Краски, растворитель и их приготовление.



 

Для художественной росписи употребляются фабричные краски в порошке (из них приготовляются все виды красок для живописи: масляные, акварель, гуашь, клеевые, пастель и др.). В старину, а впоследствии и в лаковой миниатюре, художники приготовляли краски сами. Их делали на яичном желтке, разведённом столовым уксусом или хлебным квасом, можно разводить пивом или дождевой водой, и называли их ''яичными'', или ''желтковыми''. Приготовление яичного растворителя. Прежде всего, надо тщательно отделить желток от белка, т.к. даже ничтожное его количество помешает художнику в работе (белок будет висеть на кисти и не позволит провести тонкие линии). Куриное яйцо аккуратно разбивают с тупого конца (острый конец менее пригоден), пробитое отверстие хорошо обравнивают и выпускают из него белок. Теперь следует удалить остатки белка с поверхности желтка и с внутренних стенок скорлупы, не повредив их. Для этого желток выкатывается на ладонь левой руки, а правой зачёрпывают заранее приготовленную воду и указательным пальцем хорошо промывают скорлупу. Затем желток переваливают с левой руки на правую, причём остатки белка остаются на ладонях, и желток от него совершенно очищается. Прорвав на желтке плёнку, его переливают обратно в уже чистую скорлупу, которую дополна наливают уксусом. Всё вместе хорошо разбалтывают круглой лопаточкой. Приготовленная таким способом жидкость и является растворителем для сухих красок. Яичный желток служит в нём связующим веществом, а уксус превращает порошок краски в жидкую массу и съедает излишнюю жирность желтка. У недостаточно опытного мастера растворитель может получиться слишком жирным или слишком жидким – и то, и другое одинаково плохо для работы. Жирная краска ложится грубо и может потрескаться, а жидкая – белеет и не поддаётся технике плави. Опытный мастер умеет сразу определить жирность желтка. Если он от зимнего яйца, то указанная дозировка достаточна, если же от летнего – растворитель получится жирным, в него придётся ещё добавить уксус. Правильно составленный растворитель позволяет мастеру легко справиться с приёмами роскрыши, росписи и плавей как жидкими красками, так и их корпусным наложением. Растворитель приготовленный на хлебном квасе (в тех же пропорциях, что и на уксусе), обладает большими достоинствами и даёт возможность работать ещё лучше: краски, приготовленные на нём, ложатся мягче и звучнее. Но, к сожалению, к этому растворителю в наше время прибегают редко.

Приготовление красок для росписи. Перед приготовлением надо проверить, хорошо ли краска растёрта. Если порошок грубый – его перетирают на каменной плите курантом. Истёртую до нужной тонкости краску соединяют с растворителем, размешивая указательным пальцем правой руки. Раньше краски растворяли в деревянных столовых ложках, от которых отрезали черенки. Позднее появились точёные деревянные чашечки, теперь их заменили пластмассовые. В них удобно растворять краски, а уже растворённые, в пластмассовой посуде они меньше сохнут и дольше сохраняются от порчи (их обычно разводят сразу на 2-3 дня). В чашечку насыпают сухую краску в количестве, потребном для предстоящей работы, и наливают немного растворителя, чтобы получить сначала густую массу, т.к. её легче растворить. Потом растворитель понемногу доливают, доведя краску до такой степени жидкости, что её можно брать кистью. Поскольку краски при работе нужны разные – густые, среднеё жидкости, а иногда и очень жидкие, их надо всё время разбавлять. Это делают на фарфоровом блюдце, или на стекле, с обратной стороны которого наклеена белая бумага. На нём же, смешивая краски основных цветов, мастер составляет множество красочных тонов, нужных ему для живописи.

Этапы выполнения копии фигуры палехской лаковой миниатюры.

                                                                                                     

1. Перевод рисунка                       2. Белильная подготовка

 

3. Роскрышь.                                  4. Роспись. Окончательная отделка                                      

                                                             красками

                

                   5.Изделие покрытое лаком ПФ 283

Перед тем как приступить к росписи изделия, студенты отрабатывают мастерство, копируя фрагменты росписи (горки,домики,деревья,животных).               

                                                 

Заключение.

Палех – это сложившееся на протяжении нескольких столетий художественное сообщество, соединяющее в себе:
народные художественные традиции и профессиональный уровень мастерства;
духовное и светское начала в изобразительном искусстве;
провинциальную принадлежность и мировую известность;
укорененность в народном бытие и интеллигентное начало;
многогранность художественных проявлений, имеющую, возможно, своим истоком синкретизм народного искусства.

Палех как крайне интересный культурный феномен, возникший и существующий в российской провинции, необходимо рассматривать в контексте художественно-историческом.

Можно ли было думать, что через иконопись , консервативнейшее ремесло.....живописи, мастера Палеха и Мстёры придут к их современному отличному мастерству, которое вызывает восхищение…….

Палех, его история – яркий показатель того, как мудро умеет революция связывать прошлое с настоящим……….                                                   Палех всегда будет выразителем поэтических образов народа.

                                                                                                           М. Горький.

Тонкое, своеобразное искусство палехских мастеров не только не погибло, но расширилось и упрочилось, и можно считать, повидимому, окончательно спасённым для будущего.

                                                                                               А. В. Луначарский.

Шедевр гармонии богатой, утончённой и изысканной.

                                                                                                       Ромен Роллан.

                                                                                      

                                 Список литературы.

1. Зиновьев Н. М. « Искусство Палеха». 2-е изд. Л.,( «Художник РСФСР»),1975.

2. Навозов А. И. « Палехское чудо». М., « Сов. Россия" 1976.

3. Некрасова М. А.« Искусство Палеха» . [ М.,« Сов. Художник»,1966 ].

4. Котов В. Г. Государственный музей палехского искусства. М.,                         «Изобразительное искусство», 1975.

5. Кульчицкая Г. П. « Миниатюра Палеха». – Л., художник РСФСР,1979.

6. Щаницин В. А. « Палех и палешане». – М.,1994 г.

7. Вихрев Е. Ф. Палех( очерки быта творчества палехских кустарей).

8. Гущин А. С. Палехские миниатюры, Л., - 1930г.

9. Семеновский Д. Н. Село Палех и его художники. КОИЗ, 1932г.

10.  Котов В. Т. Голиков И. И. 1959г.

11.  Пирогова Л. Л. « Мастера Палеха» М., 1988г.

12.  Тихменов Д. Н. Статья о Палехе. М., 1960г.

13.  Палех. Сборник статей. Народное декоративное искусство РСФСР, Москва,1957г.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!