Гейльброннская программа (Из «Хроники» Лоренца Фриса)

Статей

 

Много есть нечестивцев, кои ныне, видя объединение крестьянства, находят предлог хулить Евангелие, говоря: не таковы ли плоды нового Евангелия? — Никому не повиноваться повсеместно устраивать возмущения и бунты, образовывать скопища, и все для того, чтобы изменить существующие духовные и светские власти, изгнать их, даже может быть и перебить их. На все эти безбожные и злобные суждения служат ответом нижеследующие тезисы, дабы, во-первых, смыть поношение со слова божия, а во-вторых, христиански оправдать неповиновение и даже восстание всех крестьян.

 

Во-первых, Евангелие не причина возмущения или восстания. Ибо оно есть проповедь Христа, обетованного Мессии, а слова и жизнь его учат только любви, миру, терпению и единодушию. Итак, все верующие в этого Христа должны стать любящими, мирными, терпеливыми и единодушными. Поэтому основа всех крестьянских тезисов (как это ясно видно) направлена к выполнению Евангелия и к устроению жизни на его заветах. Каким же образом дерзают нечестивцы называть Евангелие источником возмущения и неповиновения? Если, однако, некоторые нечестивцы и враги Евангелия противятся и восстают против таких чаяний и стремлений, то причина этому не Евангелие, а дьявол, его злейший враг, с помощью неверия побуждающий к этому покорных ему людей, дабы в них заглушить и отнять у них слово божие (которое учит любви, миру и единодушию).

 

Во-вторых, совершенно ясно, что крестьяне жаждут в своих тезисах евангельского учения и евангельской жизни и не могут называться непокорными, бунтовщиками. Если же господь желает услышать крестьян (которые богобоязненно молятся о том, чтобы иметь силы жить по слову божию), то кто станет отрицать волю божию? Кто дерзнет вмешаться в его решение? Кто осмелится противиться его величию? Разве он не услышал сыновей Израиля, когда они взывали к нему, и не освободил их из-под ига фараонова? Разве не может он и днесь спасти своих рабов? Да, он спасет их! И это совершится скоро! Посему верующий христианин да читает нижеследующие тезисы с усердием и по ним да судит.

 

Тому следуют тезисы:

 

Первый тезис

Во-первых, наша смиренная просьба и стремление, а также наше общее желание и мнение, что нам впредь должны принадлежать права и власть, чтобы вся община сама намечала и выбирала пастора. Также община должна иметь право сместить его, если он себя ведет неподобающим образом. Таковой избранный пастор должен нам чисто и ясно проповедовать святое Евангелие, без каких-либо человеческих добавлений, измышлений и толкований, и постоянно возвещать нам истинную веру. Ибо непрерывная проповедь истинной веры даст нам основание просить у господа о ниспослании благодати, чтобы он вселил в нас эту истинную веру и укрепил нас в ней. Если же благодать божия в нас не вселится, то мы навек останемся никуда негодной, грешной плотью и кровью; как ясно сказано в Писании, мы можем приблизиться к господу лишь через истинную веру и только с помощью его милосердия должны достигнуть блаженства. Посему нам необходим такой предстатель и пастор, и это требование оправдывается словами Писания.

 

Второй тезис

Во-вторых, большая десятина установлена была в Ветхом завете, а в Новом завете — исполнена. Тем не менее мы охотно согласны давать справедливую десятину зерном, но только так, как это подобает, сколько следует отдавать во имя божие и наделять сынов божиих. Если ее заслуживает пастор, проповедующий вполне ясно слово божие, то мы намерены установить, чтобы поставленные общиной наши церковные старосты впредь собирали и принимали эту десятину. Из нее пусть они выдают сколько нужно, по справедливости, на достаточное содержание пастору, который будет избран всей общиной, — ему и его домочадцам, как решит вся община. И что останется, то надо раздать (нуждающимся беднякам, какие окажутся в том же селе) в зависимости от положения дел и от решения общины. Что останется сверх того, следует хранить на случай военного похода для защиты страны; дабы не приходилось отягощать бедняков земельными налогами, то из этого остатка должны быть покрыты общественные нужды. Также, если бы оказалось, что одно или несколько сел сами продали по нужде свою десятину, то купившие должны ясно показать, каким путем им досталась она от целого села, и тогда владелец не лишается ее, но мы по справедливости, смотря по роду и положению дела, войдем в соглашение с ним, дабы в надлежащий срок и время ее снова у него выкупить. Если же кто не купил таковой у какого-нибудь села, а его предки сами присвоили себе ее, то мы не желаем и не должны впредь считать за собой какой-нибудь долг перед ними, а будем только давать, как сказано выше, выбранному нами пастору на его содержание или раздавать нуждающимся, будь то духовные или светские лица, как стоит в священном Писании. Малой десятины мы совсем не будем платить, ибо господь бог отдал скот людям безвозмездно; мы считаем ее несправедливой, придуманной людьми. Посему мы ее больше не желаем платить.

 

Третий тезис

В-третьих, до сих пор велось, что нас считали не людьми, а чужой собственностью; сие жалости достойно, ибо Христос ведь пролил свою драгоценную кровь и спас и искупил нас всех, и пастуха наравне с самым знатным, без всякого исключения. Поэтому в Писании значится, что мы свободны, и мы желаем быть свободными. Но не тому учит нас господь, чтобы мы были совсем свободными и не признавали никаких властей. Мы должны жить по заповедям божьим, а не в свободном плотском распутстве, обязаны любить бога, познавать нашего господа в наших ближних и поступать с другими во всем так, как мы хотели бы этого от других, как заповедал нам господь на вечере. Потому мы должны жить по его заповеди. Эта заповедь указывает и повелевает нам не то, чтобы не повиноваться властям, а, напротив, не только перед властями, но и перед всяким мы должны смиряться, мы обязаны также охотно повиноваться нашим выборным и установленным властям (которые поставлены нам от бога) во всех справедливых и христианских делах. Итак, мы не сомневаемся, что вы освободите нас как истинных и верных христиан от крепостной зависимости или Евангелием научите нас стать таковыми.

 

Четвертый тезис

В-четвертых, до сих пор велось, что ни один бедняк не имел права и не допускался охотиться за дичью, за пернатыми и ловить рыбу в речных водах. Нам думается, что это совершенно несправедливо и не по-братски, а своекорыстно и не соответствует слову божию. Также в некоторых местах господа разводят диких животных нам на зло и в великий вред, ибо наш хлеб (который господь взрастил на пользу человеку) бесполезно и по произволу пожирается неразумными зверьми (и мы это также должны терпеть и притом молчать). Это противно богу и во вред ближнему. Когда господь сотворил человека, он дал ему власть над всеми тварями, над птицами в воздухе, над рыбою в воде. Потому наше желание таково: если кто владеет водными угодьями и может надлежащими бумагами доказать, что эти водные угодья так и проданы ему вполне сознательно, то мы не станем у него отнимать их силой, ибо к этому должно отнестись по-христиански, ради братской любви к ближнему. Но кто не в состоянии дать достаточных доказательств, должен надлежащим образом передать угодья общине.

 

Пятый тезис

В-пятых, нам тяжело приходится также из-за рубки леса, ибо наши помещики всецело присвоили себе все леса, и когда бедняк нуждается в чем-нибудь, ему приходится покупать за двойную цену. Наше требование таково: какие найдутся леса и владеют ими духовные и светские господа, которые их приобрели не покупкой, и те леса должны снова отойти ко всей общине. И община вольна отпускать бесплатно каждому по его нужде дрова на отопление, а также, когда ему нужно строиться, давать ему бесплатно, но все с ведома выбранных для этой цели общинных лесничих. Если же где окажется только такой лес, который куплен честным путем, то с владельцем надо войти в братское соглашение по-христиански. Но если это владение изначала присвоено самовольно и после того продано, то должно войти в соглашение по роду дела и по велению братской любви и священного Писания.

 

Шестой тезис

В-шестых, мы тяжко обременены повинностями, которые со дня на день умножаются и с каждым днем увеличиваются. Мы просим, чтобы их рассмотрели по справедливости, дабы нас так тяжко не обременяли, но поступали бы с нами милостиво, как с нашими родителями, когда они служили, — только по смыслу слова божия.

 

Седьмой тезис

В-седьмых, мы не желаем впредь терпеть от помещика дальнейшего отягощения, а на каких условиях помещик дал какому-нибудь крестьянину ленное владение по справедливости, на таких тот должен владеть им, согласно договору помещика с крестьянином. Помещик не должен сверх срока выжимать и вынуждать от него службу или еще что даром, дабы крестьянин мог без обременения и спокойно обрабатывать и пользоваться этим участком. Если же помещик нуждается в его службе, то крестьянин должен ему добровольно и покорно выполнить ее, но только в определенные часы и время, дабы это не было в ущерб крестьянину, и службу эту крестьянин должен выполнять ему лишь за справедливую плату.

 

Восьмой тезис

В-восьмых, тяжко нам, что многие из нас владеют наделами, а те наделы не в состоянии переносить лежащие на них оброки, и крестьяне от этого лишаются тех наделов и гибнут. Пусть помещики прикажут честным людям осмотреть эти наделы по справедливости, дабы крестьянин не работал даром, ибо каждый поденщик заслуживает платы.

 

Девятый тезис

В-девятых, нам тяжко приходится из-за уголовных преступлений, для которых постоянно издаются новые статьи закона, и нас наказывают не по существу дела, а то по великой злобе к одним, то по чрезмерной благосклонности к другим. Наше требование таково, чтобы на нас налагались наказания по старому писаному закону, сообразно с наказуемым деянием, а не по пристрастию.

 

Десятый тезис

В-десятых, нам тяжко, что некоторые присвоили себе луга и пашни, принадлежащие общине; их мы обратно заберем в руки общины, разве только окажется, что они куплены честным путем. Но если они приобретены несправедливыми средствами, то пусть владельцы добровольно и по-братски придут к соглашению с общиной, как того требует положение дела.

 

Одиннадцатый тезис

В-одиннадцатых, мы желаем, чтобы совершенно был уничтожен обычай, называемый Todfall — присвоение помещиком крестьянского наследства. Мы никогда не потерпим и не согласимся, чтобы, противно богу и чести, так позорно грабили вдов и сирот, как это происходит во многих местах (на различные лады). То имущество, которое они должны были бы защищать, они у нас отняли, и если бы могли, совсем бы нас обобрали. Господь этого больше не потерпит, и это должно быть совершенно уничтожено; никто впредь не обязан ничего давать, ни малой доли наследства, ни большой.

 

Заключение

В-двенадцатых, вот каково решение и окончательное мнение: если окажется, что какой-нибудь или несколько тезисов, что здесь приведены, не соответствует слову божию, то мы тогда не настаиваем на таких тезисах; и где нам покажут, что они противны слову божию, мы от них отступимся, если нам объяснят это на основании Писания. И даже если сейчас удовлетворят несколько тезисов, а впоследствии окажется, что они несправедливы, то с того же часа они должны отмереть и отпасть. Также должны потерять силу другие тезисы, если воистину, согласно Писанию, найдутся такие, которые противны богу и тягостны для ближних; мы от них воздержимся; и решили мы действовать и жить по христианскому учению, о чем мы молим нашего господа бога, который один может нам это дать и никто другой. Да сойдет мир Христа на всех нас.

 

Гейльброннская программа (Из «Хроники» Лоренца Фриса)

Какого вида устройство или реформацию нужно принять и установить на пользу и благо всех братьев-христиан:

Во-первых, чтобы все духовные, как бог повелел и заповедал им в XXVIII главе Матвея, были реформированы и получали содержание согласно с их действительными потребностями, а не взирая на их породу и происхождение, высокий или низкий чин и корень.

К этой статье четыре декларации.

Первая касается важных господ, как-то: епископы, пробсты (1), деканы (2), каноники и тому подобные.

Далее, чтобы все монашествующие, как иноки, инокини, нолльгарды (3), тевтонские рыцари и другие тому подобные, которые с очевидностью опознаны как хищные волки в духовной личине, были реформированы согласно велению божьему, как написано в Бытии и в XIX главе Матвея.

Далее, чтобы каждая община достала себе хороших пастырей, которые бы старались пасти своих овец только словом божьим, основанным на Писании; чтобы община могла ставить и смещать их.

Далее, чтобы все священники и избранные лица на службе божьей показывали пример людям, подобно тому как это делал наш спаситель Христос. Содержать их должно честно, но с таким расчетом, чтобы остаток шел на бедных, нуждающихся людей и на общую пользу.

Во-вторых, должны быть реформированы все светские князья, графы, господа, рыцари и дворяне, чтобы бедный человек не был отягощен ими так сильно, свыше христианской свободы.

К этой статье тоже четыре декларации. Во-первых, чтобы низшим против князей и господ, бедным против богатых оказывалось равное, скорое и действительное правосудие.

Далее, чтобы все, имеющие лен от Священной Империи и ее членов, начиная от князей и кончая дворянами, получали честное содержание, - каждый сообразно своему рождению. Зато они должны верно служить Священной Римской Империи, охранять послушных и благочестивых, вдов и сирот, наказывать непослушных и злых.

Далее, чтобы все ленники честно служили единому римскому императору, как указано в Писании, более, нежели другим своим ленным господам, светским князьям Империи, для христианского мира и умножения Империи; чтобы они без дальнейшего отягощения охраняли бедных подданных; чтобы они любому человеку оказывали помощь, совет и правый суд, дабы никто не жаловался на бесправие.

Далее, чтобы все князья, графы, рыцари, дворяне, служилые - все равно, получили ли они лен от империи и имперских князей или нет, - должны вести себя по-божески, по-братски, по-христиански, честно, чтобы никто не терпел от них несправедливых отягощений. Они должны также посильно и верно охранять и защищать слово и право божье от всякого насилия, чтобы оно не уничтожалось нарочно, как это случалось до сих пор.

В-третьих, все без исключения города, коммуны и общины в Священной Империи должны быть реформированы и утверждены по божескому и естественному праву, согласно с христианской свободой.

Далее, чтобы против этого никто не вводил ни старой, ни новой человеческой выдумки ради своекорыстия, но чтобы бедному помогали так же, как богатому, и чтобы поддерживалось братское единение.

Далее, чтобы можно было выкупить всякий ценз с земли, считая по 20 пфеннигов за 1 пфенниг (4).

Далее, чтобы купцам было безопасное передвижение и чтобы на продажу любого товара был установлен порядок, которого бы и держались при торговле, чтобы преуспевала и множилась общая польза.

В-четвертых, никаких докторов (5), духовных или светских, нельзя допускать ни заседать, ни говорить, ни давать советы, ни действовать в каком бы то ни было княжеском совете и в каком бы то ни было суде, но их нужно устранить совершенно так, чтобы они от человеческих законов обратились к Божественному писанию и в качестве лиц искусных были призваны проповедовать, ибо от их деяний разоряется много народа...

Далее, так как доктора суть не наследственные служители права, но наемные холопы, которые из корысти чинят проволочки и неспешно подают советы и служат, то ни в каком суде они не должны заседать, постановлять или произносить приговор.

Далее, так как ясно как день, что через корысть докторов обе стороны часто терпят проволочку лет на десять и больше, то докторов нужно звать пасынками, а не законными наследниками права. Потому никого из них нельзя допускать ни в какой суд.

Далее, если, однако, какой-либо государь или город пожелают иметь одного или несколько докторов, то не сажать их в совет, но употреблять их лишь для совещания. Таким образом, у этих советчиков остается возможность применить разум и мудрость на умягчение, или усиление, или закрепление решения, поскольку бог обещал каждому справедливому человеку способность познать справедливость.

В-пятых, хорошо бы было, чтобы никто из духовных, будь он высокого или низкого чина, не принимался в Совет Империи или другого светского князя, господина или коммуны, ибо это им запрещено, как ясно видно в Писании.

Причина та, что через светскую мудрость и жизнь они затемняются в духе божьем, становятся ленивы и пренебрегают божьею службою. А больше всего надо опасаться, что их обольстят светские почести, так что они потеряют божью благодать, если только она была у них...

В-шестых, хорошо было бы, чтобы в Империи было устранено все светское право, которое употреблялось до сих пор, и утверждено было право божеское и естественное, как указано выше и ниже; тогда бедняк имел бы столько же доступа к праву, сколько самый главный или самый богатый.

Пусть императорский камергерихт (6) в Священной Империи германской нации состоит из 16 храбрых, честных, безупречных мужей - именно: 2 от князей, 2 от графов и господ, 2 от рыцарства, 3 от имперских городов, 3 от княжеских городов, 4 от всех коммун в Империи. Они должны будут выбрать себе [в председатели] имперского камеррихтера из графов или господ. И из числа этих 16 лиц истец и ответчик должны выбирать себе ходатая и советника по своему делу. Взятые в камергерихт лица до этого должны, по крайней мере, 10 лет заседать и действовать в суде...

В-седьмых, хорошо было бы устранить все имевшие доселе место пошлины (7), проводные поборы, пошлины со съестных припасов и другие подати и отягощения, за исключением самого необходимого, дабы простой человек не терпел от корысти.

Причины: так много развелось пошлин у духовных и светских князей, графов, господ, рыцарей, дворян, прелатов и городов, что этим затруднены все купеческие сделки, и простой человек все дороже и дороже покупает даже розничный товар.

Далее, необходимые пошлины на поддержание общеполезных нужд - мостов, дорог, путей - должны продолжаться, а остаток от них должен откладываться на общую пользу.

В-восьмых, все дороги в немецком народе должны содержаться свободно и без принуждения, без насилий и провозных поборов, без всякого исключения, ибо князья и господа держат их на правах лена от Римской Империи. А если в области какого-нибудь князя или господина кто-нибудь потерпит ущерб или у него будет отнято его имущество, то пусть этот самый князь или господин вполне за это заплатит и возместит убыток.

Далее, должна быть отменена всякая пошлина с вина, пива и меда, разве что-либо из этого будет оставлено по причине основательной.

В-девятых, должны быть устранены помоги и другие податные новшества. Исключение: римскому императору (8) должна быть оставлена его подать, которая взимается раз в 10 лет, как подтвердил и бог в главе XXII Матфея.

В-десятых, вся золотая и серебряная монета должна быть переплавлена и приведена к одному зерну и весу, однако без ущерба для вольностей и прав каждого.

И чтобы всякое горное дело было сделано свободным, будь то золото или серебро, ртуть, медь, свинец или что иное, без всякого исключения. Кроме того, необходимость требует, чтобы вся добыча золота, серебра, свинца и меди принималась имперскою камерою и покупалась за настоящую плату.

Далее, появилось много новых господ, чеканящих свою монету, отчего старая хорошая монета пропала, и распространилась в большом количестве малоценная монета. Хорошо бы выяснить право и давность этого чекана и, что не находит себе основания в вольностях и старых правах, то отменить, а исстари чеканивших свою монету, убедившись в необходимости, допустить; но они должны сообразоваться с имперской монетой, как она будет установлена и в смысле монетного дохода и в смысле чекана; на одной стороне должен быть имперский орел, на другой - герб чеканящего монету господина.

Далее, было бы достаточно иметь во всей Империи 20 или 21 чеканщика. Они должны были бы под присягою и под страхом сожжения чеканить по всей Империи золото и серебро одного зерна и веса, чтобы простой человек не терпел обмана в монете. И чтобы такие монетные дворы были установлены сообразно с положением страны и торговыми оборотами.

Далее упомянутые монетные дворы должны быть расположены в следующих странах и границах: Австрия, Бавария, Швабия, Франкония, верхнее течение Рейна.

В-одиннадцатых, нужно обратить внимание на большие потери бедных при покупках и продажах. В Империи должна быть введена одна мера, один локоть, один воз, одинаковый вес, одна длина для сукна, бумазей и всех других товаров. Отсюда следует, что все пряности и другое, что продается на центнер, будет иметь одинаковый вес. Но какие пряности или подобные товары продаются на фунты, те должны иметь вес города Труа (9).

В-двенадцатых, чтобы компании, как Фугтеры, Гехштетеры, Вельзеры и т. п., были отменены, ибо от их произвола богатые и бедные одинаково терпят отягощение во всех товарах.

Составляется ли компания или кто торгует один, в торговле нельзя иметь больше 10 000 гульденов. А у кого окажется больше, у того отнять в казну основной капитал и излишек наполовину.

Далее, купец, который сверх 10 000 гульденов имеет избыток в деньгах, может, кому хочет, давать всякие ссуды и помогать по-евангельски.

Далее, если купец сверх своего вложенного в торговые дела капитала, имеет избыток в деньгах, то он может отдать их совету своего города и в год брать 4 гульдена со 100. А господа советники могут ссужать их бедным людям под обеспечение и брать 5 гульденов со 100, и бедному и способному при этом можно будет кормиться.

Далее, чтобы всякие монетные разменные сделки были [149] запрещены и устранены под угрозою тяжелого наказания.

Далее, чтобы было установлено соглашение между большими оптовиками и торговцами, чтобы более бедным осталась розница и они могли бы кормиться.

Далее, чтобы мелкие торговцы в городах, которые продают всякого рода товар и мелочи, были разделены и чтобы каждому разрешался только один товар.

В заключение, чтобы были устранены всякие союзы князей, господ и городов и чтобы всюду соблюдался только императорский мир, без всяких проводных поборов и иных отягощений, и всякие частные распоряжения, установленные с этой целью, должны быть устранены и никогда не должны устанавливаться впредь под угрозою потери всех вольностей, ленов и регалий.

Также пусть все в Империи, даже иностранцы из других королевств, странствуют свободно и безопасно, верхом, в повозке, водою, пешком и не принуждаются ни к каким проводным поборам и ни к какому личному или имущественному отягощению, на преуспеяние бедному человеку и к общей пользе. Аминь.

1 Пробст - второе, после епископа, лицо в кафедральном соборе.

2 Декан - настоятель кафедрального собора.

3 Нолльгарды (или бегарды) - полумонашеские общины.

4 То есть сумма выкупленных платежей должна быть в 20 раз больше суммы ежегодной ренты. Это называется капитализацией из 5%.

5 То есть докторов римского права, или юристов.

6 Камергерихт - имперский палатный суд, введенный в результате имперской реформы при императоре Максимилиане I.

7 Имеются ввиду таможенные пошлины.

8 То есть императору «Священной Римской империи германской нации».

9 Город Труа находится в Шампани. Меры города Труа считались образцовыми со времени шампанских ярмарок.

 

Задание:

Изучив источники, письменно выполните задание:

1. Укажите с опорой на источники сходство и различие приведённых двух программ восставших. Особое внимание прошу обратить на сходство и различие требований восставших в «12 статей» и «Гейльброннской программе». Чем могут быть объяснены такие различия в требований восставших?

2. За 3 месяца с 19 марта 1525 года программа «12 статей» была напечатана 24 раза большими тиражами в городских типографиях. Почему крестьянская по сути программа была столько раз издана в городских типографиях? Развёрнутый ответ с аргументацией.

 

Объем ответа – 1-1,5 страницы. Ответы прошу отправлять на этот портал. В случае технических проблем с прикреплением ответов на портале их можно высылать на почту: klemeshovas@mail.ru.

 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!