Жанровое разнообразие, проблематика и тенденции развития литературы 20-х годов

Урок 34

Особенности развития литературы 1920-х годов

 

После Октябрьской революции казалось, что началось разрушение государства, нации, культуры. Значительная часть творческой элиты России довольно противоречиво отнеслась к происходящим событиям. Многие, как это ни парадоксально, поняли революцию как начало нового культурного этапа.

Революционный взрыв был воспринят как возможность реализовать футуристические представления о назначении искусства. Первые декреты диктатуры пролетариата объявили «старую культуру» враждебной рабочему классу. Пропагандировались новые принципы искусства.

В постреволюционной стране существовало и действовало огромное количество различных групп и ассоциаций деятелей культуры. В начале 1920-х годов насчитывалось около тридцати объединений в области литературы. Все они стремились найти новые формы и методы литературного творчества. Многие представители этих групп утверждали независимость искусства от политики и занимались поисками в области формы.

Молодые писатели, входившие в группу «Серапионовы братья» (по названию кружка друзей в одноименном романе немецкого писателя-романтика Э.Т.А.Гофмана), пытались осваивать технологию искусства в самом широком диапазоне: от русского психологического романа до остросюжетной прозы Запада. Они экспериментировали, стремясь к художественному воплощению современности. В эту группу входили М.М.Зощенко, В.А.Каверин, Л.Н.Лунц, М.Л.Слонимский, H.С.Тихонов, К.А.Федин и др.

Конструктивисты (К.Л. Зелинский, И.Л.Сельвинский, А.Н.Чичерин, В.А.Луговской, В.М.Инбер и др.) основными эстетическими принципами объявили в прозе ориентацию на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность»; в поэзии — освоение приемов прозы, особых пластов лексики (профессионализмы, жаргон и т.д.), отказ от «слякоти лирических эмоций», стремление к фабульности.

В поисках новых форм, способных отразить изменившееся общественное и индивидуальное сознание, представители разных групп и отдельные писатели обращались и к сюжету, и к языку. Поэты группы «Кузница» широко использовали поэтику символистов и церковно-славянскую лексику; писатель Артем Веселый — доходящую иногда до зауми звукопись прозы; К. Федин, В. Каверин — сюжетные и композиционные сдвиги; Б. Лавренев занимался поиском «сенсационных» жизненных ситуаций; многие создавали произведения в духе грубого натурализма.

Однако не все писатели входили в какие бы то ни было объединения, и реальный литературный процесс был богаче, шире и разнообразнее, чем это определялось рамками литературных группировок.

В первые годы после революции сформировалась линия революционного художественного авангарда. Всех объединяла идея революционного преображения действительности. Эта идея дополнялась идеей массового характера искусства. Предполагалось, что новое искусство станет способом создания нового человека и вообще всего будущего сообщества людей. «Новый человек» должен был стать носителем моральных качеств строителя грядущего, коммунистического общества. Организацией, ставившей целью осуществление таких лозунгов, как уничтожение старой культуры вместе со старым миром, создание новой, исключительно пролетарской культуры, творцом которой может быть только пролетариат, был Пролеткульт (культурно-просветительская и литературно-художественная организация, ставившая своей целью создание новой, пролетарской культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата).


После Октябрьской революции Россию покинуло от полутора до двух миллионов человек. Они составили русскую эмиграцию за границей, которая являлась уникальным сообществом. Часть известных писателей также эмигрировала: И.А.Бунин, М.И.Цветаева, А. Т. Аверченко и многие другие. В среде русской эмиграции культурное развитие было иным, чем в советской России: были перенесены элементы культуры Серебряного века, которые соединились с нарочитой «русскостью». Начала формироваться так называемая литература русского зарубежья.

 

 

Русская литературная эмиграция первой волны

 


В 1920-е годы в советской литературе небывалого расцвета достигла политическая, бытовая, литературная сатира. В области сатиры присутствовали самые разные жанры — от комического романа до эпиграммы. Число выходивших тогда сатирических журналов достигало нескольких сотен. Ведущей тенденцией стала демократизация сатиры. «Язык улицы» хлынул в изящную словесность. Сатирические произведения наиболее значительных новеллистов эпохи — М. Зощенко, П. Романова, В. Катаева, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Кольцова — печатались в «веселых библиотеках» «Бегемота», «Смехача», издательства «Земля и фабрика» (ЗИФ).

Основные тенденции развития сатиры в 1920-х годах у всех авторов были едины — разоблачение того, что не должно существовать в новом обществе, созданном для людей, не несущих в себе мелкособственнических инстинктов; высмеивание бюрократического крючкотворства и т.д.

 

Жанровое разнообразие, проблематика и тенденции развития литературы 20-х годов

В означенный период появляются новые жанровые разновидности. Прежде всего, это связано с активизацией агитационного начала в литературе. В художественных произведениях смело используются формы, прежде характерные лишь деловой речи: В.Маяковский «Приказ по армии искусства»; Д.Бедный «Манифест барона фон Врангеля»; Н.Асеев «Автобиография Москвы» и др. Жанры газетные (фельетон, репортаж, интервью) выступают в художественной литературе как равноправные литературно-художественные формы: Н.Асеев «Литературный фельетон»; В.Луговской «Реклама зубного порошка» и т. д. Для агитационных целей часто использовались в те годы жанры фольклора: дума, песня, сказание, частушка.

Следующей характерной для литературного движения 20-х годов чертой следует считать поиски в сфере художественной речи. Проявления этих поисков многообразны. Например в литературе этого периода встречался так называемый «орнаментальный стиль». Слово «орнамент» в буквальном переводе на русский означает «украшение». Многие писатели того времени, пытаясь представить жизнь эпически возвышенно, прибегали к сказовому, узорчатому праздничному языку.

«Сверкающее кольцо казачьих сабель под утро распалось на мгновение на севере, подрезанное горячими струйками пулемета, и в щель прорвался лихорадочным последним упором малиновый комиссар Евсюков» ( из повести Б. Лавренева «Сорок первый»).

Новаторские явления в области художественной формы, в первую очередь, были обусловлены необходимостью выразить созвучное времени содержание. Писатели обратились к непосредственному воспроизведению исторических событий. Кто-то славил революционную действительность, кто-то проклинал ее, но интерес именно к исторической современности оказался единым. С восторгом повествовали о Великом Октябре и деянихя Красной Армии в годы гражданской войны Д. Фурманов, А. Серафимович, М. Светлов,А. Фадеев и др. С противоположной позицией выступали И. Бунин, А. Аверченко, И. Шмелев и др. Миаил Волошин пытался примирить противоборствующие стороны.

Поэтизация «железного потока» революции и гражданской войны как великой «очистительной силы» стала устойчивой тенденцией в литературе рассматриваемого периода. Ведущей в произведениях такого рода становилась нравственная проблема взаимоотношения «героя» и «массы». Героем выступал большевик-ленинец, который ценой неимоверного личного напряжения превращал отсталую народную массу в сознательный коллектив борцов за идеи коммунизма. А.Серафимович в романе «Железный поток» (1924) описывает именно такую ситуацию.

Герою-большевику своей сознательностью приходилось преодолевать стихийность народного характера. В романе Д. Фурманова «Чапаев» коммунист Клычков «организует» и упорядочивает неуемный характер комдива Чапаева.

Писатели своими книгами должны были ответить читателю, насколько революционное насилие согласуется с принципами гуманизма. В произведениях, прославляющих классовую борьбу, доказывалась человечность такого насилия, поскольку целью его является счастье человечества. Характерна сцена из романа А. Фадеева «Разгром», в которой командир партизанского отряда Левинсон приказывает отобрать у встреченной партизанами семьи корейца свинью, обрекая тем самым несчастных мирных жителей на голодную смерть. Левинсону необходимо «сохранить отряд как боевую единицу». Отряд продолжит борьбу с врагами революции, то есть будет утверждать всемирную справедливость. Перед этой справедливостью меркла трагедия отдельного корейца с семьей.

Так в жизни, и в литературе сталкивались между собой понятия «пролетарской морали» и морали общечеловеческой. Пролетарская нравственность требовала от гражданина полного отказа от общечеловеческих чувств, беспредельного подчинения революционному долгу. Как образное воплощение такой морали в произведениях возник герой-монумент, полностью подчинивший себя борьбе за победу коммунизма.

Поэтизация железных борцов за дело революции обязательно сопровождалось в произведениях 20-х годов искорками пушкинской «милости к падшим». И в этом сказывалась неумолимая логика общечеловеческого гуманизма. В некоторых художественных произведениях рассматриваемого периода такой гуманизм выходил на первый план повествования. В них писатели отказывались от канонического понимания героического деяния. Их персонажи пытались сохранить личность в себе и в этом видели подлинное проявление героизма. Как правило, такая, несомненно справедливая, позиция приводила их к трагедии.

Сложную картину общественной жизни времен гражданской войны представил И.Бабель в книге «Конармия». Героическое и трагическое переплетается в судьбе многих изизображенных в книге персонажей. Герой вошедшей в «Конармию» новеллы «Соль» Никита Балмашев, солдат революции, убивает женщину, которая для того, чтобы попасть в красноармейский вагон, завернула в пеленку куль соли, пытаясь сохранить свое добро от красноармейцев, и выдала сверток за грудного ребенка. Но ранее именно Никита пустил женщину в вагон, уважая в ней мать с ребенком, уберег от насилия (над двумя другими пассажирками красноармейцы надругались). Перед смертью женщина говорит: «...не я обманула, а лихо мое обмануло». Так кто же он, Балмашев? Спаситель или убийца? Творец добра или трагическая жертва злых обстоятельств? Книга И.Бабеля убеждает: действительность революции гораздо сложнее «плакатной» правды.

Одной из тенденций в литературе 20-х годов было изображение революции и гражданской войны как общероссийского апокалипсиса, пути в историческую гибель, торжества «грядущих хамов». Такой виделся октябрьский переворот писателям русского зарубежья. Действие повести В.Набокова «Машенька» происходит в Берлине начала 20-х годов, в среде русских эмигрантов. Перед читателем проходит ряд несчастных жертв революционной бури. Их судьбы изломаны Октябрем, они не прощают большевикам своего вынужденного расставания с родиной. Но писатель не скрывает и другого: сами эмигранты, представленные в повести, –люди духовно несостоятельные, прозябающие в скепсисе и взаимном недоверии.

Облик гражданской войны воплощен в романе М. Булгакова «Белая гвардия». Название этого произведения служит ключом к расшифровке его нравственного содержания. Белая гвардия — не только принятое в истории военное понятие, но и символ порядочности, чести, совести.

По сути дела, о белой гвардии как о военном формировании в романе почти не говорится: добровольческий полк распущен, так и не приступив к действиям, офицеры не воюют, а спасются от преследующих их солдат Петлюры. Писатель обращает внимание на ситуации нравственного свойства. Первая из них предательство Тальберга — мужа Елены. Когда он собирается в бега, Булгаков высказывает удивительное замечание: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы»» Абажур священен». Может быть, в этой фразе нравственная суть романа. Абажур — символ семейного уюта, мира, спокойствия. Символ совести. Тальберг «сорвал абажур» (нарушил гармонию домашнего очага) и тем самым поступил против совести, решился на подлость.

В литературе 20-х годов одной из важных тем была тема места интеллигенции в жизни общества. Разнообразная трактовка этого вопроса в различных произведениях сводилась, по сути, к одному вопросу: соглашаться с революцией или нет. В пьесе К. Тренева «Любовь Яровая» героиня не просто признает большевиков, но и помогает им найти и арестовать ее мужа — Михаила Ярового. Так же поступает и Татьяна Берсенва в пьесе Б. Лавренева «Разлом». Она раскрывает белогвардейский заговор, возглавляемый ее мужем — офицером Штубе.

Но не все писатели данного периода говорили о революции. Наиболее популярными созданиями А. Грина этого времени являются его повести «Алые паруса», «Блистающий мир», «Бегущая по волнам». В каждом из этих произведений представлены взаимоотношения мечты и реальности. Герои, воплощающие в себе мечту, окружены бездушным рациональным обществом, не способным на фантазию и возвышенные движения души..

Утверждению революционных идеалов служили и научно-фантастические произведения: романы А. Беляева «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», Г. Адамова «Тайна двух океанов». В них утверждалась мысль о том, что активное преобразование мира средствами науки и техники необходимо, но допустимо оно лишь при условии прогрессивной социальной позиции ученого.

На рубеже 20-30-х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткультовцев, изменила ориентацию. Глава социологической школы В. Фриче начал поход против романтизма как искусства идеалистического. Появилась статья А. Фадеева «долой Шиллера!», направленная против романтического начала в литературе.

Безусловно, это было требованием времени. Страна превращалась в огромную стройку, и читатель ждал от литературы немедленного отклика на происходящие события. Но раздавались голоса и в защиту романтизма. Так, газета «Известия» публикует статью Горького «Еще о грамотности», где писатель защищает детских авторов от комиссии детской книги при Наркомпроссе, которая бракует произведения, находя в них элементы фантастики и романтики.

И, тем не менее, лирико-романтическое начало в литературе рубежа 20-30-х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико-романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы доминирующее место начинают занимать эпические жанры (А. Твардовский, Д. Кедрин, И. Сельвинский).

Таким образом, основными чертами этого периода были воздействие событий революции и гражданской войны на литературное творчество, борьба с классическими тенденциями, приход в литературу новых авторов, формирование эмигрантской литературы, тенденции к многовариантному развитию литературы в начале периода и нарастание негативных тенденций в конце.

 

Вопросы и задания

 

1. Назовите основные литературные принципы Конструктивистов

2. Назовите основные черты поэзии группы «Кузница»

3. Лозунгом какой организации стало уничтожение старой культуры и создание новой?

4. Что такое «орнаментальный стиль»?

5. Чем были обусловлены новаторские явления в области художественной формы?

6. В каком произведении главная героиня не только признает власть большевиков, но и содействует аресту своего мужа, новую власть не признавшего?

7. Какие авторы в названном периоде работали в жанре научной фантастики?

8. Назовите фамилию командира партизанскогоотряда из романа А. Фадеева «Разгром»

9. В каком призведении девушка убивает любимого мужчину, руководствуясь революциоными идеями?

10. Какую литературную позицию занимал Борис Пильняк?


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 1267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!