Русская портретная живопись последней трети XVIII в.

Русская национальная культура XIII – середина XIX в.в.»

Исторические повести и сказания XIII – XV вв.

Широкое развитие в литературе XIII века получил один жанр- исторические и воинские повести. Темами их являлись различные эпизоды монголо-татарского нашествия и борьбы с немецко-шведской агрессией: «О битве на Калке», «О разорении Рязани», «О нашествии Батыя», «Житие Александра Невского». Мощный толчок подъёму национально-патриотических чувств дала Куликовская битва: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Росту национального самосознания способствовали два международных события, получившие широкий отклик в русской литературе – Флорентийская уния и взятие Константинополя турками: «Повесть о восьмом Соборе», «Повесть о взятии Царьграда» (идея перехода к Руси всемирно- исторического значения Византии).

Распространение грамотности и просвещения в XVII в.

   Уровень грамотности оставался низким . Хотя возросла грамотность среди дворянского и посадского населения. Государственная система обучения грамоте в XVII в. так и не была создана. Обучение грамоте осуществлялось методами частного обучения у духовных лиц, а также путём семейного обучения ( кроме женщин). Устанавливалось известное единообразие в обучении грамоте благодаря появлению единообразных учебников: буквари ( печатный двор выпустил более 300 тыс букварей и около 150 тыс учебных псалтырей и часословов). Наиболее популярными были буквари Бурцева и Полоцкого. Создаются греко-латинские школы при Чудовом монастыре и Андреевском монастыре. 1665 г в Москве в Спасском монастыре была открыта школа грамматического учения. В 1687 г по инициативе С.Медведева было основано славяно-греко-латинское училище в последствии – Академия, которая по программе и устройству была настоящим высшим учебным заведением. Это было единственное учебное заведение, которое давало наряду с богословским и общее образование (грамматика, философия, пиитика, риторика).

Русская живопись первой половины XIX в.

Из всех видов изобразительного искусства живопись непосредственно испытывала на себе воздействие романтизма, который сочетался с реалистическими исканиями. Романтизм провозглашал свободу творчества и отход от академизма. Кипренский – исследование духовного мира, психологизм. Портреты: Ростопчиной и А.С.Пушкина. Айвазовский – маринист ( 6 тыс. морских пейзажей). Тропинин – портретная живопись (портреты А.С.Пушкина и жанровые картины «Кружевница», «Золотошвейка»). Венецианов – бытовой жанр, сельская тематика («На пашне», «Лето»). Брюллов – портреты, историческая живопись, пейзаж. Портреты – «Кукольник», «Самойлова» и др. Картина «Последний день Помпеи». Иванов - «Явление Христа народу» (убеждённость в необходимости духовного и нравственного возрождения человечества). Федотов – открывает школу критического реализма, раскрывает убожество и жестокость тёмных сторон жизни ( «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка»). В мае 1856 г было положено начало Третьяковской галерее.

Материалы к обзорным лекциям по спецкурсу:

«Формирование русской национальной культуры последней трети XVIII в»

Крестьянский вопрос в общественно-политической мысли, литературе и искусстве.

Созыв Уложенной комиссии 1767 г и обсуждение крестьянского вопроса. Наказы государственных крестьян. Крестьянский вопрос на страницах сатирических журналов. Журналы Новикова «Трутень» и «Живописец». Пути и способы изменения положения крестьян в представлении Новикова. Значение российской сатирической журналистики в развитии просветительской мысли России. Зарождение революционной идеологии. Радищев и его книга «Путешествие их Петербурга в Москву». Радищев про пути и средства решения крестьянского вопроса. Крестьянский вопрос в художественной литературе и искусстве. Неразработанность способов литературной передачи языка крестьян. Крестьянская тема в комических операх Попова, Аблесимова и Крылова. Отражение крестьянской темы в изобразительном искусстве. Шибанов и Ерменёв.

Русская портретная живопись последней трети XVIII в.

  В живописи идеи достоинства и богатства человеческой личности ярче всего выявились в портрете. В лучших портретах русских художников XVIII в выявлено всё, что возвышает человека: ни чины, ни титулы, ни богатство, но ум, душевное благородство и доброта. Крупнейшими русскими мастерами портрета были  Рокотов – «Портрет  Струйской», «Тулиновы», «Неизвестный в треуголке». Левицкий - «Портрет Львовых», «Молчановы», «Портрет Храповицкого», Боровиковский – «Львов», «Державин».


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!