Аналитические жанры телевизионной журналистики.
Тема: «Информационные жанры тележурналистики»
Цель: закрепление знаний по теме «Информационные жанры тележурналистики»
1 Повторите тему «Информационные жанры тележурналистики»;
2 Познакомьтесь с видео по ссылке:
https://vk.com/videos-78782865?z=video-78782865_456239041%2Fpl_-78782865_-2
3 Определите жанр видео;
4 Определите тематическую основу;
5 Определите роль журналиста: транслирует событие, транслирует и вовлечён в процесс, транслирует событие и взаимодействует с героями
6 Оправдан ли стен-дап в данном сюжете? Почему?
7 Оправдан ли хронометраж видео? Почему?
Новость должна удовлетворять хотя бы одному из критериев:
-близость темы новости к потребителю информации
-известность кого-либо или чего-либо
-своевременность
-воздействие новости по ее возможным последствиям
-масштабность
-конфликт
-необычность
-персонификация.
Формы подачи информации:
-1). Информационное сообщение (видеосюжет)
Информационные сообщения на ТВ существуют в вербальной и визуальной формах: устное и видеосообщения. Сообщают что, где и когда произошло. Можно отметить важность новости, ее сенсационность, либо эксклюзивность, но почти никогда не говорят о яркой форме материала.
Хроникальные сюжеты (2 вида):
-сообщения об официальном, традиционном по форме событии
-сценарный, авторский
Этапы журналисткой работы:
1). Выбор и утверждение темы
2). Изучение объекта и съемки и создание сценарного плана
|
|
3). Участие в съемке, монтаже и написании текста
При написании текста информационного видеосообщения следует также учитывать отличия устной речи от письменной. ТВ-лексика не терпит канцеляризмов, профессионализмов, чисто научной терминологии.
-2). Отчет
Промежуточное место между событийным репортажем и информационным сообщением (заметкой) занимает отчет – достаточно полное и точное освещение общественно значимого события. Здесь наиболее часто встречается отстраненное, обезличенное изложение фактов. Отчеты – это всегда фиксированные на видео (ранее – на кино-, и даже, как мы знаем, на фото-) материалы.
Нефиксированный, «прямой отчет» - это уже трансляция, тоже информационный, но скорее, не жанр, а способ распространения информации.
Тематическая основа отчета – официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Сценарный план отчета обычно не пишется заранее, исключения – парады на Красной площади, когда там все заранее известно.
-3). Выступление (монолог в кадре)
Любое обращение человека к массовой аудитории при помощи телеэкрана, когда сам этот человек является основным (нередко единственным) объектом показа.
|
|
Основным содержанием всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.
Составные части выступления должны быть соразмерными.
До 40% информации может нести информация + мимика, жесты, весь внешний облик выступающего(имидж). Выступление, в сущности, не жанр, но способ донесения инфо до зрителя.
Прямые включения – воспринимаются если не самостоятельным жанром, но его модификацией, жанровой формой со специфическими признаками не только технического характера. Это рассказ корреспондента с места событий; может быть продолжительный stand-up (монолог в кадре).
Развитие технологий on-line. Эффект присутствия – вот основная цель и смысл постоянных прямых включений.
Три основные формы подготовки телевизионного выступления:
1). Текстовое – пишется самим выступающим и редактируется ТВ-редактором
2). Тезисное – своеобразный сценарный план
3). Импровизационное – предварительно лишь обозначены тема и продолжительность (хронометраж) выступления)
-4). Интервью
Это жанр публикации, представляющий из себя разговор журналиста с политиком, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам.
|
|
Ключевым жанром публицистики интервью становится в 19 веке.
Интервью для журналиста:
1). Способ получения информации
2). Жанр в форме беседы, диалога
Блистательные примеры интервью: У. Отт в цикле «Телевизионное знакомство», А.Караулов «Момент истины», «Русский век», В. Листьев «Час пик», А. Разбаш, «Здесь и сейчас» А. Любимов, «Герой дня» С. Сорокина.
Королем ТВ-интервью называют Лэри Кинга.
Вопросы интервьюера можно разделить на:
-контактные
-адресные (анкетные)
-программные (наводящие)
-экранные.
В зависимости от задачи различают:
1. Интервью-мнение (высказывание по какому-либо мнению)
2.Интервью-факт (сообщение о чем-либо известном данному лицу)
Типология интервью в зависимости от цели:
1). Протокольное (соответственно, лицо высокого ранга – интервьюируемый)
2). Информационное (цель – получение определенных сведений)
3). Проблемное (выявить различные точки зрения или пути решения проблемы)
4). Интервью-портрет (с целью всестороннего раскрытия личности собеседника)
5). Интервью-анкета (проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, как правило, не вступающих в контакт друг с другом).
|
|
-5). Репортаж
Это ведущий жанр тележурналистики. Возник термин в середине 19 века.
Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, ТВ о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.
Репортаж – основной, стержневой жанр любой информационной программы.
По способу трансляции различают:
1). Прямой репортаж
2). Фиксированный
По способу фиксации:
1). Видео-2). Кино- и фоторепортаж 3). Изорепортаж (например, «Масяня» в программе Леонида Парфенова «Намедни») – это новый вид репортажа.
По особенностям группового сопровождения:
1). Синхронный
2). Немой («б/з» -без звука)
Типология репортажей:
1). Событийные
2). Тематические/проблемные
3). Постановочные
Прямой репортаж может быть:
-комментированным
-некоментированным («Майдан»)
1 Специальный репортаж (“special report”)
Репортаж-расследование = специальный репортаж.
Это тематические (проблемные) репортажи (микроочерки). На НТВ – в программе «Сегодня» на 15-ой минуте.
Новая разновидность информационного вещания – многосерийность.
2 Спортивный репортаж – ведущий жанр спортивной журналистики.
В. Синявский, Я. Спарре, Н. Озеров, В. Маслаченко.
Суть репортажа – описание непосредственно происходящего на месте события.
Аналитические жанры телевизионной журналистики.
Задача– объяснить зрителю те или иные факты, их причинно-следственные связи.
-1). Комментарий
Разновидность оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т.д.
Комментатор – автор каких-либо обзорных материалов, посвященных определенному кругу событий (международные, спортивные и другие).
ТВ-комментарий – это чаще всего жанровая разновидность выступления в кадре.
-2). Обозрение
Основные черты:
1). Оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются с определенной авторской целью
2). Обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее
3). Обозрение отличается широтой исследования материала по сравнению с комментарием, в центре которого, как известно, может быть единичный факт или событие
4). Нередко материал обозрения ограничен хронологическими, либо тематическими рамками
Классический пример обозрения – обзоры печати.
-3). Беседа
Это специфический ТВ-жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогичную форму сообщения. Широко представлен в программах, посвященных темам представляющим общественный интерес – политическим, экономическим, социальным, морально-этическими и другим.
-4). Дискуссия
Жанр, особенно притягательный для телеэкрана, ибо ярко демонстрирует движение живой мысли, процесс ее рождения, развития, достижение цели, происходящие на глазах у зрителей.
Дебаты = телевизионные дискуссии.
-5). Ток-шоу
Жанр придумал Ф. Донахью. Четверка самых популярных телеведущих ток-шоу телезрители называют «богами» - QODS, по первым буквам их имен:
-Геральдо Ривьера
-Опра Уинфри
-Донахью Фил
-Салли Рафаел
Ток-шоу (англ. “talk-show”) – разговор, представление; разговорная передача с участием приглашенной в студию аудитории.
«Тема» В. Листьева – первая ласточка на отечественном ТВ в жанре ток-шоу.
-6). Пресс-конференция
Это прежде всего наиболее распространенный в журналистике способ получения официальной информации представителями многих СМИ от компетентных лиц, выступающих, как правило, от имени того или иного ведомства.
Краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе важного официального события и желаемых аспектах его освещения, называется брифингом.
₽
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!