Идеология революционного народничества.



Общественная мысль в России в 30 -- 50-ые годы XIX века.

В данный период происходит формирование основных направлений общественной мысли: консервативного (охранительного),

 либерального (реформаторского)

 и революционного (социалистического).

КОНСЕРВАТОРЫ.

Николай Первый проводил в жизнь реакционную консервативную политику, идеологией которой стала теория официальной народности.

Министр народного образования граф Уваров стал автором "Теории официальной народности": ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ.

Теория официальной народности восходила к доктрине «Москва – третий Рим» (16 век) и также была основана на идеи исключительности русского народа.

Смысл этой теории заключался в том, что русский народ – истинно православный, никакой власти. кроме самодержавной, не приемлет, власть российского самодержца исходит от Бога и пр. Важной идеей этой теории была взаимная и устойчивая связь между тремя этажами мироздания – народом, властью и Богом.

Значение этой теории заключалось в том, что в это время в России ничего не могло быть напечатано и произнесено публично такого, что расходилось бы с этой теорией. Так, архитектор Тон, строивший в это время Большой Кремлёвский дворец в Москве, делает его трёхъярусным, а учителя математики в гимназиях обязаны были говорить на уроках, что единство трёх сторон и углов в треугольниках символизирует единство Бога, царя и народа.

Эта теория была абсолютно оторвана от реальной жизни, что и показали дальнейшие события.   

Дворянский консерватизм первой половины 19 века несколько отличался от теории официальной народности. Его основоположником был историк и писатель Карамзин, считавший, что основой русской государственности – самодержавие. По мнению Карамзина, в русской истории всегда боролись два начала – республиканское (новгородское) и самодержавное (московское). Испытывая симпатии к первому, Карамзин отдавал предпочтение второму.

Лидером консерваторов в середине 19 века становиться публицист Катков. Характерно, что только он получил разрешение упоминать в своих статьях герценовский «Колокол» и спорить с ним.

 

ЛИБЕРАЛЫ

В мыслящем обществе именно с этого момента начались бурные споры об историческом предназначении России, в ходе которых определились два основные направления русского либерализма 1830 — 1850-х гг.: западничество и славянофильство.

Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин и др.) считали, что Россия развивается по универсальным законам мировой истории, а ее своеобразие объясняется, в первую очередь, огромным отставанием от Европы.

Исходя из этого программного тезиса, они призывали прививать на русской почве западные либеральные ценности (индивидуализм, частную инициативу, политические свободы), развивать буржуазные отношения в экономике, поощрять образование и науку. Все это поможет преодолеть историческое отставание России и обеспечит условия для ее гармоничного вхождения в европейскую цивилизацию.

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков и др.) были убеждены, что Россия имеет свой уникальный путь развития. Важнейшим институтом русского общества они считали крестьянскую общину, главной чертой русской культуры — соборность (коллективизм). Все постигшие Россию беды они связывали именно с тем, что, начиная со времен Петра I, Россия отказалась от свойственного ей самобытного развития и стала перенимать чуждые европейские порядки.

Общей чертой западничества и славянофильства являлось неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но многое их и разделяло.

Западники и славянофилы 1830 — 1850-х гг. уповали на проведение реформ «сверху» и поэтому не создали политических организаций.

РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ. СОЦИАЛИСТЫ.

В 1829 г. в число студентов Московского университета были приняты разночинец В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев, ставшие впоследствии выдающимися представителями русской революционной демократии. В том же году В.Г. Белинский основал студенческий кружок, получивший название «Литературное общество 11-го нумера».

Члены кружка (большинство из них составляли разночинцы) изучали западную философскую и общественно-политическую литературу, читали и обсуждали произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева и др. Кроме того, они сами писали публицистические статьи и художественные произведения. В.Г. Белинский стал автором драмы «Дмитрий Калинин», наполненной революционным антикрепостническим пафосом. За эту пьесу он подвергся преследованиям со стороны университетского начальства, а в 1832 г. и вовсе был исключен из числа студентов. Кружок «11-го нумера» распался.

Дальнейшая эволюция взглядов В.Г. Белинского чрезвычайно интересна и драматична. Он метался между консерватизмом, либерализмом и революцией вплоть до 1840 г. Письмо к Н.В. Гоголю (1847 г.), резко обличало предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков.

С 1831 по 1834 г. действовал студенческий кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Он во многом походил на «Литературное общество 11-го нумера», но отличался большей политической направленностью. Летом 1834 г. терпение властей лопнуло. По обвинению в «пении пасквильных песен» Герцен и Огарев были арестованы и отправлены служить в провинцию (Герцен — в Вятку, а Огарев — в Пензу).

В 1839 г. А.И. Герцен вернулся в Москву, а в 1847 г. он выехал за границу (в Италию). В 1848 г. во Франции началась очередная революция. Герцен решил быть в гуще событий и перебрался в Париж. Поражение революции произвело настоящий переворот в образе мыслей Герцена. Он окончательно порвал с либеральным западничеством и начал разрабатывать революционную теорию общинного социализма. Эта доктрина, противостоящая марксизму (продукту европейской цивилизации), стала впоследствии основой программы революционных народников, а в конце XIX — начале XX вв. — партии социалистов-революционеров. В 1850 — 1860-х гг. А.И. Герцен и Н.П. Огарев в Лондоне и Женеве издавали альманах «Полярная звезда» и газету «Колокол».

 

Во второй половине 1840-х гг. (1845 — 1849 гг.) в Петербурге действовал революционный кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. В его состав входили Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.М. Плещеев, М.И. Глинка, Н.Я. Данилевский, П.П. Семенов Тян-Шанский и др. Они обсуждали вопросы введения республики, отмены крепостного права. Велась дискуссия о путях осуществления революции.

В апреле 1849 г. по доносу провокатора петрашевцы были арестованы. Военный суд приговорил самых активных участников кружка (включая Ф.М. Достоевского) к расстрелу. В последний момент Николай I приказал заменить смертную казнь каторгой.

2.  Революционное движение в 60-70-ые годы.

Идейным фундаментом российского революционного движения на разночинском этапе его развития, безусловно, стала теория общинного социализма А.И. Герцена. Вот ее главные постулаты:

1) Основой европейской цивилизации является индивидуализм, который только усиливается с развитием буржуазных отношений. Западный мир, построенный на частной собственности и инициативе, не смог и не сможет построить социалистическое общество, доказательством чего является поражение революции 1848 г.

2) Российское общество традиционно базируется на принципах коллективизма (соборности).

3) Общинная земельная собственность и самоуправление должны стать фундаментом для построения социализма в России.

4) Россия должна миновать капиталистическую стадию общественного развития, так как буржуазное общество практически не способно эволюционировать в социалистическое.

5) Гегемоном (проводником) социалистической революции в России может стать только крестьянство, а не рабочий класс, как утверждают марксисты. Крестьянство — самая многочисленная социальная группа в России, оно является главным носителем общинного начала и ему близки идеалы социализма.

МОГУЧИМ ТОЛЧКОМ К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ СТАЛА ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В 1861 ГОДУ. ЭТО СОБЫТИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНО РАСКОЛОЛО

ü ЛИБЕРАЛОВ, КОТОРЫЕ ВОБЩЕМ БЫЛИ УДОВЛЕТВОРЕНЫ РЕФОРМОЙ

ü И РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ, КОТОРЫЕ ЕЙ АБСОЛЮТНО НЕ БЫЛИ УДОВЛЕТВОРЕНЫ.

Н.Г. Чернышевский - (сын саратовского священника) жил, в отличие от А.И. Герцена, в России. С 1856 по 1862 гг., вместе с Н.А. Добролюбовым и Н.А. Некрасовым, он редактировал журнал «Современник».

Чернышевский разделял взгляды Герцена, но считал, что социализм в России может наступить только в результате кровавой крестьянской революции. Однако крестьяне слишком патриархальны, необразованны и неорганизованны, поэтому им не обойтись без помощи людей убежденных, самоотверженных и решительных — профессиональных революционеров. Создание дееспособной революционной организации и воспитание пламенных борцов с самодержавием Чернышевский считал главными своими задачами.

Первая такая тайная революционная организация возникла при непосредственном участии Н.Г. Чернышевского летом 1861 г. в Петербурге — «Земля и воля». Организация объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных социальных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, то есть разночинцев.

Практическая деятельность «Земли и воли» сводилась к

Ø изданию и распространению революционной литературы,

Ø к содействию побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. Революционеры готовились начать открытое выступление в 1863 г. Но уже в 1862 г. власти арестовали Н.Г. Чернышевского.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ.

Образ «нового человека», революционера без страха и упрека, не признающего ценности и устои старого общества, отказавшегося от всех мирских благ и радостей во имя светлого будущего, Н.Г. Чернышевский создал в романе «Что делать?», который он написал, сидя в Петропавловской крепости (1862 — 1864 гг.). Книга оказалась на удивление бездарной, но герой-супермен Рахметов, а также план-схема грядущего «рая на земле» не на шутку взволновали публику, особенно, молодых людей. Зародившийся в конце 1850-х гг. среди молодежи крупных городов новый тип мировоззрения — нигилизм — получил художественное образное воплощение.

Нигилисты подражали Рахметову: одевались и питались скромно, отказывались от развлечений, тренировали волю, но главное — насмехались над верой в Бога и цинично отрицали все идеалы «старого мира». Для многих из них нигилизм был всего лишь модой, но для некоторых — прямой дорогой в революционные организации.

ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ.

После самороспуска «Земли и воли» революционная деятельность не прекратилась. Уже осенью 1863 г., в Москве, разночинец Н.А. Ишутин, вдохновленный идеями и образами романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», создал тайное общество. «Ишутинцы» пытались создавать мастерские (вейные, переплетные и др.) на артельных началах, чтобы на деле показать людям преимущества социалистического образа жизни, однако у них ничего не вышло.

В 1865 г. внутри ишутинской «Организации» сформировалась боевая группа «Ад», которая решила путем террора (цареубийства) подтолкнуть народ к началу «социальной революции».

4 апреля 1866 г., в Петербурге, ишутенец Д. Каракозов стрелял в императора Александра II, но, к счастью, промахнулся. На вопрос государя: «Зачем ты стрелял в меня?» — арестованный террорист ответил: «Потому что ты обманул народ: обещал ему землю и не дал!». Это стало первым из шести покушений революционеров на Царя-Освободителя. Кружок «ишутинцев» был разгромлен.

В это время на историческую арену вышел, пожалуй, самый одиозный деятель российского революционного движения — С.Г. Нечаев. В 1869 г. он создал глубоко законспирированную революционную организацию под названием «Народная расправа». Нечаев хотел покрыть Россию сетью ячеек с железной дисциплиной, для членов которых дозволено и морально все, что служит делу «повсюдного разрушения» старого общества и осуществления революционной цели. С. Нечаев был аморальным человеком: он охотно шел на подлость, шантаж и провокацию, если это нужно было для «великого дела». Чтобы поднять свой авторитет в глазах подчиненных, Нечаев соврал им, что ему удалось бежать из Петропавловской крепости. С. Нечаев организовал убийство одного из членов своей организации — студента И.И. Иванова. Полиция напала на след преступников, но Нечаеву удалось бежать. Разумеется, «Народная расправа» была разгромлена, а самого «вождя» в 1872 г. швейцарские власти выдали в руки российского правосудия.

РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 60-Х ГОДОВ ПОДГОТОВИЛО ПЕРЕХОД К НОВОМУ ЭТАПУ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ – К НАРОДНИКАМ – КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ НА АВАНССЦЕНУ ИСТОРИИ УЖЕ В 70 -- ЫЕ ГОДЫ.

 

 

Идеология революционного народничества.

Народничество — основное направление российского революционного движения во второй половине XIX в. Его идейным фундаментом стала теория «общинного социализма», разработанная А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским. Идеологическое оформление народничества происходит на рубеже 1860 — 1870-х гг. Период наибольшего его влияния пришелся на 1870-е — начало 1880-х гг.

Народники полагали, что самой мощной политической силой является трудовой народ (в первую очередь, крестьянство), который должен совершить социалистическую революцию. Свою миссию они видели в том, чтобы организовать массы и поднять их на борьбу, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Несмотря на то, что революционное народничество было единым течением общественно-политической мысли, в нем на рубеже 1860 — 1870-х гг. сформировались три основные направления.

1. Пропагандистское. Его создателем и главным идеологом был профессор математики П.Л. Лавров. Главная мысль П.Л. Лаврова заключается в том, что «образованное общество» находится в неоплатном долгу перед простым народом, так как последний, прозябая в нищете и невежестве, своим трудом столетиями обеспечивает достойную жизнь привилегированных сословий. «Критически мыслящие личности» обязаны проникнуться чувством ответственности перед народом. Возвратить долг они могут только одним способом, подготовив народ к революции. Однако для этого революционная молодежь сама должна быть готова к борьбе. Ей необходимо получить соответствующие знания и развить свой характер, а уже потом «идти в народ» с целью пропаганды социалистических идей и нового образа жизни, чтобы разбудить, таким образом, «революционное сознание масс».

2. Бунтарское. Его создателем был основоположник научного анархизма — М.А. Бакунин — соратник К. Маркса по I Интернационалу и … убежденный противник марксизма. В работе «Государственность и анархия» М.А. Бакунин развивает мысль, что любое государство (даже социалистическое) основано на насилии. Он категорически отвергал марксистскую идею пролетарской диктатуры и заявлял, что любое управление обществом, идущее «сверху вниз», губительно для народа. М.А. Бакунин предлагал создать вместо государства свободную федерацию («снизу вверх») крестьянских общин, рабочих союзов, профессиональных ассоциаций, областей и народов. В таком обществе недопустима частная собственность, и оно базируется на коллективном труде. Перейти к данному социальному устройству можно лишь в результате стихийного народного бунта.

Россия — страна традиционно бунтарская и поэтому идеально подходит для начала мировой революции. Гегемоном бунта могут стать только люмпены (нищие, бродяги и т.д.), а не рабочий класс, как считал К. Маркс. Именно изгоям по-настоящему «нечего терять» в общественной жизни, и они всегда готовы к восстанию.

3. Заговорщическое Его идеологию разработал юрист и талантливый публицист П.Н. Ткачев (1844 — 1885 гг.). П.Н. Ткачев заявил, что «социальная революция» может быть проведена только небольшой, но хорошо подготовленной и сплоченной партией заговорщиков. Они захватят власть, проведут необходимые народу преобразования, после чего отойдут от дел, передав бразды правления в руки самого общества. По мнению П.Н. Ткачева, революционный заговор вполне осуществим, так как российское государство давно не пользуется поддержкой широких слоев населения. Однако для полной уверенности в успехе власть следует ослабить. Одним из самых эффективных средств «расшатывания» старого режима П.Н. Ткачев считал политический террор.

В СКОРОМ ВРЕМЕНИ НАРОДНИКИ ПЕРЕШЛИ ОТ СЛОВ К ДЕЛУ И ПЕРВЫМ ИХ ДЕЛОМ СТАЛИ ХОЖДЕНИЯ В НАРОД.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!