Россия в восприятии Европы через призму русской литературы



 

Известно, что русская литература XIX – начала ХХ века считалась всемирно признанной. Произведения русских писателей и поэтов переводились на многие европейские языки. Просвещенные европейцы и другие иностранцы имели, как им казалось, очень неплохие представления о России и русских. Благодаря, прежде всего, знакомству с русской художественной литературой (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой и др.). Однако, как выясняется, это были весьма искаженные представления. Правда, русские писатели почти никогда об этом не задумывались. Нет, впрочем, иногда задумывались. Николай Васильевич Гоголь, например, после написания и публикации первого тома «Мертвых душ» стал испытывать душевные переживания. Причина их в том, что указанный роман не отражал полноту русской жизни. Был односторонним, искажал картину жизни, превращал ее в карикатуру.

Поэтому, узнав о планах перевода «Мертвых душ» на немецкий язык, выразил свое резкое неудовольствие. «Известие о переводе “Мертвых душ” на немецкий язык мне было неприятно, – писал Николай Васильевич Н. М. Языкову из Рима 2 января (14 января) 1846 года. – Кроме того, что мне вообще не хотелось бы, чтобы обо мне что‑нибудь знали до времени европейцы, этому сочинению неприлично являться в переводе ни в каком случае, до времени его окончания, и я бы не хотел, чтобы иностранцы впали в эту глупую ошибку, в какую впала большая часть моих соотечественников, принявши “М. Д.” за портрет России»[46].

На проблеме искажения образа России и русского народа в представлении европейцев (и особенно немцев) особо останавливается уже много раз цитируемый нами Иван Солоневич. Почему? Потому, что такие искажения создавали, мягко выражаясь, серьезные проблемы как для России, так и соседних государств и народов. Иван Лукьянович делает даже более жесткий вывод: превратные представления о России и русских, почерпнутые европейцами из нашей художественной литературы, подтолкнули Германию (и стоящие за ней силы) к войне с нами. Это очевидно в отношении войны 1941–1945 годов. Но не исключено, что этот фактор сыграл свою роль и в развязывании войны против России в 1914 году. И наши недруги были крайне удивлены, когда столкнулись с народом, который оказался мало похожим на героев литературных произведений.

Глава книги «Народная монархия» И. Солоневича, посвященная русской литературе («Кривое зеркало»)[47], начинается с цитирования Иваном Лукьяновичем известного немецкого историка и философа начала прошлого века Освальда Шпенглера:

«Немец Оскар Шпенглер (в первых переводах книги на русский язык ее автора почему‑то именовали Оскаром. – В. К.)

 

 

Конец ознакомительного фрагмента.

 

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 


[1] Катасонов В. Ю. Православное понимание экономики. – М.: Русская цивилизация, 2017.

 

[2] Катасонов В. Ю. Русская социологическая мысль на рубеже XIX–XX веков. К. Леонтьев, Л. Тихомиров, В. Ю. Соловьев, С. Булгаков, С. Шарапов. – М.: Родная страна, 2015.

 

[3] Катасонов В. Ю. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия – М.: Кислород, 2017.

 

[4] Катасонов В. Ю. «Философия и христианство. Полемические заметки “непрофессионала”». – М.: Библиотека РЭО им. С. Ф. Шарапова, 2018 (серия «В поисках истины»).

 

[5] Катасонов В. Ю. О судьбах народов и человечества. Очерки, навеянные трудами святителя Николая Сербского. – М.: Русская цивилизация, 2018 (серия «Метафизика истории»).

 

[6] Катасонов В. Ю. Мир глазами святителя Николая Сербского. – М.: Русская цивилизация, 2018 (серия «Метафизика истории»).

 

[7] Святитель Василий, епископ Кинешемский (Преображенский). Беседы на Евангелие от Марка. – М.: Отчий дом, 2014, сс. 394–395.

 

[8] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке (раздел «Идолопоклонство»).

 

[9] Всего до революции 1917 года было три «поэтических цеха» и еще один в 1920‑е годы в эмиграции.

 

[10] Цит. по: Алипий (Кастальский‑Бороздин), архимандрит. Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие: Курс лекций. – Троице‑Сергиева Лавра, 1995, с. 14.

 

[11] Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

 

[12] «Фантазия» // Философский энциклопедический словарь, 2010 (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3556/%D0%A4%D0%90 %D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%97%D0%98%D0%AF).

 

[13] Письмо Н. Л. Озмиздову (18 августа 1880 года) // Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 15 тт. Т. 15, с. 643.

 

[14] Цит. по: Ладыженский М. Свет незримый: Из области высшей мистики. – М.: ЛитСовет, Dialar Navigator B. V., 2017.

 

[15] Каббала – заговор против Бога. – М.: Сибирская благозвонница, 2008, сс. 263–264.

 

[16] Преподобный Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, – еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, – и еще – о безмолвии и молитве (http://www.odinbla‑ go.ru/dobrotolubie_5/grigory_sinait/glavi).

 

[17] Там же.

 

[18] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов. Введение. 1. О чувственном видении духов.

 

[19] Святитель Феофан Затворник. Примеры записывания добрых мыслей…, п. 101.

 

[20] Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения, ч. 1.

 

[21] Святитель Василий Великий. Беседа 3, на слова «внемли себе» (Втор. 15:9).

 

[22] Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические, слово 30.

 

[23] Преподобный Нил Синайский. О восьми лукавых помыслах, гл. 13.

 

[24] Преподобный Никодим Святогорец. Поучения. Две сети диавола.

 

[25] Святитель Тихон Задонский. Об истинном христианстве, кн. 1, § 100.

 

[26] Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Слово … сказанное в Устюжском Иоанно‑Предтеченском женском монастыре.

 

[27] Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Слово в пяток 1‑й недели Великого поста.

 

[28] Apхиепископ Черниговский Филарет. Сб. «Цветник духовный, ч. 2, гл. 16.

 

[29] Цит. по: О праздномыслии, или о мечтаниях, блуждании и рассеянии ума (http://ni‑ka.com.ua/index.php?Lev=prazdnomislie).

 

[30] См.: Катасонов В. Ю. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия. – М.: Кислород, 2017.

 

[31] Хаксли О. Наркотики, которые формируют умы людей. – М., 1990 (https://royallib.com/book/haksli_oldos/narkotiki_kotorie_formiruyut_ umi_lyudey.html).

 

[32] Воробьевский Ю. Бумагия (М. Булгаков и другие неизвестные). – М., 2012, с. 230.

 

[33] Цит. по: Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго (https://www. litmir.me/br/?b=66527&p=33). Будучи склонным к мечтательности, Гюго пытался бороться с этой своей слабостью. По крайней мере, он понимал опасности мечтаний. Ему принадлежит афоризм:

«Мыслитель имеет определенную цель, мечтатель не имеет никакой».

 

[34] Там же.

 

[35] Пушкин А. С. Заметки по русской истории XVIII века // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10 тт. – Ленинград: Наука, 1977–1979. // Том 8, 1978, с. 93.

 

[36] Лякишева С. И. Женское чтение в России в конце XVIII – начале XIX века // Ученые записки. – 2012. – Т. 13 (https://docplayer. ru/39804832‑Zhenskoe‑chtenie‑v‑rossii‑v‑konce‑xviii‑nachale‑xix‑veka. html).

 

[37] Там же.

 

[38] Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарии. Гл. 3, ч. 4 (http://pushkin‑lit.ru/pushkin/articles/lotman/ onegin‑kommentarij/onegin‑comments‑3‑4.htm).

 

[39] Архангельский А. Н. Герои Пушкина (https://lit.wikireading. ru/46176).

 

[40] Солоневич И. Л. Народная монархия // Часть II «Дух народа», глава «Кривое зеркало».

 

[41] Цит. по: Аксючиц В. Русский характер. Статья 3: Экзистенциальная боль русской литературы (https://new.pravoslavie.ru/986.html).

 

[42] Аксючиц В. Русский характер. Статья 3. Экзистенциальная боль русской литературы (https://new.pravoslavie.ru/986.html). Использованный в указанной статье термин «экзистенциональный» – от слова «экзистенциализм» (фр. existentialisme от лат. Existentia – «существование»), что означает особое направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. В русской литературе для обозначения экзистенциализма иногда используется термин «философия существования».

 

[43] Гоголь Н. В. Искусство есть примирение с жизнью // Гоголь Н. В. Собр. Соч. в 8 тт. – Т. 8, с. 293.

 

[44] Гоголь Н. В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: [В 14 тт.] / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). – [М.; Л.]: Изд‑во АН СССР, 1937–1952. Т. 8. Статьи, 1952, сс. 369–409.

 

[45] Солоневич И. Народная монархия // Часть II «Дух народа», глава «Кривое зеркало».

 

[46] Гоголь Н. В. Собр. соч. в 8 тт. – Т. 8, с. 231.

 

[47] Солоневич И. Народная монархия // Часть II «Дух народа», глава «Кривое зеркало».

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!