Этап. Конец 1960-х-нач. 1970-х гг. Робкие попытки возрождения сатиры.

Этап. 1920-е годы. Сатира в период литературных группировок.

Несмотря на критику РАПП (Российской Ассоциации Пролетарских Писателей) и преследование всего «непролетарского», в это 10-летие созданы замечательные сатирические произведения М. Зощенко (рассказы; сборник «Голубая книга») и А. Платоновым (романы «Котлован» и «Чевенгур»), И. Ильфом и Е. Петровым (дилогия «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»), М. Булгаковым (повести «Собачье сердце», «Дьяволиада» и «Роковые яйца», пьеса «Зойкина квартира и др.) и Ю. Олешей (повести «Три толстяка» и «Зависть»), В. Маяковским (пьесы «Клоп» и «Баня», стихотворение «Прозаседавшиеся и др.).

В эмиграции в эти годы издавались А. Аверченко,Саша Черный,Н. Тэффи.

Здесь мы сделаем экскурс в биографию всеми признанного «Короля смеха»:

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881–1925) – выпустил на родине 40 книг. Книги его печатались и за границей – русскими издательствами в Берлине, Париже, Софии, Праге. Аверченко сравнивали с Марком Твеном и А.П. Чеховым.

Тематика «Сатирикона» и произведений Аверченко чрезвычайно широка. Однако цензурная свобода, дарованная Положением 1905 года, длилась недолго. В статье 1913 г. «Мы за 5 лет» А. Аверченко перечисляет темы, которых запрещено касаться: 1) Военных (даже бытовые рисунки) 2) Голодающих крестьян 3) Монахов (даже самых скверных) 4) Министров (даже самых бездарных).

В рассказах, созданных после Октябрьской революции, за насмешкой звучала боль обманутого человека: «Да есть ли у нас сейчас революция?.. Разве та гниль, глупость, дрянь, копоть и мрак, что происходит сейчас, – разве это революция?.. Революция – сверкающая прекрасная молния, революция – божественно красивое лицо, озаренное гневом Рока». Сатирические сказки о Красной Шапочке, королях и дураках, прочих фольклорных героях, в маске которых выступают Ленин, Троцкий, Луначарский, обнаруживают истинную суть переворота в Советской России. В предисловии к сборнику «Дюжина ножей в спину революции» Аверченко вспоминает о традиционном образе русского дурака: «Горяч русский дурак – ох как горяч… что толку с того, что потом, когда очухается он от веселого азарта, долго и тупо будет плакать свинцовыми слезами и над разбитой церковью, и над сокрушенными вдребезги финансами, и над мертвой уже наукой…»  

Публикация книг А. Аверченко на родине прервалась в связи с его отъездом в эмиграцию. Однако после неожиданного положительного отзыва В.И. Ленина (нач. 1920-х гг. – см. выше) А. Аверченко некоторое время (до сер. 1920-х гг.) печатают на родине, затем писатель уходит в забвение и становится частью «возвращенной литературы», публикация которой, как известно,  началась уже в годы «перестройки» (к. 1980-х – нач. 1990-х гг.).

Этап. 1930-е-1940-е-нач. 1950-х гг. Спад сатиры.

В 1929 г. к власти в СССР, как мы уже знаем, окончательно пришел И.В. Сталин – началась эпоха «завинчивания гаек», отсутствия свободы слова, преследования инакомыслия, расцвета тоталитарной системы.

Последний прорыв сатиры в области прозы– публикация романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» (1933г.).

Последний прорыв сатиры в области поэзии – стихотворение Осипа Мандельштама «Мы живём, под собою не чуя страны», написанное в ноябре 1933 года.

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца, –

Там помянут кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, дарит за указом указ –

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина

И широкая грудь осетина.

Этоодно из самых знаменитых стихотворений XX века, эпиграмма, посвященная «кремлёвскому горцу» Сталину. Оно было написано после того, как Осип Эмильевич стал очевидцем страшного крымского голода (1932-1933 годы). Мандельштам не скрывал своего авторства и после ареста готовился к расстрелу. Поэта отправили в ссылку в Чердынь (Урал), а потом разрешили поселиться в Воронеже. В ночь с 1 на 2 мая 1938 года он был арестован вновь и после месяцев тюремного заключения отправлен в Дальлаг (Дальневосточный лагерь), но по пути, в декабре 1938 года, скончался от полного физического истощения в пересыльном лагере.

Более подробно об антисталинской литературе мы поговорим в теме «Литература сталинского ГУЛага».

В годы Великой Отечественной войны объектом сатиры становятся враги – фашистская Германия, Гитлер и его окружение. Основное средство сатирического осмеяния – политический плакат (авторы – знаменитые Кукрыниксы – тройственный союз советских художников-графиков и живописцев Михаила Куприянова,Порфирия Крылова и Николая Соколова):

В 1946 году советским партийным и государственным деятелем А. Ждановым был прочитан доклад о журналах «Звезда» и «Ленинград». Он имел трагические последствия для всей отечественной литературы, для развития сатиры, для судеб многих писателей.

Жертвами этого постановления становятся в первую очередь М. Зощенко и А. Ахматова.

Это постановление также негативно коснулось И. Ильфа и Е. Петрова – из библиотек страны изъяли дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Здесь мы сделаем экскурс в биографию блистательного сатирика М. Зощенко.

Михаил Михайлович Зощенко (1884-1958) – писатель, пришедший в литературу с богатым жизненным опытом, который определялся не только специальным образованием (незаконченное юридическое), но практикой – от работника погранохраны до инструктора по кролиководству и куроводству, от плотника до актера, от агента уголовного розыска до бухгалтера: «Если бы не заработанный порок сердца, то стал бы не писателем, а летчиком», – шутил Зощенко. В начале 1920-х гг. писатель выпустил уже 25 сборников. По анкете «Красной газеты» М. Зощенко был назван самым знаменитым человеком Ленинграда конца 1920-х гг. В 1929 году выпущено первое собрание его сочинений. Но нападки критики были уже и в эти годы. «Герой Зощенко – обыватель», – эта формула кочевала из статьи в статью.«Тему путают с автором… Стыдят в чем-то, чувствуешь себя бандитом и жуликом», - недоумевал писатель. В «Литературной Энциклопедии» 1930 года была отмечена «анекдотическая легковесность комизма, отсутствие социальной перспективы». Сам автор утверждал, что «нельзя писать так, будто в стране ничего не случилось». «Героем» того времени действительно становится советский обыватель – человек из массы (вспомним прочитанный нами еще на 1 курсе рассказ «Аристократка» и его героя водопроводчика Григория Ивановича). Сатирик заговорил его голосом, посмотрел вокруг его глазами. Задача писателя – не издеваться над обывателем, а дать возможность посмотреть на себя со стороны. Зощенковский «сказ» литературовед Ю. Тынянов определил как попытку ввести в литературу самого читателя.

Однако нападки критиков в послевоенные годы вылились в настоящее шельмование писателя. А. Жданов в своем печально знаменитом докладе 1946 г. обвинил Зощенко в «злостном хулиганстве».Судьба писателя-сатирика в тоталитарном государстве была поистине трагической.  

этап. Конец 1960-х-нач. 1970-х гг. Робкие попытки возрождения сатиры.

Наиболее показательным в этот период становится творчества абхазского писателя Фазиля Абдуловича Искандера (1929-2016). Он работал в направлении «социально-философская фантастика».

Фазиля Искандера заметили и оценили после публикации в 1966 году сатирической повести «Созвездие Козлотура». Глазами молодого и как будто наивного журналиста увидена и описана кампания по разведению и пропаганде животных, полученных от скрещения обыкновенной козы с диким туром. Основное средства комического здесь – ирония, подчеркнутая неопытностью журналиста при подробном изложении им всех этапов внедрения необычного эксперимента – от почина и первых откликов читателей до массовых переименований в честь новой породы, парадных отчетов и международного резонанса.

Сатирические жанры, в которых далее работал Ф. Искандер: повесть-притча «Кролики и удавы» и сатирический цикл «Сандро из Чегема». В повести-притче мы видим особый симбиоз кроликов и удавов: «Удав – это кролик, но высшей стадии своего развития»; «Мы – бывшие они, а они – будущие мы». Главный удав носит прозрачное для понимания смысла притчи имя Великий Питон, который одновременно и Отец родной. Кролики рождаются и размножаются для того, чтобы быть съеденными Великим Питоном. Однако кроличий мир разнообразен: в нем из общей массы выделяются Задумавшийся кролик, Допущенные к Столу, Стремящиеся стать Допущенными. Здесь есть и Первый Поэт, создатель «Вариаций на тему бури» – прозрачный намек на «буревестника революции» Максима Горького.  

 

По мотивам сатирического цикла «Сандро из Чегема» в годы «перестройки» (1989г.) режиссер Юрий Кара снял фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». Молодой танцор из дружного абхазского танцевального коллектива по имени Сандро родом из Чегема вынужден, как и его товарищи, развлекать во время ночного и поистине раблезианского застолья приехавшего в Абхазию товарища Сталина и его «свиту» – Ворошилова, Берию, Калинина, Буденного… Сталин, обладающий феноменальной памятью, узнает в Сандро одного из свидетелей грабежа и разбоя, учиненного им и его товарищами в молодые годы во имя благого дела революции… 

На этот же период (1960–1970-е гг.) приходится творчество писателя-самородка родом из алтайского села Сростки, режиссера, киносценариста и актера Василия Макаровича Шукшина (1929–1974), активно использовавшего в своих произведениях все средства комического – юмор, сатиру и гротеск.  Им написаны сатирическая пьеса «Энергичные люди», сатирическая сказка «До третьих петухов». Теплым юмором окрашены образы шукшинских «чудиков» – героев из российской глубинки, сельских жителей, «белых ворон», имеющих какую-то необычную мечту и пытающихся ее осуществить (рассказы «Чудик», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам!» и др.). Более подробно о Шукшине мы поговорим в теме «Деревенская проза в русской литературе XX века».

Во второй половине 1960-х годов в отечественную культуру (театральную, музыкальную и поэтическую) буквально врывается Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980). Он становится автором в том числе сатирических и юмористических песен, таких как «Разговор у телевизора», «Письмо из сумасшедшего дома», «Баллада о гипсе» и др. Более подробно о Высоцком мы поговорим в теме «Феномен “шестидесятников” в русской культуре XX века».

Сатирическую пьесу-сказку «Про Федота стрельца, удалого молодца» создает друг В. Высоцкого и его коллега по Театру на Таганке, гениальный актер театра и кино Леонид Алексеевич Филатов (1946–2003). Широкой публике Филатов представил свою сказку как Театр одного актера, читая текст наизусть и играя за всех персонажей и автора одновременно (см. видео на канале YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=If1t3rVaj30).

В эти же годы в жанре сатирического рассказа проявил себя литературный талант блистательного Сергея Донатовича Довлатова (1941-1990). Но более подробный разговор о Довлатове впереди – в теме «Три волны русской литературной эмиграции».


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!