Творчество Василия Петровича Гусарова

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ А.Л. ШТИГЛИЦА"

Факультет дизайна

Центр инновационных образовательных проектов

 

Отчет на тему: Анализ творчества художников

«Творчество художников

по дисциплине: Практика петербургских художников-прикладников второй половины XX- начала XXI вв.

 

 

Выполнил: студент ИГН М - 1

Жумаев Р.А.


Творчество Екатерины Сухаревой

Керамист Екатерина Сухарева окончила кафедру художественной керамики и стекла академии Штиглица в 1992 году. Любимые образы мастера, часто встречающиеся в её творчестве это архетипические персонажи комедии итальянской комедии масок дель арте - Арлекин, Коломбина, Пьеро, впервые появившиеся еще в дипломной работе художника (композиция «Часы. Карточный домик». Часы – распространенный символ времени, а карточный домик, вероятно, означает хрупкость и недолговечность.

Нередко художница органично и оригинально включает в композицию деревянные конструктивные элементы. Например «Трубач» (2007) стоит на деревянной лестнице. В некоторых случаях художница дополняет роспись дорисовкой золотом. Фигурки также нередко украшают крышки шкатулок или появляются в росписи утилитарных предметов, фарфоровых плакеток и настенных тарелок

Екатерина Сухарева всегда детально разрабатывает образ будущего произведения на стадии эскизирования, о чем свидетельсвует высокая степень проработки деталей в произведениях мастера.

Художница в своих произведениях совмещает работу с формой, объемом, цветом и графикой рисунка. Разрабатывая определенный круг сюжетов, она обладает узнаваемым индивидуальным творческим почерком и ярким художественным видением.

Художница испытывает интерес к мировому искусству. Новые впечатления рождаются во время путешествий и становятся целыми циклами работ. композиции Екатерины включают в себя пространство интерьера. Цветовая гамма в ее работах выверена. Цвет белой глины, естественные оттенки дровяного обжига в сочетании с глазури — зеленой, красной, золотистой, бирюзовая. Исследователь Гусарова сравнивает данный колорит в керамике Сухаревой с фресками в итальянских храмах, а сами образы со средневековой графикой и скульптурой, живописью Ренессанса в Италии. Ее персонажи создают свой театр без декораций. Они — как маски комедии дель арте — узнаваемо характерны.

Персональная выставка в конце 2018 года представила зрителям новые работы Екатерины Сухаревой в залах Елагиноостровского музея. В ее арсенале — активное сочетание керамики с деревянными конструкциями. Фигуры — персонажи находят себе место на деревянных стульях с высокими спинками, коробах с выдвижными ящичками. Екатерина Сухарева активно демонстрирует условность декоративного приема и дистанцируется от скульптурных принципов формообразования. Так в творчестве Е. Сухаревой развиваются лучшие традиции ленинградской-петербургской керамической школы — декоративность и философское начало.

 

Творчество Василия Петровича Гусарова

Василий Петрович родился 1 мая 1937 года в г. Балта Одесской области. В 1958 году окончил в Одесское Государственное Художественное Училище, отделение живописи. 1961-67 г.г. — учеба в ЛВХПУ им. Мухиной, отделение монументально-декоративной росписи, мастерская проф. Г.А.Савинова. 1967-1978 г.г. — там же преподавал живопись и композицию. 1975 г. — член СХ СПб. Для интерьеров общественных зданий выполнено более 20 работ в различных техниках: гобелен, мозаика, роспись, витраж, энкаустика. С 1965 г. — участник российских и международных пленеров, симпозиумов, выставок (всего 35 выставок)

Живописная манера Гусарова предполагает работу непосредственно с натуры, без предварительных эскизов. Его холсты часто написаны в один или несколько сеансов. Так художник сохраняет непосредственное впечатление, энергию натуры. Натюрморты, которые также занимают важное место в творчестве живописца, он пишет в Крыму, а зимой – в своей мастерской в Царском Селе. Их композиции – разговор о весне или об осени, воспоминания о путешествиях в близкие и далекие прекрасные места, которые питают творчество Василия Гусарова.
Мастер пишет портреты, пейзажи, натюрморты и жанровые композиции.

Коллеги, друзья оставляли следующие отзывы о Василии Гусарове:

Анатолий Заславский, художник

– Думаю, что самым главным в творчестве Василия Гусарова – и стимулом, и содержанием его картин – является восхищение миром, в котором он живет… Многочисленные его пейзажи написаны не для того, чтобы кому-то что-то доказать, участвовать в каком-либо художественном движении, быть за или против. Василий Гусаров просто живет в природе. Уезжает летом из Петербурга в свой дом в Крыму, живет там один на один с природой этих мест, обдувается сухим горячим воздухом степей, обгорает под лучами солнца, в конце концов, становится с природой одним целым, и это свое полное блаженное растворение переносит на холсты… Размышляя над тем, что же лежит в основе этого творчества, что объединяет такое большое разнообразие в одной картине, начинаешь искать, как обычно в таких случаях, иррациональный элемент. Привычное исследование логики построения картинной плоскости заменяется увлекательным путешествием по местам, которые бесконечно дороги художнику. Зритель постепенно проникается исключительной важностью пребывания в этих местах, он с удовольствием дышит воздухом этих пейзажей, бродит по горным тропинкам, валяется на пляже – живет здесь.

Владимир Цивин, художник

– Он приехал в самом начале шестидесятых в темный холодный Питер поступать на кафедру монументальной живописи в Мухинское из жаркой светлой своей Одессы, всю жизнь увлеченно и честно делал мозаики, фрески, витражи, гобелены, несомненно, профессионально и качественно. Но вот построил двадцать лет назад дом в Крыму и стал писать такие удивительные божественные библейские пейзажи, полные солнца, света, моря и свободы, что одно лишь желание, на них глядя, возникает – чтобы он писал их как можно дольше. Он редкий, удивительный, неиссякаемый рассказчик. Все его рассазы настолько изобразительны и осязаемы, что ты их тут же мгновенно мысленно экранизируешь и видишь как в кино. Особенно я люблю слушать его рассказы о военном и послевоенном детстве, о его большой, старообрядческой семье. Целая улица клана Гусаровых была в степном городке Балты, что в двухстах километрах от Одессы, и где стояли три православные церкви (старообрядческая, болгарская, обновленческая), синагога, костел и сохранились еще развалины турецкой мечети.

Ксения Леликова, журналист

Работы Гусарова богаты по колориту, сочны, разнообразны. На одном холсте холодный серебряный морской пейзаж с белым, холодным, статным маяком. А на другом – знойная, жгучая степь, написанная уже в иной, более грубой манере. И от этих крупных мазков ты, кажется, чувствуешь жар и запах августовского знойного дня. И порой так странно, что здесь, в холодной мастерской, живут и раскаленные степи, и страстно-алые закаты, и уютные, тихие голубые бухты.

Валентин Аксанов, художник

Человеческие судьбы складываются из череды случайностей. Подарком судьбы Василий Гусаров считает учебу в мастерской Глеба Александровича Савинова, яркого представителя лучших традиций ленинградской (петербургской) живописной школы. Учебный процесс в мастерской проходил под знаком основательной академической подготовки в сочетании с воспитанием творческой инициативы студентов при решении поставленных учебных задач, что создавало особый климат в коллективе студентов. Это была дружная талантливая группа. Их учебные и дипломные работы отличались большим разнообразием, профессиональным мастерством. Именно в этой студенческой, творческой среде и разглядел Глеб Александрович Василия Гусарова. Он не ошибся в своих ожиданиях. Василий Петрович стал прекрасным художником – продолжателем идеалов и традиций своего учителя.

Александр Симуни, искусствовед

Уроженец юга, Гусаров, связавший некогда свою жизнь с Северной Пальмирой, не смог не вернуться на круги своя. Построенный им собственными руками дом в степном Крыму стал местом радостного, упоительного творчества по многу месяцев в году, и когда в зимней темноте Петербурга встречаешься со щедрым и, вместе с тем, неназойливым гусаровским солнцем, жизнь кажется не такой беспросветной…

Творчество М. Копылкова

Одним из ярких представителей ленинградской керамической школы является М. Копылков, отличительной чертой его творчества стал поиск новых форм, воплощающих в керамике серьезную философскую тематику, ранее не характерной для керамических произведений. Значителен вклад художника в область синтеза керамического искусства и современной рукотворной книги. В 1995 г. для издательства «Редкая книга» из Петербурга М. Копылков выполняет проект переплёта и керамические элементы «Антигоны». Композиция, украшающая переплет книги метафорически раскрывает содержание трагедии. В её художественном решении мастер обращается к образам глубокой древности.  

На выставке, посвященной двадцатилетию издательства «Редкая книга» из Санкт-Петербурга», проходившей осенью 2012 г. в Эрмитаже ярчайшим из образцов экспериментальной книги и акцентом выставки, стал «Декалог. Десять заповедей» . М. Копылкова. Художник смог выразить образ библейских заповедей, создав убедительный синтез точно подобранных материалов, имеющих символическое значение: керамики, овечьей кожи, бумаги, дерева, и металла. Керамические пластины располагаются на каждом из десяти (по количеству заповедей) картонных листов, обтянутых кожей. Художник рассматривал керамику как «глиняную муку, огонь и воду, символизирующую манну небесную». На лицевой стороне, в центре каждой из пластин нанесены заповеди на древнееврейском языке. Таким де образом построена композиция обложки, где керамическую пластину заменяет металлическая

В 2011 году в Петербурге мастером в соавторстве в Маргаритой Изотовой была издана книги «Одна композиция», в которой рассказывалась история одноименного творческого объединения, были показаны фотографий как художников, так и их произведений, была дана информация о прошедших выставках. Данное издание представляет особую ценность для исследователей художественной керамики города Ленинграда.

 

 

Литература

1. Бугровская А.С. Российская авторская керамика последней трети XX – начала XXI века (истоки, особенности и тенденции) дис. … канд. иск: 17.00.04 / «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – Мск., 2016. – 183 с.

2. Гусаров Василий Петрович [Электронный ресурс]: narod.ru URL: http://gusarov-art.narod.ru/ (дата обращения 13.05.2020). Загл с экрана. Яз.русс.

3. Гусаров Василий Петрович [Электронный ресурс]: Кафедра Художественной Керамики и Стекла URL: http://glassceram.ru/teachers/glass/gusarov/ (дата обращения 15.05.2020). Загл с экрана. Яз.русс.Гусаров Василий Петрович [Электронный ресурс]: youtube.ru URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ma246E3DO9Y / (дата обращения 12.05.2020). Загл с экрана. Яз.русс.

4. Екатерина Сухарева [Электронный ресурс]: В контакте URL: https://vk.com/id7880749  (дата обращения 15.05.2020). Загл с экрана. Яз.русс.

5. Екатерина Сухарева [Электронный ресурс]: Инстаграм URL: https://www.instagram.com/1ecyx/ (дата обращения 14.05.2020). Загл с экрана. Яз.русс.

6. Копылков М., . Изотова. М. Одна композиция / М. Копылков, М. Изотова.- Спб.: изд. Новая Нева 2019.- 320 с.

7. Некрасова-Каратеева О.Л, Сталинская Е.П. Опыт практики творческих контактов студентов и профессиональных художников / О.Л. Некрасова-Каратеева, Е.П. Сталинская // Искусство и диалог культур: статья в сборнике трудов конференции. – Санкт-Петербург, 2019.— С. 328-334.

8. Неназойливое солнце Василия Гусарова [Электронный ресурс]: Царскосельские страницы URL: http://pages-zg.ru/?p=1130/ (дата обращения 15.05.2020). Загл с экрана. Яз.русс.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!