Вывод: в первом рассказе трилогии футляр – это символ неспособности к жизни, страх перед ней, стремление загнать в него окружающих.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия о «футлярной жизни»

Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.П.Чехова, писателя разносторонне талантливого, независимого в своих убеждениях;  расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь почувствовать их самобытность и красоту;

Ход урока

 Изучить материалы лекции, написать краткий конспект по теме «Жизнь и основные этапы творчества А. П Чехова».

 

Антон Чехов родился в большой семье в Таганроге. Его отец, Павел Егорович, сначала гонял продавать быков из Воронежской губернии в Москву, а в 1858 году стал купцом третьей гильдии. В браке с Евгенией Морозовой у них родилось шестеро детей, сам Антон был третьим.
Обстановка в доме Чеховых была строгой: детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке. Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. Мать же учила детей быть отзывчивыми, уважать и поддерживать слабых, любить природу и окружающих.
   Учиться будущий писатель начал в 1868 году в таганрогской гимназии. Там он взял литературный псевдоним Чехонте, по прозвищу, которое дал ему один из учителей. В 13 лет Чехов впервые побывал в театре, где шла оперетта французского композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Именно тогда Чехов полюбил сцену и литературу.

    В 1876 году Чехов-старший разорился, и вся семья уехала в Москву. Шестнадцатилетний Антон, завершавший обучение в гимназии, остался один и занимался репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь. В эти годы он много читал, писал очерки для гимназических журналов, а журнал «Заика» с короткими зарисовками из таганрогской жизни отправлял братьям в Москву.               Тогда же Чехов написал первую пьесу — «Безотцовщина» и водевиль «Недаром курица пела».
    В 1879 году Чехов окончил гимназию и уехал из Таганрога в Москву. Там он начал заботиться о семье, обеспечивал близких на скромный доход от литературных публикаций. Дебют Чехова в печати состоялся в декабре того же года: в журнале «Стрекоза» были опубликованы рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.».

      В этом же году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова. Студент-медик жил у брата Ивана в подмосковном Воскресенске (сегодня город Истра). Там же в 1881 году он познакомился с заведующим Воскресенской земской больницей, доктором Павлом Архангельским. Еще во время учебы Чехов принимал больных, здесь же прошел практику, а после окончания университета остался работать уездным врачом. Летом 1884 года он перешел на должность заведующего звенигородской больницей.

Занятия в университете Антон Чехов совмещал с постоянной литературной работой. В основном он публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте, позднее появились «Врач без пациентов», «Дяденька», «Человек без селезенки», «Балдастов», «Антонсон», «Брат моего брата» — всего около пятидесяти.
       Чехов печатался в московских юмористических журналах «Будильник», «Зритель», «Осколки», сотрудничал с «Петербургской газетой», газетой «Новое время» и «Русскими ведомостями». В 1882 году писатель завершил работу над первым сборником рассказов «Шалость», но в печать он так и не вышел, вероятно из-за финансовых проблем. Первый сборник Чехова, «Сказки Мельпомены», увидел свет в 1884 году.
      К 1885 году Чехов был уже популярным автором малых рассказов. Но в его литературный путь вмешался писатель Дмитрий Григорович, который раскритиковал молодого человека за растрату своего таланта. С таким мнением были согласны многие ведущие авторы и критики тех лет.

Голодайте лучше, как мы в свое время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного, обделанного, писанного не в один присест, но писанного в счастливые часы внутреннего настроения. Один такой труд будет во сто раз выше оценен сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам.

        Но именно благодаря одному из критиков, издателю Алексею Суворину, Чехов смог раскрыть свой потенциал. В журнале Суворина «Новое время», с которым начал сотрудничать Чехов, авторам платили приличный гонорар, не ограничивали их ни по времени создания работ, ни по количеству слов. Именно в это благоприятное для писателя время вышли одни из его лучших работ: «Панихида», «Враги», «Агафья», «Кошмар» и другие — и появился чеховский рассказ как новое явление в русской литературе. В «Новом времени» Антон Чехов впервые начал подписывать тексты собственным именем.

        С 1887 года Чехов начал пробовать себя в более серьезных жанрах и темах. Переломным произведением в творчестве писателя стала повесть «Степь» для журнала «Северный вестник». Вдохновение для нее Чехов нашел в путешествии по Приазовью, во время которого побывал и на родине — в Таганроге. «Степь» хорошо приняла публика. Друг Чехова, бытописатель Москвы Владимир Гиляровский, писал: «Прелесть! Ведь это же настоящая, настоящая степь! Прямо дышишь степью, когда читаешь». В том же году в московском театре Корша поставили первое драматическое произведение Чехова — пьесу «Иванов», а через год его третий сборник, «В сумерках», отметили в Академии наук Пушкинской премией.

В 1890 году Антон Чехов отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Местная администрация запрещала общаться с политзаключенными, но писатель это правило нарушал. Ему удалось провести перепись населения острова, заполнив десять тысяч карточек на его жителей. Через пять лет вышла художественно-публицистическая книга путевых записок о ссыльной колонии и каторге — «Остров Сахалин».

             После Сахалина писатель поселился в Москве на Малой Дмитровке. В эти годы Чехов был уже одним из самых читаемых авторов в России. Его публиковали в журналах «Северный вестник», «Русская мысль», газетах «Новое время» и «Русские ведомости». Он общался с писателями Владимиром Короленко, Владимиром Гиляровским, Дмитрием Мережковским, режиссером Владимиром Немировичем-Данченко, актерами Александром Ленским и Александром Южиным, художником Исааком Левитаном.
  В 1890 году Антон Чехов снова отправился путешествовать, на этот раз по Западной Европе. Писатель побывал в Вене, Болонье, Венеции, Неаполе, где он поднимался на Везувий, в Париже и других городах.

     В марте 1892 года Чехов купил имение в подмосковном Мелихове. Там он открыл медицинский пункт, построил три школы и колокольню, помогал прокладывать шоссейную дорогу и, разумеется, лечил больных. Во время голода, который свирепствовал в Мелихове в эти годы, писатель собирал пожертвования для голодающих, а во время холеры работал санитарным врачом от земства: в его участке было 25 деревень, четыре фабрики и монастырь.
   Врачебная практика отнимала много сил и времени, но именно в Мелихове Чехов написал свои самые известные произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» — всего около 40 значительных произведений.

     В последние годы жизни у Чехова обострился туберкулез, поэтому врачи настояли на переезде литератора на Юг. Сначала он жил в Ницце, потом в Париже, а в сентябре 1898 года обосновался в Ялте. Там он построил дачу, работал в местном Попечительстве о приезжих больных.
В этом же году писатель познакомился со своей будущей женой — актрисой Ольгой Книппер. Впервые он увидел ее на репетиции в Московском Художественном театре. В 1901 году они поженились. Актриса была примой труппы МХТ, поэтому не могла надолго уезжать из Москвы. Там же были и все знакомые Чехова, друзья и издатели, а он оставался в Ялте и работал над пьесой «Три сестры», рассказом «Дама с собачкой» и повестью «В овраге». Теплые и трепетные отношения с женой Чехов сохранял по переписке — они отправили друг другу более 800 писем и телеграмм.

Последним произведением драматурга стала пьеса «Вишневый сад». Летом 1904 года он отправился на горный курорт в немецкий город Баденвайлер лечить легкие. Но местный доктор обнаружил, что состояние сердца писателя значительно ухудшилось. По воспоминаниям жены, в ночь с 1 на 2 июля Чехов проснулся, первый раз в жизни сам попросил послать за доктором и сказал: «Давно я не пил шампанского...» После чего писатель вновь лег спать — и уже не проснулся. Утром 5 июля гроб с телом Чехова отправили в Москву. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Ольга Книппер-Чехова пережила мужа на 55 лет.

 

 

«Маленькая трилогия»

Прочитать лекцию, выписать основные понятия. ( выделенный шрифт)

Три рассказа Чехова – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - образуют «маленькую трилогию», опубликованную в 1898 году в журнале «Русская мысль». По каким признакам литературоведы объединяют эти произведения? (Рассказы объединены общей темой ( «футлярной»), одинаковой композицией («рассказ в рассказе»), в них представлены одни и те же герои. Действие первого рассказа (обрамление) происходит в сарае старосты Прокофия, где пережидают дождь охотники Иван Иваныч и Буркин; действие двух других – по соседству, в имении Алехина, Софьине .)

Рассказ «Человек в футляре»

Итак, главная тема трилогии. Как она воплощается в содержании рассказа «Человек в футляре»? Что такое «футляр»? (В этом рассказе слово употребляется в прямом значении – вещи Беликова имеют каждая свой футляр. Но этим писатель, естественно, не ограничивается: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге». Появляясь уже в названии рассказа, «футлярная тема» получает такое развитие: вещи, циркуляры, страх перед начальством, «как бы чего не вышло», крах жизни и, наконец, идеальный футляр, который оберегает герой – гроб.)

Но вот среди гимназических преподавателей появляется новичок – Михаил Саввич Коваленко (не случайно он, наверно, обучает мальчиков истории и географии – ведь в его «ведомстве» и время, и пространство, огромный мир, в отличие от того, что преподает Беликов, - древний мертвый язык). Привыкший мыслить независимо и объективно, Коваленко весьма своеобразно воспринимает происходящее вокруг него: «Не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу… Атмосфера у вас удушающая, поганая… У вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке».

Беликов порицает Коваленко за то, что тот ходит в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, «теперь вот еще и велосипед». Парадокс этих нравоучений состоит в том, что речь свою Беликов начинает с фразы: «Вы – человек молодой, у вас впереди будущее » - и вдруг неожиданно заключает: «Надо вести себя осторожно, очень осторожно!» Сравним: в рассказе «Крыжовник» Иван Иваныч, обращаясь к Алехину, призывает: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» По мнению Беликова, как видим, молодость должна проявляться не в порывах, дерзаниях, а в осторожности.

Вообще, разговор, который ведут герои, носит трагикомический характер. Оба они говорят искренне, но словно на разных языках, потому что логика Беликова сталкивается с логикой нормального человека.

Почему Коваленко не боится Беликова? Ведь тот пригрозил донети начальству на молодого коллегу. (Михаил Саввич – человек, не привыкший прятаться от жизни в скорлупу, он прибыл в этот городок из Малороссии, страны бескрайнего простора, и душа у него вольная, широкая, как песни, которые поет его сестра Варенька. Для него Беликов только «глитай абож паук», а не ходячий циркуляр, которого следует опасаться. Тиран, как известно, велик в глазах раба, а в глазах человека свободного он ничтожество: «Я честный человек и с таким господином, как вы, не желаю разговаривать. Я не люблю фискалов.»)

Далее для Беликова, не ожидавшего от Коваленко таких «грубостей», такого решительного опора, все складывается весьма трагично. Происходит «колоссальный скандал»! Возмущенный угрозой доноса, Михаил Саввич спускает с лестницы учителя греческого языка. И это на глазах у Вареньви и еще двух дам! «Лучше бы, кажется, сломать себе шею, обе ноги, чем стать посмешищем: ведь теперь узнает весь город, дойдет до директора, попечителя, - ах, как бы чего не вышло! – нарисуют новую карикатуру, и кончится все это тем, что прикажут подать в отставку…» Но это еще было не самое ужасное: далее хохотушка Варенька рассмеялась своим голосистым смехом – и «этим раскатистым,

заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

Все. Он уничтожен. Несчастный заболел и через месяц умер. Но - очередной парадокс личности: обрел – таки счастье – в смерти! «…точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он никогда уже не выйдет. Да он достиг своего идеала!»

От чего же умер Беликов? (От испуга. От страха. От страха жизни, которая так грубо, бесцеремонно разорвала замкнутое, изолированное, безопасное пространство, где он благополучно пребывал, создала такую ситуацию, из которой не было для него абсолютно никакого выхода. И во еще один парадокс – Человек, державший в страхе весь город, сам умер от страха!)

Почему же жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее? (Там, где властвует страх , там владычествует ничтожество! И страх этот очень трудно, почти невозможно изжить - это страх перед начальством, страх погубить карьеру, потерять хотя и скромное, но стабильное жалованье. Это боязнь чего-то нового, боязнь стать свободным – а то «как бы чего не вышло!»)

Вывод: в первом рассказе трилогии футляр – это символ неспособности к жизни, страх перед ней, стремление загнать в него окружающих.

Рассказ «Крыжовник»

Второй рассказ трилогии – «Крыжовник» - повествует о другом человеке. Если Беликов показан в трилогии как человек уже сфомировавшийся, то характер Николая Иваныча дается в развитии. История Николая Иваныча Чимши-Гималайского – это история оскудения души, духовная деградация. Проследим ее основные этапы.

По словам Ивана Иваныча , изначально его брат «был добрый, кроткий человек». Он испытывал отвращение к бесцветной, скучной чиновничьей жизни, тяготился своей службой в казенной палате. Николай Иваныч, вспоминая своевольное деревенское детство («стерегли лошадей, драли лыко, ловили рыбу»), мечтал о просторе, о свободе. Но постепенно эта романтическая тяга принимала все более реальные, но ограниченные очертания. Поэзия сменилась жестокой прозой; Николай Иваныч уже мечтал о том, «как будет есть собственные щи», приобретет свою усадьбу, непременно с крыжовником. Таким образом, мечты о счастье, о свободе превратились в обыкновенные устремления стать собственником. Вдохновенно, с увлечением рисует Николай Иваныч планы будущего поместья. И это уже – план жизни, схема существования.

Николай Иваныч, как и Беликов, достиг своего идеала. Все его мечты реализовались: он ест собственные щи, он помещик, у него собственный крыжовник. Он счастливый человек.)

Но почему же вид счастливого человека так отвратителен Ивану Иванычу и нам, читателям?

Мы помним, с помощью каких средств достиг счастья Николай Иваныч: недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, как нищий, уморил жену, которая принесла ему капитал, но не выдержала жизни, полной лишений и ограничений. Причем герой даже не понял, что он главный виновник ее смерти.

Мы наблюдаем, как изменился «счастливец» и внешне и внутренне. Бывший чиновник стал не только свиноподобен, но и важен, надут, говорил: «Мы, дворяне», забыв, что несообразную «дворянскую» фамилию Чимша-Гималайский носили дед-мужик и отец-солдат. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», - заключает Иван Иваныч.

Вывод: футляр в рассказе «Крыжовник» - это самодовольство собственника.Как в Буркине отчасти живет Беликов (свою мысль этот человек тоже прячет в футляр, желание достучаться до других его не посещает, а жить свободно и осмысленно - страшно), так и в Алехине живет Николай Иваныч! «Крыжовником» для Павла Константиновича стало его имение.

Рассказ «О любви»

Главную тему трилогии мы помним. Неужели и любовь можно загнать в «футляр»? Оказывается, что можно.

Кто главный герой рассказа? Что он говорит о себе? (Алехин – «по воспитанию белоручка, по наклонности – кабинетный человек», но на имении, оставшемся от отца, был большой долг, и Алехин посчитал делом чести этот долг выплатить. И вот, не имея ни наклонностей, ни охоты, взвалил на себя все заботы об имении. Он «пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился». Возложенные им самим на себя обязанности не приносили Павлу Константиновичу ни удовлетворения, ни счастья. Он опустился, был измотан физически и морально. И вот неожиданная встреча с прекрасной молодой женщиной… )

Чем в жизни Алехина становится его любовь к Анне Алексеевне? Что мучает героев? (И герой, и героиня сразу же потянулись друг к другу: «Я почувствовал в ней существо близкое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери». Алехин и Анна Алексеевна полюбили, но, полюбив, боялись признаться в этом сами себе, прятали свои чувства, и оба были несчастливы. «Мы подолгу говорили, молчали, номы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть тайну нам же самим».)

Найдите в тексте ответ на вопрос о том, почему Алехина не признается Анне Алексеевне в своей любви. («Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь… а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье?...» Удивительно, насколько рассудочным становится чувство! Рассудок велит Алехину взвалить на себя заботы об имении, испытывая к этому имению отвращение, рассудок же и осторожность заставляют героя мечтать о счастье и тут же прикидывать, на сколько его хватит.)

Название рассказа звучит иронично, вопросительно. Действительно, в нем много говорится о любви, но нет самой любви, она спрятана и от самих героев, и от окружающих их людей, и от читателей. Алехин и Анна Алексеевна сами обрекают себя на муку, тем самым губят себя, свои души. Героиня тоже «думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила ее мужа, как сына… И ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни, и без того тяжелой, полной всяких несчастий?» Рассудочная, не верящая в себя любовь обречена… Болезнь героини – лучшее подтверждение тому, что нельзя так жестоко обращаться с собственным чувством. У Анны Алексеевны расстроены нервы, она раздражительна и глубоко несчастна. Как тут не вспомнить жену Николая Иваныча, которая зачахла в доме у «футлярного» человека! При всей несхожести ситуаций, разве не так чахнет и героиня рассказа «О любви»?

К сожалению, прозрение приходит к Алехину слишком поздно. Лишь расставаясь с любимой женщиной навсегда, он «признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все, что мешало любить…». И героям остается лишь рыдать над своей несбывшейся любовью, оплакивать свою судьбу.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!