Раздел 2. От карма-канды к карма-йоге



И второй раздел этой главы посвящен тому, чтобы объяснить, откуда появились предписанные обязанности, почему они обладают таким очищающим свойством, и вообще, говорят о принципе ягьи. То есть принцип, благодаря которому наше существование очищается, мы развиваемся, и в конце концов можем достичь освобождения и вернуться в духовный мир.

Принцип ягьи. Для нас это очень важно, потому что, если мы поймем этот принцип служения, то тогда мы поймем суть духовной жизни. На самом деле в духовном мире все совершают ягью. И главная ягья – это любить Кришну. Это суть духовного мира, бхакти-йога.

(00:40:01)

Но просто, когда обусловленным живым существам, которые не хотят никому служить, говорят о ягье, о том, что нужно учиться служить, то они это воспринимают как аскезу и делают это, только если им очень сильно что-то пообещают. Поэтому принцип ягьи очень важен для нас, и давайте о нем поговорим, посмотрим, что говорит нам Кришна на эту тему. Текст номер десять.

На заре творения Господь, повелитель всех живых существ, создал людей и полубогов вместе с жертвоприношениями в честь Вишну, и благословил их, сказав: «Будьте же счастливы, совершая эту ягью, ибо она дарует вам всё желаемое, чтобы вы могли жить безбедно, и в конце концов обрели освобождение».

И следующий текст.

«Довольные вашими жертвоприношениями, полубоги будут довольны и вами, и тогда, благодаря такому взаимодействию людей и полубогов, в мире воцарится благоденствие».

«В награду за ягью полубоги, которым подвластны все блага этого мира, даруют вам всё необходимое для жизни. Но тот, кто наслаждается этими благами, не принося их в жертву полубогам, безусловно, является вором».

Итак, на заре творения Господь праджа-патих (праджа-патих – это Господь Кришна, Шрила Прабхупада объясняет это в комментарии), то есть повелитель всех прародителей Господь Кришна создал полубогов. Это живые существа, которые наделены особыми полномочиями, им поручили управлять разными стихиями в материальном мире. И создал также живых людей – это живые существа, которые обычные живые существа. И также создал принцип ягьи, и сказал: «Будьте счастливы, люди и полубоги, будьте счастливы этой ягьей». Людям Он говорит: «Когда вы будете совершать ягью, то тогда вы можете исполнить любые желания, полубоги вам помогут исполнить любые желания».

И Шрила Прабхупада объясняет: любые желания означает и материальные желания, материальное процветание, и в конце концов помогут получить освобождение – и то, и другое. И смотрите, как Кришна интересно устроил. Он сделал симбиоз между людьми и полубогами. А когда люди на земле в благодарность, понимая, что не просто так всё появилось, что это появилось по милости Бога, через полубогов это в мире и проявляется, поэтому надо проводить ягью, благодарить Бога, поблагодарить полубогов за всё, что у нас у нас есть, если люди это делают, то полубоги довольны.

Почему они довольны? Потому что, когда люди делают ягью – мы пока не знаем, что такое ягья, об этом позже будет говориться – то вырабатывается особая энергия, так Кришна устроил. Это особая энергия – это то, чем питаются полубоги. Конечно, у полубогов там фрукты, овощи, пирожки с черникой, всё у них есть, они могут наслаждаться, но главной энергией, которая наполняет их жизнь, является энергия, которая появляется во время жертвоприношения.

И когда люди в благодарность Богу и полубогам делают ягьи, то полубоги счастливы, и посылают еще больше разных приятных для людей вещей, чтобы они могли наслаждаться.

Люди получают это, благодарят, совершают ягью, полубоги довольны, дают еще. И вот так это всё крутится, благодарность, принцип ягьи работает. Получают – благодарят – получают – благодарят. Когда люди перестают совершать ягью, эта энергия перестает поступать полубогам, они чувствуют: что-то голодно стало. И начинают посылать гром и молнию.

Значит, какие-то проблемы, появляются, стихийные бедствия, что-то начинает разрушаться, нарушается климат, времена года, всё начинает расстраиваться. Люди понимают, что что-то мы делаем не так. Как говорит нам стих номер 12. Так как они воруют, то есть они берут, но не благодарят – принцип ягьи нарушается.

Еще раз. Мы попали сюда, в материальный мир, пытаясь отказаться от идеи служения, которая существует в духовном мире. И Кришна специально принцип ягьи в этот мир положил, установил этот принцип ягьи: люди, может, не хотят учиться служению, но так здесь всё устроено, чтобы научить этому принципу служения.

(00:45:05)

Если они не будут служить, если они не будут ягью совершать, то они не будут наслаждаться, они не смогут исполнить свои желания. Поэтому они вынуждены этот принцип ягьи понимать и ему следовать, иначе страдания. Итак, это Кришна создал этот принцип ягьи.

И если люди ягьи совершают, полубоги довольны, в благодарность дают им плоды. Люди берут эти плоды, в благодарность дают полубогам эту ягью, полубоги в благодарность дают плоды. И так постоянно происходит.

Дальше в нескольких стихах Кришна приводит пример, один из примеров, самый понятный. Что дают полубоги? Они дают еду, об этом поговорим. Тринадцатый текст.

«Преданные слуги Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу, которая была принесена в жертву Господу. Те же, кто готовит пищу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех».

То есть, когда люди просто готовят, просто едят, то это грех. То есть они взяли, не поблагодарили, не сказали ни спасибо, ни до свидания, они просто взяли и наслаждаются в свое удовольствие, это греховно. Тогда как преданные или благочестивые люди понимают, надо совершить ягью. Сейчас мы дойдем, что же такое ягья, и как в нашем случае ягья проявляется, и как в ведические времена это проявлялось.

Дальше объясняется, откуда появляется еда, 14 и 15 стих как раз объяснят нам этот принцип, что это за ягья такая, о какой ягье здесь идет речь.

«Тела всех живых существ кормятся злаками». Это понятно. То есть, чтобы мне жить, надо есть злаки – хорошо. «Которые растут благодаря дождям». Тоже нормально. Злаки на поле, идет дождь – они прорастают, хорошо. Благодаря дождям я получаю злаки. «Дожди выпадают, когда люди совершают ягью». Вот это интересно: когда ягью совершаем, тогда идут дожди, появляются злаки, появляются пирожки, значит, я могу есть и существовать, хорошо. А ягья откуда берется? «Ягья рождается из выполнения предписанных Ведами обязанностей».

Вот о какой ягье идет речь. У нас, конечно, в уме всегда огненные жертвоприношения, слышишь слова «ягья», и сразу костер, уже пахнет дымом, топленым маслом, вот об этих ягьях речь. Конечно, там были такие ягьи, несомненно, брахманы совершали такие жертвоприношения, но ягья также означает любые предписанные Ведами обязанности.

То есть, когда человек выполняет свои обязанности в варнашраме, то есть, если он пахарь, то он пашет – это его ягья. То есть, если он делает это согласно предписаниям Вед, то это ягья. Если это кшатрий, он сражается, управляет – это его ягья. Если он вайшьи, он торгует, заботится о коровах – это его ягья. То есть когда люди следуют предписаниям варнашрамы – это называется ягья.

И когда они делают ягью, то полубоги довольны ими, посылают дожди, дожди дают зерно, и человек может есть это зерно, вот тогда это прасад, тогда это всё законно. Если он просто вырастил зерно без всякой ягьи, без предписанных обязанностей, то тогда это греховно. Вот об этом здесь идет речь.

Теперь что касается нас, преданных Кришне. О какой ягье идет речь?

Конечно же, главная ягья, которую мы совершаем – это санкиртана-ягья, или воспевание Святых имен, также другие виды деятельности в преданном служении. Если мы занимаемся всем этим – это ягья. В том числе мы предлагаем Кришне бхогу, и после этого принимаем прасад – это тоже один из видов преданного служения. То есть, когда преданный занимается преданным служением – это называется ягья. Об этом говорит Шрила Прабхупада:

«Предписания, регулирующие деятельность людей, содержатся в Ведах, которые исходят непосредственно от Верховной Личности Бога. Поэтому вездесущее Божественное начало вечно присутствует в акте жертвоприношения».

15 текст объясняет, почему следование Ведам является ягьей, могущественным действием.

(00:49:58)

То есть Веды – это не просто какие-то правила, которые создали люди, как законы государства создают сейчас. Нет. Эти наставления получены непосредственно от Господа. Поэтому слушаться предписаниям Вед, означает – слушаться Бога, нет никакой разницы. То есть что у нас получается? Если человек выполняет свои обязанности, предписанные Ведами, то есть он выполняет свое служение Богу, вследствие этого полубоги довольны тому, что он следует Ведам, сим самым он следует предписаниям Бога, даже сам того не понимая, он может не знать, что это он Богу следует. Но если он это делает, полубоги понимают – он следует законам Бога, и поэтому награждают его дождем, зерном, пирожками, которыми этот человек может питаться.

Кстати, часто возникает вопрос такой. Если люди сейчас не совершают ягьи, почему же идет дождь, почему же есть продукты в магазинах, и мы неплохо живем, в принципе, без всякой вашей ягьи ведической? Несколько ответов на этот вопрос есть. Во-первых, процветание – дело относительное. Знаете, сидят бомжи под мостом, у них костерчик, и они в импровизированном чайнике из консервных банок себе кипятят чай. И они сидят под мостом и говорят: «Неплохо мы тут сидим, всё есть, как у людей». Тоже какое-то процветание.

Если сравнить то процветание, тот комфорт жизни, который описывается в Ведах, – люди жили долго, спокойный ум, каждый понимал, чем ему заниматься – то есть какие-то другие виды наслаждений доступны были людям. И сравнить это с тем, что сейчас людям приходится очень много работать, всё время в состоянии стресса находятся, живут не так уж и много. И постоянно раздираемы какими-то сомнениями, беспокойствами. То можно сравнить: не так уж и хорошо люди живут по сравнению с тем, что описывалось в те времена. Это один момент.

Другой момент, что какая-то ягья все равно происходит, то есть кто-то служит Богу, следует предписаниям Вед и других священным писаниям, которые проявлены в этом мире. И третье – это уже как комплимент вайшнавам – что вайшнавы, по крайней мере совершают точно санкиртану-ягью, поэтому это благо для всего человечества, вот так я отвечу на эти вопросы.

«О, Арджуна, тот, кто, получив тело человека, не совершает предписанного Ведами цикла жертвоприношений, несомненно, ведет жизнь, полную греха. Стремясь лишь к чувственным удовольствиям, такой человек проживает жизнь впустую».

Итак, закончился второй раздел, который объяснял принцип ягьи, откуда появились обязанности в варнашраме. Это не просто какие-то обязанности, а обязанности перед Богом, которые Он дал живым существам, которые хотят благ в этом мире. И если человек этого не делает, он вор. Если он следует принципу ягьи, он очищается постепенно, исполняет свои желания законным образом и, постепенно возвышаясь, он может прийти к тому, что сможет действовать, не стремясь к плодам, как карма-йог.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!