Схемы морфологического анализа текста

Анализ древнерусского текста

1. Переведите текст.

2. Сделайте фонетический, морфологический, синтаксический анализ текста:

Фонетические особенности:

· слова с древнерусскими и старославянскими признаками: чередование Ц/Ч:

старцы ( др.слав.: Старче),  грьци (греческий), З/Ж: княже (князь), Г/Ж: Богъ (божеский).

-фонетические черты, характерные времени создания текста (палатализация, падение редуцированных): - фонетические черты, характерные времени создания текста:

· Это литературно обработанный рассказ о историческом событии, написано в старом славянском стиле,  поэтому аорист встречается часто», а причастия на -л свойственны  прямой речи.

· Фонетические особенности:

придоша, глаголиша, имаша, избраша, реша –окончание –а происходит из «ять»-это результат палатализации-1.

Лексические и фразеологические особенности:

· группы слов, объединённых на основе тематического принципа :перечисление (приходили болгары, приходили немцы, приходили евреи, приходили греки).

· -терминологическая лексика и фразеология: глаголы говорения (рекущи-для ведения прямой речи), мыслительно-речевой деятельности (думати, хваляху, глаголаша); топонимы (названия национальностей и  народностей).

· Фразеологизм: не хулить, но хвалить.

Синтаксические особенности:

· типы предложений, преобладающих в тексте:

1) Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говорят: «Прими закон наш». Простое двусоставное (подлежащее ВОЛОДИМЕР, сказуемое СОЗВАЛ) предложение с двойной прямой речью.

2) Посем же приходиша немци, и ти хваляху закон свой.-Сложно-сочиненное предл., сочин. союз»И».

3) По сих придоша жидове. Простое двусоставное предл.

4) Се же послеже придоша грьци, хуляще вси законы, свой же хваляще, и много глаголаша, сказающе от начала миру, о бытьи всего мира.-Предл. сложно-подчиненное, с однородными причастными оборотами.

5)  Суть же хитро сказающе, и чюдно слышати их, любо кому ждо слушати их, и другий свет поведають быти: да аще кто, дееть, в нашю веру ступит, то паки, умер, втанеть, и не умрети ему в веки; аще ли вын закон ступить, то на оном свете в огне горети.-Сложно-подчиненное предл.причинно-следственной связи, осложнено причастием (сказающе), созное (союзы: кто…, то; аще…, -то).

6). Да что ума придасте? что отвещаете? Вопросительное неопределенно-личное предложение (сказуемые представлены личными глагольными формами 3 л. мн.ч.).

7) И реша бояре и старци: «Веси, княже, яко своего никтоже не хулить, но хвалить.-простое двусоставное предл. с прямой речью.

8) Аще хощеши испытати гораздо, то имаши у собе мужи: послав испытай когождо их службу, и кто како служить богу».-Сложно-подчиненноое предл.,заняение обусловленности.

9) И бысть люба речь князю и всем людем; избраша мужи добры и смыслены, числом 10.-Сложно -сочиненное предл., первая часть-простое двусоставное предл., вторая-неопределенно-личное предл. (сказуемое избраша представлено личной глагольной формой 3 л. , мн.ч).

 

Морфология:

В лето (сущ. , нач. ф.: ЛЕТО, ср.р., тип склонения : на …., Вин.пад., ед.ч., искон. форма[1]) 6495 (числительное). Созва (глагол,  ) Володимер (сущ.,имя собств., м.р., тип скл.: на…., Им.пад., ед.ч.,)  боляры (сущ. , нач. ф.: БОЯРИН, м.р., тип скл.: на –а, Вин.пад., мн.ч., искон. форма[2]); своя (местоим., притяжат., Вин. пад.,  мн.ч., ) и старци (сущ. , нач. ф.: СТАРЕЦ, м.р., тип скл.: 5*a[3] , Вин.пад., мн.ч., искон. форма[4]) градьские, и рече им: «Се приходиша ко мне болгаре, рькуще: «Приими закон нашь». Посем же приходиша немци, и ти хваляху закон свой. По сих придоша жидове. Се же послеже придоша грьци, хуляще вси законы, свой же хваляще, и много глаголаша, сказающе от начала миру, о бытьи всего мира.

Суть[5] (глагол, наст. вр. 3-е л., мн. ч. изъявительного наклонения глагола быть ) же хитро сказающе, и чюдно слышати их, любо кому ждо слушати их, и другий свет поведають быти: да аще кто, дееть, в нашю веру ступит, то паки, умер, втанеть, и не умрети ему в веки; аще ли вын закон ступить, то на оном свете в огне горети. Да что ума придасте? что отвещаете?»

И реша бояре и старци: «Веси, княже, яко своего никтоже не хулить, но хвалить. Аще хощеши испытати гораздо, то имаши у собе мужи: послав испытай когождо их службу, и кто како служить богу». И бысть люба речь князю и всем людем; избраша мужи добры и смыслены, числом 10 (числительное).

ПЕРЕВОД: В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говорят: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира.

Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о том свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?»
И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, узнай, какая у них служба и кто как служит богу». И понравилась речь их князю и всем людям: избрали мужей славных и умных числом десять.

Схемы морфологического анализа текста

Имена существительные: начальная форма, род, тип склонения (древняя основа), вариант (если есть), падеж, число, исконная или неисконная форма.

Местоимения: разряд по значению, лицо (для личных ), разновидность (для неличных местоимений), род, число, падеж.

Имена прилагательные: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), форма (краткая, полная), разновидность, степень сравнения, род, число, падеж, исконная или несконная форма (если форма неисконная, следует объяснить ее происхождение).

Глаголы: спряжение (тематическое или нетематическое), тема, класс, наклонение, время, лицо, число, род (если есть).

Глаголы в аористе

Причастия: залог, время, форма (краткая или полная), род, число, падеж.

Числительные: 6495, 10.

 


[1] лето — Древнерусское, старославянское – лето. Слово образовалось от индоевропейской основы leto в значении «время солнечного света и тепла». Исследователи полагают родственными совами древнеирландское слово laithe (день). Этимологический словарь Семёнова

[2] боярин — БОЯРИН -а; мн. бояре, бояр; м. Вероятно, общеслав. суф. производное (ср. господин) от утраченного боярь, род. п. бояре (скорее всего, искон. образования с суф. -арь от бой < бои «битва, сражение»).

[3] См.: Викисловарь (старец)

[4] СТ’АРЕЦ, старца, ·муж. 1. То же, что старик в 1 ·знач. (·книж. ·ритор. ).

[5] Суть- книжн. форма настоящего времени третьего лица множественного числа изъявительного наклонения глагола быть, Происходит от др.-русск. сѹть, ст.-слав. сѫтъ (др.-греч. εἰσίν).


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!