Сказал ему рав Папа: Что во мне такого, что ты за меня не опасаешься? Отвечал ему: У тебя сейчас счастливый час».

Лекция Юваля Харари «Мудрецы и бесы: магия и общество в Талмуде»

Это расшифровка последней из трех частей лекции Юваля Харари — «Мудрецы и бесы: магия и общество в Талмуде».

Прошлое свое выступление Юваль Харари завершил рассказом о том, где водятся демоны и бесы — они любят обитать в пограничных местах, где люди не живут. На этой встрече речь пойдет о магии и обществе в Талмуде; будем говорить об отношениях мудрецов Талмуда с демонами и бесами, формат тот же — медленное чтение источников, их комментирование и анализ.
________________________________________________________

Я уже дважды благодарил организаторов, пригласивших меня, и снова готов повторить слова благодарности, но больше всего я благодарен слушателям, пришедшим уже на третью лекцию с готовностью меня слушать. Я так понял, некоторые записались сюда, когда у лекции было чуть-чуть иное название. Когда-то давно, при планировании серии, я хотел третью лекцию посвятить ведьмам и вообще женскому колдовству. Но, когда я стал готовить материалы, я понял, что это большая отдельная тема, которую трудно в этот курс уместить, и я решил на третьей лекции тоже поговорить о демонах, но главная моя методологическая посылка сохраняется — посмотреть, как через рассказы о демонах проявляются отношения власти в обществе и политическая составляющая всей этой истории. И мы с вами познакомимся с некоторыми свидетельствами о демонах в талмудической литературе и почитаем несколько рассказов, в которых мудрецы с ними взаимодействуют и используют их, чтобы как-то укрепить свой статус в обществе. Я хочу начать с очень краткого резюме того, о чем я говорил на предыдущих двух лекциях, так как есть некая последовательность в том, что я говорю, и чтобы и те, кто пришел впервые, тоже как-то вошли в это терминологическое поле и были с нами во всем, что мы изучаем.

Я говорил, что магия — это некоторая практика и система верований, направленная на изменение реальности при помощи ритуалов, и в еврейской магии такие ритуалы в основном носят вербальный характер, это разного рода заговоры и заклинания. На первой лекции я говорил, что магию можно сравнить с донаучной технологией, позволяющей решать частные практические проблемы, избавлять человека от разных некомфортных ситуаций. Я говорил о том, что, несмотря на репрезентацию магию в разных произведениях типа «Тысячи и одной ночи» как чего-то очень цветастого и фантастического, тем не менее, сама магическая литература, сборники магических рецептов — это литература очень сухая и практическая. Мы сплошь и рядом в этих сборниках магических рецептов находим рецепты для достижения целей, которых можно достичь и без магии — это цели бытовые, очень конкретные. Мы не найдем в такой профессиональной магической литературе рецептов строительства золотых дворцов или рецептов, позволяющих привести караван слонов, нагруженных драгоценными камнями. В них ничего подобного нет, а то, что мы находим — это рецепты для преуспевания в любви, в экономической деятельности, чтобы добиться процветания, чтобы рыбалка хорошо шла, чтобы не болеть, какие-то медицинские вещи, то есть, очень повседневные простые задачи.

Но есть все-таки одна область, в которой в основном можно действовать только магическими средствами, и это область демонического. И я хочу повторить важное различие, что мы проводили на лекциях предыдущих: между внешними и внутренними источниками, между источниками, которые рассказывают о магии со стороны, и профессиональной магической литературой или магическими предметами, которые относятся ко внутренней ее стороне. На первой лекции я показывал магические предметы, артефакты — магические чаши V-VII века новой эры из Вавилонии, из Персии, которые предназначались для изгнания демонов. Мы видели амулеты и обереги, найденные на территории Земли Израиля и окружающих стран. Эти амулеты были связаны с демонологией, так как они были призваны не только изгонять демонов, но и лечить болезни, персонифицированные как демонические, а также служили для преодоления бедствий, воспринимаемых как демоническое влияние. На первой лекции мы познакомились с магическими предметами и сборниками рецептов, на второй читали внешние источники — апокрифы эпохи Второго Храма и библейские тексты. И мы видели в литературе эпохи Второго Храма два противоположных воззрения на происхождение демонов: первое заключалось в том, что Б-г сотворил их при сотворении мира и наделил их ролью, им предназначенной изначально. А вторая точка зрения такая: появление демонов стало результатом бунта ангелов, нарушивших порядок мироздания, спустившись на землю. Они взяли земных жен, родили исполинов, от которых произошли демоны. Мы видели, что зерно этого мифа содержится в шестой главе Книги Бытия, где оно кратко излагается, а апокрифическая литература разворачивает это повествование и дополняет его подробностями (Книга Еноха и Книга Юбилеев). И вот то, что литература Второго Храма добавляет к интерпретации библейского текста, говорит о том, что исполины, которые испустили дух после смерти, породили злых духов, обитающих на земле и занимающихся причинением вреда разным земным существам. И мы познакомились с несколькими историями об изгнании демонов, от примитивных ритуалов без вербальных формул и заклинаний (таких, как воскурение внутренностей рыбы) перешли к рассказу, где слово используется как основной инструмент изгнания бесов Иисусом, и к истории, рассказываемой Иосифом Флавием, где Эльазар устроил целый спектакль с использованием речевых формул и даже предметов. Одновременно с деятельностью Иисуса и событиями, которые описывается Иосиф Флавий, происходивших незадолго до разрушения Храма и после этих событий, развивается движение фарисеев. После разрушения Храма жрецы, коhэны, теряют свой статус в еврейском обществе, их место занимают фарисеи или прослойка мудрецов, становящиеся лидерами еврейского народа в последующем.

Необходимо отметить, что литература эпохи мудрецов — принципиально устная литература, повествования и высказывания, которые не записывались сначала, а были записаны были спустя много веков и отредактированы в последующем. Результатом этой деятельности мудрецов стала фиксация устного учения; возникло три корпуса текстов — Мишна (свод устного закона, кодифицированный в начале III века новой эры, где-то 220-е годы), затем Иерусалимский Талмуд (середина IV века н.э.), и в середине VI века н.э. появился Вавилонский Талмуд. Мудрецы в доме учения, где создавались устные тексты, смешивали в своих дискуссиях и разговорах законодательные высказывания, обсуждения законов с разного рода повествованиями и рассказами. Нам важно отметить, что самое полное собрание этих рассказов и разговоров, ведшихся в доме учений — это Вавилонский Талмуд, который был отредактирован и собран в то же время и в том же месте, к которому относятся и магические чаши, предназначенные для изгнания демонов. И вот, мы как бы находимся в V-VI веке новой эры, когда огромная еврейская община проживает в Месопотамии на огромной территории, и эта самая крупная еврейская община производит два культурных продукта, два наследия: Вавилонский Талмуд и огромный корпус магических чаш. И понятно, что у них совершенно разный статус в еврейской культуре — Вавилонский Талмуд стал фундаментом и основой ортодоксального иудаизма, а магические чаши оставались закопанными в землю до середины XIX века, и по-настоящему научное их изучение началось лишь в начале XX века. Вавилонский Талмуд неслучайно стал основой жизни для ортодоксальных еврейских общин — в нем есть все, целый свод обсуждений и высказываний, касающихся всех сторон жизни, а у магических чаш есть четкая цель, очень ограниченная — изгнать конкретных бесов, защищать от них дом или владение. Очень интересно рассмотреть взаимосвязи между этими двумя корпусами — между свидетельствами магической деятельности и тем, что рассматривается в Талмуде. Я хочу начать с того, что вместе прочитать текст, написанный на одной из магических чаш — он содержит магическое разводное письмо.


Но скажу еще два слова для тех, кто не был на первой лекции — о том, как выглядит эта магическая чаша. Это простая миска из обожженной глины, подобная мискам, используемым для еды, и отличаются они лишь тем, что на магических чашах записан заговор или заклинание от центра к периферии по спирали. Иногда в центре этой тарелки или миски изображены демоны, скованные цепями, и это связывание демона визуально выражается в концентрических кругах. Демон еще дополнительно обводится кругом, окружностью, сам он изображается внутри этого спирального заклинания, написанного на круглой чаше, а снаружи еще запечатывается кругом из дегтя. И эти чаши дают уникальную возможность заглянуть в лабораторию мага, посмотреть, как и чем они писали, сравнить особенности письма и разобраться во внутренних представлениях о демонах и в средствах, которые против них можно применять. Прочитаем надпись на одной из таких чаш:

«Во имя Тебя я делаю этот амулет, чтобы был он исцелением для этого, для порога дома… и для всего его имущества. Я сковываю скалы земли и связываю тайны небес… я удерживаю, сковываю, связываю, сковываю всех демонов-вредителей, какие только есть в мире, что мужского, что женского пола, от самых великих до самых мелких, от самых молодых до самых старых, известно ли мне его имя, или не известно».

Мы видим, что эта чаша предназначена для порога дома, который представляется некой границей между своим и чужим, и считается самым опасным местом, через которое демоны проникают в дом, поэтому важно его защитить. Порог дома — опасное лиминальное место (лиминальное — не внутри и не снаружи, а оно словно нигде, и в этом его особая опасность). Обратите внимание на изобилие глаголов — связывать, сковывать, применять силу…Все это — символы могущества и силы, тут постоянно изображается некое действие, связанное с ограничением и связыванием демонических сил. И вот, это магическое изменение состояния мира, которого хотят добиться посредством этих магических чаш, происходит не только через вербальные формулы, но и через визуальный язык, когда демоны изображаются связанными путами, скованными цепью, и желаемое действие, которое надо произвести — оно изображается на этих чашах в виде фигуры скованного демона. Я хочу напомнить высказывание, которое я уже приводил ранее: магия воспринимает себя как точная наука, это не просто фокусничество или туманные высказывания в воздух. В магии важно знать детали — чем, при помощи чего и против кого ты борешься, важно идентифицировать противника и найти правильные средства против него, подходящие именно для этого. Можно привести аналогию: ситуация с врачом. Мы приходим к врачу, говорим о проблеме, врач смотрит, предполагает — или у вас такая-то болезнь, или такая-то, после чего говорит — если у вас одно заболевание, съешьте эту таблетку, а если другое, то вот эту таблетку. Для нас, для профанов, пришедших лечиться, это выглядит так, как будто врач дает нам какие-то волшебные имена, название чего-то, и мы не понимаем, что за этим стоит, как это работает. Он вручает нам некий рецепт. Поэтому самая главная задача и мага тоже — точно поставить диагноз и выписать правильный рецепт, но, чтобы это сделать, надо знать, с кем ты борешься, знать имя силы, с которой ты борешься, и тут главная проблема — это именно знание имени. Поэтому, когда перечисляются разные демоны — мужского и женского пола, большие и маленькие, в конце говорится — «известно мне имя этого демона или неизвестно». Дальше идет текст, который не всегда можно однозначно интерпретировать, но понять, о чем идет речь, можно:

«Про того, чье имя мне известно, разъяснили мне еще с семи дней творения [с тем демоном, чье имя мне известно, понятно, что, делать]; а если не разъяснили с семи дней творения, разъяснили мне в разводном письме, которое прибыло из-за моря и которое написал и послал рабби Йеѓошуа бен Перахья».

Здесь две интересных детали — разводное письмо прибыло издалека, из другого мира, и оно приписывается мудрецу, которого мы хорошо знаем из талмудической литературы, Йеѓошуа бен Перахья. А дальше идет рассказ небольшой, вставной такой рассказ внутри заклинания, но это не просто рассказ или нарратив, а перформатив — рассказ, задача которого — некоторым образом произвести определенное действие:

«Та самая Лилит, которая душила людей, не приняла отлучения, которое послал ей Йеѓошуа бен Перахья, ведь он не знал ее имени. Тогда написали ее имя в разводном письме и провозгласили о нем на небесах, и это то самое разводное письмо, которое прибыло сюда из-за моря».

Надо сказать, что «лилит» в эту эпоху — не имя собственное, а категория демонов — лилин или лилит, некоторый клан или вид демонов, поэтому еще нужно узнать, как зовут конкретного демона из этого клана. Здесь история про демона из подвида демонов лилит, который хотел причинять зло, душил людей, и его собрался изгнать мудрец, Йеѓошуа бен Перахья. Как можно изгнать женщину-демона, демоницу? По еврейскому закону, чтобы прогнать женщину, надо дать ей развод, разводное письмо. Если мужчина женат и хочу изгнать свою жену, должен дать ей разводное письмо. И этот «гет» — разводное письмо — это не просто в свободной форме написанное письмо, а это фиксированная форма. В этом письме есть словесная форма, которая делает его действенным, дает ему юридическую силу. Были споры между мудрецами, что должно быть в гете, в разводном письме, но все были согласны, что там должна быть единообразная словесная формула, без которого оно недействительно. Также есть специальная процедура передачи такого письма — муж не может прийти домой, бросив бумажку на стол, и тем самым развестись — если особая процедура передачи гета жене. Такое разводное письмо меняет статус женщины при помощи некоего ритуала; это некий документ, в котором имеется словесная формула, и он меняет состояние мира.

Многие обратили внимание на сходство между разводным письмом и выражениями в нем (перформативного характера, призванными изменить состояние мира), и теми формулами и выражениями, используемыми в амулетах и других магических источниках. Каждый может развестись с женой, но не каждый может изгонять демонов — их могут изгонять лишь специальные люди, например, тут архетипическим экзорцистом выступает хорошо нам известный мудрец, Йеѓошуа бен Перахья, который в самом Талмуде никак не связан с магией или изгнанием демонов. Единственная косвенная связь в том, что в Талмуде он упоминается как учитель Иисуса, прославившегося как изгонятель бесов, и в народном сознании осталась эта связь. И вот интересно, что тот мудрец эпохи Талмуда изгоняет демонов таким способом, каким это установили мудрецы, согласно юридической процедуры для изгнания через разводное письмо. И разводное письмо недействительно, если в нем не упоминается имя женщины, и у Йеѓошуа бен Перахья есть эта проблема — он не знает, какая именно лилит должна быть изгнана, как именно ее зовут, поэтому он не может вручить ей разводное письмо. Там еще вначале говорится, что разводное письмо — это вторая попытка, первая — это отлучение (херем, анафема) — тоже юридическая процедура, но лилит не принимает от него этого отлучения, так как он не знал ее имени. И тогда ее имя написали в разводном письме на небесах и провозгласили его на небесах, после чего разводное письмо «прибыло из-за моря». Эта особая сила, дающаяся Йеѓошуа бен Перахья с небес, связана со знанием имени демона, и это позволяет юридические процедуры превратить в экзорцизм, что в этой магической чаше и реализуется через рассказывание этой истории. Продолжение текста таково:

«Всех вас я тоже сковываю, связываю и удерживаю под ступнями этого Марнака бен Кала (имя человека и его матери — того, что нуждается в защите) во имя Гавриэля, великого богатыря, сражающего всех богатырей, побеждающих в битвах, и во имя Йеѓоэля, который затыкает рот всем богатырям, во имя Господа, Бога воинств, амен, амен, сэла».

Таких чаш довольно много, они часто встречаются в заклинаниях. Есть еще один такой мудрец, часто фигурирующий на магических чашах — Ханина бен Доса. Он тоже более-менее современник Иисуса из Назарета, и с ним тоже связаны легенды о чудесах, которые он мог творить. Но он практически никогда не упоминается в связи с изгнанием демонов, за исключением одного позднего вавилонского повествования. Однако, я могу поделиться своим последним открытием — я нашел неопубликованную рукопись XI века, где содержится десять древних историй об изгнании бесов, и все они связаны с именем Ханины бен Доса. И это то самое недостающее звено между образом Ханины бен Доса — чудотворца, но не занимающего изгнанием демонов, и магическими чашами, где он фигурирует как экзорцист. В магических чашах четко выражено разделение мира людей и мира демонов, там полный антагонизм между людьми и демонами. А в рассказах мудрецов Талмуда мы увидим иные отношения с демонами, где демоны живут вместе с людьми и действуют в том же мире, и происходит некое одомашнивание демонов. Давайте после прочтения текста на магической чаше, где можно увидеть связь магической и юридической практики мудрецов Талмуда, посмотрим на рассказы из самого Талмуда. Рассмотрим общие высказывания из Талмуда, а потом почитаем рассказы о конкретных событиях:

Присутствие демонов-вредителей. Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 6а

תניא אבא בנימין אומר אלמלי נתנה רשות לעין לראות אין כל בריה יכולה לעמוד מפני המזיקין אמר אביי אינהו נפישי מינן וקיימי עלן כי כסלא לאוגיא אמר רב הונא כל חד וחד מינן אלפאמשמאליה ורבבתא מימיניה.

«Аба Биньямин говорил: Если бы оку было позволено видеть, никто не смог бы устоять перед демонами-вредителями. Сказал Абайе: Их больше, чем нас, и они окружают нас как земляные валы вокруг оросительной ямы. Сказал рав Ѓуна: Слева от каждого из нас – по тысяче, а справа от каждого из нас – по десять тысяч».

Здесь три интересных вещи: первая состоит в том, что нам очень везет, что мы не видим демонов, а если бы видели, не смогли бы существовать. Но это и наше, и их преимущество, ведь они могут причинять вред, оставаясь невидимыми. Вторая мысль — мы на самом деле по сравнению с демонами очень ничтожные и маленькие: представьте, что мы находимся внутри оросительной ямы вокруг ствола дерева, а вокруг высокий земляной вал, и мы как муравьи, полностью окруженные этим невероятным кол-вом демонов. И третья вещь — соотношение сил. Нас тут сколько в этой аудитории? А теперь умножьте на 11 тысяч, приходящихся на нас — можете представить, сколько их тут, и хорошо, что мы их не видим. С одной стороны, в тексте есть выражение страха перед демонами, но есть и некое конструирование страха перед ними.

Следующий текст из трактата Авот повествует о десяти творениях накануне Субботы, в сумерки. Это и есть лиминальное время — и не будни, и не праздник, и не день, и не ночь, ни свет, ни тьма, что-то промежуточное. В это время создаются необычные сущности с чудесными свойствами, сверхъестественными. Мы не будем весь список разбирать, только в конце посмотрим —

עשרה דברים נבראו בערב שבת בין השמשות ואלו הן: פי הארץ ופי הבאר ופי האתון והקשת והמןוהמטה והשמיר והכתב והמכתב והלוחות. ויש אומרים אף המזיקין וגו’.

«Десять творений были созданы накануне субботы, в сумерки: жерло земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, ман, посох, шамир, письменность, письмена и скрижали. Некоторые говорят, что и злые духи».

Меня вчера спросили после лекции, какая из двух точек зрения на возникновения демонов возобладала и стала доминантной. Тут мы видим, что возобладала первая точка зрения (что демоны сотворены от начала Б-гом), и тут нет и речи о том, что демоны — это бунт против б-жественного плана. Но некоторое косвенное отражение второй точки зрения — истории про ангелов, что сошли на землю и сочетались с земными женщинами, есть в следующем тексте, где разбирается промежуточное положение демонов между ангелами и людьми. Здесь нет никакого утверждения, что демоны родились от взаимодействия ангелов с людьми, но некое эхо мотива промежуточного положения демонов остается:

ת»ר ששה דברים נאמרו בשדים שלשה כמלאכי השרת ושלשה כבני אדם שלשה כמלאכי השרת ישלהם כנפים כמלאכי השרת וטסין מסוף העולם ועד סופו כמלאכי השרת ויודעין מה שעתיד להיותכמלאכי השרת… ושלשה כבני אדם אוכלין ושותין כבני אדם פרין ורבין כבני אדם ומתים כבני אדם.

«Шесть вещей говорится про демонов, в трех из них они подобны ангелам служения, а в трем подобны людям. Три вещи, в которых они подобны ангелам: у них есть крылья, как у ангелов служения, они могут летать от края света до края света, как ангелы служения, а также знают, что произойдет в будущем, как ангелы служения… А три, в которых они подобны людям: едят и пьют, как люди, плодятся и размножаются, как люди, и умирают, как люди».

Демоны воспринимаются как промежуточные существа, живущие в нашем мире рядом с нами, но у них есть что-то от ангелов — они летают, знают будущее. Я вам предложил несколько высказываний мудрецов про демонов, чтобы показать, как они себе представляли их антологию. И вот еще высказывание о том, как с ними нужно обращаться. Религиозные евреи перед сном произносят в кровати молитву «Шма». В Талмуде об этом сказано так (Вавилонский Талмуд, Брахот, 5а):

אמר רבי יצחק: כל הקורא קריאת שמע על מטתו, כאלו אוחז חרב של שתי פיות בידו שנאמר)תהלים קמ»ט, ו( רוממות אל בגרונם וחרב פיפיות בידם ]…[ ואמר רבי יצחק: כל הקורא קריאת שמע על מטתו מזיקין בדילין הימנו.

«Сказал рабби Ицхак: Всякий, кто читает молитву «Шма» на кровати, как будто держит в руках обоюдоострый меч, как сказано: «Возвышенные (славословия) в горле их, и меч обоюдоострый в руке их» (Теѓилим (Псалмы), 149(148):6)… И сказал рабби Ицхак: Всякий, кто читает молитву «Шма» на кровати, прогоняет от себя демонов».

Первая идея: молитва — это орудие, она связывается мечом. Тут есть игра слов: «пэ» (פה) как «уста» и как «грань меча, лезвие», одно и то же слово. Молитва воспринимается как меч, но это не совсем обычно, ведь мы не всегда воспринимает молитву как что-то агрессивное, насильственное, как оружие, а тут мы видим, что человек произносит молитву перед сном в качестве оружия. Рабби Ицхак говорит, что читающий молитву Шма словно держит меч, который пугает демонов, и они от него отдаляются. Опять структурно та же самая идея: человек может при помощи словесной формулы изгнать демонов, и та же идея содержится и в магических чашах, где есть сильнодействующие заклинания, словесные формулы, которые могут изгнать демонов. Ночь — это время демонов, и тому, кто ложится спать, нужна эта сильнодействующая словесная форума, чтобы как-то им противостоять. Но мудрецы не рекомендуют человеку идти к какому-нибудь магу, который пишет заклинания на чашах, а предлагают использовать другие сильнодействующие формулы, а именно, — молитвы, которые самими же мудрецами и установлены. Мудрецы тут фактически продвигают, занимаются промоушеном своего религиозного ритуала, который они пытаются продвинуть таким образом, апеллируя к возможностям этих словесных формул для изгнания демонов. Это своего рода реклама молитвы.

В продолжении текста говорится, что мудрецу необязательно это делать, так как он защищен от этой опасности ночью самим фактом того, что он — мудрец. И этот особый способ рекламировать изучение Торы, молитву, соблюдение заповедей, постоянно появляется и дальше в других источниках, поскольку указывается, что все это способствует защите от демонов. У мудрецов есть особое преимущество — они живут правильно, у них правильный образ жизни, который сам способен защитить их от демонов. Талмудическая литература — это не монолит, там есть споры, но эта идея встречается постоянно. У мудрецов есть еще преимущество — демоны невидимы, и нам повезло, что мы их не видим, но некоторые люди, — в частности, мудрецы, — могут их увидеть, и в том их преимущество.

Следующая история рассказывает о встрече с одним из опасных демонов («кетев мерири», «лютый мор») — это страшнейший демон, известный мудрецам Талмуда:

אביי הוה שקיל ואזיל ואזיל רב פפא מימיניה ורב הונא בריה דרב יהושע משמאליה חזייה לההואקטב מרירי דקא אתי לאפיה דשמאליה אהדרא לרב פפא לשמאליה ולרב הונא בריה דרב יהושע לימיניה אמר ליה רב פפא אנא מאי שנא דלא חשש לי אמר ליה את שעתא קיימת לך

«Абайе шел по дороге. Рав Папа шел справа от него, а рав Ѓуна, сын рабби Йеѓошуа – слева. Увидел, что «лютый мор» (кетев мерири) приближается к нему с левой стороны. Тогда он поставил рава Папу слева, а рава Ѓуну, сына рабби Йеѓошуа – справа.

Сказал ему рав Папа: Что во мне такого, что ты за меня не опасаешься? Отвечал ему: У тебя сейчас счастливый час».

Абайе знает вещи, которые другие не знают — в том числе, у кого больше в данный момент иммунитет против демонов, но самое большое преимущество его в том, что он единственный видит демона, который к ним приближается. И вот, представьте — мы знаем, что мир вокруг нас кишит демонами, и самый страшный демон оказывается прямо перед нами. Мы можем с ним столкнуться, а он может причинить нам ужасный вред. Но обычные люди ходят и не знают, что перед ними страшный демон, они его не видят, и подвергаются большой опасности, но Абайе видит и знает, кто из его спутников слабее или сильнее в данный час, поэтому он их меняет и спасает жизнь одного из них. И вот, все эти рассказы о том, что мир кишит демонами, и истории о демонах, которых мы не видим, разжигают наше любопытство, и мы хотим их увидеть. Следующий текст предлагает нам необычное средство:

מאן דבעי למחזינהו ליתי שלייתא דשונרתא אוכמתא בת אוכמתא בוכרתא בת בוכרתא ולקליהבנורא ולשחקיה ולימלי עיניה מניה וחזי להו ולשדייה בגובתא דפרזלא ולחתמי’ בגושפנקא דפרזלא דילמא גנבי מניה ולחתום פומיה כי היכי דלא ליתזק רב ביבי בר אביי עבד הכי חזאואתזק בעו רבנן רחמי עליה ואתסי.

«Тот, кто хочет их увидеть, должен принести послед черной кошки, родившейся у черной кошки, перворожденной, родившейся у перворожденной, сжечь ее в огне, истолочь и помазать себе глаза, и тогда их увидит. Оставшееся надо положить в железный сосуд и запечатать железной печатью, чтобы не украли. Нужно также запечатать уста, чтобы не повредиться. Биби бар Аба так сделал, увидел их и повредился. Мудрецы попросили о нем милости, и он исцелился».

Здесь мы наблюдаем, что желание увидеть демонов — оно очень сильное, хотя одновременно есть и страх, потому как это опасное занятие, но многие хотят. И тут есть разные меры предосторожности: в частности, после того, как помазал глаза, надо не открывать рот, так как демон может войти в тебя через рот. И остаток пепла надо запечатать в сосуде, чтобы демоны его не украли: они ревнуют к тому, что люди их могут увидеть, и пытаются умыкнуть это. Нас предостерегают историей Биби бар Абы, который увидел демонов, проделав такие манипуляции, и они ему навредили. Интересно и другое — многие терпят ущерб от демонов, но Биби бар Аба исцеляется не через магический ритуал, а через словесные формулы, которые мудрецы считают легитимной частью своей религиозной практики. Они просили Вс-вышнего о милости, и Биби бар Аба исцелился. Мудрецы используют против демонов свою собственную систему действий, которая противостоит магии.

Приведу еще несколько рассказов про мудрецов и демонов из Вавилонского Талмуда (трактат Псахим, 112б) — о том, как Ханина бен Доса ограничивает время деятельности демонов:

אל תצא יחידי בלילה דתניא לא יצא יחידי בלילה לא בלילי רביעיות ולא בלילי שבתות מפני שאגרת בת מחלת היא ושמונה עשרה רבוא של מלאכי חבלה יוצאין וכל אחד ואחד יש לו רשות לחבל בפני עצמו מעיקרא הוו שכיחי כולי יומא זמנא חדא פגעה ברבי חנינא בן דוסא אמרה ליהאי לאו דמכרזן עלך ברקיע הזהרו בחנינא ובתורתו סכנתיך אמר לה אי חשיבנא ברקיע גוזר אני עליך שלא תעבורי ביישוב לעולם אמרה ליה במטותא מינך שבק לי רווחא פורתא שבק לה לילי שבתות ולילי רביעיות.

«Нельзя выходить на улицу одному ночью, ни ночью четвертого дня, ни субботней ночью, потому что Аграт бат Махлат (демон женского пола) с сонмом из ста восьмидесяти тысяч ангелов истребления выходят на улицу, и каждому из них дозволено причинять вред».

Представьте себе — два часа ночи, страшная женщина-демон с сонмом из 18 тысяч ангелов истребления царит над этой ночью, и совсем не хочется выходить на улицу. А теперь сама история начинается:

«Изначально они появлялись каждую ночью. Однажды она встретила рабби Ханину бен Досу. Сказала ему: Если бы на небесах не возглашали о тебе: «Берегитесь Ханины бен Досы и его учения!», я бы могла подвергнуть тебя опасности! (демоны знают будущее и подслушивают, что говорят на небесах.) Отвечал ей: Если я такой важный человек на небесах, то я велю тебе не появляться никогда там, где живут люди. Сказала ему: Прошу тебя, оставь мне хоть что-нибудь! Тогда он оставил ей субботние ночи и ночи четвертого дня».

[Кстати, любопытно, почему он оставил ей именно эти ночи? Возможно, здесь играют роль какие-нибудь планетарные соответствия, учитывая тот факт, что в Талмуде есть обсуждения соответствующих тем — Ж.Н.]

Вроде получается так, что Ханина бен Доса мог ее изгнать вместе с ночными бесами из мира, чтобы их не было. Но Ханина бен Доса этого не делает, подобно тому, как и Б-г (мы обсуждали это на предыдущей лекции) оставил одну десятую часть ангелов истребления в распоряжении Мастэмы, не уничтожил их всех. Поэтому демонов не убивают, а всегда только изгоняют, так как важно, чтобы они где-то были. Демоны нужны нам в качестве объясняющей силы, чтобы объяснять неудачи и бедствия, постигшие нас; болезни и смерти — нам важно, чтобы демоны оставались как механизм объяснения того, что происходит в мире. Ханина бен Доса позволяет демонице действовать в среду ночью и в субботу ночью. Он обладает особым статусом мудреца, о котором знают на небесах, и это позволяет ему покорить демонов. И тут есть тоже подтекст, скрытая реклама, пиар или желание укрепить общественный статус мудреца, поэтому мы видим рассказ о том, как хорошо быть мудрецом: твой статус будет таким, что ты даже демонами сможешь управлять. Нечто подобное мы видим и в следующем рассказе про бесов (Вавилонский Талмуд, Псахим, 111б):

«В ближайших к городу зарослях тростника обитает не меньше шестидесяти демонов. Почему это важно? Чтобы написать амулет. Бар Каша как-то раз остановился рядом с ближайшими к городу зарослями тростника. Вошли в него шестьдесят демонов, и ему угрожала большая опасность. Пошел он к одному мудрецу, который не знал, что в зарослях шестьдесят демонов, а написал он ему амулет против одного демона. Услышал, что демоны устроили у него внутри праздник, напевая: «Платок господина как у мудреца, мы проверили господина, а он не умеет благословлять». Пришел мудрец, знавший, что в зарослях шестьдесят демонов. Написал ему амулет против шестидесяти демонов. Услышал, как демоны говорят друг другу: «Собирайте пожитки!».

Бар Каша — городской глава или чиновник, остановился около зарослей тростника, и в него вошли 60 демонов, после чего ему угрожала большая опасность. И вот, он идет за помощью к мудрецам, а первый мудрец — он лишь выглядит как мудрец, но таковым не является, и не может ему помочь. Помогает только второй, настоящий мудрец. Этот второй мудрец знает, сколько там демонов, так как он читает Талмуд, и этому учат в домах учениях. У него есть это знание, и он пишет амулет от 60-ти демонов, и тогда демоны понимают, что им пора убираться отсюда.

Последние три рассказа я перескажу, резюмируя, чтобы не разбирать каждый подробно, а вы потом сами их почитайте. Первый рассказ о том, как в дом учения к Абайе приходит человек (рав Аха) и жалуется на демона, который настолько наглый и сильный, что нападает на двоих сразу, и не только ночью, но и днем. И тогда рав Абайя говорит, чтобы никто не давал раву Ахе ему ночлега, — может, произойдет чудо. И рав Аха, поскольку никто не предложил ему ночлега, ночует в доме учения, и туда является этот демон, начинающий угрожать ему. Демон является в виде чудища с семью головами, — такой фольклорный мотив, типа Змея Горыныча с семью головами. И как рав Аха с ним справляется? Он молится, и с каждой молитвой отпадает одна голова у этого чудища. Мы видим здесь рекламный ход некоторый, пиар, касающийся статуса и действий мудреца: мудрец делает то, что считает нужным; он молится, и ему не нужны никакие мечи, магические предметы, средства и так далее — он самой молитвой производит все эти действия, и это выгоднее, чем обращаться к каким-то там магам.

Есть еще интересный рассказ о том, как демона вызывают на суд мудрецов. Это история о том, что грузчики поставили бочку, отдавив ею ногу какому-то демону, и бочка сломалась, после чего один из мудрецов велит демону компенсировать ущерб грузчиков, разбирая это дело на суде. Интересны здесь не детали рассказа, а такое одомашнивание демонов — представление о том, что их можно позвать в суд, навязать им юридические нормы, по которым живет общество, будто это существо, живущее по тем же законам.

И последний рассказ дает ответ на заданный вчера вопрос о том, можно ли демона исправить, из плохого сделать хорошим. Ответ — исправить нельзя, но можно научиться сотрудничать. Так, римский император издал указы, притесняющие евреев, и Рабби Шимон бар Йохай (РАШБИ) отправляется в Рим, чтобы отменить эти указы. И ему по дороге встречается демон — Бен Тамлион, который предлагает сделку — «Пойдем вместе, я вселюсь в дочь императора, а ты меня изгонишь». РАШБИ отвечает — «Лучше бы ты был ангелом, а не демоном, но демон тоже сойдет». Все именно так и происходит — Бен Тамлион бежит в Рим, вселяется в дочь императора, и РАШБИ затем исцеляет ее словами — «Бен Тамлион, выходи». Император предлагает исполнить любую просьбу — «Просите, что хотите, я все вам дам». И они идут в архив государственный, получают указы эти против евреев, — тоже некий юридический текст, словесная формула, сходная с заклятием, и рвут их на части, отменяя приказ императора против евреев. На такой оптимистической ноте мы заканчиваем наш мини-цикл и отвечаем на ваши вопросы.

Вопросы:

В источниках нет упоминаний женских имен, и еврейская магия была чисто мужским делом, как Вы вчера сказали. А сегодня Вы начали с того, что хотели посвятить лекцию женщинам и женскому колдовству, но поняли, что это слишком большая тема, и не стали. Как же так?

Ответ: Я не сказал, что женщины не занимались магией, просто у нас нет об этом свидетельств, и вся профессиональная литература написана мужчинами. Я бы не сказал, что магия как огромная часть человеческой жизни обходилась без женщин вообще. Я совершенно не высказывал оценочных суждений — плохо заниматься магией или хорошо, но мудрецы Талмуда использовали термины «колдун» или «колдунья», чтобы маргинализовать человека, использовали эти термины как некий ярлык, чтобы показать, что это — изгой, не часть общества, и чтобы оттеснить, лишить статуса. Сама внутренняя магическая литература, действительно, без следов присутствия женщин, но мудрецы очень много обвиняют женщин в колдовстве, и тем самым они навешивают ярлык на всех женщин, представляя их как существ с опасной и загадочной природой. И они рассказывают разные истории про женщин, устраивающих заговоры, собирающихся в пещерах возле Ашкелона (80 женщин, которые занимаются там каким-то колдовством). Рассказывают они также про колдунью в Риме, лишившую мужской силы еврея, который там жил. Самое интересное в этих рассказах то, что мудрецы борются с ведьмами и побеждают их. Динамика такая, что они, как мы сейчас видим в историях про демонов, используют способ саморекламы или продвижения определенных ценностей или образа жизни, который они пропагандируют. И то же самое в историях про борьбу с магами и колдунами, — мудрецы противопоставляют себя другим агентам в поле ритуала, и утверждают свое превосходство. Это рассказы, призванные их превосходство утвердить. Я читаю эти рассказы как некие истории с политическим подтекстом. Так, благодаря вашему вопросу вы получили лекцию, которую я планировал изначально читать:))

2. Вы говорили о чашах, где изображены бесы, и они заключены в некую спираль. В России есть место — Аркаим, и там археологи нашли поселение, которому 6000 лет. Сейчас многие люди приезжают туда как паломники и взбираются на невысокие горы, одна из них — гора покаяния. И они ходят по спирали, пока не дойдут до верха горы, вспоминая все обиды, тем самым стараясь от этого избавиться. И, добравшись до верха, они кладут какой-то камень как символ прощания со своими грехами. Я так и не смог повторить этот ритуал, потому что мне было не особо хорошо с точки зрения энергетики… Видите ли вы сходство между изображениями на чашах и тем, что делают люди на этой горе?

Ответ: Вообще, окружность и круг — очень архаический символ, используемый во многих магических практиках. Мусульмане вокруг Каабы ходят семь раз, например. [Кстати, в такой магической практике, как гоэтия, символика круга тоже имеет большое значение — Ж.Н.] Это считается связанным с неким выделением особого пространства с сосредоточенной в нем силой или ограничением этой силы. Но сегодня ученые пытаются избегать обобщений, касающихся человечества или слишком широких универсалий. Гораздо более благодарная задача — не универсалистские обобщения, а попытка разобраться в механизме действия магических практик в одной культуре — более ранней или более поздней, или в вопросе о том, как одна практика переходила между разными культурами (но только в том случае, если там был реальный контакт). Религиоведение начиналось с универсалистской концепции о представлениях религиозных и их эволюции у человечества, но сейчас этим почти не занимаются, сейчас парадигма — рассмотрение явлений в их историческом и культурном контексте.

3. Демонов убить нельзя, и можно только изгнать. Но демоны едят и пьют, как люди, и умираю — как это сочетается с тем, что их нельзя убить? И второй вопрос — есть такой молитвенный атрибут, как тфилин, который содержит букву «шин» (ש) — три «вава» в ней, когда она традиционная, а на поверхности тфилина четыре «вава». Есть ли тут какая-то взаимосвязь с тематикой, что мы рассматривали на лекциях?

Ответ: Во-первых, благодарю за внимание к деталями и умения анализировать в текстах противоречия. То, что демоны умирают, не значит, что люди их убивают. Здесь есть некоторая ситуация, в которой демоны умирают, но мы не знаем, как, так как нет ни одного свидетельства, что человек мог убить демона. Может, они живут такой счастливой жизнью, что умирают от старости. Здесь нет прямого противоречия, они могут умирать по любой другой причине.

Что касается второго вопроса — и мезуза, и тфилин, и другие культовые предметы воспринимаются народным сознанием как предметы, способные воздействовать на реальность, защищать и оберегать, в том числе от демонов и злых духов. Я показывал в первой лекции слайд — микрофильм книги Зоар, служащей в качестве оберега. Или другой пример — Книга Ангела Разиэля, напечатанная в 1701 году в Амстердаме и ставшая бестселлером: по кол-ву копий она превзошла Библию и считалась оберегом от пожара. И такой маркетинговый ход используется до сих пор — так, недавно в Израиле вышла книга — биография некоего раввина, обладавшего магическими возможностями, и там в конце книги написано — «Кто купит книгу и будет хранить ее в доме, тот будет спасен от таких-то бедствий». Это стандартный рекламный ход. А вот про букву «шин» ничего не могу сказать, наверное.

Магия оказывается похожей на медицину, и врачи заклинают именами сущностей. Была ли в том обществе вообще граница между медициной или магией, когда человек понимал, надо идти к врачу за припарками или к магу за изгнанием демонов?

Ответ: отличный вопрос Вы задали. Есть целая область — народная медицина, и эта область продолжает существовать наряду с обычной медициной до сих пор. У нас ее называют «бабушкиной медициной». С моей точки зрения, главная граница между народной медициной и магией состоит в использовании словесных формул. Если, например, кто-то берет печень зайчихи и смешивает ее с гранатовым соком, а потом намазывает на живот роженице, чтобы ей было легче рожать — это народная медицина, а если это нужно проделать, и надо еще что-то произнести, то это становится магией. Народная медицина — она материальна, материалистична, просто она оказалась маргинализована научной медициной. В древнееврейских текстах не встречается целителей, евреев-врачей нет в Библии. Верующий еврей должен идти к Б-гу, потому что Б-г говорит человеку: «Я твой целитель», исцеление идет от Б-га. Уже в глубокой древности есть постоянная борьба и дискуссии, как объяснить заболевания, кто должен их лечить — разные типы и подходы уже тогда существовали.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!