За списывание студент получает оценку «2»

СП-19                         Преподаватель: Гутова Марина Владимировна

03.06.2020                  gutova @ inbox . ru

Тема: Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы

* - устное задание                             ** - письменное задание

1. Законспектируйте:

1953 год – важная веха в истории советской литературу (смена политического направления в стране после смерти Сталина, первый «глоток свободы» – доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС с осуждением культа личности и решение о реабилитации большинства советских политзаключенных). «Бронзовый век» русской литературы.

- подъем литературы, популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;

- возникают новые литературные объединения, поэтические школы;

- появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели;

- расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;

- романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям;

- гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);

- возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой)

 

2. Проза 50 80-х гг. О Великой Отечественной войне

О. Берггольц: «Без опыта прошедшей войны я не мыслю себя и даже думаю, что без этого опыта я теперь не могла бы писать».

Под словами известной поэтессы мог бы подписаться каждый из писателей фронтового поколения. В 40-е годы в литературе о Великой Отечественной войне сильнее всего был выражен героико-патриотический аспект. Призывно звучала песня «Священная война» (муз. Б. Александрова на слова, которые приписывали В. Лебедеву-Кумачу). А. Сурков в своем обращении к солдатам повелительно провозглашал: «Вперед! В наступленье! Назад – ни шагу!» «Науку ненависти» проповедовал М. Шолохов. «Народ бессмертен», – утверждал В. Гроссман.

Осмысление войны как величайшей трагедии народа пришло в конце 50-х – начале 60-х годов. С именами Григория Бакланова, Василия Быкова, Константина Воробьева, Владимира Богомолова, Юрия Бондарева связана вторая волна военной прозы. В критике она была названа «лейтенантской» прозой: артиллеристы Г. Бакланов и Ю. Бондарев, пехотинцы В. Быков и Ю. Гончаров, кремлевский курсант К. Воробьев на войне были лейтенантами. За их повестями закрепилось и другое название – произведения «окопной правды». В этом определении значимы оба слова. Они отражают стремление писателей отразить сложный трагический ход войны «так, как это было» – с предельной правдой во всем, во всей обнаженной трагедии.

Предельная приближенность к человеку на войне, окопная жизнь солдат, судьба батальона, роты, взвода, события, совершающиеся на пяди земли, сосредоточенность на отдельном боевом эпизоде, чаще всего трагедийном, – вот что отличает повести В. Быкова «Круглянский мост», «Атака с ходу», Г. Бакланова «Пядь земли», Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», Б. Васильева «А зори здесь тихие…». В них «лейтенантский» угол зрения смыкался с «солдатским» взглядом на войну.

Личный фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, подсказывал им делать упор на описании трудностей жизни на войне. Они считали их преодоление подвигом не меньшим, чем совершенный при исключительных обстоятельствах героический поступок.

Такая точка зрения не была принята официальной критикой. В дискуссионных критических статьях зазвучали термины «ремаркизм», «заземление подвига», «дегероизация». Рождение подобных оценок нельзя считать случайностью: уж очень непривычно было глядеть на войну из окопов, откуда ведут огонь, ходят в атаку, но где ко всему этому еще и… живут люди. Г. Бакланов, В. Быков, Б. Васильев, В. Богомолов писали о войне безвестной, что проходила южнее, западнее ли, но в стороне от главных ударов. Ситуации, в которых оказывались солдаты, от этого не становились менее трагедийными.

Жесточайшие споры вокруг «большой» и «малой» правды о войне, которые имели место в начале 60-х годов, выявили истинные ценности военной прозы, которая приводила к новому осмыслению самой сути происходящего на фронте.

Война совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда, черна от пота, вверх
Скользит по пахоте пехота.

В этих стихах М. Кульчицкого передана суть тех открытий, которые делали писатели Григорий Бакланов, Василь Быков, Анатолий Ананьев, Юрий Бондарев. В этом перечне имен нужно упомянуть и Константина Воробьева. По словам А. Твардовского, он сказал «несколько новых слов о войне» (имеются в виду повести К. Воробьева «Убиты под Москвой», «Крик», «Это мы, Господи!»). Эти «новые слова», сказанные писателями фронтового поколения, отмечены пафосом великой трагедии, необратимость которой вызывала слезы горечи и бессилия, звала к суду и возмездию.

4. «Деревенская» проза 60 80-х годов

Понятие «деревенская» проза появилось в начале 60-х годов. Это одно из наиболее плодотворных направлений в нашей отечественной литературе. Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские проселки» и «Капля росы» Владимира Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» Василия Белова, «Матренин двор» Александра Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина, Евгения Носова, повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова, романы Федора Абрамова и Бориса Можаева. В литературу пришли сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю рябиной» поэт Александр Яшин: «Я есть сын крестьянина… Меня касается все, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога».

5. «Год великого перелома» в литературе 60 80-х годов

«Год великого перелома» – под таким названием вошла в историю пора «сплошной коллективизации»; она захватила 1929 – 1930 годы. В литературе это историческое явление отражено широко. Это и понятно: большое, переломное событие всегда находит свое многоаспектное освещение. В 30-е годы вышли такие произведения, как «Поднятая целина» М. Шолохова, «Страна Муравия» А. Твардовского, были написаны повести А. Платонова «Котлован», «Впрок». В 60—80-е годы были опубликованы такие книги, как «На Иртыше» С. Залыгина, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» и «Год великого перелома» В. Белова, «Овраги» С. Антонова, «Касьян Остудный» И. Акулова, «Перелом» Н. Скромного, «Кончина», «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» В. Тендрякова. Свое слово о коллективизации сказали В. Гроссман в романе «Жизнь и судьба», В. Быков в повестях «Знак беды», «Облава», А. Твардовский в поэме «По праву памяти», Ф. Абрамов в повести «Поездка в прошлое.

Городская» проза

В разные годы эту весьма сложную иронически-философскую прозу называли то «городской», то «интеллектуальной», даже «философской», но суть ее, обращенной всецело к личности, к памяти, мукам повседневных нравственных отношений в общественной среде, эти определения раскрывают слабо.

«Городская проза» – это не только тематическое единство группы произведений, не перенос действия из пейзажной среды, из циклического природного времени. Все дело – в точке зрения, в особенностях конфликтов, сжатых, сконцентрированных на тесном и преимущественно духовно-психологическом пространстве. Современный город – сосредоточение глубоких драм, преступлений, обманов, бытовых историй, обостренных исканий, «трений» между людьми, группами, часто не врачуемых природой, дорогой, одиночеством.

 

Показателем наивысших достижений «городской» прозы, ее движения идей и форм, ломки привычных форм повествования стали так называемые семейно-бытовые повести Юрия Трифонова на московском материале – «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971) и его же роман «Дом на набережной» (1976), повесть Ю.О. Домбровского (1909 – 1978) «Хранитель древностей» (1964), имеющая скрытое до 1978 года продолжение в виде его романа- завещания «Факультет ненужных вещей» (1978). Весьма популярны были в 60 – 80-е годы повести Владимира Маканина «Предтеча» (1982), «Где сходилось небо с холмами» (1984), роман Андрея Битова «Пушкинский дом» (1971), повести краснодарца Виктора Лихоносова (р. 1936) «Брянские» (1963), «Люблю тебя светло» (1969), повесть Владимира Kpупинa «Живая вода» (1980).

Спасибо за урок!

Рекомендации по выполнению заданий:

 

1. Письменные работы должны быть выполнены РАЗБОРЧИВЫМ почерком.

2. Оценка снижается за небрежное выполнение работы или большое количество орфографических ошибок в словах, которые вам были наглядно представлены в ходе занятия (то есть тех словах, которые вы могли проверить в тексте занятия или тех, которые были показаны в видеосюжетах).

3. Оценка повышается за выделение темы, пунктов и т.п., т.к. это делает вашу работу более понятной для вас.

4. Ответы на вопросы должны быть ПОЛНЫМИ, сформулированы в виде предложения или нескольких предложений, а не в виде одного слова.

5. Если при выполнении задания вы упоминаете о лицах (героях, авторах произведений, критиках и т.п.) необходимо называть их. Например, нельзя отвечать: «Он считал», следует написать: «С. Есенин считал…»

6. Оценка снижается за употребление просторечной лексики и жаргонных выражений в тексте ответов, таких как: «каво», «щас», «еешняя» и т.п. Разговорный стиль является устным. В письменных ответах, пожалуйста, используйте все остальные!

7. Списывать нельзя!!!!!!!! Ни у других студентов, ни с интернета! Ценностью обладает любая ваша мысль! Именно за то, что она ВАША!!!!

За списывание студент получает оценку «2»

8. Внимательно читайте задания. Если вам что-то непонятно, следует СРАЗУ ЖЕ задать вопрос преподавателю. Это проще сделать, чем после переделывать работу заново.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!