ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СЖАТОЙ ЗАПИСИ ТЕКСТА
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Авангардизм – направление в литературе и искусстве 20 века, объединяющее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме. А. ориентирован на демонстративный разрыв с классическими традициями. В русской литературе самое яркое проявление А. – футуризм.
Акмеизм – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия 20 века. А. проповедовал ясный, свежий и простой поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались, как в символизме, к таинственным мирам.
Акт, или действие, - часть пьесы или спектакля, в которой обозначается важный момент в развитии сценического действия.
Аллегория – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ ( сердце – А. любви).
Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.
Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.
Антитеза – противопоставление.
Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи.
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
Градация – стилистическое средство, расположение слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.
|
|
Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразное и возвышенное.
Декаданс – упадочные явления (т.е. настроения пассивности и безнадежности) в философии, искусстве и литературе конца 19-нач. 20 века в Западной Европе, затронувшие и русскую культуру того времени.
Деталь художественная – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер. Д.х. может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка.
Драма – один из родов литературы. В отличие от лирики и подобно эпосу, драма воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир – поступки, взаимоотношения между людьми, конфликты. В отличие от эпоса, она имеет не повествовательную, а диалогическую форму.
Жанр – формы, в которых проявляются литературные роды и виды. Ж. различаются по тематическим особенностям, по особенностям идейно-эмоциональной оценки.
Завязка – начальный момент в развитии событий, изображенных в художественном произведении.
Идея – авторская оценка, авторское осмысление характеров героев, их деятельности, тех фактов и явлений жизни, которые писатель изображает.
|
|
Инверсия – нарушение порядка слов, придающее фразе новый выразительный оттенок.
Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.
Конфликт – противоборство, столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжете.
Кульминация – высшее напряжение действия в художественном произведении.
Лирика – один из трех родов литературы. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, Л. Рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни.
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем.
Лирическое отступление – авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним.
Литота – в противоположность гиперболе художественное преуменьшение.
Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
Метонимия – вид тропа, в котором явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи.
|
|
Модернизм – термин, которым обозначаются многие явления литературы и искусства 20 века, именно этим веком рожденные, новые по сравнению с искусством, возникшим ранее.
Оксюморон – стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов.
Параллелизм – сопоставление путем параллельного изображения.
Парафраз – изложение своими словами какого-либо литературного произведения, стихотворного – прозой, прозаического – стихами, адаптированный текст.
Персонаж – действующее лицо художественного произведения.
Подтекст – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям.
Постмодернизм – характеризует развитие литературного процесса, лишенного «единой программы», и фиксирует как бы общность бытия в культуре.
Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.
|
|
Роман – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений.
Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 века. Символ для символистов – это не общепринятый знак. Он передает не объективную суть явления. А собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное.
Сравнение – троп, основанный на сопоставлении одного предмета или явления с другим.
Сюжет – сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев; с помощью сюжета обнаруживается сущность характеров, обстоятельств, присущие им противоречия.
Тема – основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание писатель в своем произведении.
Трагедия – драматические произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия м чаще всего завершающиеся гибелью героя.
Утопия – вымышленная картина идеального жизненного устройства.
Фабула – событийная основа произведения, последовательность событий в их логической, причинно-следственной связи.
Футуризм – возникшее в 1910 году течение в литературе и живописи. Отрицали культуру прошлого, искали новые языковые формы.
Эпитет – определение придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.
Эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Изображает, как правило, героическое событие, представляющее общенародный интерес.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СЖАТОЙ ЗАПИСИ ТЕКСТА
Основные формы сжатой записи текста – план, выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.
План – это наиболее краткая форма записей прочитанного, сводящаяся к перечню вопросов, рассматриваемых в книге, статье, нормативном акте и т.д. План обычно раскрывает логику подачи автором материала, способствует лучшей ориентации в содержании прорабатываемого литературного или законодательного источника.
Выписки – это либо цитаты (дословное воспроизведение того или иного отрывка изучаемого юридического источника, содержащего существенные мысли автора, характерные факты, статистические материалы), либо краткое, близкое к дословному, изложение таких мест.
Тезисы – это сжатое изложение положений прочитанного или подготавливаемого выступления. Они позволяют обобщить материал, показать его суть в кратких формулировках.
Аннотация – это краткое обобщение содержания произведения. Ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление об источнике. Для того, чтобы составить аннотацию, надо полностью прочитать и глубоко продумать произведение.
Резюме – краткая оценка прочитанного произведения. Если аннотация кратко характеризует содержание произведения, то резюме – его выводы, главные итоги.
Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – это систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!