Особенности поэтической речи и стихосложения

План анализа лирического произведения

 

1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала.

 

2. Биографический комментарий.

 

3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)

 

4. Идейное содержание:

  а) ведущая тема;

  б) основная мысль;

  в) эмоциональная окраска чувств;

  г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

 

5. Анализ структуры произведения:

  а) основные образы;

  б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза);

  в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен);

  г) стихотворный размер, рифма; 

  д) звукопись (аллитерация, ассонанс);

  е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).

 

Помните:

 

1. Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее.

 

2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.

 

3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.

 

4. Обязательно  надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?

 

Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика»

Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жиз­ни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и собы­тие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности авто­ра, обретает общечеловеческое значение.

Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, пережи­вания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отож­дествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

        

Мотивы – образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей.

Тема -  круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал.

Пафос (от греческого pathos — страдание, вооду­шевление, страсть) - это эмоциональная направленность произведе­ния (трагический, героический, сатирический пафос и др.).

 

Жанры лирики:

1. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. («Вольность»)

2. Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. («Погасло дневное светило»)

3. Послание – обращение к другому лицу. («К Чаадаеву»)

4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное к определенному лицу. («На Воронцова»)

5. Эпитафия - надгробная надпись или стихотворение, посвященное памяти усопшего.

6. Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. («Песнь о вещем Олеге»)

7. Романс - стихотворение лирического или героического содержания, сочиненное для исполнения в качестве музыкального произведения.

8. Сонет  - стихотворение из 14 строк. (Подробно см. далее)

9. Сатира   обличает и высмеивает пороки людей и общества. (Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся»)

10. Лирические стихотворения

11. Мадригал - небольшое и хвалебное лирическое стихотворение, близкое по структуре эпиграмме, но противоположное ей по содержанию.

12.  Стансы - это емкие стихотворения с замкнутыми (законченными по смыслу и синтаксически) строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни. («В надежде славы и добра...»)

13. Белый стих - нерифмованный стих.

14. Кантата  - жанр лирического произведения, создаваемого к торжественному случаю. («Леда» Пушкин)

Изобразительно-выразительные средст­ва

1.   Тропы — это обороты речи, в которых слова и выраже­ния употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении.

Тропы:

§ Эпитет —эмоционально-окрашенное определение предмета (явления), подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. («задумчивых ночей», «парус одинокий»). В народно-по­этическом творчестве распространены так называемые „постоянные эпитеты": добрый молодец, красна девица.

 

§ Олицетворение — вид тропа, когда свойствам неживого предмета приписываются свойства живого. (Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается ра­дость (Пушкин).

§ Метафора — троп, в котором употребляются слова и вы­ражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют оба члена сопоставления („Как крылья, отрастали беды" Б.Пастернак), метафора — это скрытое сравнение, в котором слова  как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Напр.: „Очарованный поток" Жуковский; „Живая колесница мирозданья" Тютчев.)

§ Сравнение — троп, в котором одно явление или поня­тие объясняется посредством сопоставления его с дру­гим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, будто, словно. («Анчар, как грозный часовой, стоит» Пушкин).

 

§ Метонимия (от греческого metonumia — переиме­нование) — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии яв­ление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. („Я три тарелки съел" (Крылов) слово „тарелка" обозначает одновремен­но два явления — кушанье и тарелку.)

 

§ Синекдоха — один из видов метонимии, в основе ко­торого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними со­отношения.  Иначе говоря, сло­весный прием, посредством которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голу­бые..." (Лермонтов), т. е. здесь имеется в виду офицеры.)

 

§ Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небе­сами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин).

 

§ Аллегория — троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предме­та или явления действительности. По-другому – иносказание. (Используется в баснях, притчах и в лирике. Напр., под образом кинжала подразумевается образ поэта.)

 

§ Перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки. (царь зверей вместо лев)

2. Стилистические фигуры — это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определенной художественной выразительно­сти. Суть их состоит в особом синтаксическом построе­нии речи.

Стилистические фигуры: 

 

§ Аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический. (Сюжет басни Крылова «Волк на псарне» вызывает в памяти события Отечественной войны, изгнание Наполеона из России.)

§ Антитеза — стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление образов, предметов или явлений.  («Город пышный, город бедный» Пушкин).

 

§ Анафора — повтор частей относительно самостоятель­ных отрезков, иначе анафора называется единоначалием. («Жди меня,  и  я вернусь, Только очень жди. Жди, когда  наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут. Жди, когда жара». К.Симонов)

§ Противоположная анафоре эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф.

§ Риторическое обращение — придание авторской инто­нации торжественности, патетичности, иронии и т. п.  «О вы, надменные потомки...» (Лермонтов).

§ Риторический вопрос — такое построение речи, при ко­тором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усили­вает эмоциональность высказывания.  (И над отечест­вом ... взойдет ли наконец прекрасная заря? (Пушкин).

§ Рефрен - строка или группа строк, повторяющаяся после очередной строфы стихотворения. (У Лермонтова в стихотворении «Люблю я Кавказ» названная строка повторяется в конце каждой строфы - это и есть рефрен.) 

 

§ Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий. («живой труп», «весело грустить»)

§ Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок. Иначе говоря, обратный порядок слов. (Люблю  Отчизну я, но...» Лермонтов - правильный порядок: я люблю Отчизну.)

§ Синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ. (стройные белые березы - стройные, юные девушки)

 

§ Эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, пропуск в речи какого-нибудь легко под­разумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли (...) с колыбели (Лермон­тов). Пропущен глагол - вышли.

 

§ Градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).

 

§ Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я вла­дею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).

 

§ Гипербола (от греческого hyperbole — преувеличе­ние) — художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. (По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова).

 

§ Литота — понятие, противоположное гиперболе, т.е. художественное преуменьшение. (Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А Грибоедов).

 

§ Анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения. («Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Чехов)

3. Звукопись:

§ Аллитерация — повторение согласных звуков, пре­имущественно в начале слов. («Пора, перо покоя просит...»  Пушкин.)

§ Ассонанс — повторение гласных звуков, преимуще­ственно ударных, в стихотворной строке.

 

 

&

Особенности поэтической речи и стихосложения

 

Стих — строка в стихотворном произведении.

Строфа (от греческого strophe — букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторя­ющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно не­велика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Про­стейшие строфы — четверостишия и двустишия, кото­рые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).

 

I. Строфика:

§ Двустишие — простейший вид строфы из двух стихов.

 

§ Терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или  ААB, ВВС, CCD и т.д.

 

§ Катрен (четверостишие) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

 

§ Пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов

 

§ Октава — восьмистишие ABABABCC

 

§ Онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)

 

§ Сонет - строфа, которая состоит из 14 строк, сложенный по определенным правилам:

I катрен (четверостишие) – экспозиция темы стихотворения.

II катрен - развивает положения, намеченные в I катрене.

I терцет (трехстишие) - намечается развязка темы.

II терцет - развязка.

(Сонет возник в 13 веке в Сицилии. Сонеты Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.)

&

II . Метрика — наука о стихотворных размерах

Стопа — повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и  безударных слогов. Стопа является метрической ос­новой стиха, по ней определяется стихотворный раз­мер.

Стихотворные раз­мерысиллабо-тонического стиха.

1. Двусложные размеры:

(В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов -  ударного и безударного.)

§ Хорей -  размер, в котором ударение приходит­ся на первый слог.

(„Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи..." Пушкин.)

§ Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге.

(„Я вас любил, любовь еще, быть мо­жет..." Пушкин.)

 

Пиррихий — стопа, состоящая из двух безударных слогов.

(„Три девицы под окном" Пушкин)

Спондей — стопа, состоящая из двух ударных слогов.

(„Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.)

 

2. Трехсложные размеры:

(Состоят из одного ударно­го и двух безударных слогов.)

§ Дактиль — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

(„В полном разгаре страда деревенская..." Некрасов).

§ Амфибрахий — трехсложный метр с ударени­ем на втором слоге.

(„Гляжу, как безумный, на черную шаль..." Пушкин).

§ Анапест — трехсложный метр с ударением на третьем слоге.

(„Что ты жад­но глядишь на дорогу..." Некрасов).

III . Рифма - созвучие концов стихов.

Рифмы:

§ Мужская рифма - рифма из слов с ударением на последнем слоге

§ Женская рифма - рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге.

§ Закрытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на согласные звуки.

§ Открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.

 

IV . Рифмовка:

Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифму­ющиеся строки идут одна за другой. Схема — АА.

Перекрестная  — в четверостишии, ког­да 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й.

Схема — АБАБ.

Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й.

Схема АББА.

 

Смежная - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й.

Схема — ААББ.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!