II . Особенности развития литературы 30-х – начала 40-х годов

Темы:

А. А. Фадеев (1 час)

Особенности развития литературы 30-х – начала 40-х годов ( 1 час)

План работы.

1. Прочитайте литературоведческую статью по творчеству А. А. Фадеева, составьте хронологическую таблицу по биографии творчеству А. А. Фадеева

2. Прочитайте литературоведческую статью «Особенности развития литературы 30-х – начала 40-х годов»

3. Оценка знаний, умений и навыков производится в соответствии с универсальной шкалой.

1. А. А. Фадеев (1901-1956).

Составьте хронологическую таблицу по биографии, творчеству А. А. Фадеева. (Только дату и событие. Не переписывайте учебник)

Дата Событие

Отец и мать Александра Фадеева познакомились в ссылке. Александр Александрович Фадеев родился в 1901 году в городе Кимры. Его сестра Татьяна появилась на свет в 1900 году, а брат Владимир — в 1906 году. Затем жизнь сложилась так, что родители Фадеева расстались.

Отец его продолжил свою революционную деятельность, прошел через сибирскую каторгу и в 1916 году скончался от туберкулеза.

В 1910 году Александр Фадеев поступил во Владивостокское коммерческое училище. Зимой он жил во Владивостоке у тетки, Марии Владимировны Сибирцевой. В это время он стал членом революционного «Союза учащихся» Владивостока, затем пере­ шел в «Союз рабочей молодежи».

В то же время Александр Фадеев пробовал себя как творческая личность. В училище он писал стихи, участвовал в работе литературного кружка, выступал с литературными докладами. Фадеев сотрудничал в журнале училиша «Давайте занавес», а в 1917 — 1918 годах — в газете «Союза учащихся» — «Вестник учащихся» и газете «Союза рабочей молодежи» — «Трибуна молодежи».

Но главным для себя в то время Фадеев считал все же не творчество, а революционную деятельность. В сентябре 1918года Александра Фадеева приняли в партию большевиков без кандидатского стажа, как проверенного на подпольной работе товарища. С это- го момента он всего себя посвятил партийной работе. Весной 1919 года, не сдав выпускных экзаменов в училище, Александр Фадеев был тайно переброшен в партизанский район Сучана.

В 1920 — 1921 годах Фадеев работал по партийной линии в Приморье, оказываясь там, куда его направляли. В феврале 1921 года Александр Фадеев был выбран делегатом на X съезд партии от Народно-Революционной армии Дальневосточной республики. В числе делегатов этого съезда он участвовал в подавлении мятежа в Кронштадте. При этом Фадеев получил осколочное ранение, несколько месяцев провел в госпитале, а потом был демобилизован.

Демобилизовавшись, Фадеев поступил в Московскую горную академию и одновременно с учебой стал работать инструктором Замоскворецкого райкома и секретарем парткома одного из московских заводов. Но закончить учебу ему опять не удалось. В числе ста партработников ленинского призыва он весной 1924 года был направлен в Краснодар для укрепления местной партячейки. Осенью того же года его перевели в Ростов-на-Дону, где Фадеев вел партийную и журналистскую работу.

Литературная деятельность А.А.Фадеева. Проявившаяся еще в училище тяга к литературному творчеству не ослабевала в Фадееве. В 1922 — 1923 годах появились первые, почти не замеченные повести Фадеева «Разлив» и «Против течения», посвященные теме революции и гражданской войны. Фадеев, будучи в первую очередь коммунистом, и в литературе ставил перед собой задачи партийного строительства. Он говорил: «Бесконечно правы пролетарские поэты, когда говорят, что новая поэзия и литература будут созданы самим пролетариатом». Для него несомненно, что задача литературы — создание нового человека, и свою задачу в литературе он видел в том же.

Появившийся в печати в 1927 году роман «Разгром» принес своему автору славу. С момента выхода этого романа Фадеев стал признанным писателем и отдался литературной деятельности полностью. Но после «Разгрома» его постиг ряд творческих неудач. В течение многих лет он писал роман «Последний из удэ­ ге* (1929 — 1941), который так и не был закончен. Фадеев очень требовательно относился к себе, к своему творчеству. Закончены и напечатаны были четыре части романа и в 1941 году даже вы­ шли отдельным двухтомным изданием. Однако 5-я и 6-я части так и остались в набросках.

В 1930 — 1940-х годах Фадеев ведет активную партийную работу. В это время он являлся членом ЦК Коммунистической партии, членом редколлегии «Литературной газеты», был избран ответственным секретарем Президиума Союза Советских писателей. В 1937 году он ездил в революционную Испанию, совершил много поездок по стране.

Время Великой Отечественной войны стало для Фадеева временем напряженной работы. Он продолжал трудиться в Союзе писателей, в редакции газеты «Литература и искусство». При этом довольно часто писатель отправлялся на фронт как корреспондент газеты «Правда» и Совинформбюро. Несколько раз за время войны Фадеев побывал в блокадном Ленинграде и среди его защитников, результатом чего явилась документальная книга «Ленинград в дни блокады», содержащая в себе 23 очерка о ленинградцах. Она может быть названа документальной повестью, потому что сочетает реальные факты с художественными обобщениями, присущими художественной литературе.

Роман «Молодая гвардия*. В 1943 году, после освобождения Донбасса, стало известно о подвиге юношей и девушек маленького шахтерского городка Краснодона, организовавших подпольную организацию «Молодая гвардия» и зверски замученных фашистами.

Фадеев был одним из первых, кто узнал и написал о героях-краснодонцах. Книга о молодогвардейцах была написана «единым дыханием » за год и девять месяцев. Фадеев завершил ее 13 декабря 1944 года. Отдельные главы печатались с начала 1945 года на страницах газеты «Комсомольская правда» и журнала «Знамя» (№ 2 — 6, 9— 12). В 1946 году роман вышел отдельным изданием. Ему была присуждена Государственная премия первой степени.

Последние годы жизни. В 1951 году Фадеев начал писать новый роман, который назвал «Черная металлургия*. Это роман о современниках писателя, металлургах. Однако в связи с этим новым замыслом Фадеев пережил тяжелый творческий кризис. Кроме того, он долго и мучительно болел. Все это, вместе взятое, приводило писателя в крайне подавленное состояние.

Возможно, такое состояние писателя объяснялось отчасти и тем, что Фадеев был человеком своего времени. В 1950-е годы громко заговорили о допускавшихся ошибках и беззакониях. Для человека, отдавшего жизнь партии, слышать это было очень непросто. Фадеев говорил по поводу Сталина: «Мы жестоко заблуждались, но это не было нашей виной». И в то же время писатель являлся частью той системы, которая была осуждена. Все вместе создавало ситуацию замкнутого круга, из которого Фадеев искал выход. Но найти его он не смог: 13 мая 1956 года Александр Александрович Фадеев покончил жизнь самоубийством.

2).Выпишите основную тему романа «Разгром»

Роман «Разгром». Замысел романа «Разгром» возник у Фадеева еще в 1921 — 1922 годах, а написан он был в 1926 и в 1927 году вышел отдельным изданием.

Фадеев основной темой своего романа избрал гражданскую войну. Писатель не пытается понять, что такое революция, в чем ее природа, что она принесла народу. Он не сомневается в том,

 

II . Особенности развития литературы 30-х – начала 40-х годов

Прочитав учебный материал, ответить на вопросы. (Ответы делайте короткие, не пишите целыми предложениями. 1-2 слова по вопросу)

 

С начала 1930-х годов в области культуры установилась политика жесткой регламентации и контроля. Многообразие группировок и направлений, поиски форм и методов отражения действительности сменились единообразием. Создание в 1934 году Союза советских писателей СССР окончательно превратило официальную литературу в одну из областей идеологии. Теперь в искусство проникло чувство «социального оптимизма» и возникла устремленность в «светлое будущее». Многие деятели искусства искренне верили в то, что наступила эпоха, требующая нового героя.

1. В чем заключалась регламентация и контроль в литературе 1930-ых г.?

 

Главный метод. В развитии искусства 1930-х годов последовательно утверждались принципы социалистического реализма. Сам термин «социалистический реализм» впервые появился в советской печати в 1932 году. Он возник в связи с необходимостью найти определение, отвечающее основному направлению развития советской литературы. Понятие реализма не отрицалось никем, но отмечалось, что в условиях социалистического общества реализм не может быть прежним: иной общественный строй и «социалистическое миропонимание» советских писателей обусловливают разницу между критическим реализмом XI X века и новым методом.

В августе 1934 года открылся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Делегаты съезда признали основным методом советской литературы метод социалистического реализма. Это было внесено в Устав Союза советских писателей СССР. Именно тогда этому методу было дано следующее определение: «Социалистический реализм, являясь методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии, при этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма.

Социалистический реализм обеспечивает художественному творчеству возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров».

2. Какой метод признали основным в литературе на Первом Всесоюзном съезде писателей?

Выступая на съезде, М. Горький охарактеризовал этот метод так: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».

3.Кто из писателей выступил на съезде с характеристикой метода социалистического реализма?

Философской основой нового творческого метода стало марксистское утверждение роли революционно-преобразующей деятельности. Исходя из этого, идеологи социалистического реализма сформулировали идею изображения действительности в ее революционном развитии. Важнейшим в соцреализме стал принцип партийности литературы. От художников требовалось соединение глубины объективного 1 познания действительности с субъективной2 революционной активностью, что на практике означало предвзятую трактовку фактов.

4 Что являлось философской основой нового метода?

Еще одним основополагающим принципом литературы соцреализма была народность. В советском обществе народность понималась в первую очередь как мера выражения в искусстве « идей и интересов трудящегося народа».

5.Какой основополагающий принцип литературы был в тот период?

Период с 1935 по 1941 год характеризуется тенденцией к монументализации искусства. Утверждение завоеваний социализма Должно было находить отражение во всех видах художественной культуры (в произведениях Н. Островского, Л. Леонова, Ф. Глад­ кова, М.Шагинян, Э.Багрицкого, М.Светлова и др.). Каждый вид искусства шел к созданию монумента любого образа современности, образа нового человека, к утверждению социалистических норм жизни.

6.Какая тенденция характерна для искусства 1935-1941 годов?

 

Тема «потерянного поколения». Однако создавались и художественные произведения, противоречащие официальной доктрине, которые не могли быть напечатаны и стали фактом литератур­ ной и общественной жизни только в 1960-е годы. Среди их авторов: М. Булгаков, А. Ахматова, А. Платонов и многие другие.

7.Назовите авторов, творчество которых стало известно только в 1960-ых

 

Господство малых форм, столь характерное для литературы начала 1920-х годов, сменилось обилием произведений «крупных» жанров. Таким жанром стал в первую очередь роман. Однако у советского романа есть несколько характерных особенностей. В соответствии с установками социалистического реализма главное внимание в художественном произведении должно уделяться социальным истокам действительности. Поэтому решающим фактором в жизни человека в изображении советских романистов стал общественный труд.

Советские романы всегда событийны, насыщены действием. Предъявляемое социалистическим реализмом требование социальной активности воплощалось в сюжетной динамике.

8.Что было характерно для советских романов?

Исторические романы и повести. В 1930-е годы в литературе обострился интерес к истории, увеличилось количество исторических романов и повестей. В советской литературе был «создан роман, какого не было в литературе дореволюционной» (М. Горький). В исторических произведениях «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» Ю.Н.Тынянова, «Разин Степан» А.П.Чапыгина, «Одеты камнем» О.Д.Форш и других оценка событий прошедших эпох давалась с позиций современности. Движущей силой истории считалась классовая борьба, а вся история человечества рассматривалась как смена общественно-экономических формаций. С этой точки зрения подходили к истории и писатели 1930-х годов. Героем исторических романов этого времени был народ как единое целое, народ — творец истории.

9.Кто являлся героем исторических романов того времени?

Поэтический процесс продолжал развиваться, но теперь стоит говорить о творческой эволюции скорее отдельных поэтов, а не о прочных творческих связях. В 1930-е годы многие представители творческой интеллигенции, в том числе поэты, были репрессированы: бывшие акмеисты О.Мандельштам и В. Нарбут,  обэриуты Д. Хармс, А. Введенский (позже, во время Великой Отечествен­ ной войны), Н. Заболоцкий и др.

10.Перечислите фамилии поэтов¸ которые подверглись репрессии?

Коллективизация 1930-х годов привела к истреблению не только крестьян, но и крестьянских поэтов.

11.Что стало с крестьянскими поэтами?

Драматургия. В 1930-е годы в развитии драматургии, как и всего советского искусства, преобладала тяга к монументальности. В рамках метода социалистического реализма в драматургии происходила дискуссия между двумя течениями: монументальным реализмом, воплощенным в пьесах Вс. Вишневского («Первая конная», «Оптимистическая трагедия» и др.), Н.Погодина («Поэма о топоре», «Падь серебряная» и др.), и камерным стилем, теоретики и практики которого говорили о показе большого мира социальной жизни через углубленное изображение малого круга явлений («Далекое», «Мать своих детей» А.Афиногенова,Хлеб», «Большой день» В. Киршона).

12.Какая тяга преобладала в драматургии советского периода?

 

Сатира. В 1920-е годы небывалого расцвета достигла политическая, бытовая, литературная сатира. В области сатиры присутствовали самые различные жанры — от комического романа до эпиграммы. Число выходивших тогда сатирических журналов достигало нескольких сотен. Ведущей тенденцией стала демократизация сатиры. «Язык улицы» хлынул в изящную словесность. В дореволюционном журнале «Сатирикон» преобладал жанр отточенной, отшлифованной высоким уровнем редактуры комической новеллы. Эти условные формы исчезли в послереволюционном рассказе-фрагменте, рассказе-очерке, рассказе-фельетоне, сатирическом репортаже.

13. Какое количество сатирических журналов выходило в тот период?

Сатирические произведения наиболее значительных новеллистов эпохи — М.Зощенко, П.Романова, В.Катаева, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Кольцова — печатались в журналах «Бегемот», «Смехач», издательстве «Земля и фабрика» (ЗИФ).

Сатирические произведения писал В. Маяковский. Его сатира была направлена в первую очередь на вскрытие недостатков современности. Поэта волновало несоответствие между революционным духом времени и психологией мещанина, бюрократа. Это сатира злая, разоблачительная, пафосная.

Основные тенденции развития сатиры в 1920-х годах едины — разоблачение того, что не должно существовать в новом обществе, созданном для людей, не несущих в себе мелкособственнических инстинктов, бюрократического крючкотворства и т.д. Особое место среди писателей-сатириков принадлежит М. Зощенко. Он создал неповторимый художественный стиль, свой тип героя, который получил наименование «зощенковский».

14. Перечислите фамилии писателей- сатириков того времени.

 

Оценивание.

Оценка знаний, умений и навыков производится в соответствии с универсальной шкалой.

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных

достижений

балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не оценивается

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!