Список использованных источников



Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

Факультет эстетического образования

Кафедра музыкально-педагогического образования

 

 

Анализ

хорового произведения

 

«Сосна»

Слова М. Лермонтова                           Муз. С. Рахманинова

 

                       

 

 

Исполнитель: студентка 20 группы

заочной формы

получения образования

Соболевская Е. И.

 

Руководитель: преподаватель   

Романович Е. Е.

 

Минск 2018


Содержание

I. Общие сведения о произведении и его авторах....................................... 3

Анализ литературного текста.................................................................... 4

II. Музыкально-теоретический анализ........................................................... 5

III. Вокально-хоровой анализ......................................................................... 6

IV. Исполнительский анализ........................................................................... 7

V. Заключение................................................................................................. 8

Список использованных источников......................................................... 9

Приложения.............................................................................................. 10

 


I. Общие сведения о произведении и его авторах

Хоровое произведение «Лес» написано М. Речкуновым на стихи А. Кольцова для смешанного хора a cappella.

Хоровой жанр (миниатюра, хор крупной формы, обработка, переложение, часть оратории, кантаты, сюиты, оперный хор, хоровая сцена и др.). Если анализируемое произведение часть более крупного сочинения, следует кратко охарактеризовать остальные его части, чтобы иметь представление об общем содержании произведения (составе исполнителей, количестве и названии частей).

Краткие сведения о творчестве композитора. Годы жизни. Общая характеристика творчества. Основные произведения. Более подробная характеристика хорового творчества.

Краткие сведения об авторе литературного текста. Годы жизни. Общая характеристика творчества.


Анализ литературного текст а

Изложение литературного текста (выписать весь текст, использованный в данном произведении).

Содержание литературного текста, его тема, идея. Образы, форма изложения, размер (количество строф, куплетов и т.д.). Сравнение текста, использованного при создании хорового произведения, с литературным оригиналом, возникшие изменения и их причины. Если использованный композитором текст является фрагментом литературного произведения (стихотворения, поэмы и т.п.), необходимо дать общую характеристику всего произведения.

Взаимосвязь литературного текста и музыки. Степень соответствия содержания литературного текста содержанию музыки, форме хорового произведения. Взаимосвязь строения литературного текста и формы хорового произведения.


II. Музыкально-теоретический анализ

 

Определение формы произведения: одночастная (период), куплетная, куплетно-вариационная, двухчастная (простая, сложная), трехчастная (простая, сложная), строфическая, вариации, рондо, соната, цикл. Особенности использования композитором традиционной формы при воплощении своего замысла в данном произведении (размер и соотношение частей и др.).

Характеристика мелодии-темы: характер, интонация, ритмические и ладовые особенности строения. Распределение музыкально-тематического материала между хоровыми партиями.

Пример 1

 

 

Темп, его отклонения, определение смыслового содержания темпа, метроритма и размера произведения. Анализ темповых отклонений.

Пример 2

 

Пример 3

 

Разбор ладотональных особенностей произведения, характеристика тонального плана (основная тональность, отклонения, модуляции), ладовых особенностей (использование композитором народных диатонических ладов или характерных ладовых оборотов).

Пример 4

 

 

Потактовая схема гармонического анализа: подробный разбор гармонии с общепринятым обозначением функций и названием каждого аккорда (см. Приложение 3).

Пример 5

 

 

Характеристика хоровой фактуры (гармоническая, гомофонно-гармоническая, полифоническая, смешанная); взаимосвязь ее с содержанием произведения и выразительными средствами хора.

Пример 6

 


III. Вокально-хоровой анализ

Хоровое произведение «Белая черемуха» написано для 4-хголосного смешанного хора с divisi в басовой партии.

Диапазоны хоровых партий:

Пример 7

 

Диапазон хора:

 Пример 8

 

 

Анализ тесситуры, степени вокальной загруженности хора и отдельных хоровых партий, роли различных партий в произведении (исполнение основного мелодического материала, подголосков, аккомпанемента).

Пример 9

 

Приемы хорового изложения (tutti, использование неполного состава хоровых групп, divisi, сопоставление, постепенное включение, дублирование, перекрещивание, колористические приемы).

Пример 9 

 

 

Пример 10

 

 

Пример 11

 

 

Выявление специфики певческого дыхания (по фразам, цепное),

Пример 11

 

характера звука (“светлый”, “темный” и др.),

приемов звуковедения (legato, non legato, marcato, staccato).

Анализ особенностей хорового строя. (Выявление наиболее сложных в интонационном отношении моментов с учетом закономерностей мелодического (горизонтального) и гармонического (вертикального) строя. Краткое описание методических приемов преодоления интонационных трудностей.

Пример 12

 

Пример 13

 

Анализ типов и видов ансамбля (общий и частный, естественный – искусственный, мелодический, ритмический, дикционный, тембровый, темповый).

Пример 13

 

Анализ дикционных особенностей произведения. На основе анализа литературного текста краткое описание методов работы над дикцией (учет подтекстовки, бестекстового пения и т.д.).

Пример 13

 

Определение количественного состава хора, необходимого для исполнения данного произведения (большой, малый, средний) и его квалификации (профессиональный, опытный, самодеятельный, начинающий).


IV . Исполнительский анализ

Раскрытие творческого замысла авторов произведения на посредством:

– сопоставления литературного и музыкального текста на основе взаимосвязи между музыкальными и литературными фразами;

– выявление роли и значения использованных композитором музыкально-выразительных средств (темпа, агогики, динамики, фразировки); определение общей динамической и смысловой кульминаций (взаимосвязь общей и частной кульминаций в произведении).

Выявление специфических исполнительских трудностей, в связи с особенностями жанра и формы произведения (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма, куплетность, репризность и др.). Определение характерного (для данного произведения) основного исполнительского принципа (цельность, непрерывность развития, эпизодичность, детализация, периодичность и др.).

Выбор и описание приемов дирижерской техники, необходимых хормейстеру при практической работе с хором, во время концертного выступления, определение характера дирижерского жеста (ауфтакты к вступлению, снятию; приемы исполнения дробленных долей, фермат, дыхания; и т.д.).

Пример 14

 

Изложение собственного исполнительного плана (интерпретация произведения).

Определение в произведении наиболее важных и трудоемких моментов, требующих особого внимания в процессе репетиций, методов эффективной работы над ними (сольфеджирование, транспонирование и др.).


V. Заключение

Выявление некоторых стилевых черт творчества композитора в данном произведении (при сравнении с другими его сочинениями).

Наличие различных редакций партитуры, причины их возникновения и их сравнительный анализ.

Сравнение анализируемого произведения с другими, написанными на тот же текст.

Впечатление от возможного (живого) его прослушивания.

Сравнение различных исполнительских интерпретаций.

Выявление собственного отношения к изучаемому произведению.


Список использованных источников

1.  Чесноков, П. Г. Хор и управление им. – 3-е изд. – Москва, 1961.

2. Стулова, Г. П. Типы дыхания в пении [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-dyhaniya-v-penii. – Дата доступа: 16.12.2017.

3. Ямб [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://literary_criticism.academic.ru/449/%D1%8F%D0%BC%D0%B1. – Дата доступа: 16.12.2017.

4. Стулова, Г. П. Типы дыхания в пении / Г. П. Стулова // Наука и шк. – 2016. – № 2. – С. 105–108.

5. Люш, Д. В. Развитие и сохранение певческого голоса / Д. В. Люш. – Киев : Муз. Украіна, 1988. – 144 с.

6.   

7.   

8.   

9.   

10.   

11.   

12.   

13.   

14.   

15.  

 

 


Приложени е І

 

ХОРОВАЯ ПАРТИТУРА

«Белая черемуха»

(муз. Б. Фомина, ст. Б. Тимофеева, обр. А. В. Свешникова)


Приложение ІІ

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!