с апреля 1921 года, когда он стал работником республиканской газеты «Известия ВУЦИК», начался период его активной творческой деятельности и систематических выступлений в прессе. Псевдоним «Остап Вишня» впервые появился 22 июля 1921 года в «Крестьянской правде» под фельетоном «Чудак, ей-богу!»

Вишня высмеивал слабости: свои, своих земляков, считая, как и Гоголь, что «у кого уже не хватает духа посмеяться над своими собственными недостатками, лучше тому век не смеяться». Особенно активно Вишня высмеивал слабость инстинктов гражданского и национального единства, их инертность, анахроничные черты в психологии и мышлении, которые так дорого обошлись Украине

В процессе вдохновенной работы родился и развился созданный Остапом Вишней новый жанр — усмешка (укр. усмішка ) — разновидность фельетона и юморески. Ввёл этот термин сам Остап Вишня. Позднее он писал: «Хоть „фельетон“ уже и завоевал у нас право на существование, но, на мой взгляд, слово „усмешка“ … от фельетона». Автор «Вишнёвых усмешек» осваивает и дальше развивает традиции отечественной и мировой литературы и народного творчества, прежде всего традиции классиков (Гоголя и Шевченко, Салтыкова-Щедрина и Франко, Мартовича и Чехова). Жанру свойственная народная непосредственность и простота, но вместе с тем это тонкое, художественно совершенное произведение

В 1933 году был незаконно репрессирован по ложному обвинению в покушении на Постышева и приговорён к расстрелу, который вскоре был заменен лишением свободы сроком на 10 лет. Через продолжительные проблемы и преграды, которые длились не один год, жена Остапа Вишни Варвара Алексеевна Маслюченко через супругу Максима Горького добилась права жить рядом с мужем. Она поселилась в маленьком городке возле лагеря на Кольском полуострове. Но видеться с мужем практически не могла, чаще это была переписка. В 1938 году переписка прервалась на целых пять лет из-за госпитализации Вишни в связи с обострением язвы желудка, которой он болел с молодости. В 1937 году брат Остапа Вишни Василь Чечвянский был арестован и расстрелян. Вернулся к литературной деятельности Остап Вишня только в 1943 году.

В лагере спас жизнь известному паремиологу Сергею Даниловичу Мастепанову.

В 1944 году проживал в городе Чаплыгин, где Варвара Маслюченко заведовала фронтовым театром. Там он написал известный рассказ «Зенітка» (1944), который вернул ему популярность. Вишня разоблачал деятельность украинских националистов-бандеровцев (например в рассказах «Самостійна дірка», «Чухраїнці»).

В течение последних 10 лет жизни О. Вишня работал в редакции украинского сатирического журнала «Перець». Также сотрудничал с газетой «Радянська Україна».

В 1955 году Остапа Вишню (и его брата — писателя Василя Чечвянского — посмертно) реабилитировали. Вишня после реабилитации вернулся в Киев. Умер Остап Вишня от сердечного приступа в 1956 году.

О. Вишня писал и драматические произведения, основные из них — «Запорожець за Дунаєм» (1930), «Вячеслав» (1930—1931). Перу Остапа Вишни принадлежат переводы на украинский язык произведений Гоголя, Чехова, многих советских писателей, Марка Твена, О. Генри, Я. Неруды и Я. Гашека. Сочинения Остапа Вишни переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Писал только гуморески и тому подобное. Показательны высказывание писателя о себе самом: «Только правда была поводырем в моей жизни. Я никогда не предавал правды», а также слова Ф. Макивчука про Остапа Вишню: «Талант плюс исключительный языковой слух и высокое творческое напряжение — вот те три кита, которые так высоко вознесли Остапа Вишню».

Издания на русском языке

· Избранные произведения в 3-х томах. М., Правда, 1967.

· Избранное. Киев, 1951

· Избранное. М., 1955

· Избранное. М., 1958

· Рассказы. 1926

· Вишневые усмешки, крымские. Харьков, 1927

· Моя автобиография. Харьков, 1927

· Туристы. Л., 1927

· Украинский юмор. Л., 1927

· Ярмарка. Л., 1927

· Украинизуемся. Л., 1928

· Улыбки Вишни. Харьков, 1929

· Рассказы и фельетоны. М., 1953

· Юмористические рассказы. М., 1953

· Дикий гусь. М., 1954

· Юмористические рассказы. М., 1955

· Охотничьи усмешки. М., 1957

· Послушайте старика. М., 1957

· Ни пуха вам, ни пера. М., 1958

· Думы мои, думы мои. М., 1959

· Юморески. М., 1961

· Страшный суд. М., 1964

· Юмористические рассказы. М., 1964

· Вот так и пишу. М., 1984

· Улица Ульяновых. Киев, 1987

Память

· В 1991 году на киностудии имени Александра Довженко снят фильм «Из жизни Остапа Вишни» о лагерном периоде жизни писателя и его верной жене, режиссёр Я. Ланчак. Роль писателя исполнил Богдан Ступка.

· Именем Остапа Вишни названы улицы в ряде населённых пунктов Украины, в том числев Киеве, Николаеве, Днепре, Луганске, Полтаве, Харькове, Сумах, Хмельницком, Одессе, Чернигове и др

 

v Перейдите по ссылке и ознакомьтесь с биографией Остапа Вишни.

https://www.youtube.com/watch?v=erhFvOA0ElE

https://www.youtube.com/watch?v=5qLr3PPuCuU

 

Вопрос 2

Литературно-эстетические взгляды Остапа Вишни

“Нужно любить человека больше, чем самого себя, писал великий гуманист, писатель Остап Вишня. Свой народ, родную землю Павел Михайлович любил, как солнце. В дневнике художник с большой гордостью пишет, что он всегда чувствовал себя частью народной – и от этого был счастлив, что всю свою жизнь “хотел, чтобы сделать народу что-то хорошее”.

Дневник Остапа Вишни “Думы мои, думы мои…” раскрывает его взгляды назначения писателя, его мысли о месте сатиры и юмора в литературе. Для литературы, по глубокому убеждению писателя, нужна “прежде всего, честность. Потом уже гений, талант, способность”. Широко известными стали слова Остапа Вишни: “Когда входишь в литературу, чисть ботинки! Не забывай, что там был Гоголь, был Шевченко! Натри ботинки».

Таким кристально чистым, честным, бескомпромиссным до отчаяния был и сам писатель, который всю свою жизнь честно служил народу и родине, для людей, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства (он был репрессирован, десять лет пробыл в сталинских лагерях), но не потерял веру, не перестал быть добрым и улыбающимся, не разочаровался в людях, даря им свои замечательные произведения, помогая жить, бороться с недостатками, верить в лучшее.

“Пошли мне, судьба, силы, умение, талант, чего хочешь, – только чтобы я что-нибудь сделал такое, чтобы народ мой в своих печали горестях, раздумьях, чтобы народ улыбнулся! Чтобы глаза моего Народа, когда они порой печальные и грустью окутаны, – чтобы они хоть одной точкой радости засветились”. И судьба была к нему щедра. Художественный талант писателя был завершенным, отличался глубоким лиризмом и мягким юмором.

О чем же писал в своих юморесках, улыбках, фельетонах выдающийся юморист? Программа его была изложена в полушутливой памятке, которая висела над рабочим столом писателя и имела такой заголовок: “Мои друзья, будь они трижды прокляты”. “О чем я, несчастный, должен думать и писать. О хулиганстве, грубости и невоспитанности. О воспитании лоботрясов и шалопаев. О легкомысленном отношении к любви, к браку, к семье. О широких натурах за государственный счет. О начетчиках и талмудистах в науке. О консерваторах в сельском хозяйстве и промышленности. О истребителях природы”.

К сожалению, не мог Остап Вишня направить свое перо сатирика против всего, что мешало его родному народу стать свободным, не мог сказать болезненной правды вслух. Делал то, что позволяли обстоятельства. “В моем смехе я всегда видел народ: хорошего мужа, приветливую женщину, девушку веселоглазую, ребенка, бабушку с дедом…

И так мне хотелось, чтобы улыбнулись они, чтобы веселые они были, радостные, хорошие…”, – писал Остап Вишня. В словах – идейно-эстетическое кредо непревзойденного сатирика, произведения которого были, есть и еще долго будут популярными. “Он светил, как звезда, к нему люди тянулись, как к солнцу”, – писал о Остапе Вишне Максим Рыльский. И с этими его словами трудно не согласиться.

Читая дневниковые заметки Остапа Вишни, обращаем внимание на такие строки: “ездили охотиться! .. И как радостно, что я ничего не убил! И как радостно, что я еще поеду (обязательно), чтобы что-то убить! И как радостно будет, что я ничего не убью”.

Эти слова писателя яркими штрихами дополняют наше представление о личности художника, который всегда (хотя и немилосердной была к нему судьба) был влюблен в жизнь. Они помогают также понять гуманистический пафос его “Охотничьих улыбок”, которые, несмотря на название, учат не охотиться, а беречь, охранять все живое. Человек и природа, человек и вечность земного бытия – вот проблемы, над которыми задумывается автор.

Именно его позиция, его взгляд на мир определяют тонкий, проникновенный лиризм “Охотничьих улыбок”, поэтому некоторые из них часто называют стихами в прозе. С большой любовью рисует писатель пейзажи – живые, обаятельные, полные движения, изменений, обновления, иногда печальных настроений. В улыбке “Заяц” так изображено время листопада: “Золотая осень… Ах, как хочется листу с дерева падать, – он словно бы кровью от печали налился и окровавил лес.

Грустно скрипит дуб, задумался перед зимним сном, тяжело вздыхает клен, Березка, желтовато-зеленая, вон там, на опушке, белокуро кокетничает, будто свидание с Левитаном ждет ли, может, Чайковского в симфонию вызывает… Золотая осень… “. Писатель очеловечивает природу – она думает, чувствует, переживает, как кленовый лист в улыбке “Вальдшнепы”: “Вот падает кленовый лист, – умер он, оторвался с родной ему ветви и падает. Он не падает вниз на землю – нет.

Ему так не хочется идти на вечный покой, лежать и тлеть среди замерших собратьев своих. Весной на его месте молодой будет лист, зеленый, он с ветром будет разговаривать, хватать жилками своими солнечный луч, под дождем купаться и росой умываться… Чтобы потом умереть… Старый отживает, новое – рождается”.

Через пейзажную картину, нарисованную в конкретных, зримых образах, писатель по-философски осмысливает вечные проблемы бытия – жизнь и смерть, рождение и угасание, круговорот в природе. Однако рассказчик – человек жизнелюбивый, оптимистично настроенный, поэтому и тон повествования преимущественно светлый, восхищенный, когда речь идет и об охотничьих выдумках, бреднях, и о земной, родной природе, которой нельзя не залюбоваться. У Остапа Вишни не белки – белочка, не лиса – лисичка и даже грозный вепрь – Веприк.

Употреблением этих нежно-ласковых слов писатель выражает свою большую любовь ко всему живому.

Он обращается к зверям и птицам, как к людям. Они рядом с охотниками являются активными героями – то остроумными, то сообразительными, то озорными, то мудрыми. “Охотничьи улыбки” – своеобразная поэтическая энциклопедия. “Вот перепелочка. Она “чудесная птичка. Серенькая, с черненькими на перышках точечками. Миниатюрная курочка”. Бекас тоже захватывает писателя: это “небольшая болотная птица, серенькая, с беленьким на пузе перышком, очень быстрый, с очень длинным клювом, длинными ногами, срывается с характерным для него криком и летит, сумасшедший, как будто он, прежде чем взлететь, выпил минимум двести граммов: зигзагами”. В этой характеристике птицы звучат юмористические нотки, чувствуется приветливая авторская улыбка. Дикой козе рассказчик поет гимн: “Благородное животное – дикая коза. Благородная и своей фигурой, когда стройная и нежная, стоит она среди кустов орешника или на зеленой цветущей, пахучей поляне леса нашего волшебного или, когда, спустившись к Суле, к Роси, к Горыни, грациозно наклонившись, студеную воду пьет”.

Герой-рассказчик – поэт, человеколюбец. Его внутренний мир раскрывается в многочисленных лирических отступлениях (улыбки “Как варить и есть суп из дикой утки”, “Медведь”, “Бенгальский тигр”, “Дикий кабан, или вепрь”), у которых нет плакатных лозунгов-призывов беречь природу, а зато есть проникновенно-лирическое повествование, ширина, доброжелательный смех в отношении охотников и в изображении их взглядов на охоту, природу, которые заставляют читателя задуматься над современными острыми экологическими проблемами, воспитывают в читателях чувство любви к родному краю и родной природе.

·

·

·

·

·

Вопрос 3.

3. "Вишневые усмешки крымские"

Цикл "Вишнёвые усмешки крымские", состоящий из 21 рассказа и нескольких корреспонденций, отражает впечатления замечательного украинского сатирика и юмориста Остапа Вишни от его пребывания на отдыхе в Крыму в мае - июне 1924 г.   

    Первое издание книжкой вышло в 1925 г. (144 с.), второе и третье - в 1927 г. Авторизованный перевод на русский под названием "Вишневые усмешки крымские" вышел в 1927 г. (94 с.) Небольшая подборка в переводе на русский была напечатана в 1967 г. в 1-ом томе "Избранных произведений в трех томах" Остапа Вишни (библиотека журнала "Огонек").

v Перейдите по ссылке и ознакомьтесь с «крымскими усмешками» Остапа Вишни http://samlib.ru/s/styrta_i_w/vyshnya_krym_123017.shtml

 

Письменно ответьте на вопросы:

1. Назовите  первое напечатанное сочинение Остапа Вишни.

2. Когда и где впервые появился псевдоним «Остап Вишня»

3. Что, по глубокому убеждению писателя, «для литературы нужно 

прежде всего»?

         4. Кратко письменно перескажите одну из «крымских усмешек»


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!