Источники по истории и врачеванию древней Индии

Санитарно-технические постройки в Древней Индии.

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская» (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III — начало II тысячелетия до н. э.

Во многих отношениях (по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

В городе имелись мастерские, зернохранилище (размером 61X46 м), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации— древнейшие из известных в настоящее время.

Самым замечательным из них является купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12.м, шириной 7 м и глубиной около 3 м (рис. 29). Дно бассейна было покрыто битумом; его водонепроницаемость сохраняется более четырех тысячелетий. С обеих сторон в бассейн ведут две лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним-трубам, она постоянно вытекала по другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.

В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом (рис. 30). Их диаметр достигал 1 м. В больших домах строились собственные колодцы. Помещения, где они находились, были тщательно вымощены.

В каждом кирпичном доме имелась комната для омовений, которая представляла собой обычно небольшое квадратное или прямоугольное помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, имевшим покатость к одному из углов. В этом углу помещался водосток. Тесная кладка кирпичей, которыми был вымощен пол, препятствовала просачиванию воды. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города, которая, по свидетельству известного английского индолога А. Бэщё-ма, представляет собой «одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации... Ни одна другая доевняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода».

Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо важное значение. Об этом свидетельствуют также размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства древности.

Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания .в долине Инда в середине III —начале II тысячелетий до н. э.

В то же время высокий уровень санитарно-технических сооружений хараппской цивилизации не характерна зует общий уровень санитарного строительства в древней Индии в целом,— в последующие периоды истории древней Индии он значительно снизился и уже не достигал' уровня хараппской культуры.

В XIX—XVIII вв. до н. э. в долине Инда (так же, как и на территории Ирана, Афганистана и Средней Азии) отмечается упадок культурных центров. Его причины, по мнению исследователей, были главным образом внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних ресурсов).

 

 

20. Врачевание в Древней Индии.

Источники о традициях врачеввания в Древней Индии: Аюр Веды(принадлежит Чараке, Атрее и Суршуте), свод законов Ману и другие Веды

В аюрведе описаны многие анатомические образования(органы, системы с перечисленными костями, сосуды, мозг. Центр жизни-пупок.

Болезнь-неравномерное соединение 5 соков человеческого тела(земля, вода, огонь, воздух и эфир). Также причины болезни это погрешности в пиши, пристрастие к еде, физическое перенапряжение, голод. На состояние здоровья влияет климат, возраст, настроение. Наиболее уязвимы люд преклонного возраста. Суршута делил болезни на естественные и сверхъестественные.

В ведах описаны симптомы малярии, сибирской язвы, холеры. Укусы ядовитых змей рассматривались как «бич» судьбы.

В древней индии умели различать некоторые виды червей, кожные и мочеполовые болезни.

Терапия была основана на учении о соках организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к средствам очичщения(кровопускание, рвотные перпараты, прижигание, грязелечение).

Индийская медицины исходила из положения, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Больным предлагалось умеренность во всем, правильное применение медикаментов.

Врачи умели производить лапаратомию и трепанацию черепа, очищать и сушить раны.

Лекарственные средства: около 760 медикоментов из растительных трав(лекарства подразделялись на рвотные, мочегонные, вяжущие, ускоряющие роды). Описанф так же целебные свойства ртути.

У суршуты описана хирургия. Ампутация, лапаротомия, грыжесечение, лечение ран. Известны пластические операции. Около 120 хирургических инструментов.

Индийские врачи обращали внимание на психическое состояние больного: обучение медитациям, нирвана.

Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Никогда не следует есть пищу больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой, ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой. Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах. Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом; и почтить богов.

 

21. Источники врачевания Древней Индии

Источники по истории и врачеванию древней Индии

Основными источниками являются: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения — веды, I тысячелетие до н. .э.; «Предписания Ману», II в. до н. э.; самхи-ты Чараки .(«Caraka-samhita») и Суш-руты («Sushruta-samhita»), первые века нашей эры), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос (табл. 7). О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие

 

22. Методы диагностики и лечения в древнем Китае.
Диагностика в Древнем Китае основывалось на положениях традиционной китайской философии.При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследования:

1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного;

2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека и определение его запахов;

3) подробный опрос больного;

4) ощупывание, которое включает исследование пульса и давление на активные точки. (Для сравнения заметим, что методы диагностики, которыми владели врачи классического периода истории Греции V— IV вв. до н.э. в значительной степени схожи с перечисленными выше древнекитайским методами.)

Согласно преданию эти методы были введены легендарным врачевателем жившим в VI—V вв. до н.э. и известным под псевдонимом Бянь Чюэ.
Методы лечечния:
• Метод иглоукалывания (чжень)представляет собой раздражение уколом острого предмета биологически активных точек, находящихся на определенной линии (меридиане или канале) или за ее пределами.
• Метод цзю, или прижигание,представляет собой раздражение некоторых точек теплом. В качестве раздражителя используются специальные трут или сигарета.Метод иглоукалывания использовался для предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания тлеющими сигаретами.
• Лекарственные средствав Древнем Кита достигли высокого совершенства
• Развитие оперативного леченияв Древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в связи с утверждением конфуцианства.
• Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой.
• Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий в Древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика (у чин ши) и дыхательная гимнастика (ци-гун).

23. Мифология и врачевание в древней греции.
Покровителями врачебного искусства греки считали богов-врачевателей: Аполлона, Артемиду и Асклепия.
Аполлон являлся богом гармонии, духовной деятельности и искусств (музыки, пения).
Артемида считалась покровительницей рожениц и защитницей детей.
Самым главным богом – покровителем врачевания древней Греции считался Асклепий. Женой Асклепия была Эпионе, что означает «болезнеутолительница». Дочери Асклепия: Гигиея – богиня здоровья и Панакея – «всеисцелительница», покровительница лекарственного врачевания. Сыновья бога-врачевателя: Махаон, ставший впоследствии знаменитым хирургом, и Подалирий – известный врачеватель внутренних заболеваний. Все они обучались искусству врачевания у своего отца.
Врачевание:
• Подготовленных врачей очень мало (VIII в. до н.э.), что в случаях нужды и при отсутствии медицинской помощи всякий принимается за заклинания и магию. Это находит поддержку в основании особых святилищ, в которых почитается божество, приносящее здоровье и выздоровление от болезней
• Врачи оказывали помощь, как у себя на дому, так и на дому у больных. Тяжелобольным помощь оказывалась на дому. Этим объясняется полное отсутствие в древности общественных больниц
• Наряду с врачами существовал вспомогательный медицинский персонал.
• К концу V века в Греции появились должности общинных врачей. В общинах взимался особый налог (медицинский), из этих средств оплачивались врачи, из них же приобреталось все нужное врачам для выполнения их обязанностей × Вознаграждение за труд врача не было обеспечено законом. Этот добровольный гонорар врачи получали чаще всего в натуральной форме

24.Асклепейоны

 Асклепион — древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию. Асклепионы являлись не только культовыми строениями, но также и лечебными. В них жрецы лечили пациентов, прибегая к внушениям, даже гипнозам, молитвам, заклинаниям, толкованию снов пациента, впавшего в гипотетический сон, используя лечебные травы и тп. Безнадежно больным, а также роженицам вход был запрещён, религиозные правила не допускали в святейшее место все нечистое. Платон за услуги были слепки больных органов из мрамора, гипса, золота и тп.
25.Греческие мед школы

 •Кротонская школа: выдающийся врачеватель Алкмеон(6-5вв до нэ), Здоровый организм — единство противоположностей: противоположное излечивается противоположным.
* Книдская школа: выдающийся врачеватель Эврифон (5а до нэ), Учение о 4 телесных соках: кровь, слизь, светлея и чёрная желчь. Учение о признаках болезней - симптомах, диагностике.
* Косская: Гиппократ, Развитие основы врачебной этики, рассмотрение организма в целом, развитие наблюдения и лечения больного у постели.
* Сицилийская школа: эмпедокл (5в до нэ), классическое учение об элементах (огонь, вода, земля, воздух), признавали сердце главным органом сознания.

26. ХРАМОВАЯ МЕДИЦИНА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

(VI в. до н. э. - именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины)

В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции.

На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.

Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам.

После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в 'священный' сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины , у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.

В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

'Священные' сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского его военачальники долгое время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.

27. ГИППОКРАТ (ок.460-370)

Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл, в истории - век Геродота и Фукида, в философии - век Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии - век Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества - век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины - век Гиппократа.
Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу.

Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с Демокритом.

Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в себе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство.

Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в 'Гиппократовом сборнике', который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Александра Македонского - Птоломеями, правителями эллинистического Египта


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!