Почему В.Ф. Одоевского можно назвать основоположником научно-познавательной сказки.

Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий в период режима повышенной готовности в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»

 

Дисциплина: МДК 03.02 Детская литература с практикумом по выразительному чтению.

Преподаватель: Семеренко И.Г

Группа:  131.132. 133

Дата занятия по расписанию: 18.03.2021.

Тема : Литературная сказка первой половины 19 века.

Цель работы. Развивать умение отбирать и систематизировать материал, развивать исследовательские навыки, анализировать причины обращения к детской литературе, знакомиться с образцами анализа произведений для детей., видеть взаимосвязь между биографией авторов, временем их деятельности и их творчеством,

Способ коммуникации: semerenko.ira2009@yandex.ru

Количество часов:1

Сроки выполнения: 25.03.2021

Теоретический блок (информационные материалы, ссылки на ресурсы и др.)

Источники :

1. Арзамазцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.2012. ИЦ., М., Академия. vk.com›topic-69044671_29774044

2.Путилова Е.О. Детская литература. 2010 .ИЦ., М., Академия.

3. Сказки авторов 1 половины 19 века. (Одоевский, Погорельский, Жуковский).

4. https://studopedia.ru/1_10477_sovetuem-prochitat.html - студопедия (Жуковский, Одоевский, Погорельский).

Практический блок Инструкция к выполнению практической работы Инструкция к выполнению

1.Прочитайте материал.

2. Ответьте на вопросы (устно).

- Что нового вы узнали

- Педагогическая концепция В.А. Жуковского

 - Что дал вам литературоведческий анализ сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

- Почему В.Ф. Одоевского можно назвать основоположником научно-познавательной сказки?

- Каких авторов и почему вы включите в работу с детьми дошкольного возраста.

4.Максимальное время выполнения задания: 45мин.

5.Оцените свою работу: что было самым трудным? Что было самым легким? Где вам может пригодиться информация, изученная на занятии?

1 ВОПРОС: Педагогические взгляды В.А. Жуковского.

Педагогическая концепция В.А. Жуковского - Спешите делать добро!

Замечательный русский поэт Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) в 1825 году получил высокую должность учителя и воспитателя. Составив «План учения», рассчитанный на двенадцать лет, В.А. Жуковский написал в своем дневнике слова о цели образования: «Образование – это воспитание для доброделания». То есть для добрых дел. В этих словах отразилась вся педагогическая концепция поэта и педагога.

Какова же цель обучения?

Воспитание человека-гражданина, который на любом жизненном поприще, владея любой профессией, будет стремиться к добру, делать добро, служить добру.

Развитие умственных способностей может происходить в разладе с воспитанием чувств и воли. И поскольку при школьном обучении наибольшее внимание уделяется развитию ума, то воспитание чувств и воли происходит, к сожалению, по остаточному принципу.

Родители и школьные учителя обязаны воспитывать своих детей. Однако, наставляя своих детей на путь добра, родители и школьные воспитатели должны сами превосходить их в добродетели в такой мере, в какой считают себя опытнее их по жизни.

Таковы незыблемые основания родной российской педагогики. Современные реалии домашнего, школьного и общественного воспитания детей и молодежи, конечно, далеки от начертанного выше педагогического идеала. Но цель воспитания остается та же самая – воспитание доброго человека. 

В «Письмах о добром» академик Д.С. Лихачев писал: «В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная».

«Добро» и «благо» – эти два слова лучше всего характеризуют традиционную педагогику. Заменить их другими словами невозможно. Не поможет здесь и современная словесная добавка «как бы».

Если мы внимательно прочитаем девиз В.А. Жуковского – «Образование – это воспитание для доброделания», то у нас появится повод для обстоятельного, серьезного разговора о проблемах современной педагогики.

 Педагогическое призвание проявилось у Жуковского довольно рано. В 1805 году он принимает предложение одной из своих сводных сестер, рано овдовевшей Е.А.Протасовой, начать домашнее обучение ее малолетних дочерей Александры и Марии. С этой деятельностью, продолжавшейся несколько лет, связан первый серьезный интерес В.А.Жуковского к проблемам дидактики и теории воспитания. Жуковский сам составляет программу гуманитарного образования племянниц (математику и естественные науки вел другой преподаватель), подробно разрабатывает планы изучения каждого предмета, тщательно готовится к каждому уроку.

Занятия носили серьезный и системный характер. Годы учебы в благородном пансионе, общение с замечательными педагогами не прошли для Жуковского даром. Он усвоил целый ряд педагогических правил, которым старался следовать всегда. В частности, Жуковский считал, что педагогические занятия не должны быть излишне педантичными, с одной стороны, и в тоже время они не должны быть поверхностными. Учеба - это серьезный кропотливый труд. И педагог обязан настроить на это своих воспитанников. «Если где нужна метода, - писал Жуковской своей родственнице А.П.Киреевской, - то, конечно, в воспитании, ибо здесь каждый шаг, каждая ошибка могут иметь важнейшее следствие на целую жизнь детей».

При этом 22-летний Жуковский, уже остро чувствующий и глубоко понимающий силу поэтического творчества, разрабатывает оригинальную методику преподавания, пытаясь раскрыть перед своими ученицами не только прелести художественных образов, но и философское содержание поэзии великих представителей мировой литературы.

Несмотря на свою огромную увлеченность литературой, поэтическим творчеством, Жуковский все же вполне реалистично, даже в первых своих педагогических опытах, подходит к оценке значения каждого учебного предмета в процессе умственного развития учениц, видит необходимость установления прочных межпредметных связей. Особенно большое значение при этом он придавал истории. Наряду с непосредственным подбором учебного материала, его тщательной дозировкой. Жуковский глубоко и систематически изучает педагогику, пытаясь найти наиболее целесообразные методы обучения и воспитания своих племянниц. Занятия с сестрами Протасовыми продолжались более трех лет и не прошли бесследно ни для учителя, хорошо осознавшего и часто повторявшего потом в различных вариантах мысль о том, что «уча мы учимся»..

В январе 1828 года Жуковский приступает к своим непосредственным обязанностям инспектора классов наследника цесаревича и одновременно преподавателя ряда учебных дисциплин.

Автор Погодин М. Напоминание о Павском // Русский архив. 1870. № 10. С.1949. ежемесячном историческом журнале «Русская старина». Записки служат весьма ценным источником для изучения педагогической деятельности Жукове кого, всей постановки воспитания и обучения цесаревича.

2 ВОПРОС: Прочитайте сказку и познакомьтесь с текстом анализа сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (1828).

«Черная курица» имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей». В ней две линии повествования — реальная и сказочно-фантастическая. Их причудливое сочетание определяет сюжет, стиль, образность произведения. Погорельский написал повесть для десятилетнего племянника. Алешей он называет главного героя. Но в ней ощутимы отголоски не только детства Алеши Толстого, но и самого автора (тоже Алексея). В детстве он на короткое время был помещен в закрытый пансион, страдал от разлуки с домом, бежал из него, сломал ногу. Высокий деревянный забор, огораживающий пансионный двор, жизненное пространство его воспитанников — это не только реалистическая подробность в «Черной курице», но и символический знак «памяти детства» автора. «Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и потому Алеше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть во дворе, первое движение его было — подбежать к забору». Круглые дырочки в заборе — единственная связь с внешним миром. Мальчик одинок, особенно горько это чувствует в «вакантное время», когда разлучен со своими товарищами. Грустно-щемящая нотка пронизывает повесть Погорельского. Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с частым обращением к воображаемым слушателям, что придает особую теплоту и доверительность.

Время и место произошедших событий конкретизированы: «Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона...» Перед читателем возникают Петербург конца XIX века, пансион, учитель с буклями, тупеем и длинной косой, его супруга, напудренная и напомаженная, с целой оранжереей разных цветов на голове. Подробно выписан наряд Алеши. Все описания яркие, картинные, выпуклые, даны с учетом детского восприятия. Ребенку важна в общей картине деталь, подробность. Оказавшись в царстве подземных жителей, «Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была убрана. Ему показалось, что стены сделаны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете пансиона. Панели и двери бьыи из чистого золота. В конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли кресла из золота. Алеша любовался этим убранством, но странным показалось ему, что все было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол».

Реалистические предметы, бытовые подробности в сказочных эпизодах (крошечные зажженные свечи в серебряных шандалах, кивающие головой фарфоровые китайские куклы, двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пунцовыми перьями на шляпах) сближают два плана повествования, делают естественным переход Алеши из реального мира в волшебно-фантастический.

Почти все события сказочного плана можно объяснить, скажем, склонностью героя к мечтательности, к фантазированию. Он любит рыцарские романы и часто готов видеть обыденное в фантастическом свете. Директор училищ, к приему которого с волнением готовятся в пансионе, в его воображении представляется «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с блестящими перьями», но, к своему удивлению, вместо «шлема пернатого» Алеша видит «просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой... был маленький пучок». Но автор не стремится разрушить хрупкое равновесие между сказкой и жизнью, оставляет недоговоренным, например, почему Чернушка, будучи министром, является в виде ку-рицы и какую связь имеют подземные жители со старушками-голландками.

Развитое воображение, способность мечтать, фантазировать составляют богатство личности растущего человека. Поэтому так обаятелен главный герой повести. Это первый живой, несхематичный образ ребенка, мальчика в детской литературе. Алеша, как всякий десятилетний ребенок, любознателен, подвижен, впечатлителен. Его доброта, отзывчивость проявились в спасении любимой курочки Чернушки, что и послужило завязкой сказочного сюжета. Это был решительный и смелый поступок: маленький мальчик бросился на шею кухарке, внушавшей ему «ужас и отвращение» своей жестокостью (кухарка в тот момент с ножом в руках схватила Чернушку за крыло). Алеша без колебаний расстается с драгоценным для него империалом, подаренным доброй его бабушкой. Автору сентиментального детского рассказа этого эпизода было бы вполне достаточно для того, чтобы вознаградить сторицей героя за доброе сердце. Но Погорельский рисует живого мальчика, по-детски непосредственного, шаловливого, не устоявшего перед искушением праздности и тщеславия.

Первый шажок к своим бедам Алеша совершает непреднамеренно. На заманчивое предложение короля назвать свое желание Алеша «поспешил с ответом» и сказал первое, что могло прийти в голову почти каждому школьнику: «Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали».

Все произошедшее с героем заставляет читателя задуматься о многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, если не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дурное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Детская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в жизни происходит единожды и всерьез.

Дидактична ли «Черная курица»? Воспитательный пафос очевиден. Если отвлечься от художественной ткани повествования, его можно выразить в словах: будь честен, трудолюбив, скромен. Но Погорельский сумел облечь воспитательную идею в такую романтически-приподнятую и в то же время жизненно убедительную, поистине волшебно-сказочную форму, что читатель-ребенок воспринимает нравственный урок сердцем.

Развязка повести — сцена прощания Чернушки с Алешей, шум покидающего свое царство маленького народа, отчаяние Алеши от непоправимости своего опрометчивого поступка воспринимается читателем как эмоциональное потрясение. Впервые, может быть, в своей жизни он переживает вместе с героем драму предательства. Без преувеличения можно говорить о катарсисе — возвышении просветленной души юного читателя, поддавшегося магии повести-сказки Погорельского.

«Черная курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.

Органичное сочетание гуманной педагогической идеи, проникновенного тона повествования, художественно выразительной формы, занимательности для читателя делает повесть Погорельского классическим произведением детской литературы, равных которому найдется немного в истории не только отечественной, но и зарубежной литературы.

- Подумайте над вопросом, к какому литературному направлению относится эта сказка, почему.

3.ВОПРОС:. Познакомьтесь с материалом и ответьте на вопрос,

почему В.Ф. Одоевского можно назвать основоположником научно-познавательной сказки.

Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30— 40-е годы. В 1833 году вышел в

свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом». Он замечателен тем, что вклю­чал

 ряд романтических повестей, рассказанных от имени ма­гистра философии и члена разных

ученых обществ Иринея Модестовича Гомозейко. Магистр философии в книгах для детей превратится в обаятельного рассказчика — дедушку Иринея. Жанр произведений, входящих в этот сборник, Одо­евский определяет как «сказки», что характеризует особен­ности его стиля — соединение фантастических ситуаций с точным ироническим, а подчас сатирическим воспроизведе­нием деталей быта и нравов. Поэтика этих сказок близка поэтике Гоголя в его петербургских повестях.

.Одоевский — педагог и детский писатель. В течение дли­тельного времени Одоевский входил в Ученый комитет Ми­нистерства государственных имуществ, занимался организа­цией учебного процесса в различных учебных заведениях — от воспитательных домов, приходских сельских училищ до Мариинского института благородных девиц. Он написал ряд учебных пособий для учащихся, руководств для учителей.

В 1834—1835 годах он издает необычное пособие для вос­питательных домов, где пребывали сироты, — «Детские книж­ки для воскресных дней». Здесь помещались педагогические наставления для воспитательниц, дидактические материалы, а также рассказы и сказки для чтения детям.

Одним из первых в России Одоевский заинтересовался педагогикой как наукой. Он задумал большое сочинение по вопросам педагогики под названием «Наука до науки». При жизни писателя была опубликована только небольшая его часть. Во многих статьях по вопросам школьного преподава­ния, в заметках о воспитании содержится целый ряд идей, ставших впоследствии ключевыми в русской педагогике.

Многие педагогические идеи Одоевского воплотились в его произведениях для детского чтения.

Вообще же задачу литературы Одоевский видит в пробужде­нии «непроснувшегося» детского ума, в содействии духовно­му росту ребенка. Одновременно с этим писатель ставит за­дачу развить «благодатные» чувства в душе ребенка.

При жизни Одоевского его книги для детей издавались 6 раз: «Городок в табакерке» (1834, 1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838 и 1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847).

. Он был человеком увле­кающимся, неистощимым на выдумки и веселье. Таких лю­дей, по словам Белинского, на Руси называют «детским праздником». Одоевский идеально объединил в себе качест­ва, необходимые детскому писателю: «и талант, и душу жи­вую, и поэтическую фантазию, и знание детей». Это и пред­определило его успех.

«Городок в табакерке». Главное открытие Одоевского как детского писателя — произведения научно-познавательной направленности. Ему принадлежит безусловный приоритет в разработке жанра научно-художественной сказки. Сказка «Го­родок в табакерке» — самое лучшее и самое известное произ­ведение Одоевского для детей. «Сказка должна занимать, те­шить ребенка, расшевеливая его воображение, его любопыт­ство», — считал Одоевский — дедушка Ириней. Материалы для сказочника, по мнению писателя, «везде: на улице, в воз­духе». Материалом для его первой сказки послужила музы­кальная шкатулка, вещь в быту прошлого века достаточно рас­пространенная и в то же время вызывающая любопытство ре­бенка. Не случаен интерес к ней и самого автора-музыканта, создавшего, кстати, музыкальный инструмент под названием «Себастьянон».

...Маленький Миша очарован внешним видом табакер­ки, на крышке которой изображены ворота, башенка, золо­тые домики, золотые деревья с серебряными листиками, со­лнышко с расходящимися лучами. Еще больше мальчика занимает внутреннее устройство чудесной игрушки — про­исхождение музыки. Естественное желание любознательно­го мальчика войти в этот игрушечный городок и увидеть все самому исполняется во сне. В сопровождении спутника, «ко­локольчика с золотой головкой и в стальной юбочке», герой путешествует по городку Динь-Динь. В сущности Одоев­ский знакомит маленьких читателей с устройством заводно­го механизма музыкальной игрушки. Окутывая рассказ лег­ким сказочным флером, он избегает скуки и рассудочности. Научный материал «ловко приноровлен к детской фанта­зии» (Белинский).

Любознательный пришелец видит множество разновели­ких мальчиков-колокольчиков («кто из нас побольше, у того и голос потолще»), их беспрестанно постукивают злые дядь­ки-молоточки, за которыми надзирает толстый Валик, с боку на бок поворачивающийся на диване. А всеми повелевает изящная царевна Пружинка «в золотом шатре с жемчужной бахромою». Она-то и объясняет Мише слаженную работу му­зыкального механизма. С удивлением Миша обнаруживает похожесть принципов устройства музыкальной шкатулки с закономерностями общественного устройства: все взаимосвя­зано и нарушение в одном звене выводит из строя всю систе­му, нарушает чудесную гармонию. Стоило Мише прижать пружинку, «все умолкло, валик остановился, молоточки по­падали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко по­висло, домики изломались...». Городок в табакерке оказыва­ется своеобразной микромоделью мира.

Путешествуя по сказочному городку, Миша, а значит, и маленький читатель, попутно открывает для себя законы пер­спективы в живописи, музыкальную теорию контрапункта. И все это просто и естественно вписывается в повествова­ние. Сказка несет и воспитательный заряд. Подспудно про­ходит мысль о том, что все в мире движется трудом, празд­ность кажется привлекательной только со стороны. Маль­чик-колокольчик тоже преподает Мише важный урок: не торопись с выводами, не суди ни о чем поспешно. При этом мораль ненавязчива, она вытекает из действия.

В «Городке в табакерке» Одоевский продемонстрировал в полной мере искусство говорить с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему он при­зывал воспитателей. Авторская интонация живая, эмоцио­нальная, естественная. Большую роль играют диалоги:

«— Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок тол­каете?

— Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь!..»

Сказочные персонажи, несмотря на свою «механистич­ность», имеют свой облик, манеру поведения, свой язык. «Динь-динь-динь», — звенят мальчики-колокольчики. Мо­лоточки, «господа на тоненьких ножках, с предлинными но­сами», шепчут между собою: «Тук-тук-тук! поднимай! заде­вай! тук-тук-тук!» «Шуры-муры! шуры-муры!» — шуршит Ва­лик, пребывающий «в палате и в халате».

Миша вежлив, любознателен, несколько наивен. Доволь­но условный характер главного героя вполне соответствует художественно-педагогической задаче автора: основная роль мальчика — задавать вопросы и выслушивать ответы. Образ мальчика придает сказке композиционную целостность и за­конченность. Он связывает два плана повествования: реалис­тический и сказочно-фантастический.

«Городок в табакерке» — первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе. Она до сих пор остает­ся примером образного, художественного решения научной темы в произведении для самых юных читателей. Сходные художественные приемы Одоевский использовал и в сказке «Червячок», обратившись на этот раз к области естествозна­ния. Сказка в занимательной, поэтичной форме знакомит читателей с превращениями личинки-червячка в куколку, затем в бабочку. Как и в «Городке в табакерке», отчетливо звучит социальная аналогия (рождение — смерть — романти­ческое воскрешение человека).

«Мороз Иванович».В других сказках Одоевский использо­вал фольклорные традиции, причем как русские, так и других народов. Наиболее популярна его сказка «Мороз Иванович». Она перекликается по сюжету с народной сказкой «Морозко», включает традиционные сказочные мотивы (печь с пирожка­ми, яблоня с золотыми яблочками). Создавая свое произведе­ние, Одоевский дополнил его деталями быта, описанием уб­ранства жилища Мороза Ивановича, подробно обрисовал ха­рактеры главных героинь — девочек Рукодельницы и Ленивицы. В литературной сказке они родные сестры, живут с нянюшкой, поэтому мотив несправедливого гонения со стороны мачехи отсутствует, акцентируется нравственная сторона отношений.

Сказка Одоевского построена на противопоставлении тру­долюбия и лености, что подчеркивает эпиграф: «Нам даром, без труда, ничего не дается, —//Недаром исстари пословица ведется».

Рукодельница и в родном доме, и в гостях у Мороза Ива­новича трудолюбива, прилежна, добросердечна, за что и была вознаграждена. Ленивица, только мух умевшая считать, не смогла ни перину снежную взбить, ни кушанье изготовить, ни платье починить.

Финал сказки писатель смягчает. Ленивица получает от Мороза Ивановича подарки, которые тают на глазах. Какова работа, такова и награда. А к читателю обращено послесло­вие: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье».

Белинский попенял Одоевскому за «нравоучительный хвос­тик». Думается, что в этой сказке прямое обращение дедуш­ки Иринея не выглядит неуместным, а органично вписыва­ется в общий тон повествования. Мудрый сказочник не упус­кает возможности по ходу сказки рассказать детям о том, как зима сменяет лето, как растут озимые, отчего летом вода в колодце студеная, как с помощью песка и угля отфильтро­вать воду, чтобы она стала «чистая, словно хрустальная», дать много других полезных сведений.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 522; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!