Как автор реализует эту идею?



14.04

Домашняя работа

Новый тип рассказа. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Герои рассказов Чехова. «Дом с мезонином»

Сегодня на занятии мы:

– познакомимся с проблематикой и стилевыми особенностями рассказов А.П.Чехова 1880-1890-х годов,

– рассмотрим новаторство Чехова в поисках жанровых форм,

– откроем для себя новые типы чеховских героев,

– рассмотрим идейно-нравственное содержание рассказов Чехова.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

А. П. Чехов — писатель, заканчивающий великий для русской литературы девятнадцатый век и открывающий новую сложность века двадцатого. Чехов оказался в положении человека, отвечающего не только на вопросы, поставленные самой жизнью, но и на те, которые ставила предшествующая литература. «Нужны новые формы», «вопреки всем правилам» — слова, которые звучат в его произведениях, дневниках, письмах.

Он активно вводит в прозу форму рассказа. «Простые» чеховские рассказы на самом деле очень сложные.

Споры, размышления об особенностях жанра рассказов Чехова длятся уже не одно десятилетие. Различные точки зрения, появившиеся за прошедшие годы, открывают новые грани уникального жанра чеховского рассказа, помогают лучше, объёмнее его понять. Точнее определить жанр всегда очень важно, потому что от этого зависит понимание любого произведения. Литературоведы предлагают называть ранние чеховские рассказы комическими новеллами, а поздние — сатирическими рассказами. Совершенно очевидно, что ранние рассказы Чехова отличаются от поздних, написанных после 1888 года — переломного в творчестве писателя.

Короткий юмористический рассказ — один из главных жанров молодого Чехова. Основой этого жанра часто служил анекдотический случай. В этих рассказах преобладали внешний комизм и неожиданная развязка, часто юмор перерастал в сатиру.

Наряду с фельетонами Чехов создал в этот период целый ряд блестящих рассказов. Среди них «Толстый и тонкий» (1883), «Унтер Пришибеев» (1885). «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Хамелеон» (1884) и др. В раннем творчестве А П. Чехов использовал традиционные формы рассказа-сценки и рассказа-анекдота. Каковы его герои? Чаще всего невзрачные, без ярких индивидуальных особенностей, представители среднего класса. Такие герои уже не раз появлялись на страницах русской литературы. В чем же новаторство Чехова? Он представил новый взгляд на своих героев, на их повседневную жизнь. «В характерах каждого из них писатель сумел увидеть воплощение существенных особенностей господствующих нравов, в первую очередь принципа господства и подчинения. Рассказы о треволнениях его ничтожных героев — рабов и деспотов, часто деспотов и рабов одновременно — оказываются рассказами о противоестественности этих нравов... С особой силой обличает Чехов добровольное холопство, холопство по убеждению...» — так определил одну из особенностей ранней прозы А. П. Чехова литературовед Г.Бердников.

А. П. Чехов не судит о событиях и персонажах, он выделяет и подчеркивает черты характера и нравственный мир своих героев, заостряет их, доводит до пародии. Жизненные ситуации и действующие в них лица не оцениваются, а рисуются в соответствующих оттенках — от лирических до глубоко драматических. В ранних рассказах Чехова нет чистого юмора, чистого смеха. Жизнь человека погружена в быт и часто случайность, недоразумение порождают необычные, иногда комичные ситуации, которые и становятся основой рассказов. В рассказе «Хамелеон» «белый борзой щенок» укусил палец золотых дел мастера Хрюкина. Случайность, верно? Случайно проходил полицейский надзиратель Очумелов «в новой шинели и с узелком в руке», а вслед за ним шел рыжий городовой «с решетом, доверху наполненным крыжовником». Все это было бы нормально, но у городового и толпы на базарной площади возникли сомнения, не принадлежит ли щенок генералу Жигалову. Каждая случайная реплика из толпы меняет отношение Очумелова к событиям, он неоднократно снимает и надевает шинель.

Особенности раннего творчества А. П. Чехова четко обозначил М.Горький: «Антон Чехов уже в ранних рассказах своих умел открыть в тусклом мире пошлости ее трагические, мрачные шутки».

В середине 80-х годов XIX века Антон Павлович Чехов уже был популярным автором юмористических рассказов. Но его таланту становилось тесно в рамках этого жанра. Сатирическая насмешка в рассказах уступала место глубокому анализу ситуации и характеров. А высмеивание серости и пошлости жизни сменялось изучением и воспроизведением жизни во всей её полноте. В 1880-е годы Чехов в своем творчестве руководствовался в основном нравственными критериями, пытался понять и объяснить читателю, что такое свобода и счастье.

По утверждению литературоведа, В. Тюпы, жанровая специфика рассказов Чехова порождена необычным союзом, сплавом анекдота и притчи: «Новаторство гениального рассказчика состояло прежде всего во взаимопроникновении и взаимопреображении анекдотического и притчевого начал — двух, казалось бы, взаимоисключающих путей осмысления действительности». Эти жанры, при всей своей противоположности, имеют и много общего: им свойственна краткость, точность, выразительность, неразработанность индивидуальной психологии персонажей, ситуативность и вместе с тем обобщенность сюжета, несложность композиции. Но и у анекдота, и у притчи есть неоспоримые достоинства, позволяющие им неизменно пользоваться успехом у читателей (и, что немаловажно, у слушателей). Взаимодействие жанров оказалось чрезвычайно плодотворным для чеховской поэтики: от анекдота — необычность, яркость сюжета, оригинальность, «сиюминутность» ситуаций, сценок и в то же время жизненная достоверность и убедительность, выразительность диалогов, придающих рассказам Чехова абсолютную подлинность в глазах читателя; от притчи — мудрость, философичность, глубина, универсальность, всеобщность рассказываемой истории, поучительный смысл которой является долговечным. Зная эту особенность поэтики чеховских рассказов, серьезный, подготовленный читатель увидит в них не только комические ситуации, не только возможность улыбнуться над человеческой глупостью, претензиями и так далее, но и повод задуматься о жизни своей и окружающих.

В рассказах Чехова минимум героев, обычно не вступающих в противоборство. Сюжетное действие лишено острых, занимательных интриг, течёт неторопливо и плавно, а завязки и развязки не только лишены эффектности, но и заменены приездами и отъездами.

В середине 1880-х годов у Чехова появились рассказы, новые по тону, структуре, характеру действующих лиц. Теперь его герои уже не были механизмами; наоборот, писатель стремился выявить и показать нравственное начало в человеке. В лирических драмах А. П,Чехова все чаще отражалось пробуждение самосознания человека. Героями его становились простые люди, чаще всего мужики («Горе»). Несмотря на то что это традиционные персонажи в русской литературе (И.С.Тургенев «Записки охотника»), Чехов изобразил по-своему — его герои непривлекательны внешне, но душевно богаты (рассказ «Счастье»).

В конце 1880-х годов художественная система А.П. Чехова значительно изменилась. Его интересовали не просто обездоленные люди, а сама суть социальных конфликтов, проблем, которые стояли перед Россией.

Дальнейшее развитие в творчестве А. П. Чехова получил жанр лирического рассказа. В нем отсутствует событийный сюжет, зато налицо лирический способ раскрытия характера, лирический подтекст; композиционно — это рассказ «без конца» («Ведьма», «Верочка» и др.).

В этот период отмечался интерес А. П. Чехова к некоторым сторонам этического учения Л. Н.Толстого. Рассказы «Именины» и «Несчастье» А.П.Чехова — оригинальная трактовка конфликта романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина». «Скучная история» АП.Чехова похожа на ситуацию повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Чехов учился у Л.Н.Толстого, пытался понять его художественную систему, в частности, как показана диалектика человеческой души. Однако Чехов не испытывал слепого преклонения перед великим писателем и лишь выборочно повторял идеи Толстого в своей художественной системе. Так, А. П. Чехов не принял учения Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием, а вот идея всеобщей любви захватила его.

Во второй половине 1880-х годов А.П.Чехова привлекла тема детства («Гриша». «Мальчики», «Детвора», «Ванька», «Спать хочется», «Степь» и др.). С одной стороны, он поэтизировал детское сознание, чистоту, искренность, непосредственность чувств, а с другой — обличал обездоленное детство бедняков («Ванька», «Спать хочется»), нравственно оскверняемое детство в буржуазной среде («Детвора», «Житейские мелочи», «Володя»). Цикл чеховских рассказов о детях имеет переклички с толстовскими мотивами.

В 1887 году Чехов пишет так называемые «степные» рассказы — «Счастье», «Свирель», ставшие подготовкой к повести «Степь».

В одних рассказах Чехов обращается к описаниям бытовых явлений, жизненных ситуаций, психологического состояния человека. Например, в рассказах «Сильные ощущения», «Горе», «Свадьба» или «Скука жизни».

Другие рассказы посвящены исследованию различных психологических типов, характеров и темпераментов. Это такие рассказы, как «Обыватели», «Мыслитель», «Холодная кровь», «Тина».

А в центре внимания ещё одной группы рассказов уже изучение целых социальных слоёв, сословий и групп людей. Это городская интеллигенция и крестьяне, чиновники и художники, актёры, студенты и даже дети. К этой группе относятся рассказы «Актерская гибель», «Учитель», «Злоумышленник», «Мальчики» и многие другие.

Все эти группы рассказов объединяет интерес писателя к внутреннему миру героев, их сознанию и тому, как они пытаются сориентироваться в жизненной ситуации. Главным в рассказе становится не событие, на котором строится история, а реакция героя.

Основным событием рассказа обычно выступает заурядная бытовая ситуация: ссора, измена, болезнь, неожиданная встреча, разговор и так далее. Но именно это незначительное событие вызывает сдвиг в сознании героя, разрушает его привычную картину мира. Жизнь открывается для него с новой стороны, неожиданной и зачастую враждебной.

Например, в рассказе «Переполох» юная гувернантка Машенька Павлецкая видит, что её комнату обыскивали из-за того, что пропала дорогая брошь хозяйки. Для девушки тот факт, что её могли подозревать в воровстве, уже потрясение и потрясение унизительное. Но ещё большим потрясением для неё становится признание мужа хозяйки, который и взял эту брошь, потому что деспотичная жена не давала ему денег. Юная девушка впервые понимает, насколько жалкими, мелкими, слабыми и жестокими могут быть люди.

В рассказе «Житейская мелочь» мальчик Алёша впервые встречается с предательством, ложью и равнодушием взрослых.

В рассказе «Кошмар» перед состоятельным Куниным вдруг открывается вся трагическая бездна нищеты людей, делами которых он занимался уже более года. Кунин стремился делать добрые дела, например, с помощью священника устроить в деревне школу для крестьянских детишек.

Местного священника он осуждал за несоответствие высоким идеалам. Там, где он видел скупость, отсутствие достоинства, неопрятность, пренебрежительное отношение к своим обязанностям, вдруг оказалось совсем иное. Крайняя степень нищеты, отчаяние, голод. Но при этом желание сохранить в себе человеческое достоинство. Стремление не только выжить, но и помочь ближнему. Милосердие, совестливость, болезненное сочувствие чужому горю. Кунин потрясён вдруг открывшейся для него правдой.

Как реагируют герои Чехова на перелом в сознании? По-разному. Гувернантка Маша покидает дом, в котором её унизили. Мальчик Алёша только пытается осознать и пережить предательство. О Кунине Чехов с горькой иронией пишет: «Так началась и завершилась искренняя потуга к полезной деятельности одного из благонамеренных, но чересчур сытых и не рассуждающих людей».

Антон Павлович Чехов старается раскрыть сущность самых обычных людей, понять, как работает их сознание. В какие ловушки попадает человек, какие совершает ошибки и как обманывает себя.

Среди чеховских героев нет выдающихся личностей, которые выстраивают целые философские теории и рассуждают о том, как правильно жить. Нет высоких обобщений, таких, как «русский народ» или «человечество». Каждый чеховский герой индивидуален. Обобщение и типизация достигается за счёт обыденности ситуаций и образов.

1888 год стал переломным в творчестве А. П. Чехова. Во-первых, кончилось «многописание». Если в 1887 году он написал 64 произведения, то в 1888 году — лишь 10, в том числе первые крупные вещи: «Степь», «Огни», «Именины», «Припадок». Во-вторых, усилилось стилевое и жанровое разнообразие произведений. Так, в «Именинах» и «Припадке» преобладает «протестующий элемент», а в повести «Степь» лирическое настроение сочетается с эпической широтой изображения. «Без заглавия» и «Пари» — произведения аллегорического характера; рассказ «Спать хочется» содержит натуралистические элементы.

Известные водевили «Юбилей», «Свадьба», «Медведь» и другие, созданные в 1880-е годы, бесспорно, связаны с традицией ранней чеховской юмористики. Сказки Чехова конца 1880-х годов («Без заглавия», «Сапожник и нечистая сила», «Рыбья любовь») наполнены социально-философским содержанием.

В мелиховский период писатель создал такие шедевры, как «Палата № 6», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч».

В творчестве Чехова в начале 1890-х годов укрепилось эстетическое кредо объективного повествования, «не позволявшего ему открыто заявлять о собственных “субъективных” симпатиях и антипатиях».

«Попрыгунья» (1891). А. П. Чехов стремился к тому, чтобы в тексте позиция автора отражалась неявно, создавал иллюзию отсутствия автора в произведении. Чехов по-прежнему вел разговор о подлинном, обычном течении жизни. Обыкновенная история о супружеских взаимоотношениях помогает раскрыть характеры и судьбы людей, у которых «суетность берет верх над душой» — абсолютной ценностью человеческой жизни.

Рассказ «Попрыгунья» — это рассказ о «незаметном», обыкновенном человеке, докторе Дымове. «Дымов — мужественный и сильный человек, чья душевная мягкость, доброта, робкая, всегда немножко виноватая деликатность, простота лишь подчеркивают его жизненную волю, богатырскую неутомимость в труде, настойчивость в достижении цели, героическую преданность своей науке», — отмечает исследователь творчества А. П. Чехова В. Ермилов.

Ольга Ивановна, жена Дымова, посвятила себя поискам «великого человека». Она окружена знаменитостями, среди них актеры, художники, писатели, а замуж она выходит за Дымова, человека, по ее представлениям, обычного:

«— Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть? — говорила она своим друзьям, кивая на мужа и как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека».

Однако Ольга Ивановна проглядела, «пропрыгала» главное в Дымове, не увидела, что рядом с ней великий человек, не увидела, не поняла ни его красоты, ни его силы. Вот почему рассказ называется «Попрыгунья». А.П.Чехов в Дымове, своем любимом герое, подчеркивает высокую нравственную красоту: черты простонародности в этом образе сочетаются с высокой интеллигентностью. В рассказе «Попрыгунья» Чехов развивает очень важную, пожалуй, ведущую тему своего творчества: противопоставление ложной, внешней красивости подлинной красоте человека. Среди праздной суетности, дачных развлечений, погоней за знаменитостями Ольга Ивановна не разглядела то счастье, которое мог дать ей Дымов.

О тяжелой болезни мужа она услышала, но осознала не сразу: «Что же это такое? — подумала Ольга Ивановна, холодея от ужаса. — Ведь это опасно!» Дымов умер. Ольга Ивановна как бы прозрела:

«Да, редкий человек! — сказал кто-то басом в гостиной.

Ольга Ивановна вспомнила всю свою жизнь с ним, от начала до конца, со всеми подробностями, и вдруг поняла, что это был в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек. И вспомнив, как к нему относились ее покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что, все они видели в нем будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа и ковер на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: "Прозевала! Прозевала!”».

Героиня приходит к позднему прозрению. Она понимает, что её невнимание к мужу, делу его жизни привело его к гибели. Но даже в этот момент Ольга Ивановна не начинает любить мужа по-человечески. Ей лишь становится очевидным его редкость и потенциальная знаменитость. И она досадует на себя за свою невнимательность. Вот и всё.

В 1890-е годы углубилось представление А. П. Чехова о драматизме человеческого бытия, в его творчестве этого периода явно прослеживаются социально-исторические мотивы («Мужики», «Моя жизнь» и др.). Рассказы 1890-х годов иные по тону: в них преобладают сожаление, грусть, скепсис писателя, они философичны. В творчестве зрелого А. П. Чехова преобладают произведения, в которых раскрывается внутренний мир человека, его переживания, страдания и озарения. Это прежде всего такие рассказы, как «Скрипка Ротшильда», «Рассказ старшего садовника», «Студент», «Палата №6».

«Палата № 6» (1892). Действия произведения разворачиваются в палате для душевнобольных, что отражено в её названии. Там обитают пятеро болящих — от городского дурачка до бывшего судебного пристава. Больница отличается бедностью и антисанитарией. Врач иногда выпивает и очень любит читать. С некоторых пор доктор стал захаживать в палату № 6. Для доктора Рагина из рассказа пробуждение связано с новым пациентом Громовым. После споров с ним Рагин начинает видеть тотальное несовершенство окружающего мира.

Переживает полное крушение иллюзий. Громов и Рагин, казалось бы, совершенно разные герои по характеру и убеждениям. Но вместе с тем, они поразительно похожи. И своей судьбой, и мучительным желанием «найти настоящую правду». После цепочки роковых событий доктор попадает в палату уже пациентом.

Часто толчком к поиску «настоящей правды» в рассказах Чехова становится трагедия. Например, в рассказе «Скрипка Ротшильда» гробовщик и скрипач Яков Матвеевич только после смерти жены и на пороге собственной смерти начинает задумываться о том, насколько бессмысленной, «убыточной» была его жизнь.

Старик задаёт себе вопросы: «3aчeм люди делают всегда именно не то, что нужно?», «3aчeм вообще люди мешают жить друг другу?», «...зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая даётся человеку только один раз, проходит без пользы?»

А главное, скрипач понимает, что «если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу». Все эти мысли старик вкладывает в мелодию, которую играет на скрипке перед смертью. Свою скрипку он отдаёт еврею Ротшильду, который играет на ней мелодию Якова Матвеевича горожанам. И мелодия, созданная душой пробудившегося человека, тревожит души горожан.

В своем творчестве Чехов неоднократно обращался к теме семьи. Шуточно-комическое осмысление этой темы присутствовало в раннем творчестве писателя («Брак по расчету», «Перед свадьбой», «Живой товар» и др.). В 1890-е годы эта тема приобрела глубоко социальный характер: судьба «бедной невесты» в рассказе «Анна на шее» (эту же тему затронул А.Н.Островский в драме «Бесприданница»). Внимание писателя привлекали различные доктрины, рецепты «спасения человечества» — толстовская теория, теория «малых дел» и др. Чехов искал свой путь. Эти искания писателя нашли отражение в рассказе «Дом с мезонином» и повести «Моя жизнь». В них содержится полемика А. П. Чехова с теорией «малых дел» и толстовскими теориями «опрощенчества» и «нравственного» самосовершенствования.

В позднем творчестве Чехова появляется новый тип героя – герой «ищущий». И этот герой, который жаждет найти «настоящую правду». Такой герой находится в конфликте со средой. Пошлость обывательской жизни, равнодушие и заведённые порядки ему противны.

Но сказать, что чеховские герои – это типичные герои реализма, которых среда заела, нельзя. Окружающий мир только усиливает внутренний конфликт героев, ощущение неправильности происходящего, бессмысленности и бесполезности жизни. И конфликты между персонажами в позднем творчестве Чехова возникают не из-за того, что один из них благороден, а другой негодяй. А из-за тотального непонимания. Люди поглощены своими идеями, находятся в плену у собственных заблуждений, не слыша и не понимая других.

Но что же такое «настоящая правда»? Есть ли ответ на этот вопрос? Возможно, мы найдём его в рассказе «Студент» (1894), который Чехов называл своим любимым произведением.

В нем ничего не происходит, но главному герою Ивану Великопольскому что-то открывается в жизни. Он увидел то, на что прежде не обращал внимания, и это невидимое меняет мироощущение героя, его отношение к себе и окружающим.

Действие рассказа происходит на Страстной неделе, за два дня до Пасхи. Иван возвращался с охоты, вдруг в темноте увидел костер, около которого грелись старая вдова Василиса и ее дочь Лукерья. Греясь у костра, Иван переживает чувство мистического соединения времен. Он рассказывает двум крестьянкам о давнишней (тоже предшествовавшей Пасхе) ночи в Гефсиманском саду, когда римские легионеры схватили Христа, а Петр, его ученик, трижды отрекся от него: «Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад и в тишине едва слышатся глухие рыдания», — то рыдает Петр, трижды отрекшийся от Христа.

Евангельская история вызывает у одной из женщин слёзы, а у другой смущение. И студент понимает, что «правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Правда и красота – очень важные критерии в творчестве Чехова. Писатель не поучает и не морализаторствует, он напоминает людям о человечности, о важности борьбы с пошлостью и несправедливостью в жизни.

По утверждению литературоведа, В. Тюпы, жанровая специфика рассказа Чехова порождена необычным союзом, сплавом анекдота и притчи: «Новаторство гениального рассказчика состояло прежде всего во взаимопроникновении и взаимопреображении анекдотического и притчевого начал — двух, казалось бы, взаимоисключающих путей осмысления действительности». Эти жанры, при всей своей противоположности, имеют и много общего: им свойственна краткость, точность, выразительность, неразработанность индивидуальной психологии персонажей, ситуативность и вместе с тем обобщенность сюжета, несложность композиции. Но и у анекдота, и у притчи есть неоспоримые достоинства, позволяющие им неизменно пользоваться успехом у читателей (и, что немаловажно, у слушателей). Взаимодействие жанров оказалось чрезвычайно плодотворным для чеховской поэтики: от анекдота — необычность, яркость сюжета, оригинальность, «сиюминутность» ситуаций, сценок и в то же время жизненная достоверность и убедительность, выразительность диалогов, придающих рассказам Чехова абсолютную подлинность в глазах читателя; от притчи — мудрость, философичность, глубина, универсальность, всеобщность рассказываемой истории, поучительный смысл которой является долговечным. Зная эту особенность поэтики чеховских рассказов, серьезный, подготовленный читатель увидит в них не только комические ситуации, не только возможность улыбнуться над человеческой глупостью, претензиями и так далее, но и повод задуматься о жизни своей и окружающих.

В рассказах Чехова минимум героев, обычно не вступающих в противоборство. Сюжетное действие лишено острых, занимательных интриг, течёт неторопливо и плавно, а завязки и развязки не только лишены эффектности, но и заменены приездами и отъездами.

Дом с мезонином» (1896).

В рассказе органично соединились социально-политическая проблематика (осмысление современниками Чехова наследства «обанкротившихся» отцов-народников – поколения 60х – 70х годов XIX в.) и лирическая стихия «драмы любви». Переданная от лица рассказчика, художника (примечателен подзаголовок «Рассказ художника»), история «несостоявшейся любви» звучит особенно поэтично и определяет субъективность повествования.

Ведущие мотивы и особенности композиции. Два ведущих мотива организуют сюжет: мотив времени и мотив воспоминания – центральные в творчестве Чехова. Заявленные в первой же строке («Это было шесть–семь лет назад»), они и завершают рассказ («вспоминаю…меня ждут и мы встретимся»). Это позволяет определить композицию рассказа как кольцевую.

Движение времени в рассказе образует замкнутый круг: рассказчик путешествует из настоящего в прошлое; вопрос же («Мисюсь, где ты?»), замыкающий повествование и адресованный в будущее, остается без ответа, создает пронзительное ощущение «звенящей тишины». Тем самым автор воплощает идею неразрешимости заявленного конфликта.

Отсутствие «единства события», ослабленность фабульного действия – устойчивая доминанта чеховской поэтики – в полной мере реализуются в рассказе «Дом с мезонином»:

· активная социальная деятельность Лиды Волчаниновой вынесена за пределы повествования;

· первое свидание художника и Мисюсь, с несостоявшимся объяснением в любви, одновременно становится и последним.

Таким образом, развитие действия перенесено во внутренний сюжет, в «мысль – смысл», определяя и главный вопрос: почему герои Чехова – все! – тотально несчастливы?

Мотив «незадающейся судьбы» звучит уже в начале рассказа: герой, «обреченный судьбой на постоянную праздность», не делал «решительно ничего».

Как автор реализует эту идею?

Эта обречённость подчёркивается прежде всего тем, что у героя нет своего дома. Он живёт в имении помещика Белокурова, и это изначально чуждое художнику место. Громадная зала с колоннами, в которой не было никакой мебели, кроме дивана и стола, не несёт в себе ничего живого: ни тепла, ни уюта, ни просто желания оставаться в ней; здесь «всегда, даже в тихую погоду что-то гудело в старых амосовских печах…и было немножко страшно». Время в доме утратило свою определённость и ритмичность: «по целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал…».


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!