Чтение наизусть учащимся стихотворения И.Ф.Анненского “Аметисты”.



Стихотворение проецируется на экран.

Вопросы:

  1. Как выглядит аметист?
  2. Какова композиция стихотворения?
  3. С чем сравнивается сверкание аметиста?
  4. Какое значение имеет звукопись в данном стихотворении?

Слово учителя.

Обратимся к творчеству художников – символистов. Рассмотрим картину Врубеля “Демон”.

Вопросы:

  1. Какие цвета преобладают на картине?
  2. Какой символический смысл заключён в образе Демона?

Группа. Текст.

Акмеизм вырос из символизма. В 1909 году молодые поэты, которые посещали собрания символистов петербургского поэта В. Иванова, создали “Поэтическую академию”, где изучали историю стихосложения. В 1911 году посетители “Поэтической академии” основали новое литературное объединение – “Цех поэтов”, название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководителями стали Н.Гумилёв и С.Городецкий. Осенью 1912 года на заседании “цеха” было принято решение создать новое поэтическое течение – акмеизм. В названии подчёркивалось стремление к вершинам искусства. Акмеистами стали Н.Гумилёв, А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут. Акмеизм был попыткой преодолеть крайности символизма: восстановить равновесие мира земного и запредельного. Акмеизм, по мысли Гумилёва, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни , отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

Акмеизм утверждает его земной мир в зримой конкретности, звучности, красочности. Доверие к предметному миру появилось у акмеистов в увлечении предметностью. Высшее место в иерархии ценностей у акмеистов занимала культура. “Тоской по мировой культуре” называл акмеизм Мандельштам. Утверждая самоценность предметного, зримого мира, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывается непосредственным жестом, перечислением вещей.

Вопросы:

  1. Кем и когда было создано объединение акмеистов?
  2. Чем акмеизм противопоставлен символизму?
  3. Что является высшей ценностью для акмеистов? Какие выразительные средства используют акмеисты? Как выражается внутреннее состояние в поэзии акмеистов?

Чтение наизусть учащимся стихотворения А.Ахматовой “Песня последней встречи”.

Стихотворение проецируется на экран.

Вопросы:

  1. Смысл названия стихотворения?
  2. В чём состоит конфликт в стихотворении?
  3. Как передано смятение героини?
  4. Как передано тяжёлое душевное состояние героини?
  5. Как передаётся в стихотворении эмоциональность речи?

Слово учителя.

Обратимся к творчеству художников – акмеистов. Рассмотрим картину Бенуа “Прогулка короля”.

Вопросы:

  1. Что изображено на картине?
  2. Какие черты данной картины позволяют отнести её к акмеизму?

Группа. Текст.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале 20 века и впервые заявил о себе в сборнике “Садок судей” (1910). Авторами сборника были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский. Эти поэты вместе с В.Маяковским и А.Кручёных создали группу кубофутуристов или “Гилею”. Футуризм отрицает культурные традиции выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлён в будущее (от латинского “футур” - будущее). Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу обывательского общества. Поэтому необходимым условием его существования является атмосфера литературного скандала.

Главная цель творчества футуристов – пробуждение к действию. Поэтому в их практике акцент заметно смещается с конечного результата на самый процесс творчества. Во всём, что касается формальных особенностей творчества, воцаряется сплошная относительность. Для футуризма характерно бунтарство и анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы.

Новые эстетические возможности апробируются футуристами в связи с переориентацией с читаемого на произносимый текст. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях. С этим связаны новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки.

Вопросы:

  1. Когда появился футуризм, кем он представлен?
  2. Какова эстетическая программа футуристов?
  3. Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала?
  4. Какова цель футуристов?
  5. В чём особенность поэтики футуризма?
  6. Почему у футуристов акцент переносится с читаемого на произносимый текст?

12) Чтение наизусть учащимся стихотворения В.Маяковского “А вы могли бы?”

Стихотворение проецируется на экран.

Вопросы:

  1. Как возникают зрительные образы в стихотворении?
  2. Как можно объяснить строки: “.. смазал карту будня...?”
  3. Как организовано стихотворение ритмически?

Слово учителя.

Генетически литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов 20 века - “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”. Почти все поэты – футуристы были художниками. Вслед за авангардистами - художниками поэты обращаются к эксперименту над словом. Художники – кубофутуристы отказываются от какой бы то ни было единой точки зрения, соединяя разные проекции. Поэтика футуристов – это поэтика сдвинутой конструкции. К. Малевича поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственного авангардистского течения - супрематизма. “Чёрный квадрат” Малевича – это взгляд в будущее.

Вопрос:

  1. Какие ассоциации вызывает картина?

Итог урока.

Проблемный вопрос:

  1. Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века?
  2. Как меняется отношение к действительности, к культурным традициям, к слову у поэтов различных направлений?

Вывод.

В смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов к утверждению действительности у акмеистов, преобразованию у футуристов. Если для символистов культура – средство преображения жизни, для акмеистов – цель, то футуристы ценят её в меру материальной полезности. Символизм выносил часть значения слова в сферу интуитивного познания, акмеизм решил вернуть словам первоначальную конкретность, а футуризм провозгласил свободу слова как такового.

15) Домашнее задание : поэтическое выступление (чтение наизусть стихотворения и устный разбор) на выбор учащегося.

Вывод: Данный урок теоретически является удачным, по моему мнению, так как очень содержателен, удачно подобраны метапредметные связи (репродукции картин), сжат огромный пласт информации, структурирован, немного однотипен, не доработан (так как подразумевается, что все три группы познакомятся с текстами, отсутствует эпиграф), и не позволяет заранее подготовить ученику выразительное чтение, только если стихотворные тексты не читаются учителем. Кажется недоработанным домашнее задание, так как следовало бы обозначить направление.  


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!