Живопись, архитектура, скульптура

Развитие науки и образования

В середине ХХ в. наука стала ведущим фактором развития общественного производства. Главными направлениями науки в мире являлись комплексная автоматизация производства, управления и контроля на основе широкого применения ЭВМ; создание и внедрение в производство новых видов конструкционных материалов; открытие и использование новых видов энергии.

Советскому Союзу удалось в 1953-1964 гг. добиться крупных научных достижений в атомной энергетике, ракетостроении, освоении космического пространства. 27 июня 1954 г. в г. Обнинске Калужской области начала действовать первая в мире промышленная электростанция на атомной энергии. Научным руководителем работ по ее созданию был И. В. Курчатов, главным конструктором реактора — Н. А. Доллежаль, научным руководителем проекта - Д. И. Блохинцев.

Атомная электростанция АН СССР. в г. Обнинске Калужской обл.

4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник земли. Над его созданием работала группа ученых во главе с С. П. Королёвым в составе: М. В. Келдыша, М. К. Тихонравова, Н. С. Лидоренко, Г. Ю. Максимова, В. И. Лапко, Б. С. Чекунова, А. В. Бухтиярова.

Почтовые марки СССР

В том же году спущен на воду атомный ледокол "Ленин" - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Главным конструктором был В. И. Неганов, научным руководителем работ - академик А. П. Александров; атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африкантова.

В 1961 г. осуществлен первый в истории полет человека в космос; им стал советский летчик-космонавт Ю. А. Гагарин. Корабль "Восток", на котором Гагарин облетел вокруг Земли, создавался ведущим конструктором О. Г. Ивановским под руководством генерального конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва. В 1963 г. состоялся первый полет женщины-космонавта В. И. Терешковой.

Ю. А. Гагарин С. П. Королев

В 1955 г. на Харьковском авиазаводе начался серийный выпуск первого в мире турбореактивного пассажирского самолета "ТУ-104". Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин.

Самолет "ТУ-104"

Вступление Советского Союза в эпоху научно-технической революции ознаменовалось расширением сети научно-исследовательских учреждений. А. Н. Несмеянов, крупнейший химик-органик, в 1954 г. открыл Институт элементоорганических соединений АН СССР. В мае 1957 г. в целях развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. В марте 1956 г. Дубне был создан международный исследовательский центр – Объединенный институт ядерных исследований с целью изучения фундаментальных свойств материи. В становлении ОИЯИ участвовали известные физики А. П. Александров, Д. И. Блохинцев, И. В. Курчатов. Появились подмосковные научные центры в Протвино, Обнинске и Троицке. И. Л. Кнуня́нц, известный советский химик-органик, основал научную школу фтороргаников.

Синхрофазотрон, построенный в ОИЯИ в Дубне в 1957 г.

Значительные достижения имелись в развитии радиофизики, электроники, теоретической и химической физики, химии. Были удостоены Нобелевской премии за труды в области квантовой электроники A. M. Прохоров и Н. Г. Басов — совместно с американским физиком Ч. Таунсом. Ряд советских ученых (Л. Д. Ландау в 1962; П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм, все в 1958) получили Нобелевские премии по физике, что свидетельствовало о признании вклада советской науки в мировую. Н. Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом) стал в 1956 г. единственный советским Нобелевским лауреатом по химии.

После XX съезд КПСС открылась возможность изучения закрытых документов, что способствовало появлению интересных публикаций по отечественной истории:"Очерки исторической науки в СССР", "История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941— 1945 гг." и журнала "История СССР"

Характерной особенностью "оттепели" стали бурные научные дискуссии. Кризис сельского хозяйства, разочарование в совнархозах, необходимость найти сбалансированные решения большого числа проблем способствовали возрождению экономической мысли в СССР. В научных дискуссиях экономистов сформировались два направления. Во главе теоретического направления стояли ленинградские ученые Л. В. Канторович и В. В. Новожилов, выступавшие за широкое применение математических методов в планировании. Второе направление - практики - требовали большей самостоятельности для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения. Группа ученых начала изучать экономику Запада. Однако полностью освободиться от определенных идеологических установок историки, философы, экономисты не могли.

Л. В. Канторович

Официальная советская пропаганда рассматривала достижения советской науки не только как символы научно-технического прогресса, но и как доказательство преимущества социализма. Обеспечить осуществление коренной перестройки технических основ материального производства в СССР в полной мере не удалось. Что стало причиной технического отставания страны в последующие годы на наиболее перспективных направлениях.

Большое внимание уделялось в период "оттепели" среднему и высшему образованию, была отменена плата в вузах, техникумах. Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1959 г., высшее, среднее и неполное среднее образование имело 43% населения. Были открыты новые вузы в Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, Нальчике и др. городах.

Рос престиж высшего образования, в особенности инженерно-технического, в то время, как привлекательность рабочих профессий для выпускников школ начала падать. Для изменения ситуации принимались меры по приближению школы к производству. В декабре 1958 г. всеобщее обязательное 7-летнее образование было заменено обязательным 8-летним образованием. Выпускники восьмилетки могли закончить профтехучилище (ПТУ) или техникум для получения полного среднего образования и рабочей специальности.

На школьном уроке по автоделу

В старших классах средней школы вводилась обязательная производственная практика. Однако выбор предлагаемых в школе профессий (повар, швея, автослесарь и др.) был узок, не позволял получить необходимой современному производству подготовки. Кроме того, недостаток средств не давал возможности оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку. В 1964 г. в связи с неэффективностью школьной реформы, перегрузкой учебных программ вернулись с десятилетнему школьному образованию.

литература

В центре внимания писателей в 1950-е гг. оказался человек, его духовные ценности, повседневные жизненные коллизии. Научным изысканиям, поиску, борьбе между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами были посвящены романы Д. А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу"). В центре внимания Ю. П. Германа (роман-трилогия "Дело, которому ты служишь",1957, "Дорогой мой человек",1961, "Я отвечаю за всё",1964) - формирование человека высокой идейности и гражданской активности.

Появились интересные произведения о жизни послевоенной деревни (очерки В. В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агронома" Г. Н. Троепольского). В жанре деревенской прозы писали в годы "оттепели" В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов, ранний В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин. Произведения молодых писателей (Ю. В. Трифонов, В. В. Липатов) о молодых же современниках сформировали «городскую" прозу.

В. Шукшин и В. Белов

Продолжала развиваться "лейтенантская" проза. Писатели, прошедшие войну (Ю. В. Бондарев, К. Д. Воробьев, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, Г. Я. Бакланов, К. М. Симонов), переосмысливавшие свой опыт, размышляли о мироощущении человека на войне, о цене победы.

В процессе десталинизации в литературе была поднята тема репрессий. Большой резонанс общественности вызвали роман В. Д. Дудинцева "Не хлебом единым", 1956, повесть А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", 1962.

18 ноября 1962 г. журнал "Новый мир" публикует повесть "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына

Росла популярность молодых поэтов: Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. Ш. Окуджавы, Б.А. Ахмадулиной, Р.И. Рождественского. В своем творчестве они обращались к современникам и современным темам. Большую притягательность в 1960-е гг. имели вечера поэзии в Политехническом музее в Москве. Поэтические чтения на стадионе в Лужниках в 1962 г. собрали 14 тыс. человек.

Е. А. Евтушенко Б.А. Ахмадулина А. А. Вознесенский

Оживление культурной жизни способствовало появлению новых литературно-художественных журналов: "Юность", "Нева", "Наш современник", "Иностранная литература", "Москва". Журнал "Новый мир" (глав. ред. А. Т. Твардовский) публиковал произведения демократически настроенных писателей и поэтов. Именно на его страницах увидели свет произведения Солженицына ("Один день Ивана Денисовича", 1962 , "Матренин двор" и "Случай на станции Кречетовка", 1963). Журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом "шестидесятников", органом легальной оппозиции советской власти.

Были реабилитированы некоторые деятели культуры 1930-х гг.: И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк, в печати появились запрещенные стихи С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.

Однако "оттепель" в культурной жизни страны имела определенные рамки, установленные властью. Любые проявления инакомыслия уничтожались цензурой. Так произошло с B.C. Гроссманом, автором "Сталинградских очерков" и романа "За правое дело. Рукопись романа "Жизнь и судьба" о трагедии ввергнутого в войну народа в 1960 г. была изъята у автора органами госбезопасности. Это произведение было опубликовано в СССР только в годы перестройки.

Из документа (Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства):

…Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний…

В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат - машинописные или рукописные издания, не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и отечественных авторов, и тамиздат - печатавшиеся за границей произведения советских авторов. Роман Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" о судьбе интеллигенции в годы революций и Гражданской войны сначала распространялся в самиздатовских списках. После запрещения публикации романа в журнале "Новый мир" книга была передана за границу, где издана в ноябре 1957 г. в итальянском переводе. В 1958 г. Пастернак получил за роман Нобелевскую премию по литературе. В СССР не без ведома Н. С. Хрущева была организована кампания травли писателя. Его исключили из Союза писателей СССР, потребовали покинуть страну. Пастернак отказался уехать из СССР, но под давлением властей был вынужден отказаться от премии.

На даче Пастернаков в день присуждения Нобелевской премии: Е. Ц. и К. И. Чуковские, Б. Л. и З. Н. Пастернаки. Переделкино. 24 октября 1958

"Дело Пастернака" стало сигналом к новому ужесточению цензуры. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы, проявилось еще большее нетерпение к инакомыслию. В 1963 г. на официальной встрече руководства партии с творческой интеллигенцией в Кремле Хрущев выступил с резкой критикой в адрес поэта А. Вознесенского и предложил ему эмигрировать из страны.

Театр, музыка, кинематограф

В Москве начали работать новые театры "Современник" под руководством О. Н. Ефремова (1957)и Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова (1964), спектакли которых пользовались огромной популярностью зрителей. В театральных постановках молодых коллективов "Современника" и "Таганки" нашли отражение настроения эпохи "шестидесятников": обостренное чувство ответственности за судьбу страны, активная гражданская позиция.

Театр "Современник"

Больших успехов достигла отечественная кинематография. На экраны вышли фильмы об обыкновенной судьбе человека на войне: "Летят журавли" (реж. М. К. Калатозов), "Баллада о солдате" (Г. И. Чухрай). "Летят журавли" Калатозова стали единственным советским полнометражным фильмом, получившим в 1958 г. приз "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля.

Кадр из фильма "Летят журавли"

В лучших кинофильмах начала 1960-х гг. поднималась тема поиска жизненного пути молодым поколением: "Я шагаю по Москве" (реж. Г. Н. Данелия), "Застава Ильича" (реж. М. М. Хуциев), "Девять дней одного года" (реж. М. И. Ромм). Многие артисты смогли побывать за границей. В 1959 г. было возобновлено проведение Московского кинофестиваля. После Карибского кризиса усилилось разоблачение "идейных шатаний" деятелей литературы и искусства. Так, неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М. М. Хуциева "Застава Ильича", один из символов эпохи "оттепели" о молодёжи шестидесятых годов.

Из документа (С. Н. Хрущев. Трилогия об отце):

Как это случается с сильными натурами, отец, казалось, сам ощущал слабость своей позиции и от этого становился еще резче и непримиримее. Я присутствовал однажды при разговоре о фильме "Застава Ильича" режиссера Марлена Хуциева. Весь стиль, агрессивность этого разбора произвели на меня тягостное впечатление, которое я помню и по сей день. По дороге домой (заседание проходило в Доме приемов на Воробьевском шоссе, мы жили рядом, за забором) я возражал отцу, мне казалось, что ничего антисоветского в фильме нет, более того, он именно советский и одновременно высококачественный. Отец промолчал. На следующий день разбор "Заставы Ильича" продолжился. Взяв слово, отец посетовал, что идеологическая борьба идет в трудных условиях и даже дома он не всегда встречает понимание.

- Вчера Сергей, мой сын, убеждал меня, что в своем отношении к этому фильму мы не правы, - заявил отец и, оглядев темноту зала, спросил: -Правильно?

Я сидел в задних рядах. Пришлось встать.

- Так, верно, фильм хороший, - заикаясь от волнения, произнес я. Это был мой первый опыт участия в столь большом собрании. Однако мое заступничество только подлило масла в огонь, ораторы один за другим клеймили режиссера за идеологическую недозрелость. Фильм пришлось переделать, лучшие куски вырезать, он получил новое название "Нам двадцать лет".

Постепенно я все более убеждался, что отец трагически ошибается, теряет свой авторитет. Однако сделать что-нибудь было далеко не просто. Нужно было выбрать момент, осторожно высказать ему свое мнение, попытаться убедить его во вредности столь безапелляционных суждений. В конце концов он должен понять, что бьет по своим политическим союзникам, по тем, кто поддерживает его дело.

С конца 1950-х гг. в советской музыке развивался неофольклоризм. В 1958 г. ЦК КПСС принял постановление "Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий", "От всего сердца". Были сняты идеологические обвинения с композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. В 1955–1956 гг. в США проходили гастроли выдающихся советских музыкантов: Д. Ф. Ойстраха и М. Л. Ростроповича.

Популярностью у советских людей пользовались песни, написанные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов: "Подмосковные вечера" (В. Соловьев-Седой, М. Матусовский) в исполнении В. Трошина и Э. Пьехи, "Если бы парни всей Земли…" (В. Соловьев-Седой, Е. Долматовский), "Зори московские…" (А. Островский, М. Лисянский), "Звенит гитара над рекою…" (Л. Ошанин, А. Новиков) и др. В этот период начинается творческая деятельность композиторов Э. Денисова, А. Петрова, А. Шнитке, Р. Шедрина, А. Эшпая. Огромной популярностью пользовались произведения Г. Свиридова и песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова.

В становлении духовной атмосферы рубежа 1950—60-х гг. важную роль сыграло авторское песенное творчество. Аудиторией Б. Ш. Окуджавы, Н. Н. Матвеевой, Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, А. А. Галича стало молодое поколение "физиков" и "лириков", спорившие о проблемах научно-технического прогресса и гуманистических ценностях.

Б. Окуджава А. Галич

живопись, архитектура, скульптура

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. в работах художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников наши отражение трудовые будни современников, возник так называемый "суровый стиль". Картины представителей "сурового стиля" В. Е. Попкова, Н. И. Андронова, Т. Т. Салахова, П. П. Оссовского, В. И. Иванова и др. воспевали судьбы современников, их энергию и волю, "героику трудовых будней".

В. Попков. Строители Братска

1 декабря 1962 г. Н. С. Хрущев посетил юбилейную выставку Московской организации Союза художников в Манеже. Он обрушился с грубыми, некомпетентными нападками на молодых живописцев-авангардистов студии Э. М. Белютина: Т. Тер-Гевондян, А. Сафохина, Л. Грибкова, В. Зубарева, В. Преображенскую. На следующий день газета "Правда" опубликовала разгромный доклад, который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР.

Из документа (Из выступления Хрущёва во время посещения выставки в Манеже 1 декабря 1962 г.):

…Ну я не понимаю, товарищи! Вот он говорит: «скульптура». Вот он — Неизвестный. Вот это скульптура? Вы извините!… Я в 29 лет занимал положение, когда я чувствовал ответственность за страну, за нашу партию. А вы? Вам 29 лет! Вы всё чувствуете, что вы ходите в панталонах коротких? Нет, вы уже в штанах! И поэтому отвечай!…

Не хотите с нами идти в ногу — получите паспорт, уходите… Мы в тюрьму вас не посылаем! Пожалуйста! Вам нравится запад? Пожалуйста!…Давайте представим это. Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства — вызывает.

…Вы скажете: каждый играет, так сказать, в свой музыкальный инструмент — вот это и будет оркестр? Это какофония! Это… Это дом сумасшедший будет! Это джаз будет! Джаз! Джаз! Я не хочу обидеть негров, но вот, э-э, по-моему, это музыка негритянская…Кто же полетит на это жареное, которые вы хотите показать? Кто? Мухи, которые на падаль бросаются! Вот они, знаете, огромные, жирные… Вот и полетели!.. Тот кто хочет услаждать наших врагов — тот может браться за это оружие…

В скульптуре расцветает монументализм. В 1957 г. у здания ООН в Нью-Йорке появилась скульптурная группа Е. В. Вучетича "Перекуем мечи на орала". Военная тематика была представлена скульптурными портретами полководцев, созданными в советских городах Е. В. Вучетичем, Н. В. Томским, лучшими мастерами этого жанра.

"Перекуем мечи на орала" Скульптор - Вучетич Е. В.

Советские скульпторы в это время запечатлели исторических личностей и деятелей культуры. С. М. Орлов, А. П. Антропов и Н. Л. Штамм - авторы памятника Юрию Долгорукову в Москве перед зданием Моссовета (1953-1954); А. П. Кибальников завершает работу над памятником Чернышевскому в Саратове (1953) и В. Маяковскому в Москве (1958). Скульптор М. К. Аникушин в реалистической манере исполнил памятник А. С. Пушкину, установленный на площади Искусств в Ленинграде, у здания Русского музея.

Памятнику Пушкину. Скульптор М. К. Аникушин

За рамки соцреализма вышло в период "оттепели" творчество скульптора Э. Неизвестного: "Самоубийца" (1958), "Адам" (1962-1963), "Усилие" (1962), "Механический человек" (1961-1962), "Двухголовый гигант с яйцом" (1963. В 1962 г. на выставке в Манеже Неизвестный был экскурсоводом Хрущева. После разгрома выставки его несколько лет не выставляли, опала завершилась лишь с отставкой Хрущева.

Э. Неизвестный Надгробный памятник Н. С. Хрущеву работы Э. Неизвестного

После смерти Сталина начинается новый этап в развитии советской архитектуры. В 1955 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", "противоречащих демократическому духу жизни и культуры нашего общества". На смену сталинскому ампиру пришла функциональная типовая советская архитектура, которая с теми или иными изменениями сохранилась до распада СССР. По такому принципу были построены районы Химки-Ховрино (арх. К. Алабян) и кварталы Юго-Запада Москвы (арх. Я. Белопольский, Е. Стамо и др.), район "Дачное" Ленинграда (арх. В. Каменский, А. Жук, А. Мачерет), микрорайоны и кварталы во Владивостоке, Минске, Киеве, Вильнюсе, Ашхабаде. В годы массового строительства панельных пятиэтажек использовались стандартные проекты и дешевые строительные материалы "без архитектурных излишеств".

Государственный Кремлёвский дворец

В 1961 г. в Москве были построены гостиница "Юность" (арх. Ю. Арндт, Т. Баушева, В. Буровин, Т. Владимирова; инженеры Н. Дыховичная, Б. Зархи, И. Мищенко) с использованием таких же крупных панелей, что применялись в жилищном строительстве, кинотеатр "Россия" ("Пушкинский") с его выдвинутым козырьком. Одним из лучших общественных сооружений этого времени стал Государственный Кремлёвский дворец,1959—1961 (арх. М. Посохин), при строительстве которого рационально была решена проблема сочетания современного сооружения с историческими архитектурными ансамблями. В 1963 г. завершилось строительство Дворца пионеров в Москве, представляющего собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединённых между собой пространственной композицией.

РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

Либерализация общественно-политической жизни сопровождалась расширением международных культурных связей. В 1955 г. вышел первый номер журнала "Иностранная литература". Он стал для советских читателей единственной возможностью познакомиться с творчеством многих крупных западных писателей, книги которых в СССР не издавались по цензурным соображениям.

В октябре 1956 г. в Москве в музее им. Пушкина И. Эренбург организовал выставку картин П. Пикассо. Впервые в СССР были показаны полотна одного из самых известных художников XX в. В декабре того же года работы Пикассо отправили в Ленинград, в Эрмитаж, где выставка спровоцировала студенческий митинг в центре города. Студенты публично делились впечатлениями.

Плакат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов

В июле 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, символом которого стал придуманный П. Пикассо Голубь мира. Форум стал во всех смыслах значимым событием для советских юношей и девушек, они впервые познакомились с молодежной культурой Запада.

В 1958 г. в Москве состоялся первый Международный конкурс им. П. И. Чайковского. Победу одержал молодой американский пианист X. Ван Клиберн, выпускник Джульярдской школы, где он учился у Р. Левиной, русской пианистки, уехавшей из России в 1907 г. В Америке о его победе писали так: "он стал неожиданно знаменит, выиграв премию Чайковского в Москве в 1958 году, стал первым американцем, снискавшим триумф в России, где он превратился в первого фаворита; по возвращении в Нью-Йорк его встречали как героя массовой демонстрации".

Победитель конкурса им. Чайковского Х. Ван Клиберн

Большой резонанс в мировой музыкальной жизни вызвали первые зарубежные гастроли коллективов Большого и Кировского театров. В спектаклях классического репертуара и постановках современных композиторов ("Спартак" А. И. Хачатуряна, "Кармен-сюита" Р. К. Щедрина, "Легенда о любви" А. Д. Меликова) перед западным зрителем предстали М. М. Плисецкая, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, И. А. Колпакова, Н. И. Бессмертнова. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. балет превратился в "визитную карточку" советского искусства за рубежом.

М. Плисецкая

В целом, период «оттепели» стал благотворным временем для отечественной культуры. Духовный подъем содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение научных и культурных контактов с зарубежными странами способствовало гуманизации советского общества, наращиванию его интеллектуального потенциала.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА

Повесть И. Г. Эренбурга "Оттепель", опубликованная в 1954.

ЛИТЕРАТУРА

Вновь стали издавать сочинения авторов:

  • В. Э. Мейерхольд
  • Б. А. Пильняк
  • О. Э. Мандельштам
  • И. Э. Бабель
  • А. А. Ахматова
  • М. М. Зощенко
  • С. А. Есенин
  • М. И. Цветаева

Появившиеся литературные журналы:

  • Юность
  • Иностранная литература
  • Москва
  • Нева
  • Советский экран

Поэты:

Е. А. Евтушенко

Б. А. Ахмадулина

А. А. Вознесенкий

Поэты-песенники:

Б. Ш. Окуджава

А. И. Галич

Писатели:

Автор Произведения
А. Т. Твардовский "Теркин на том свете", "За далью – даль"
М. А. Шолохов "Судьба человека"
В. Д. Дудинцев "Не хлебом единым"
К. М. Симонов "Живые и мертвы"е
В. П. Аксенов "Звездный билет", "Пора, мой друг, пора"
А. И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича"
Б. Л. Пастернак "Доктор Живаго"

Кинематограф

Название картины Режиссер
Летят журавли М. К. Калатозов
Баллада о солдате Г. Н. Чухрай
Весна на Заречной улице Застава Ильича М. М. Хуциев

Театр

Театр Художественный руководитель
Современник О. Н. Ефремов
Ленинградский Большой драматический театр Г. А. Товстоногов
Театр на Таганке Ю. П. Любимов
Театр им. Ленинского комсомола М. А. Захаров

В 1958 г. начал проводиться международный конкурс исполнителей им. П.И.Чайковского.

СВЕРТЫВАНИЕ ОТТЕПЕЛИ

В "упаднических настроениях", "формализме" и т.д. были обвинены:

    • А.А. Вознесенский
    • Д.А. Гранин
    • В.Д. Дудинцев
    • С.И. Кирсанов
    • Э.И. Неизвестный
    • Р.Р.Фальк
    • М.М. Хуциев.

В 1958 г. Б. Л. Пастернак как "литературный сорняк" исключен из Союза писателей после публикации романа "Доктор Живаго" за рубежом.Посещение Хрущевым выставки абстракционистов в Манеже. Начало борьбы против абстракционизма и формализма в искусстве.

СОЗДАНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

1954 г. запуск первой промышленной атомной станции в г. Обнинске.

1961 г. испытание термоядерного оружия.

  • В 50-е гг. увеличивается финансирование науки в 12 раз, количество научных сотрудников – в 6.
  • 1957 г. создание крупнейшего в мире синхрофазотрона.
  • 1957 г. создание Сибирского отделения АН СССР.
  • "Реабилитирована" генетика.

Удостоены Нобелевских премий:

  • 1956 г. Н.Н. Семенов за теорию химических цепных реакций
  • 1962 г. Д.Л. Ландау за теорию жидкого гелия
  • 1964 г. Н.Г. Басов и А.М. Прохоров за исследования в области квантовой радиофизики.

ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМОСА

1957 г. запущен в космос первый искусственный спутник Земли.

12 апреля 1961 г. первый полет человека в космос.

1963 г. первый полет женщины-космонавта. Ею стала Валентина Терешкова.

Задание

1. Прочитайте текст

2. Ответьте на вопросы

Каких успехов добилась советская наука в 1953-1964 гг.?

• В развитии каких наук СССР занимал ведущее место в мире?

• Происходят ли изменения в количественном и качественном составе ученых?

• Появляются ли новые отрасли науки?

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!