История появления абсурда в театральном пространстве



Введение

АБСУРД (от лат. absurdus – нелепый) – граница, изнанка, оборотная сторона смысла его превращенная форма.[1]

В театре абсурд присутствует не так давно, он возник в 50-х годах прошлого века.  В абсурдистских постановках, в отличие от классического театра, автор передаёт зрителю своё ощущение какой-либо проблемы, постоянно нарушая логику. Зритель, привыкший к обычному театру, испытывает дискомфорт, что и является целью «нелогичного» театра. Он заставляет зрителя, избавится от своих рамок и взглянуть на свою жизнь по-новому.  Сторонники «логичного» театра говорят, что мир в «театре абсурда» представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. Но логика в абсурдном театре всегда есть, она своя особенная. Абсурд родился во Франции, и если бы не интерес публики к этому жанру, то вряд ли бы он дожил до наших дней, но об этом более подробно, я напишу в пункте 1.2. 

Приверженцы абсурда в искусстве вообще вслед за родоначальниками жанра (Ионеско, Беккет) утверждают бессмысленность человеческого существования, и мир воспринимают как свалку отходов «нагромождение поступков, слов и судеб»[2] Причинно-следственные связи в их творениях часто отсутствуют, а герои не могут понять друг друга. Пусть «театр абсурда» в прямом и точном его значении встречается редко, зато абсурдистская эстетика становится заметно популярнее. Она уже распространяется не только на классику абсурда, но и на классику вообще. Театр абсурда разрушает веру в психологический театр, в психологические мотивировки, в обоснованность, мотивированность поведения персонажей. Чаще всего в пьесах театра абсурда мы видим не индивидуальности, а типажи, человека-функцию, социальные маски, лишенные индивидуальных черт и даже имен. Время и место в абсурдистских пьесах - это "нигдея", нигде и никогда. Поэтому рушится и психологическая детализация диалога.

При этом абсурдистский мир предельно комичен. Абсурдисты - не взирая на свой социальный пессимизм - изображают мир в той точке гниения, когда уже никого не жалко. Поэтому есть интерес к пародии, низовому жанру, смеховым реакциям, цинизму.

Абсурдный театр сейчас является неотъемлемой частью современного театрального мира. Многие режиссеры в театре и в кино творят свои шедевры в этой эстетике. Один из признанных  мэтров  здесь, конечно, Юрий Николаевич Бутусов – российский театральный режиссёр. С 2011 по 2018 годы - главный режиссёр и художественный руководитель Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета. С 2018 года - главный режиссёр Театра имени Евг. Вахтангова. Он «кроит» Шекспира, ставит совсем по-новому Чехова и получается в итоге,  зрительское признание, внимание и любовь. Китч, которым вполне могли бы обернуться любые заигрывания с жанром абсурда, здесь отсутствует. Вместо него — вкус, стиль и философская глубина.

 

Целью данной курсовой работы является исследование темы «Элементы абсурда в творческом почерке Ю.Н. Бутусова», для достижения этой цели, мне необходимо  рассказать, что такое абсурд, какие есть особенности в этой эстетике, как и с чего она появилась, ну и, конечно же, затронуть понятие абсурда в постановках Юрия Николаевича Бутусова.

Глава 1. Специфика абсурда как театрального направления.
1.1. Общая характеристика абсурда. Отличительные особенности эстетики.

Свою работу я хочу начать с того, что рассказать, что же такое абсурд.

«Абсурд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый»; от лат. ad absurdum, «исходящий от глухого») — нечто алогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу...[3]» Само слово абсурд впервые употребил американский критик Мартин Юлиус Эсслин. Но писатели отрицали, что их пьесы абсурдны, так как, они видели так настоящую действительность. Основоположниками абсурда в драматургии стали  Сэмюэл Беккет в пьесе «В ожидании Годо» и Эжен Ионеско автор пьес «Лысая Певица» и «Носорог». Эти авторы не были французами от рождения, но писали на французском языке. Жан-Поль Сартр отмечал, «Именно неродное ощущение языка давало им возможность рассматривать его как бы на расстоянии, препарировать, доводя языковые конструкции до абсурда...»

Несмотря на то, что абсурд достаточно молодое направление на фоне многовековой истории театра, и кажущуюся изолированность от поступательного развития театрального искусства, это эстетическое течение имеет глубокие философские и культурные корни.

   

Философской базой этого направления является философия экзистенциализма, возникшая в двадцатых годах прошлого века. Она развивала тезис об абсурдности окружающего мира, вечном одиночестве человека и человеческого бытия. Основной мыслью произведений писателей – абсурдистов является отчуждение человека от миропорядка и вечная тема одиночества героя. 

Если философия эстетики абсурда берёт своё начало из философии того времени, то «зачатки» абсурда можно найти в основах театрального искусства.

 

В абсурдных пьесах язык, выступает как препятствие общению, герои как бы говорят друг с другом, но это только так кажется, зачастую они кричат свои реплики в пустоту. Человек одинок в этом большом мире. Мартин Эсслин в своём большом исследовании «Театр Абсурда» ещё выделяет несколько отличительных моментов эстетики этого жанра. Первое что он выделял это:   

 

«Чистый» театр, то есть абстрактные сценические эффекты, схожие с эффектами цирка или ревю, используемые жонглерами, акробатами, матадорами и мимами.

Клоунада, Буффонада, сцены сумасшествия.

Вербальная бессмыслица.

Литература снов и фантазий, часто включающая мощные аллегорические компоненты...»

В абсурдном театре с помощью «разрушают» ту серьёзность и «образцовость» академического театра. Как бы показывая, что окружающий мир это балаган, который окружает героя, мелькает яркими красками, кричит и шумит. Хочется отметить, что сюжеты балаганного театра, зачастую были просты, но в абсурдном театре это не так, там остаётся довольно сложный сюжет, но с колкой сатирой и острыми темами актуальными на данный момент.

Ещё одним важным элементом является подражанию театру марионеток или театру кукол.

Очень часто режиссёры и писатели превращали своего героя в куклу или марионетку, двигающуюся по воле судьбы, ибо абсурдный герой это безвольный объект, без своего мнения, и своих желаний. Драматический конфликт, т.е. столкновение между индивидуумами тоже уходит из мира абсурда, он возможен только тогда когда  существует иерархия ценностей – религиозных, политических, нравственных. Когда нет веры в них конфликт, предполагающий разрешение в конце пьесы, становится невозможным.

История появления абсурда в театральном пространстве

Как я уже говорила, абсурд в театральном пространстве родился во Франции в 50-х годах.  Казалось, пьесы  невозможно было  ставить на сцене: в них отсутствовали привычные образы, не было понятного сюжета, привычного конфликта, а слова выстраивались в бессмысленные диалоги. Эти произведения были совсем не понятны для реалистических театров.  Но когда за них взялись режиссёры-экспериментаторы, выяснилось, что драматургия абсурда предоставляет богатейшие возможности для оригинальных сценических решений. Иные требования предъявлялись к актёрской игре,  прежде всего, важна  пластика, жесты, пантомимность восточных театров. Театральная условность открыла в пьесах «абсурдистов» множественность смысловых пластов. Основоположниками абсурда, как я уже говорила являются Эжен Ионеско и  Сэмюэл  Беккет.

 

Эжен Ионеско ( 1909-1994)

Французский драматург румынского происхождения, один из основоположников эстетического течения абсурдизма, признанный классик театрального авангарда XX века. Член Французской академии, член Румынской академии.[4]

Именно его пьеса Лысая певица» (1950). Стала дебютной постановкой в театре абсурда.  Постановка драмы ошеломила зрителей. В этой постановке было абсурдно всё, начиная с заглавия, выбранного автором только потому, что «ни о какой лысой певице» в драме не упоминается.

 

 «Лысая певица» демонстрирует антидраму своей фрагментарностью, антипсихологизмом, абсурдностью, языка. Ионеско говорил, что для некоторых эпизодов пьесы он выбрал упражнения из самоучителя английского языка. Та серьезность, с которой в учебнике приводят примеры для закрепления материала. У Ионеско стала основой пародийности в представлении банальностей, пронизывающих мир.

Их речь – монотонный набор повседневных банальностей, обнажающих обывательскую  сущность жизни:

Все лишено логики.

Перед нами абсурд жизни, доведенный до абсурда языка.

В пьесе кольцевая композиция: супруги Мартены сидят на сцене, как Смиты в начале пьесы и, как указывает автор, могут произносить те же начальные слова. Автором были задуманы еще два финальных хепенинга, которые из страха ни разу никем поставлены не были.

 По одному из них: дерущимся Смитам и Мэртонам Мэри объявляет: «Вот автор». Актеры, расступившись, приветствуют его аплодисментами. Автор же, приблизившись к рампе и угрожая зрителям кулаком, кричит: «Банда мошенников, я спущу с вас шкуру!»

По второму – во время ссоры появляется Мэри, которая говорит: «обед подан» и две четы мирно удаляются. Но в публике свист, несколько скандалистов взбираются на сцену, появляется директор театра с полицейскими. Они стреляют для острастки в публику, требуя, чтобы она покинула зал

Сэмюэл Беккет (1906-1989)

Французский и ирландский писатель, поэт и драматург. Представитель модернизма в литературе. Один из основоположников театра абсурда. Получил всемирную известность как автор пьесы «В ожидании Годо», одного из самых значительных произведений мировой драматургии XX века. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года. Большую часть жизни прожил в Париже, писал на английском и французском языках.

Сценический мир Сэмюэла Беккета  населён существами, не способными передвигаться самостоятельно. Так в зрительных образах воплощается мысль автора о бессилии человека повлиять на ход событий. Мир Беккета — это мир вечного повторения.

 «Индивидуальность — это конкретизация универсальности, и каждое индивидуальное действие — в то же время надындивидуально», — писал он. Поэтому история, реализуемая в виде Судьбы или Случая, на самом деле, — результат Необходимости. Эта мысль составляла пафос многих его сочинений,

Первые работы Беккет писал на английском, потом перешел на французский.

«В ожидании Годо»: первая работа в драматургическом жанре, эта пьеса, имела успех. В двухактной пьесе все было непредсказуемо и свежо, начиная с отсутствия декораций сцене, неопределенным временем действия, эксцентричностью  главных героев, Владимира и Эстрагона. У них нет прошлого, нет будущего, социальных и психологических черт, они появились ниоткуда и движутся в никуда. Они одиноки.  Бесконечные разговоры ведутся  вокруг одной темы — прихода некоего Годо. Процесс его  ожидания и составляет сюжет пьесы. Но  Годо так и не появляется. В ожидании герои даже готовы повеситься. Кто же этот таинственный персонаж? Существовало мнение, что речь идет о Боге; ведь слово Годо созвучно английскому God — Бог. Пьеса Беккета, в силу предельной обобщенности и скрытой символики, отличается многоуровневым смысловым подтекстом. Пьеса имеет открытый финал: он предоставляет возможность придумать самим будущее героев. И подумать над значимостью и актуальностью произведения в целом.

Пьеса «наглядное пособие» драматургии Беккета. Его герои — нередко ущербные, почти калеки,  физически и морально, а потому мало двигаются. Отсюда статика, бездействие, определяющие атмосферу его драм. А за всем этим представление автора о мире, бессмысленном и алогичном, в котором так неуютно и нерадостно человеку.

Ожидание таинственного Годо, который так и не появился, — символ «невыразимого», которое, с точки зрения Беккета, невозможно облечь в шелуху слов. На вопрос, кого он подразумевал под фигурой Годо, Беккет ответил: «Если бы я знал, я написал бы об этом в пьесе».


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!