Работа с текстом комедии. Выяснение значений символического образа вишнёвого сада



Опорный конспект к урокам  литературы в 10 классе по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» 1 8.05

Примерные принципы деления персонажей:

по социальному признаку – помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком; по отношению ко времени – прошлое, настоящее, будущее;

 по принципу главных и второстепенных героев.

 по отношению к вишневому саду.

Образная система. Главные герои

Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений.Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.

Мы видим последних владельцев вишневого сада. Это Любовь Андреевна Раневская и ее брат ГаевВишневый сад дорог им как воспоминание о детстве, о молодости, о легкой и изящной жизни

Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор.

Эти люди, по выражению Горького, «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики». У них нет будущего.

Купец Лопахин

Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.

Петя Трофимов

Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия.

Второстепенные и внесценические герои.

Второстепенные герои пьесы также не поддаются однозначной характеристике. «Двадцать два несчастья» конторщика Епиходова, долги помещика Симеонова-Пищика, житейская неустроенность гувернантки Шарлотты Ивановны, беспомощность Фирса, безусловно достойны сострадания. Однако постоянные жалобы героев при отсутствии каких-либо решительных действий не могут не раздражать.

Второстепенные и внесценические герои

Особую роль в «Вишневом саде» играют внесценические герои: ярославская тетушка, любовник Раневской, дочь Симеонова-Пищика. Благодаря им художественное пространство пьесы расширяется и приближается к реальному.

Интересен принцип, на котором основана образная система «Вишневого сада»: не контраст, а сходство. Общие черты можно заметить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризисности бытия.

После выполнения работы переходим к обсуждению результатов с обязательной оценкой аргументов друг друга. Этот вид работы ценен тем, что ребята осознают: единого, “правильного” принципа деления нет, Чехов не предлагает однозначных ответов на вопросы.

Обратимся к сюжету комедии

– Произведение вами прочитано. Попробуйте предельно кратко передать сюжет пьесы. Вспомним определение сюжета. (Потеря вишневого сада, его продажа – катастрофа для всех героев пьесы. Почти все теряют кров, словно перелетные птицы.)

– Это внешний сюжет пьесы. А что происходит с героями после продажи сада, как они ощущают время? (Они потеряны во времени. Неумолимый ход времени – внешний сюжет пьесы. Такое сочетание сюжетов придает произведению философскую глубину, уводит нас от прямолинейных оценок поступков персонажей.)

АНАЛИЗ ЛЕЙТМОТИВА ПЬЕСЫ

А тем временем неумолимо приближается развязка - продажа имения вишневого сада - это лейтмотив пьесы:

1 действие - Вишневый сад продается за долги.

2 действие - 22 августа будет продаваться вишневый сад.

3 действие - вишневый сад продан. Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по деревьям.

4 действие - Вдали слышен стук топора.

Особенности конфликта пьесы

– В основе сюжета пьесы – конфликт. Ярко выраженный конфликт отсутствует. Что же приводит в движение сюжетное действие? (Борьба вокруг вишневого сада.)

- Так сколько же планов у этого образа?

Многоплановость образа вишневого сада

Знакомство учащихся с литературоведческим понятием СИМВОЛ.

 

- Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ. (Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.)

Работа с текстом комедии. Выяснение значений символического образа вишнёвого сада

 

- Какова роль вишнёвого сада в композиции пьесы? (С образом вишнёвого сала связаны основные события всех 4 действий; это сквозной образ, объединяющий всех героев пьесы.)

- Что читатель узнаёт о вишнёвом саде из 1 действия? (Это родовое имение Гаева и Раневской, и оно продаётся за долги. Уже определена дата аукциона. Лопахин предлагает план по спасению имения.)

 

- Дома вы выписывали цитаты о саде. Какие цитаты выписали из 1 действия? (Аня: «Птицы поют в саду». Фирс: «В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало… сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!..». Лопахин: «…может случиться, что на своей одной десятине он займётся хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным…». Варя: «Уже взошло солнце, не холодно. Взгляните, мамочка, какие чудесные деревья. Боже мой, воздух! Скворцы поют!». Гаев: «Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идёт прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи». Раневская: «О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, отсюда глядела на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. Весь, весь белый! О сад мой! После тёмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Посмотрите, покойная мама идёт по саду в белом платье!.. Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину… Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо… ».)

 

- Какие значения символического образа сада есть в этих цитатах? Обобщим эту информацию в кластере. (Детство, красота, Райский сад, благополучие, дачи, источник дохода)

- Как развиваются события, связанные с вишнёвым садом, во 2 действии? (Время идёт, хозяева сада не предпринимают никаких решительных действий; Лопахина, напоминающего о торгах, никто не слышит; постепенно приближается срок продажи сада – кульминационное событие).

- Какие цитаты о саде выписали из 2 действия? (Лопахин: «Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете… И вишнёвый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, - аукцион на носу!.. Напоминаю вам, господа, 22 августа будет продаваться вишнёвый сад. Думайте об этом!..» Аня: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде. Я его любила так нежно, мне казалось на земле нет лучше места, как наш сад». Трофимов: «Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Вся Россия – наш сад»).

- Как по новому раскрывается символический образ сада во 2 действии? (Оказывается, сад был свидетелем угнетения, красота как бы осквернена человеком, его жестокостью и несправедливостью; образ сада постепенно наполняется философским смыслом, становится понятно, что он обречён на гибель не только из-за сегодняшних хозяев, но и из-за их предков.)

- Что добавим в кластер? (Имение, место угнетения.)

- Чтобы глубже понять причины гибели сада, давайте посмотрим монолог Пети Трофимова из 2 действия, где он говорит о неустройстве жизни и необходимости перемен.

- Что о судьбе сада мы узнаём в 3 действии? (Сад продан; 15 тысяч, присланных ярославской бабушкой, чтобы купили сад на её имя, не хватило даже на уплату процентов; новым владельцем сада становится Лопахин).

- Давайте посмотрим цитаты. (Трофимов: «Продано сегодня имение, или не продано – не всё ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка».Раневская: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…» Аня: «А сейчас на кухне какой-то человек говорил, что вишнёвый сад уже продан сегодня». Лопахин: « Я купил… (рассказывает, как торговался)… Вишнёвый сад теперь мой! Мой!.. Если бы отец и дед мой встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню… Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишнёвому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада… За всё могу заплатить». Аня: «Вишнёвый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа. Пойдем со мной, пойдём, милая, отсюда, пойдём!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься, мама».)

- Почему Лопахин вспоминает отца и деда? (Это объясняет, почему именно он купил вишнёвый сад – он единственный герой, чьи предки были «рабами» в этом имении, совершается справедливое возмездие.)

- Как раскрывается характер Лопахина в 3 действии? (Делец, предприниматель в нём побеждает, однако смысла в его жизни больше не становится, не случайно он после первого порыва радости и гордости произносит слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».)

- Что добавим в кластер? (Родина, надежда, покупка, предмет гордости).

- Мы подошли к 4, заключительному действию. Можем ли мы утверждать, что Чехов остался верен традициям «новой драмы»? Аргументируйте. (Да, эффект последовательного нарастания сменяется эффектом последовательного спада, действие после взрыва возвращается в обычную колею; будничное течение жизни продолжается, развязки как завершения человеческих судеб нет.)

- Докажете текстом? (Гаев: «До продажи вишнёвого сада мы волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже…»)

- Какие ещё цитаты выписали из 4 действия? (Раневская: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай! Прощай!..»; в ремарках – …в саду топором стучат по дереву.)

- Итак, родовое гнездо продано, сад рубят, а все успокоились и повеселели. Можем ли мы объяснить это только беспечностью старых владельцев вишнёвого сада? (Нет, свершилось должное, вишнёвый сад пал жертвой за грехи своих хозяев. Теперь остаётся только одно - как говорит Аня, «насадить новый сад» и трудиться в нём, беречь его от всего несправедливого и злого.)

– С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.

– Что же значит для героев пьесы этот сад? Заполним схему в печатном конспекте. (Сад – это имение, символ барства, покупка, прошлое хозяев, дачи для Лопахина, символ красоты, Родины для автора.)

– Образ вишневого сада тоже дан в потоке времени. Может, в пьесе есть еще один герой, не обозначенный в афише?

– Это время. Что оно делает с героями, с их жизнью? Время – главный сюжетообразующий фактор в пьесе.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!