Краткий обзор жизненного и творческого пути писателя Г.Г.Маркеса



06.04

Домашняя работа

Г.Г.Маркес. «Магический реализм» в романе «Сто лет одиночества», в рассказе «Старик с крыльями»

Сегодня на занятии мы:

- познакомимся с жизненным и творческим путем Г.-Г. Маркеса;

- выясним особенности изображения общества людей в произведениях писателя;

- рассмотрим элементы магического реализма как метода модернизма в творчестве писателя;

- определим идейно-художественное своеобразие романа «Сто лет одиночества»;

- определим проблематику рассказа «Старик с крыльями»;

- охарактеризуем персонажей рассказа и мотивы их поведения.

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Отличительные особенности латиноамериканской литературы.

2. Магический реализм в литературе.

3. Магический реализм в творчестве Г. Г. Маркеса:

а) краткий обзор жизненного и творческого пути писателя;

б) идейно-художественное своеобразие романа «Сто лет одиночества»;

в) проблематика рассказа «Старик с крыльями», характеристика персонажей.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 В тот момент, когда писатель потеряет связь с реальностью, он перестает быть писателем.

Г. Гарсиа Маркес

Отличительные особенности латиноамериканской литературы

В середине ХХ века латиноамериканский роман переживает настоящий бум. Широко известными становятся не только за пределами своих стран, но и за пределами континента произведения аргентинских писателей Хорхе Луиса Борхеса и Хулио Кортасара, кубинца Алехо Карпентьера, колумбийца Габриэля Гарсия Маркеса, мексиканского романиста Карлоса Фуэнтеса, перуанского прозаика Марио Варгаса Льюоса. Несколько ранее мировое признание завоевали бразильский прозаик Жоржи Амаду и чилийский поэт Пабло Неруда. Интерес к латиноамериканской литературе не был случаен: произошло открытие культуры далёкого континента со своими обычаями и традициями, природой, историей и культурой. Но дело не только в познавательной ценности произведений латиноамериканских писателей. Проза Южной Америки обогатила мировую литературу шедеврами, появление которых закономерно. Латиноамериканская проза 60–70-х годов компенсировала отсутствие эпоса. Перечисленные выше авторы заговорили от имени народа, рассказав миру о становлении новых наций в результате европейского вторжения на континент, населённый индейскими племенами, отразили присутствие в подсознании народа представлений о Вселенной, существовавших в доколумбову эпоху, раскрыли формирование мифопоэтического видения природных и социальных катаклизмов в условиях синтеза различных межнациональных культур.

Успех к латиноамериканским писателям пришёл вследствие слияния истории и мифа, эпических традиций и авангардных поисков, утончённого психологизма реалистов и многообразия изобразительных форм испанского барокко. В разнообразии талантов латиноамериканских писателей есть нечто объединяющее их, выражающееся чаще всего формулой «магический реализм», в которой зафиксировано органическое единство факта и мифа.

Магический реализм в литературе

Термин «магический реализм» был введен немецким критиком Ф.Рохом в его монографии «Постэкспрессионизм» (1925), где было констатировано оформление магического реализма как нового метода в искусстве. Первоначально термин «магический реализм» использовался Францем Рохом для описания картины, которая изображала изменённую реальность.

Магический реализм – один из наиболее радикальных методов художественного модернизма. Элементы этого направления объективно могут быть обнаружены у большинства представителей модернизма (хотя свою приверженность данному методу констатируют далеко не все из них).

Термин магический реализм применительно к литературе впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 году. Он писал: «Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического – тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям».

Позже этот же термин был использован венесуэльцем Артуро Услар-Петри для описания работ некоторых латиноамериканских писателей.

Магический реализм реализм, в котором органично сочетаются элементы реального и фантастического, бытового и мифического, настоящего и вымышленного, тайного. Фантастические и мистические элементы служат для того, чтобы проявить и обострить проблемы реальной картины мира.

Элементы магического реализма:

· фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются;

· действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов;

· многочисленные детали сенсорного восприятия;

· часто используются символы и образы;

· эмоции и сексуальность человека как социального существа часто описаны очень подробно;

· искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое;

· меняются местами причина и следствие – например, персонаж может страдать до трагических событий;

· содержатся элементы фольклора и/или легенд;

· события представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний;

· прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом;

· открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира – фантастическое или повседневное.

Краткий обзор жизненного и творческого пути писателя Г.Г.Маркеса

Габриэль Хосе де ла Конкордия Гарсиа Маркес (1928-2014) – колумбийский писатель. Лауреат Нобелевской премии (1982).

Дата рождения: 6 марта 1928 года

Место рождения: Аракатака, Колумбия.

В детстве воспитывался бабушкой и дедушкой – отставным полковником.

Дом в Аракатаке, где родился Маркес

Бабушка знала множество фантастических рассказов. Она рассказывала их так, словно видела эти чудеса собственными глазами, и воспринимались они как самые обыденные события (эта манера повествования впоследствии зазвучит в произведениях писателя). А у дедушки были другие рассказы: об истории родного края, о гражданской войне и несправедливости, что пришла в страну вместе с «банановыми компаниями». Так «магия» бабушкиных рассказов переплелась с реализмом рассказов дедушки.  

После смерти деда, в 9 лет, переехал жить к родителям в соседний город.

В 1940 году поступил в иезуитский колледж, а в 1946 году – в национальный университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо, дочерью аптекаря.

Первые рассказы опубликовал в 20-летнем возрасте. Прервав учёбу раньше срока в 1950 году, он решил посвятить себя журналистике и литературе

Для этого с 1950 по 1959 годы Габриэль трудился над ведением колонки в газете маленького колумбийского городка, а затем стал писать свои статьи для столичной газеты «Эль Эспектадор». Его приняли в эту газету корреспондентом, и в качестве него он объехал Европу и Америку. В 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, приезжал в Москву.

В 1961 году пишет первое серьезное произведение «Полковнику никто не пишет». Примечательно, что писатель 11 раз улучшал свое произведение, прежде чем отдать в публикацию. На эту повесть Маркеса вдохновил Хемингуэй. Маркес считал её лучшим своим произведением.

В 1966 году пишет роман «Недобрый час», а после него на 1,5 года Маркес засел для создания своего главного труда – романа «Сто лет одиночества». Для него он отгородился ото всех связей с миром, и в 1967 году роман увидел свет. Публика прекрасно приняла произведение, а мир впервые узнал о талантливом писателе из Колумбии.

В 1972 году написал роман «Осень патриарха».

В 1982 году писатель был удостоен высшей литературной награды – Нобелевской премии и стал первым колумбийцем, ею обладавшим.

В 1985 году он пишет роман «Любовь во время холеры», в 1989 году – «Генерал в своем лабиринте». В этом же году у него был обнаружен рак, но в 1992 году его успешно прооперировали. В 1999 году Маркесу был поставлен диагноз лимфома, но несмотря на тяжелую болезнь писатель стойко держался и продолжал творить.

В 2002 году он пишет роман «Жить», ставший его автобиографией.

В 2004 году Маркес пишет роман «Воспоминания моих грустных шлюх».

В марте 2014 года его поместили в больницу для курса лечения.

Дата смерти: 17 апреля 2014 года

Место смерти: Мехико, Мексика

Интересные факты из биографии Габриэля Маркеса:

– Был женат, имел двоих сыновей.

– В России 2012 год проходил под знаком его имени.

– Его книги были экранизированы в 6 фильмах.

– Награжден российским орденом Почета.

– Поклонники называли его Габо.

Г.Г. Маркес занимает центральное место в литературном процессе латиноамериканских стран. Колумбийский писатель на конкретном историческом материале сумел показать общие закономерности формирования цивилизации в Южной Америке. Соединив древние доколумбовые верования народов, населявших далёкий континент, с традициями европейской культуры, раскрыв своеобразие национального характера креолов и индейцев, он на материале борьбы за независимость под руководством Симона Боливара, ставшего президентом Колумбии, создал героический эпос своего народа. Наряду с этим, основываясь на реалиях, Маркес впечатляюще раскрыл трагические последствия гражданских войн, сотрясавших Латинскую Америку на протяжении последних двух столетий.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!