М.Цветаева. Крым в судьбе поэта



Класс Литература Рабочий лист урока 30.04.20

Тридцатое апреля

И. А.Бунин в Крыму. М.Цветаева. Крым в судьбе поэта

Прочитать материал о пребывании в Крыму И.Бунина и М.Цветаевой

И .А.Бунин в Крыму

 И. Бунин – прозаик и поэт, первый русской лауреат Нобелевской премии впервые приехал в Крым в 1889 году восемнадцатилетним юношей и навсегда влюбился в этот край. С тех пор невидимой, но прочной нитью, жизнь Бунина оказалась связанной с югом нашей страны, с Крымом, где он не только любовался красотами природы, общался с известными деятелями искусства, переживал моменты высочайшего духовного подъёма, но и обретал стимулы для дальнейших творческих начинаний. Последний раз писатель увидит Крым в 1912 году, а через несколько лет, в 1920 году, навсегда покинет родину. Но буквально на всех страницах бунинских произведений, на протяжении долгих шести десятилетий – от первых стихотворений о Крыме, датированных апрелем 1889 года, до рассказа «Алупка», созданного незадолго до смерти мастера, в 1949 году, нам будет являться образ Крыма.

Алупка, Воронцовский парк

Сегодня многие люди, словно выжатые до последней капли лимоны, устав от сумасшедших ритмов больших городов снова приезжают в Крым в поисках уединения, размеренности и красоты. Вероятно, что Крым для Бунина был своего рода «утраченным раем», одним из прекраснейших уголков родины, дорогим ещё и потому, что с полуостровом было также связано имя любимого им А. Пушкина. Когда Бунин приезжал в Крым, он старался следовать тропами А. Пушкина, повсюду искал его следы и ощущал его присутствие. Особые чувства испытывает писатель к Гурзуфу, ведь именно здесь жил и работал великий поэт. В своем рассказе «Пингвины», созданном в то время, когда Бунин уже жил на чужбине, мы вновь наблюдаем триединство образов: Россия, Крым, Пушкин.

«Началось с того, что мне тридцать лет, – я увидел и почувствовал себя именно в этой счастливой поре; я опять был в России того времени, и сидел в вагоне, ехал почему–то в Гурзуф. Но ведь Пушкин давно умер, и в Гурзуфе теперь мертво, пусто…»

В неопубликованных заметках писатель вспоминает счастливейшее время в своей жизни, когда он приехал в Крым с молодой женой. После посещения Севастополя влюбленные жили несколько дней в маленькой деревенской гостинице. Безымянный герой заметок мечтает побывать со своей возлюбленной в Гурзуфе, который видится ему маленьким раем. Но ему хочется побывать не в современном Гурзуфе, а Гурзуфе времён А. Пушкина:

«Мне особенно хочется побывать с тобой в Гурзуфе. Прежде, во времена Пушкина, говорили: Юрзуф. Был я там ещё в ранней молодости, ходил на Аю-Даг».

Севастополь – первый город, который Бунин увидит в Крыму и который произведет на него неизгладимое впечатление. Сюда он приехал, чтобы встретиться с героическим прошлым отца, участником Крымской войны. Но здесь он не увидел того, что надеялся увидеть. Спустя много лет он опишет это своё первое путешествие в романе «Жизнь Арсеньева».

«Но где же было то, за чем как будто ехал я? Не оказалось в Севастополе ни разбитых пушками домов, ни тишины, ни запустения – ничего от дней отца…»

Но другой Севастополь, «вновь отстроенный, белый, нарядный и жаркий, с просторными извозчичьими колясками под белыми навесами, с караимской и греческой толпой на улицах, осенённых светлой зеленью южной акации, с великолепными табачными магазинами, с памятником сутулому Нахимову на площади возле лестницы, ведущей к Графской пристани, к зелёной морской воде со стоящими на ней броненосцами» буквально восхитил И. Бунина. В парижском архиве также сохранились воспоминания писателя о Севастополе, который он посетил во время свадебного путешествия с А. Цакни:

«Белый, весёлый, со светлой зеленью Севастополь. Завтрак в гостинице на мысу у моря. Бычки. Зелёнки. Сон. Выехали перед вечером, наняв до Ялты парного извозчика под белым зонтом».

Севастополь

В рассказе «Пыль» герой И. Бунина, как и сам писатель, вспоминает «серо–сиреневые горы, белый город в кипарисах, нарядных людей, зелёные морские волны, длинными складками, идущими на гравий, их летний атласный шум, тяжесть, блеск и кипень…» В эмиграции И. Бунин тоскует не только по Севастополю, но и по Ялте, Бахчисараю, Гурзуфу, Мисхору. И все эти воспоминания наполнены чистой любовью к крымской земле. Бунин воспринимал Крым, как «волшебный» и «сказочный» край ещё задолго до своей эмиграции. И всякий раз, покидая полуостров, писателю всё время хотелось поскорее туда вернуться. Неудивительно, что эти же чувства испытывают и герои его произведений. Герой рассказа « В августе» тоскует об уехавшей любимой, которой он так и не успел рассказать о своей любви. Но всю душу героя «тянуло к югу, за долину, в ту сторону, куда уехала она…»

Ялта

В черновом варианте рассказа «Митина любовь» есть строки, которые подтверждают, что именно в Мисхоре мечтал побывать Митя со своей возлюбленной:

«…его охватывали страстные мечты о встрече с Катей в Крыму, о Мисхоре, который он хорошо представлял себе, так как в отрочестве был в Крыму два раза. Боже мой, боже мой, неужели никогда не дождётся он этого жгучего полдня, роз и лавров, моря, горящего синим пламенем между кипарисами! Неужели бог лишит его этого счастья…»

Крым всегда был для И. Бунина местом необыкновенным, райским, где хотелось уединиться и куда всё время хотелось вернуться, чтобы снова обретать этот рай. Герой романа «Жизнь Арсеньева», возвращаясь по железной дороге из Крыма, глядел на «литые колёса», «тормоза и рессоры, – и видел уже только одно: то, что всё это густо покрыто белой пылью, волшебной пылью долгого пути с юга, из Крыма». Герою И. Бунина даже дорожная пыль на «пути с юга» кажется «волшебной». Или этот герой и есть он сам...

М.Цветаева. Крым в судьбе поэта

 

Марина Цветаева – одна из самых трагических фигур русской литературы, чье имя, наряду с другими известными литераторами, неразрывно связано с благословенной землей Тавриды, которую очень любили русские писатели и поэты разных поколений.

Марина Цветаева и Крым – такова тема очередной статьи на нашем сайте.

Говорят, что в Крыму у каждого есть свое особенное, любимое место. Например, у Куприна это была Балаклава, у Коровина - Гурзуф, у Волошина - Коктебель. А для Марины Цветаевой главной крымской любовью стала Феодосия.

Впервые юная поэтесса побывала в Крыму в 1905 году вместе с родителями и младшей сестрой Настей. Счастливое семейство остановилось в Ялте, где мать лечилась от туберкулеза. Цветаевы прожили в Ялте до 1906 года, после чего, через Севастополь отбыли в Москву. Скорее всего, именно этот длительный визит в Крым и посеял в душе юной Марины первые зерна искренней и трогательной любви к солнечному полуострову.

Спустя три года, весной 1909, Марина Цветаева вновь приехала в Крым в компании подруг-гимназисток, с которыми посетила Севастополь и Ялту.

Однако, наиболее тесное знакомство сестер Цветаевых с Крымом началось в 1911 году, когда они стали приезжать в восточный Крым, где проводили много времени, поддерживая тесную связь с поэтом Максимилианом Волошиным, который жил и работал в Коктебеле, прямо на берегу моря. Цветаева часто и подолгу гостила у него и именно здесь, на коктебельской даче Волошина, она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

В 1913 году Марина (уже будучи замужем и с дочерью) и Анастасия впервые решают провести в Феодосии всю зиму, но в итоге, задерживаются здесь гораздо дольше – до июня 1914 года.

В 1917 году в Феодосии обосновались многие представители русской интеллигенции и это весьма радовало Цветаеву, которая ценила возможность общаться с близкими ей по духу людьми. На феодосийских берегах в 1917 году поэтесса встречалась с Осипом Мандельштамом, молодой Фаиной Раневской, поэтом К.А. Белиловским. Кроме того, Цветаева была хорошо знакома с потомками знаменитого художника Ивана Айвазовского.

Считается, что пребывание в революционном Крыму добавило драматических ноток трагизма в творчество поэтессы. Именно здесь Цветаева стала свидетельницей того, как красивые революционные идеи и лозунги вырождаются в бесчинство низменной толпы.

1917 год в Крыму оказался для Цветаевой богатым на драматические события. Так, в июле 1917 в Коктебеле умер от дизентерии ее годовалый племянник Алеша - сын Анастасии Цветаевой от второго брака. Это было сильнейшим ударом по всей семье Цветаевых.

Осенью 1917 года поэтесса планировала остаться зимовать на полуострове вместе с мужем Сергеем Эфроном и детьми, за которыми вскоре выехала в Москву. Однако, выбраться оттуда Цветаева уже не смогла и больше никогда в жизни не бывала в Крыму, хотя, по словам своей дочери Ариадны Эфрон, Крым она «искала везде и всюду всю жизнь».

После разлуки с женой Сергей Эфрон выехал на Дон, где принимал участие в гражданской войне на стороне Белого движения, а в 1921 году эвакуировался с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь, откуда перебрался в Прагу и вскоре воссоединился с Мариной и детьми, которым разрешили выехать в Европу. Но это уже совсем не крымская история…

Память о Цветаевой и ее творчестве сохранилась в Феодосии сразу в нескольких объектах.

Так, еще в 90-х годах прошлого столетия в городе началась активная работа по созданию музея Марины и Анастасии Цветаевых, который открылся в 2000 году и расположен по адресу: г. Феодосия, ул. В. Коробкова, 13. В этом доме в 1913-1914 годах жили сестры Цветаевы. В музее представлены мебель, вещи и предметы быта начала 20 века, которыми пользовались Цветаевы. Всего в музее было собрано более тысячи различных экспонатов.

Ежегодно, в августе в Феодосии проходит Международный Цветаевский музыкально-поэтический фестиваль, который собирает творческих людей со всей России и других стран.

 

 Просмотр презентации «Крым в судьбе М.Цветаевой»


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!