Назовите писателей-реалистов, творчество которых стало заметным явлением на рубеже веков.



Русская литература рубежа 19 – 20 вв.

1) Просмотреть видео по теме.

2) Учебник стр. 362 – 376 читать и письменно конспект лекции (СМ.НИЖЕ):

1) Серебряный век русской поэзии

Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение ввел Н.А. Оцуп. 19 столетие он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним три десятилетия – «серебряным веком». Определение «серебряный век» относили к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Начало 20 века не случайно считается русским ренессансом во всех сферах культуры. Философия была представлена блестящими учеными православного толка: Н. Бердяевым, С. Булгаковым, С. Франком, И. Ильиным. Не менее ярка галерея живописцев, работавших в жанре и психологического портрета, и историческом, и бытовом. Глубина философской мысли отличает полотна М. Врубеля, М. Нестерова, В. Серова, И. Репина, Н. Рериха и многих других художников рубежа 19 – 20 вв. это с полной уверенностью можно отнести и к поэзии того времени, которая не была однородной.

Большой популярностью пользовалось учение немецкого философа Ф. Ницше, провозгласившего: «Бог умер!». И во главу всего ставил цель – воспитание сверхчеловека. С чего же должно начинаться воспитание такого человека? Во-первых, с отрицания христианства, т.к. оно делает человека слабым, немощным, зависимым.

Под влияние идей Ницше попали ранние произведения Горького, К. Бальмонта и др.

Другая группа деятелей культуры после удавшегося покушения на Александра II и поражения революции 1905-07 года, убедившись в бесчеловечности насильственной власти, пришла к идее духовной революции. Писатели и философы, придерживающиеся этого направления, главным считали совершенствование духовного мира человека.

На развитие разных сфер культуры оказали большое влияние такие философы, как В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Бердяев, В. Розанов.

Эпоха повлияла на культуру в целом и на литературу в частности. Появилось много течений, группировок, направлений. Так, наряду с модернизмом продолжал развиваться реализм.

Реализм оставался самым влиятельным литературным направлением на рубеже веков. Писатели этого направления продолжали традиции русских классиков. Наиболее яркие из них И. Бунин, А. Куприн, М. Горький.

Однако в русском литературоведении термин «серебряный век» закрепился за модернистскими течениями. (от французского новый, современный.), его целью было создание поэтической культуры, которая бы содействовала духовному возрождению человека, преображению мира средствами искусства. Наиболее крупными течениями модернистской поэзии были символизм, акмеизм и футуризм. Долгие годы модернизм отождествляли с декадансом (от латинского «упадок») это направление как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Декадентский пафос противоречит модернистскому пафосу возрождения человечества.

Модернисты верили в божественную, преобразующую роль искусства, а поэтов отождествляли с пророками.

Самым крупным из модернистских течений был символизм. Начало ему было положено Д. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы».

Символистов «первой волны» (К. Бальмонт, В. Брюсов, З. Гиппиус, Д. Мережковский) принято называть «старшими символистами».

К символистам «второй волны», которые заявили о себе в 1900-е годы и внесли новые веяния, - «младосиволистами» (А. Блок, А. Белый и др.). «Старших» и «младших» разделяет не возраст, а разница мироощущений, направленность творчества.

В начале 1910 годов возникло новое модернистское течение – акмеизм. Оно было непосредственно связано с символизмом. К акмеистам относились Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 год. Наиболее влиятельными представителями этого направления были В. Хлебников, В. Маяковский.

       Нужно сказать, что русская поэзия осваивала новую эстетику (образы, темы, ритмику, язык), отвергая, как правило, реалистический стиль, считая его слишком конкретным, приземленным. К. Бальмонт говорил о различии между реалистами и символистами-неоромантиками: «Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой не видят ничего, символисты, отрешены от реальности, видят в ней только свою мечту…». Ф. Сологуб утверждал, что символизм – это преображение грубой действительности в сладкую мечту. Нужно сказать, что многие символисты не чуждались отражения в своем поэтическом мире социальной жизни, например, В. Брюсов, З. Гиппиус, А. Блок.

       Таким образом, конец 19 – начало 20 века отличало многообразие литературных школ и течений, что, безусловно, обогатило русскую литературу в целом.

 

2) Литературные течения и направления на рубеже XIX и XX веков. Реализм, символизм.

Вопросы и задания

Назовите писателей-реалистов, творчество которых стало заметным явлением на рубеже веков.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!